Единоборства

Единоборства и их спортивная традиция

А. А. Передельский Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия

Представлен комплексный историко-теоретический обзор философии, психологии, педагогики, истории и социологии единоборств. Проведен конкретно-исторический анализ антропосоциогенеза, социокультурной эволюции, научно-футурологического прогноза существования спортивных единоборств. Представленные материалы могут использоваться на практике в учебно-тренировочном и соревновательном процессе как спортивных единоборств, так и боевых искусств.

Важность проблемы исследования феномена единоборств вообще и их спортивной традиции, в частности, определяется той важной ролью, которую единоборства как имеющие многомиллионную социальную базу институциональные системы и направления организации массовой жизнедеятельности людей играли, играют и, несомненно, будут играть в истории человечества и в жизни общества.

Во-первых, единоборства являются по сути производной от самых древних родовых типов человеческой деятельности, например, производной от деятельности воинской или военной. Но в то же время единоборства выступают квинтэссенцией, средоточием того творческого, развивающего личность, созидающего начала, которое диалектически противостоит разрушительному, деструктивному в этой деятельности. Происходит это не случайно. На протяжении более чем тысячелетней истории единоборства не остались простым придатком данных типов деятельности, а породили собственный социальный институт, который стал существовать, руководствуясь собственными целями и задачами, логикой своего развития. В основе этой логики — стремление обеспечить собственное воспроизводство, воспроизводство единоборческих отношений и деятельности, воспроизводство типичной личности единоборца, воспитанного и обученного таким образом, чтобы гарантировать такое воспроизводство и в дальнейшем. Единоборства формируют мощный стимул для становления идеала целостной и жизнеспособной личности. Этот идеал объединяет в себе представления о таких фундаментальных функциях, как стремление к самосовершенствованию, самоконтролю, самозащите от агрессивных, разрушающих воздействий.

Во-вторых, единоборства не только пронесли через всю свою историю незыблемое и инвариантное представление об идеале человеческого совершенства как о единстве совершенства биосоматического, психофизического и духовного, но и предложили конкретные методологические и методические формы, методы и средства решения поставленной задачи. Для единоборцев были также разработаны конкретные модели социализации, социальной адаптации, через которые или посредством которых прямо или косвенно, профессионально, на прикладном или на любительском уровне и решалась проблема воспроизводства системы единоборств как института. Таким образом, единоборства породили свою философию многопрофильной социально-культурной ориентации, свою общественно приемлемую, даже востребованную педагогику, способную с высокой степенью эффективности формировать особенный, конкретно-исторический тип личности, в котором диалектически переплетены общее и единичное.

В-третьих, единоборства, объединив сотни миллионов людей, превратились в весьма влиятельный социально-политический фактор. Мировая история учит, что игнорирование или недооценку этого фактора следует рассматривать как проявление явной политической близорукости. Последствия непродуманного легкомысленно-пренебрежительного или, наоборот, агрессивно-диктаторского отношения к единоборствам со стороны государственного управленческого аппарата могут быть крайне негативными для общества в целом, например, из-за потенциальной способности единоборств эффективно содействовать росту криминогенных слоев и среды, усиливать и организовывать антиправительственные оппозиционные движения.

Наконец, важность проблемы данного исследования проистекает не только из чисто спортивных перспектив и прогнозов, но и из социальных перспектив развития единоборств:

  • в смысле последующих ценностных и социальных ориентаций;
  • в плане реализации экономического, политического потенциала;
  • в контексте их использования в борьбе с такими общественными явлениями, как алкоголизм и наркомания;
  • в плоскости развертывания общекультурного потенциала и гуманистических возможностей.

История единоборств прописана довольно скудно и очень фрагментарно. Она скорее напоминает мифологию с элементами летописи и хронографии, чем раздел исторической науки. В силу ряда причин более полно и подробно представлены сведения о единоборствах Китая, Японии, Кореи и о судьбе единоборств за последние два века. К сожалению, на сегодняшний день очень слабо изучена интернациональная история единоборств, не показаны логика единоборческого исторического процесса, его этнографические, этно-исторические корни, связь с общими закономерностями мировой истории. Вместе с тем исторические и этнографические материалы, разработанные исследователями Х1Х-ХХ вв. и способные прояснить интересующую нас проблематику, уже давно изложены и ждут своей интерпретации применительно к истории единоборств.

То же самое можно сказать и о политологии. Несмотря на наличие детально разработанной в классических трудах Аристотеля, Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса, в работах исследователей Х1Х-ХХ вв. общей теории и философии политического процесса, серьезные попытки применения философско-политологической методологии для оценки зависимости международной и национальной практики существования и развития единоборств от закономерностей социально-политического и производственно-экономического характера еще не предпринимались.

Культурологические исследования единоборств, их культурных традиций, менталитета, философии в основном касаются Востока, и особенно Японии и Китая, сумевших донести свой традиционализм до наших дней. Отсюда пристальный интерес ученых к проблемам и генезису китайской цивилизации, подкрепленный фундаментальными трактатами «Дао-дэ цзин» и «Чжуан-цзы», сочинениями Конфуция, Сунь-цзы, Чжан Чжень-цзы, У-цзы и других восточных мудрецов и учителей, позволяет сделать вывод об уникальности китайской цивилизации, явившейся материнской для дальневосточного региона в целом. Именно в этих трактатах и учениях современные авторы совершенно обоснованно ищут связь между восточной философией, психокультурой и единоборствами. Эта связь намечена, доказана, изучена. Но, к сожалению, в этом конгломерате еще не выделена та инвариантная основа, то интегративное, системообразующее ядро, которое позволило бы не только сопоставлять, сравнивать западную и восточную цивилизации, но и выделять их общечеловеческую ценность, научно-практически использовать знание о закономерностях развития единоборств в одном регионе для анализа и реконструирования их существования в другом регионе.

Практика единоборств в буквальном смысле порождается философией жизни и, одновременно, порождает свою философию, философию единоборческого практического опыта, базирующуюся на спортивной и прикладной психологии и педагогике. Это обстоятельство пропагандировали и доказывали такие признанные авторитеты в мире единоборств, как Брюс Ли и Роланд Хаберзетцер.

Таким образом, можно заключить, что необходимые условия для комплексного, системного анализа единоборств уже созданы, а следовательно, созданы предпосылки для научного теоретико-практического представления о них как о специфическом социально-историческом институте, который со временем сформировал и свою социальнопедагогическую систему, пока не нашедшую теоретического обоснования при ее реализации в современных социально-экономических условиях.

Общая концепция единоборств

Понятие и систематизация единоборств

Единоборства — это получивший широкое распространение в конце XX в. термин, обозначающий самые различные виды спорта, а также направления и стили так называемых боевых искусств.

Предположительно, понятие «единоборство» или «единоборства» суть трансформировавшееся словосочетание «восточные единоборства», обозначающее первоначально комплекс индийских (йога), китайских (у-шу), японских (каратэ-до, джиу-джицу), вьетнамских (вьет-во-Дао), корейских (тангсундо,хапки-до, тхэквондо), тайских (муай тай) и других восточных систем приемов защиты и нападения, имеющих претензию называться также воинскими или боевыми искусствами, чтобы подчеркнуть боевую реальность своей техники или ее военно-прикладной характер.

Нетрудно заметить, что номинальное определение лишь указывает на предмет исследования, но никак не раскрывает существенные признаки изучаемого предмета. Для этого нам необходимо перейти к реальным определениям понятия «единоборства».

Реальное неявное определение позволяет наметить подход к содержательному анализу понятия «единоборства» через обращение к некоторому контексту, а именно к переводу слов, традиционно связываемых с восточными единоборствами и гимнастиками: «у-шу», «гунфу», «цигун», «до».

Слово «у-шу» в переводе с китайского означает «воинское искусство» или «воинская техника». «Гунфу» (термин, неверно транскрибированный на европейских языках как «конг-фу») — это мастерски выполненная, безукоризненная работа в стадии завершения, причем в любой области. Гунфу означает также «мастер», «мастерство», «подвижничество», «работа над собой». Если связывать слово «гунфу» с единоборством, то следует предварять его ссылкой на ту или иную школу, например, Вин Чун гунфу, Хун Гар гунфу. Многие виды восточных гимнастик, также не связанных непосредственно с военной деятельностью, называются «гун» — работа, действие, подвиг. В частности, «цигун» дословно означает «работа с жизненной энергией». Наконец, последний слог «до», употребляющийся в названиях восточных единоборств каратэ-до, дзюдо, тхэквондо, хапки-до и т. д., переводится как Путь, процесс самосовершенствования, подвижничество, длительная и трудная работа, выбранный образ жизни, стезя.

Из вышесказанного следует, что в восточных единоборствах акцент делается в основном на длительной и трудной работе единоборца над собой с целью овладения, совершенствования, достижения мастерства в области, прямо или косвенно связанной с военным делом.

Для западной культуры термин «единоборства» был несвойственен, употреблялись выражения типа «поединок», «дуэль», «парный бой» и т. д., то есть подчеркивалось, что в идеале между собой сражаются, бьются два противника, находящиеся в приблизительно равных условиях. Работа над собой рассматривалась в качестве воинского упражнения, которое, впрочем, обычно практиковалось не единолично, а в паре или в группе.

Таким образом, мы подходим к реальному, явному, комплексному определению единоборства, как протекающего на биосома-тическом, психическом, духовном уровнях единоличного или парного вооруженного или безоружного поединка с одним реальным или воображаемым противником с целью нанесения сопернику реального или условного ущерба вплоть до его реального или условного уничтожения, а также как тактико-технической системы или систем подготовки и ведения подобного поединка.

Систематизация единоборств включает три взаимодополняемые процедуры: типологизацию, классификацию и формализацию (табл. 1).

Типология единоборств рассматривает в качестве основных единоборческих традиций устойчивые, передаваемые из поколения в поколение, культивируемые определенными социальными слоями и классами, общеисторические модели единоборческой практики. Выделяются четыре исторических типа единоборческих традиций:

  • религиозно-магический;
  • боевой или военно-религиозный;
  • народный (празднично-самооборонческий);
  • физкультурно-спортивный.

Классификация единоборств обычно подразумевает выделение направлений и видов единоборческой практики. В истории единоборств и боевых искусств сформировались, развивались параллельно, порождая порой различные синтетические, объединенные варианты, два направления: внутреннее и внешнее.

Внутреннее направление культивировалось в основном усилиями даосов и акцентировало внимание на работе с внутренней энергией. Основываясь на прекрасном знании человеческой анатомии и психофизиологии, внешне не очень сильные и эффектные действия приводили к серьезным внутренним повреждениям и поражению жизненно важных органов противника. Именно даосам приписывают создание единоборческих технических систем, благодаря которым можно было не только эффективно лечить, но и не менее результативно убивать.

Внешнее направление имеет гораздо более широкую географию. Оно характерно для многих восточных и западных народов. Внешние стили используют в основном мускульную силу, базируются на физических законах, на работе с веществом.

Таким образом, внешнее и внутреннее направления отличаются друг от друга прежде всего используемым материальным субстратом: вещество и физическая сила или энергия, энергетическое воздействие.

Виды единоборств — это конкретные тактико-технические системы, комплексы приемов защиты и поражения, отличающиеся своей концепцией, правилами ведения поединка, тактико-техническими характеристиками. Аналоговыми видами являются и спортивные единоборства.

Иногда в зависимости от степени контактного поражающего воздействия выделяют различные стили одного и того же вида единоборства, как, например, в каратэ или кикбоксинге.

Формализация единоборческой культуры, отвлекаясь как от ее исторически обусловленной модельной специфики, так и от конкретного содержания единоборческих стилей, видов, направлений, дает представление о наиболее общих генеральных делителях (частях) единоборческой практики.

Как это часто бывает при заимствованиях чужеродной, хотя и внешне похожей культуры, поспешное заявление типа: «Постойте, да ведь и у нас все это есть! Их единоборство -это же наш национальный поединок «один на один!», — ни к чему особо хорошему не привело, поскольку оказался «в тени», а позднее почти совсем забылся важнейший аспект любого восточного единоборства, в соответствии с которым единоборство на Востоке означает не противоборство, не борьбу с одним противником, а именно едино-борство, то есть процесс единоличного отрабатывания и даже применения техники в ОДИНОЧЕСТВЕ, без какого-либо противника.

Как же практиковать единоборство с самим собой? С какой целью? Ответить правильно можно только основываясь на многовековой философско-религиозной традиции Востока.

Справедливости ради следует отметить, что традиция единоборства как работы над собой распространяется не только на Восток, но и на Запад (бой с тенью, работа с мешком, с манекеном). Но в данный момент нас интересует не конкретика, а чистая форма. Таких чистых форм единоборства в контексте сказанного можно выделить две: реальную и виртуальную. Основанием деления здесь служит признак реального или виртуального (воображаемого) существования, присутствия соперника. Формализация единоборческой культуры не ограничивается лишь выделением двух генеральных форм, но подразумевает также пять организационных форм — моделей социально-исторической практики единоборств.

Таблица 1. Систематизация единоборств

Типологизация и формализация единоборств

Генеральные формы (модели) единоборств

Бой с тенью или виртуальные единоборства

Парный поединок или реальное единоборство

Исторические типы (традиции) единоборств

Религиозно-магический

Военно-религиозный, воинский или боевой

Народный или территориальный

Физкультурно-спортивный

Организационные формы единоборств

Смертельный поединок

Поединок «до первой крови»

Упражнения и испытания

Ярмарочные, балаганные, цирковые поединки

Единоборческие танцы

Классификация единоборств

Направления единоборств

Внешнее (основано на работе с веществом)

Внутреннее (специализируется на работе с энергией)

Виды единоборств

Основанием деления выступает национальная принадлежность

Основание деления — отношение к оружию

Делятся по техническому приоритету (ударные, броско-вые)

Стили единоборств

Подвиды единоборств, отличающиеся задачами, правилами и технологическими характеристиками

Школы единоборств

Авторские тактико-технические системы, различия между которыми не выходят за рамки определенного стиля

Типологизация единоборств

Основные типы (традиции) единоборств

Одной из весьма существенных и распространенных ошибок является рассмотрение единоборств как некоего надобщественного культурного образования. Единоборства на Востоке и на Западе создавались и разрабатывались разными кастами, социальными группами, классами, вобрали в себя их специфику и отразили их интересы и условия жизнедеятельности. Мы остановимся на четырех .основных социально-классовых исторических традициях единоборств, имея в виду уже не только их национальный, но глобальный, интернациональный характер.

Одной из наиболее фундаментальных социальных традиций, ставших источниками и составными частями социально-исторического института единоборств, явилась традиция военная или воинская, включающая боевые приемы, комплексы, системы, практику их использования воинскими сословиями и генерациями в своей основной профессиональной и прикладной областях деятельности. Именно здесь, прежде всего, нашел место процесс становления традиций парного боя или поединка с применением оружия или без него. Кстати, обычно под «боем» понимают вооруженное организованное столкновение войсковых отрядов, подразделений. Понятие же «бой без оружия» фиксирует военно-прикладной аспект боевых действий.

Второй значимой традицией единоборства (причем в обоих смыслах) выступает религиозная традиция, то есть социальноисторическая практика использования военной символики, оружия, боевых приемов и других элементов военного назначения при отправлении индивидуально-групповых религиозных обрядов и действий, а также в коллективных мистико-магических церемониях (мистериях), включающих военные пляски, обряды заклинания оружия, воинского посвящения, молитвы и т. д.

Третья, народная традиция единоборства связана с использованием в основном простолюдинами, «низким» или «подлым» сословием приемов борьбы, кулачного и универсального рукопашного боя в массовых народных праздничных гуляниях, потехах, забавах, типа новгородской рукопашной забавы «стенка на стенку». Ряд авторов высказывают мнение, что такого рода «стеношные бои» служили в качестве прикладной воинской подготовки ратников-ополченцев (купцов, ремесленников, крестьян). Эта точка зрения вызывает сомнение, поскольку в истории народные ополчения всегда были самой слабой войсковой единицей. Ставка делалась на профессионалов и наемников.

Другое направление народной традиции связано с тем, что в условиях существования жесткой кастово-сословной системы и монопольного права ношения оружия у господствующих классов и привилегированных воинских групп — генераций, угнетенные и бесправные народные слои создавали различные комплексы приемов самозащиты, самообороны без оружия или с импровизированным оружием, в которое превращали обычные орудия труда (нож, палку, посох, цеп, серп, плотницкий топор, косу и т. д.). Добавим, что некоторые авторы, справедливо отмечая любовь народа к танцам, пляскам, с определенной натяжкой пытаются отнести символические и ритуальные воинские танцы и музыку к народной традиции единоборств. Это не совсем верно, так как в большинстве своем эти пляски восходят к ранним религиозным обычаям и ритуалам (на чем мы подробно остановимся ниже), а не к брачным поединкам первобытных мужчин.

Четвертая основная социально-историческая традиция единоборств восходит к довольно древней и, казалось бы, при этом надклассовой области культурного наследия. Речь идет о собственной традиции физической культуры в единоборствах. Единоборческая физическая культура, по всей видимости, представляет собой развитие естественных психофизиологических потребностей человека в разминке, сохранении хорошей физической формы, испытании своей силы, ловкости, отваги, умения. Одним словом, по мнению сторонников биологической теории происхождения физических упражнений, эта традиция, очевидно, также должна быть направлена на развитие соответствующих кондиций тела и духа. Вырастая из судебных и состязательных поединков, воинских игр и турниров, дуэлей до «первой крови», эта традиция создавала условия для наиболее всестороннего, комплексного развития человека, поэтому именно на ее базе стали создаваться системы и методики массового обучения и воспитания.

Процессы сближения, унификации единоборческих традиций

Хотя перечисленные основные традиции единоборств развивались не изолированно друг от друга, тем не менее можно указать на процессы и причины, направленные на еще большее их сближение, обеспечивающее существенное расширение их общей социальной базы (табл. 2).

Для религиозной традиции — это процесс секуляризации (от лат. secularis — мирской, светский), то есть вызванный различными социально-историческими предпосылками процесс все большего освобождения мистико-магического военного обрядового комплекса от влияния религии, его постепенной трансформации в светские, мирские ритуализированные системы, по-прежнему насыщенные мистицизмом и элементами магического культа, обращением к сверхъестественному. Мы будем в дальнейшем прослеживать данную закономерность, исследуя возникновение и эволюцию так называемых звериных стилей единоборств, а также единоборческих систем «внутреннего» направления.

Секуляризация религиозных единоборств в основном была связана с развитием мировых религий, пришедших на смену родовым верованиям, племенным и национальным религиозным системам, а также с уничтожением и порабощением народов, исповедовавших эти религии.

В части воинских или боевых единоборств, их широкая последующая «гражданская» социальная адаптация и распространение основывались на процессе депрофессионализации, связанном с уходом с исторической арены старых, отживших рабовладельческих или феодальных воинских каст и сословий; с развитием научно-технического прогресса, проявившегося в военном деле, в частности, при создании огнестрельного оружия.

Видоизменение народной единоборческой традиции, ее проникновение, диффузия в другие социальные слои (в том числе и в новые воинские сословия) объясняются, наоборот, процессом постепенной профессионализации народных единоборств, активно внедрявшихся на цирковой арене, занимавших военно-прикладную нишу изгнанных из употребления боевых систем старых воинских сословий. Примером здесь может послужить история развития национальных и международных видов борьбы в России и европейских странах.

Собственная традиция физической культуры единоборств со временем превратилась в основу спортивных единоборств, аккумулируя вок

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo