История развития плавания

Развитие плавания в мировой истории

Плавание в древние века

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, были источниками добывания пищи, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда.

В одной из первых книг по плаванию (1808) Т. Мельхесидек отмечает: «Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью, естественно свойственной человеку, а как настоящее искусство, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества».

О планомерном обучении плаванию свидетельствует также древний египетский папирус, в котором знатный египтянин с гордостью сообщает, что он обучался плаванию вместе с детьми фараона. Поддерживающим средством для обучения плаванию в Древнем Египте служили высушенные тыквы. На папирусе, написанном за 3 400 лет до н.э., дана характеристика движений спортсмена, плывущего брассом.

Источниками сведений о распространении плавания в странах Древнего Востока служат рисунки, надписи, изображения на камне, скульптуры и другие памятники материальной культуры. Плавание было широко распространено в Древнем Египте, расположенном в долине реки Нил, богатой сетью каналов и водоемов, по которым осуществлялась торговля с другими странами. Фреска на одной из гробниц Древнего Египта изображает соревнования между пловцами. Плавание использовалось не только в хозяйственной деятельности, но и в военных целях. Надпись на стенах храма Рамзеса II, относящаяся к 1250 г. до н.э., повествует о том, что египетские войска в сражении потеснили азиатов-хеттов под крепостью Кадеш и сбросили их в реку Оронт. На рисунке один из воинов плывет способом, похожим на кроль, выполняя попеременные гребки двумя руками.

Навыками плавания владели также и женщины. Во многих музеях мира есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девушки, держащей в вытянутых руках чашу в форме цветка лотоса.

Другой высокоразвитой страной Древнего Востока была Ассирия. Представители этой воинственной страны оставили ряд барельефов на камне, изображающих применение плавания в мирной и военной обстановке.

Наивысшее развитие плавание получило в Древней Греции, часть населения которой проживала на берегах и островах теплого Эгейского моря. Такое географическое расположение страны способствовало развитию мореплавания и создавало широкие возможности для применения его в хозяйственной и военной деятельности.

Среди физических упражнений и прикладных навыков, популярных в Древней Греции, плавание занимало одно из первых мест. Оно принадлежало к наиболее распространенным гигиеническим мерам в Древней Греции и называлось «приготовлением к обеду».

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики некультурного человека. О развитии плавания свидетельствует и греческий героический эпос, мифы и сказания. Так, гомеровский Одиссей, когда его плот был разбит волнами, оседлал одно из бревен и «так он два дня и две ночи носим был повсюду шумящим морем и гибель не раз неизбежной казалась», а когда море успокоилось и он увидел берег и поплыл быстрей, «он ступить торопился на твердую землю» и благополучно вышел из воды. Из Древней Греции дошла до нас легенда о Леандре, переплывавшем каждую ночь Геллеспонт к своей возлюбленной Геро и погибшем в бурную ночь во время шторма (рис. 2.1).

Греческий историк Геродот описал состязания по плаванию на Истмийских играх, посвященные Посейдону. Геродот также рассказывает о замечательном пловце древности Сцилиасе, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 г. до н.э. Сцилиас и его дочь ночью подплыли к вражеским кораблям и перерезали якорные канаты. Погода была штормовая, и многие корабли персов были выброшены на прибрежные рифы. Сцилиас и его дочь проплыли 15 км. За это греки поставили Сцилиасу статую в Дельфах и запечатлели его подвиг в стихах и картинах.

В древнегреческих гимназиях, служивших воспитанию юношества, строили бассейны для занятий плаванием. В Древней Греции плаванием также занимались и девушки, что видно на сохранившемся изображении женской купальни на вазе.

В Древнем Риме плавание применялось как средство закаливания, как военный и прикладной навык. Военно-тренировочные занятия взрослых римлян в возрасте от 17 до 47 лет включали в себя плавание как без одежды, так и в Полном вооружении. Сохранились данные о том, что каждый воин должен был в совершенстве владеть искусством плавания. Известно также, что знаменитый римский полководец Юлий Цезарь (середина I века до н. э.) в совершенстве владел искусством плавания в доспехах и поощрял этот навык среди солдат, применяя его в своих учебных и военных операциях. Он устраивал грандиозные учебные сражения «Наумахии», в которых воины должны были продемонстрировать умение передвигаться в воде, нырять, сражаться в воде, вести абордажные схватки, атаковать корабли, переправляться вплавь в полном вооружении. В 381 — 382 гг. во время войны с галлами римляне осуществляли связь осажденных городов с союзниками при помощи легионеров-пловцов.

Плавание вошло в быт всех слоев населения Римской империи. Поэт Овидий отмечал, что внук императора Августа обучался плаванию у слуг своего деда. Без сомнения, и женщины Древнего Рима хорошо умели плавать. Примером служит известный рассказ о матери Нерона, Агриппине, бежавшей вплавь с корабля от преследований своего сына.

В период Римской империи среди общественных сооружений огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили себе занятие по своим склонностям, отдыхали и развлекались.

К началу расцвета Римской империи в Древнем Риме было 170 терм, государственных и частных. К началу IV в. их насчитывалось уже около 1 ООО. Особенно выделялись колоссальные императорские термы. Термы Траяна, возможно построенные императором Аполлодором (110 г.), представляли собой большой плавательный бассейн, окруженный по периметру многочисленными помещениями для библиотеки, залов для бесед и отдыха, глубокими бассейнами. В зале отдыха имелись беговые дорожки, цветники. Прекрасные условия для мытья, отдыха и приятного времяпрепровождения привлекали в термы огромное число людей из средних и низших слоев древнеримского населения. Наибольшим размахом и пышностью отличались термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов в начале III в. Термы Каракаллы с бассейном 450 х 450 м также включали в себя зрительные места для наблюдения за гимнастическими играми, библиотеки, парковые пространства. Апогеем архитектурного искусства было строительство терм Диоклетиана, начатое в 306 г.

Плавание и купание настолько глубоко проникло в быт древнеримских патрициев, что они использовали его как средство врачевания. Известно утверждение древнеримского писателя Плиния о том, что римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию. Будучи любителями различных зрелищ, римляне часто устраивали в специально затапливаемых водой цирках «морские сражения», во время которых бой гладиаторов заканчивался смертельными схватками в воде. Говоря о развитии плавания в Древнем Риме, следует сказать, что искусством плавания в этот период владели и другие народы. Жители Европы (славяне, галлы, франки и др.) успешно развивали и применяли его в прикладных и военных целях.

Плавание в Средние века

На смену античному периоду истории пришли Средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, стали периодом упадка. В Средние века бросание

человека в воду было испытанием, и если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, так как «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывали за деньги акробаты и балаганные артисты. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.

Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Привилегированное рыцарское сословие предпочитало боевые виды упражнений. Рыцарские доспехи также не способствовали применению плавания в военном деле. Основатель первого рыцарского ордена французский рыцарь из Прованса Годфуа де Преи в IX в. определял плавание в качестве главного требования к членам ордена для усвоения пяти навыков. В связи с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука и сражаться.

Некоторое развитие плавание получило в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 г. в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. К этому периоду следует отнести и выпуск первого печатного руководства, составленного датчанином Николаем Винманном (1538).

Известно, что в 1603 г. по приказу императора в школах Японии в качестве обязательного предмета было введено обучение плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский, чешский мыслитель-гуманист (1592—1670), создал систему физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Общественная роль физической культуры в период после буржуазной революции в Англии нашла отражение в деятельности великого мыслителя Джона Локка (1632—1704). Он являлся теоретиком физической культуры джентльменов. Человеку, прежде всего, как он считал, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом. Он подчеркивал, что джентльмен должен преодолевать трудности на море, в бою, общественной и личной жизни. Основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.

Период французского Просвещения, определявший общественные нравы и обычаи Западной Европы к концу XVIII в., сменился периодом контрреформации, что привело к упадку физического воспитания. Так, в Париже в 1657 г. было 117 залов для игры в мяч, в 1780 г. их осталось 10, а в 1839 г. — всего 4. Плавание и купание в открытых водоемах стало считаться безнравственным делом, а молодежь привилегированных сословий в большинстве своем считала занятия плаванием простонародным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период Средневековья, охватывающий около двенадцати столетий, плавание не получило заметного развития как в странах Центральной, так и Западной Европы.

Плавание в Новое время

После окончания средневекового периода возрождение плавания в Европе шло крайне медленно, отставая от развития большинства физических упражнений. В результате оно применялось в среде неимущих классов в качестве гигиенического средства, доступного физического упражнения и развлечения.

Более широкое распространение и развитие плавание получает в конце XVIII — начале XIX в. Во многих военных сухопутных и морских учебных заведениях в Берлине (Германия), Вене (Австрия) и Стокгольме (Швеция) плавание включают в число изучаемых предметов.

Были разработаны специальные инструкции по обучению плаванию для личного состава, открыты и первые европейские народные купальные школы в Австрии (1781), Франции (1787), Германии (1877).

Были сделаны первые попытки научного обоснования плавания и методики обучения. Наиболее удачной является книга итальянского автора Орионцио де Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела» (1794). В этой книге автор объяснял, как человек, набирая в легкие воздух, увеличивает свою плавучесть, в ней приведен ряд упражнений в статическом положении на мелком месте. После усвоения этих упражнений О. Бернарди рекомендовал приступать к изучению техники движений на глубоком месте.

Другой выдающийся автор, основатель немецкой гимнастики И. ГУтс-Мутс в своем произведении «Краткое руководство по плаванию» (1798) сделал попытку научно обосновать технику движений, классифицируя и анализируя каждое из них. Он описал способы обучения плаванию на груди, спине, нырянию и прыжкам в воду. Эти попытки научного обоснования техники движений нашли продолжение и практическое применение в работе К. Пфу-эля (1817), основателя первых военных школ плавания в Чехии (1810) и Германии (1817). В руководстве «О плавании» К.Пфуэдь подробно разбирал движения способа «а-ля-брасс» и предлагал следующую систему разучивания: сначала — отдельные элементы, затем — движение в целом. Упражнения разучивались отдельно на суше и в воде под команду преподавателя. Изучение элементов движений в воде происходило с помощью поддерживающих средств. Считается, что И. Гутс-Мутс и К. Пфуэль впервые ввели раздельное изучение плавания на суше и в воде при помощи поддерживающих средств (удочки, лямки, пояса и др.).

До середины XIX в. плавание в основном использовали как средство военной подготовки и как гигиеническую процедуру. Только в начале второй половины XIX в. плавание начало выделяться в качестве самостоятельного физического упражнения и приобрело спортивное значение.

Первый специальный спортивный бассейн размером 37,9 х 13 м был открыт в 1842 г. в Вене. Через год бассейн был открыт в Ливерпуле (Великобритания), а в 1844 г.,- в Лондоне. В 1867 г. в Лондоне было организовано первое общество любителей плавания, а в 1869 г. — Ассоциация любителей спортивного плавания. Впоследствии такие же общества — клубы и кружки любителей плавания — начали возникать и в других странах Европы. Со временем они разрастались и объединялись в национальные объединения и союзы пловцов отдельных стран. Первые официальные соревнования по плаванию, так называемые чемпионаты, были проведены в Великобритании в 1860-2.1870-х гг.

Наиболее распространенными способами плавания того времени был брасс и плавание на боку без выноса обеих рук. В то время в Великобритании техника плавания совершенствовалась немного быстрее, чем в других странах Европы. Так, в 1850-е гг. английские пловцы заимствовали у австралийцев и применили как новинку способ плавания на боку с проносом руки по воздуху, получивший название «over arm» и обеспечивавший увеличение скорости, плавания. Пользуясь этим способом попеременно с брассом, капитан английского флота Мэтью Уэбб в 1875 г. впервые переплыл пролив Ла-Манш (34,6 км) за 21 ч 44 мин 55 с. Этот проплыв был первым из сверхдальних проплывов спортивного характера, в дальнейшем стал традиционным и повторялся пловцами из разных стран мира. В 1926 г. первой из женщин переплыла пролив Ла-Манш Гертруда Эдерле за 14 ч 31 мин.

В 1873 г. появился еще один способ плавания, завезенный в Великобританию из Южной Африки Джоном Тредженом, в дальнейшем названный его именем. При плавании этим способом пловец, лежа на груди с поднятой головой, выполнял поочередные движения руками (подобно движениям в кроле) и одновременные движения ногами на боку. Существенный сдвиг в развитии спортивного плавания произошел после первого первенства Европы в 1890 г. и включения плавания в программу I Олимпийских игр 1896 г.

В начале XX в. появился новый способ плавания — кроль, культивируемый туземцами Австралии и островов Тихого океана. Впервые на соревнованиях его продемонстрировал Алек Викхем. В процессе совершенствования были доказаны преимущества кроля и возможность использования его на коротких дистанциях.

Во второй половине XIX в. получили распространение и новые виды плавательного спорта. Так, в 1870-х гг. в Великобритании начала культивироваться игра в водное поло, первоначально возникшая как парод
я игры в поло на лошадях, распространенной с древних времен у монголов. Первый матч был проведен в 1869 г. в Великобритании. В 1876 г. были составлены первые правила этой игры, и впоследствии она получила широкое распространение в других странах Европы. С 1904 г. водное поло включено в программу Олимпийских игр.

Во второй половине XIX в. получили развитие и прыжки в воду. Вначале прыжки в воду использовали как средство развлечения, трюкачество. Прыгали с висячих мостов, мачт кораблей на велосипедах, в узкие колодцы. В дальнейшем на первом месте в развитии спортивных прыжков с трамплина была Германия. Именно ее представители занимали первые места на крупнейших международных соревнованиях конца XIX и начала XX вв.

В 1908 г. в Лондоне была основана Международная федерация любителей плавания (FINA). Следует заметить, что до 1908 г. соревнования по плаванию, включая I, II и III Олимпийские игры, проходили по разным программам. Отсутствовали единые правила соревнований, формы организации, проведения и судейства. Не велась регистрация высших достижений, не были установлены определенные дистанции, на которых разыгрывалось первенство, а также порядок их прохождения. Организованная Международная федерация любителей плавания разработала единые международные правила по всем видам плавательного спорта, определила перечень дистанций, на которых должны были регистрироваться мировые рекорды, правила проплывания отдельных способов плавания, завела учет рекордных результатов и утвердила программу крупнейших международных соревнований.

Начиная с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию проводились уже по общепринятым единым правилам. Складывались определенные традиции, касающиеся порядка открытия соревнований, последовательности выполнения отдельных номеров программы. Женские мировые рекорды на большинстве дистанций начали фиксировать только после Первой мировой войны, так как в первых четырех Олимпийских играх женщины не принимали участие.

Период 1920— 1930-х гг. характеризуется усиленным развитием спортивного плавания. К началу 1920 г. большинство сильнейших пловцов мира освоили шестиударное согласование движений при плавании кролем на груди, что позволило значительно улучшить результаты в плавании на всех дистанциях вольным стилем. В частности, в 1922 г. Д. Вейсмюллер первым в мире проплыл дистанцию 100 м способом кроль быстрее 1 мин (59,8 с), а в 1928 г. — установил новый мировой рекорд — 57,6 с, продержавшийся 8 лет.

В 1926 г. была организована Европейская любительская лига плавания, которая начала проводить чемпионаты Европы по плаванию, прыжкам в воду и водному поло.

В 1927 г. появился новый способ плавания — баттерфляй, который до 1953 г. по международным правилам применялся на соревнованиях как скоростная разновидность брасса. Впервые эту технику разновидности брасса, в которой подготовительные движения руками осуществлялись над водой, показал немецкий пловец Эрих Радемахер. В дальнейшем технику плавания способом баттерфляй успешно совершенствовали выдающиеся советские пловцы Л. Мешков и С. Бойченко. Волнообразное движение ногами — дельфин — впервые в 1935 г. продемонстрировал американский пловец Д.Зиг.

В период Второй мировой войны развитие плавательного спорта в большинстве стран приостановилось. В этот период лишь американские пловцы не прекратили свою спортивную деятельность и установили ряд мировых рекордов. Это сказалось на их успешном выступлении на XIV Олимпийских играх в 1948 г. в Лондоне, где они победили на всех дистанциях у мужчин и на двух — у женщин.

Объективным показателем развития плавания в той или иной стране являются спортивные результаты, показанные спортсменами на международных соревнованиях. Крупнейшими международными соревнованиями являются Олимпийские игры, поэтому в дальнейшем развитие плавательного спорта будет рассматриваться исходя из результатов выступления пловцов на Олимпиадах.

«Теория и методика обучения плаванию».
Редактор: А.А. Литвинов Изд.: Академия, 2014 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo