История развития плавания в России

Развитие плавания в России

Плавание в Древней Руси

Плавание как навык получило довольно широкое распространение среди древних народов, населявших территорию нашей страны, и в первую очередь среди славян. Распространению плавания способствовало географическое положение, теплый климат, особенно в южных районах, где были первые поселения славян, на берегах природных водоемов — морей, рек и озер, которыми богата Русь.

Древние славяне с любовью относились к воде. Купание и омовение соединялись у них с религиозными обрядами. Воде с незапамятных времен придавали силу плодородия. В некоторых местностях соблюдался обычай молиться над родниками. По народным поверьям, в каждом озере и реке жил Водяной. Под его властью были не только рыбы и русалки, но и все, кому приходилось пользоваться дарами воды. Он оказывал покровительство: берёг пловцов, посылал добрый улов, следил за уровнем воды. И, наконец, праздник, где вода именинница, — День Ивана Купалы (7 июля), в этот день наши предки собирали травы, купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов и болезней.

У древних славян всевышний бог олицетворялся в виде трех стихийных сил, одним из представителей которых был Варун — бог воды. Разнообразные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, пчеловодство, различные ремесла, промыслы — были тесно связаны с водой. В летнюю жару купание и плавание были любимыми забавами и гигиеническими средствами широких слоев населения, независимо от пола, возраста и имущественного положения. В России развитие представления о закаливании можно найти в таких литературных памятниках, как «Поучение Владимира Мономаха», где даются рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закаленными.

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что славяне легко переправлялись через реки, мужественно выдерживали пребывание в воде. Будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально подготовленные большие выдолбленные внутри стебли камышей, доходившие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью, иногда в течение многих часов.

Киевская Русь была великой державой с высокой культурой и самобытной системой физического воспитания населения, органично связанной с трудовой деятельностью и воинской подготовкой, которой было охвачено все население, тоща как на западе физическое воспитание было доступно лишь рыцарскому сословию.

В системе физического воспитания славян, отличавшихся выносливостью, силой и смелостью, плавание занимало почетное место наряду с такими упражнениями, как бег, верховая езда, стрельба из лука, метание дротиков.

Н. М. Карамзин в своем произведении «История государства Российского» описывает осаду города Брянска Лжедмитрием II (1608 г.): «Русские воины бросились вплавь через реку на помощь осажденным, они плыли, разгребая лед, под выстрелами неприятеля, изумленного такой смелостью».

В византийских рукописях отмечено, что одна из многочисленных групп народов мира ^ славяне — с успехом владеет искусством плавания. Византийский военачальник Маврикий отмечал, что древние славяне были особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде.

Большой интерес представляют и материалы о том, как в X в. во время походов на Византию князь Олег проводил многочисленную дружину на челнах по Днепру и Черному морю. Во время боев, когда византийцы ухитрялись поджигать судна славян горючим, которое перебрасывали в специальных горшках, славяне бросались в воду и проплывали в полном обмундировании сотни метров, добираясь до вражеских судов, чтобы продолжить борьбу с врагом.

В России был широко распространен такой религиозный обычай: в день Крещения 6 января (по старому стилю) мужчины ныряли в воду за брошенным туда крестом и соревновались, стараясь найти его первым.

В старинной Ипатьевской летописи запечатлен замечательный патриотический подвиг русского отрока-пловца, совершенный в 968 г., который, несмотря на преследования врагов, переплыл из внезапно осажденного печенегами Киева на другой берег Днепра. Он добрался до военного стана князя Святослава и сообщил ему о нашествии врага. Князь вернулся с дружиной в Киев, в результате кочевники были разбиты. Так столица была спасена от разграбления и разрушения, а население — от истребления и плена.

Известный советский специалист в области гигиены и физического воспитания И. М. Саркизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболеваниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но и как единственное средство, поддерживающее чистоту тела».

Итак, плавание в Древней Руси было всегда известно славянам и носило бытовой характер как средство добывания пищи и поддержания гигиены и как средство защиты от нападений и удобный способ сообщения и торговли.

Плавание в России в XVIII и XIX вв.

Большое внимание физической подготовке войск и, в частности, их обучению плаванию уделял великий русский полководец А. В. Суворов. Он считал, что плавание — один из важнейших прикладных навыков, применяемых во время учений и военных действий, связанных с форсированием водных рубежей.

В результате организованного обучения плаванию в армии в России появились, как их раньше называли, «отличные пловцы». Например, лейтенант флота П. Концов проплыл в 1770 г. около 28 км за 12 ч.

Купание в летнее время продолжает оставаться любимым гигиеническим средством и физическим упражнением среди гражданского населения. Почти каждый состоятельный помещик имел в своей усадьбе специально построенную купальню, а для городских жителей начиная с XVII в. в крупных старейших русских городах, расположенных на больших реках, в летнее время устраивались специальные общественные купальни.

Во второй половине XVIII в. в России появляются первые печатные труды, посвященные плаванию. Так, в статье, помещенной в издании «Экономический месяцеслов» за 1776 г., был поставлен вопрос о значении плавания, указаны различные спасательные средства для утопающих и приборы для неумеющих плавать. После появления этой первой отечественной статьи последовало издание ряда русских и переводных статей и книг.

Во второй половине XVIII и в начале XIX в. сложились определенные методы обучения плаванию. Наибольшее распространение получил метод изучения брасса по элементам на суше, а затем в воде. Этот метод, примененный впервые в русской армии, стал основным и в гражданских школах плавания.

Первые школы плавания в России появились в первой половине XIX в. Родоначальником создания первых специальных школ плавания стал Санкт-Петербург. Газета «Северная пчела» в № 96 от 11 августа 1827 г. писала: «К числу полезных заведений, недостающих еще в здешней столице, принадлежат школы плавания. Польза от таких заведений была б весьма ощутительна. В Париже школы плавания, заведенные полковником Куртивроном, обращают на себя всеобщее внимание и беспрерывно увеличиваются… Умение плавать спасает людей от смерти: печальные последствия противного видим каждым летом. Здесь, в Санкт-Петербурге, занимается обучением плаванию известный фейхтмейстер Г.Гризье. Мы видели его учеников, молодых мальчиков, которые за три недели перед сем боялись войти в ванну, а ныне плавают и ныряют, как рыба, и в просторных ваннах, и в самой Неве, в бурную погоду».

Следовательно, уже в первой половине XIX в. существовали большие ванны, которые являлись прообразом бассейнов, где проводилось обучение плаванию.

Газета «Северная пчела» (№ 153) от 10 июля 1834 г. опубликовала заметку «Школа плавания», в которой сообщалось: «Ныне учреждено здесь, в Санкт-Петербурге, заведение для обучения плаванию и для упражнения в оном известным учителем гимнастики Г. Паули. Оно откроется на сей неделе в особо устроенном месте, на Большой Неве, близ Летнего сада. Густав Паули имеет под своим надзором достаточное число искусных, опытных и усердных учителей и принял все средства, чтобы упражнения происходили без всякой для учащихся опасности, благопристойно и успешно». Г. Паули являлся магистром искусства плавания, он получил диплом в 1823 г. в Швеции и был признан Обществом по распространению и популяризации плавания.

Школа плавания была оборудована на большом пароме, в котором из бревен были вырублены специальные бассейны прямоугольной формы, где под руководством инструкторов проходило индивидуальное обучение плаванию. Вокруг парома и бассейнов были установлены прочные перила, на дно бассейнов глубиной в сажень укладывали сеть, и устройство было готово.

В школе Г. Паули обучение плаванию проходило по следующей методике: «Прежде, чем ученики войдут в воду, учителя должны сами начать перед ними плавать, чтобы показать мерность и стройность движений. Далее ученикам предлагалось спрыгнуть в воду, держась руками за бортик, лечь на воду, ноги вытянув назад, и отрабатывать движение ног».

Г. Паули рекомендовал в начальном обучении использовать пояса, поскольку «способ обучения на пузырях и пробках сообщает неуверенность». Вначале занимающиеся плавали на поясе с удочкой, которую держал преподаватель, а когда новые навыки были получены, занимающиеся плавали в самой Неве, рядом с паромом под руководством инструктора.

Школа Паули дала определенный толчок развитию плавания в Санкт-Петербурге. Централизованное обучение плаванию начало проводиться и в военных заведениях. В Морском корпусе начали обучать плаванию в летних лагерях с 1842 г., когда к руководству пришел контр-адмирал Николай Петрович Римский-Корсаков, и «во время морских кампаний воспитанников занимали более практическим образом… их учили грести и плавать».

Кроме Морского корпуса обучение плаванию проводилось в плавательных командах, саперных и понтонных батальонах.

Первой попыткой организации спортивной работы по плаванию была деятельность кружка любителей плавания, созданного в 1890-х гг. под Санкт-Петербургом в Павловске. Члены кружка обучались там известным в то время видам спорта. Летом 1894 г. петербургский «кружок любителей спорта» организовал соревнования по плаванию.

Плавание в России в начале XX в.

В 1891 г. в Москве открылся бассейн при Центральных банях, а в 1895 г. — при Сандуновских банях.

В самом начале XX в. на Николаевской набережной Санкт-Петербурга был сооружен первоклассный для того времени крытый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне начали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников морских кадетских корпусов. Позднее были построены еще несколько небольших бассейнов (размером 12,5 х 5,4 м) при кадетских корпусах и военных училищах.

Мощный толчок в развитии плавания в Санкт-Петербурге и в России дала организация Шуваловской школы плавания. Идея создания этой школы на озере в местечке Шувалово принадлежала доктору медицины Владимиру Николаевичу Пескову.

В. Н. Песков неоднократно бывал в Швеции и видел хорошо организованную работу по обучению плаванию, ему хотелось создать в России школу лучше и более широкую по своим задачам. В 1906 г. он разработал подробный проект строительства этой школы и передал его в военное ведомство, которое в течение двух лет не принимало решения.

В Городской управе Санкт-Петербурга, узнав, что при школе предусматривается сооружение семиметровой вышки для прыжков в воду, вынесли резолюцию: «Строительство клуба самоубийц запретить!» Но еще до этой резолюции В. Н. Пескову удалось получить одобрение и средства на сооружение школы по линии Всероссийского общества спасения на водах. Шуваловская школа плавания имела тип свайной постройки. В июле 1908 г. постройка была закончена. Она представляла собой большую (длиной 32 м и шириной 24 м) подковообразную, построенную на сваях, купальню с внутренним бассейном размером 25 х 15 м для обучения плаванию. При ней имелось еще три комнаты: одна для обучения гимнастике и две раздевальни — мужская и женская. Кроме того, имелось помещение для сторожа и комната для чайного буфета. Со стороны берега были устроены крытые трибуны для зрителей на 200 мест.

На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям: обучение новичков спортивным способам плавания, подготовка спортсменов-пловцов, подготовка инструкторов по плаванию, еженедельное проведение водно-спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников.

Работу в школе возглавляли «главные инструкторы» В. Финников, Ф.Горшуков, А.Хямеляйнен и 14 инструкторов-общественников. Во главе школы стояло общественное правление.

Звание магистра плавания, которое получали выпускники школы, давало возможность преподавать на всей территории России. Каждое лето школа собирала до 400 «активных членов».

Среди учеников Шуваловской школы выдвинулись талантливые пловцы: Василий Колпаков, Павел Авксентьев, Николай Горшуков, Виктор Баранов, Сергей Иванов, Анти Хямеляйнен, Андрей Скржинский, Владимир и Борис Финниковы.

Шуваловская школа отличалась дисциплиной, методической стройностью в работе, спортивными традициями. Серьезная организация обучения позволила Шуваловской школе стать методическим и спортивным центром всей России. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России.

Наличие в Санкт-Петербурге Шуваловской школы оказало благотворное влияние на развитие спортивного плавания в других городах России. С 1910 по 1912 г. спортивная работа по плаванию в летнее время начала проводиться в Риге, Ревеле, Киеве, Баку, Николаеве, Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми, Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во многих из них занятиями руководили инструкторы и магистры плавания Шуваловской школы.

В 1913 г. в Санкт-Петербурге открылись Курсы плавания при обществе «Богатырь». На курсах преподавал известный пловец -марафонец Леонид Романченко. Тем не менее развитие плавания в дореволюционном Санкт-Петербурге не носило массовый характер. В начале XX в. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 500 занимающихся плаванием.

Одним из главных препятствий для массового развития плавания в России являлось малочисленность плавательных бассейнов, инструкторских и тренерских кадров, а также отсутствие

финансирования со стороны царского правительства. Однако в России всегда были сильные пловцы. Так, в эти же годы матрос Батумской спасательной станции Мамед Бедия совершил выдающийся по дальности заплыв из Батуми в Поти, преодолев около 57 км.

Во второй половине XIX в. издано большое количество профессиональных руководств по плаванию, из которых наибольшего внимания заслуживали работы Л. Кокина, Л. Брусилова, П.Плахова, В. Гуда, А.Ганике и А.Носовича. Большое значение имела книга А.Ганике «Самообучение плаванию» (1897). В ней представлено описание целостно-раздельного метода обучения плаванию, последовательность изучения элементов техники движений и их сочетание. Высказана мысль, что обучение нужно начинать у неподвижной опоры с подготовительных упражнений по освоению с водой.

Перед Первой мировой войной развитие плавательного спорта в России продолжается в новых для того времени формах. В частности, были созданы секции плавания при спортивных клубах и обществах Москвы, Санкт-Петербурга, Баку, Риги и других городов. В 1912 г. в Москве было организовано «общество любителей плавания», организовавшее круглогодичную тренировку своих членов в бассейне при Сандуновских банях. В том же году учреждена Московская лига любителей плавания.

В 1912 г. команда русских пловцов впервые участвовала в Олимпийских играх в Стокгольме. Тренировки проходили в основном на открытой воде, и результаты пловцов были невысокими, поэтому команда России не заняла ни одного призового места, но само участие в Олимпиаде для пловцов российской сборной было настоящим прорывом. В 1912 г. в Москве были организованы соревнования в закрытом бассейне для женщин. В 1913 и 1914 гг. проведены матчевые междугородные встречи по плаванию, прыжкам в воду и водному поло между сборными командами Москвы и Шуваловской школы плавания, в которых победили шуваловцы.

В 1913 г. в Киеве была организована I Всероссийская Олимпиада, в программу которой входили и соревнования по плаванию.
В 1914 г. в Риге состоялась II Всероссийская Олимпиада, где первое место заняли пловцы Риги. Пловцы Санкт-Петербурга и Москвы в соревнованиях не участвовали.

Необходимо указать, что в этот исторический период общий уровень спортивных достижений русских пловцов был значительно ниже, чем зарубежных. Из наиболее выдающихся пловцов следует отметить Л. Романченко, совершившего в 1912 г. рекордный по дальности и скорости заплыв по Каспийскому морю, преодолев 45 верст за 24 ч 10 мин.

После Октябрьской революции плавание заняло одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения. В 1917 -— 1920 гг. было организовано всеобщее военное обучение трудящихся (всеобуч), где плавание развивалось главным образом как необходимый военно-прикладной навык. В ряде городов была организована массовая работа по обучению плаванию и переправам вплавь, проводимая на специально устроенных водных базах. В целях привлечения широких масс населения к занятиям этим видом спорта были проведены спортивные проплывы по Москве-реке и Малой Невке. В 1918 г. плавание было включено в число учебных дисциплин в Институте физической культуры в Москве, а в 1919 Г. — в Институте им. П. Ф. Лесгафта в Петрограде.

Состояние плавания в России в 1917—1941 гг.

В 1920 г. в Петрограде по инициативе доктора В. Н. Пескова, основателя Шуваловской школы, было организовано общество плавания «Дельфин». Продолжая лучшие традиции Шуваловской школы, общество «Дельфин» умело сочетало учебную и спортивную работу по плаванию. Из числа учеников школы «Дельфин» выросли выдающиеся пловцы, в дальнейшем ведущие тренеры, заслуженные мастера спорта В. Китаев, В. Поджукевич, Н. Буто-вич, Г. Чернов и братья Сергей и Александр Смирновы. Возглавляли работу в школе опытные преподаватели, выпускники Шуваловской школы Э.Лусталло, В.Финников.

С 1921 г. спортивная работа по плаванию развернулась во многих крупных городах страны. Организованы первые советские общества и школы плавания. С этого же года начали проводиться крупнейшие соревнования: в 1921 г. — личное Всероссийское первенство страны, с 1923 г. ^ первенство РСФСР, с 1925 г. — первенство СССР по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. В целях укрепления международных связей с рабочими спортивными организациями проводились встречи по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. Они проходили в 1926 и 1929 гг. в Германии, в 1927 г. — во Франции и Норвегии, в 1928 г. — встреча с зарубежными пловцами нескольких стран в Москве на Всесоюзной Спартакиаде, в 1929 г. — встреча с командой немецкого клуба «Форвердс» в Москве. Эти встречи имели большое значение для обмена опытом между специалистами и для дальнейшего совершенствования техники плавания и методики спортивной тренировки.

Важную роль в развитии массового плавания сыграло введение в 1931 г. комплекса ГТО («Готов к труду и Обороне!»), а в 1934 г. — комплекса БГТО («Будь готов к труду и обороне!»). Это потребовало усовершенствования системы массового обучения плаванию, в связи с чем в 1931 г. в Ленинграде был разработан «Метод трех ступеней». На каждой ступени решались конкретные задачи, связанные с подготовкой и сдачей норм соответствующей ступени комплекса ГТО.

С 1926 г. развернулась работа по строительству спортивных баз.

В Ленинграде число летних баз плавания к этому времени достигло более 20, в Москве — И. Имелись плавательные станции и в других городах: Одессе, Харькове, Киеве, Николаеве и др. В 1927 г. в Ленинграде был открыт первый в СССР закрытый спортивный 25-метровый бассейн ВЦСПС. В 1930—1931 гг. открыты два зимних бассейна в Москве. Эти бассейны сыграли значительную роль в развитии плавания в СССР, так как позволяли пловцам тренироваться на протяжении всего года.

В 1930-е гг. в число сильнейших советских пловцов вошли Н. Борисов, впервые проплывший в России дистанцию 100 м вольным стилем быстрее, чем за 1 мин (59,8 с), А. Шумин, П. Голубев, С. Бойченко, Л. Мешков, К. Алешина, В. Ушаков. А. Шумин более 120 раз обновлял рекорды СССР, он первым среди пловцов получил звание «Заслуженный мастер спорта». Имена выдающихся советских пловцов С. Бойченко и Л. Мешкова связаны с дальнейшим совершенствованием способа плавания баттерфляй. В 1936 г.

С. Бойченко и Л. Мешков на дистанции 100 м брассом, применяя баттерфляй, показали результаты, равные 1 мин 6,8 с и 1 мин 7,4 с, тогда как официальный мировой рекорд, принадлежавший американскому спортсмену Лж. Хиггинсу, был равен 1 мин 10,8 с. Однако официальные мировые рекорды регистрировались только у спортсменов тех стран, которые состояли в Международной федерации любителей плавания (FINA). СССР вступил в FINA только в 1947 г., поэтому результаты советских пловцов не были зарегистрированы как мировые рекорды. Выдающаяся пловчиха, заслуженный мастер спорта К. Алешина побила более 180 рекордов за свою спортивную карьеру.

В 1920-х гг. в нашей стране начала складываться система тренировки пловцов. Большой вклад в совершенствование методики тренировки в плавании внесли выдающиеся специалисты Л. Геркан, Н. Бутович, Г. Остен-Сакен и др. До 1937 г. основным в тренировке был дистанционный метод, но с 1937 г. наметился переход к интервальному методу, а в 1938 г. были повышены нагрузки в тренировочном процессе. Увеличился общий объем проплываемой за день дистанции до 4 000—5 000 м.

Большим стимулом для развития спортивного плавания стало утверждение в 1935—1937. Единой всесоюзной спортивной классификации. Согласно положению классификации пловцам,прыгунам в воду и ватерполистам, выполнившим определенные разрядные требования, присваивались 3, 2 и 1-й спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР».

Плавание в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война поставила перед физкультурным движением СССР задачи обеспечения массовой военно-физической подготовки населения и резервов для Красной Армии и Военно-морского флота, поэтому плавание в эти годы развивалось как средство военно-физической подготовки и прикладной навык.

Многие ведущие мастера плавания защищали свою Родину в рядах бойцов действующих армий и флота. В периодической печати военных лет приведены многочисленные эпизоды, связанные с применением навыков в плавании и нырянии. Отлично выполняли боевые задания, связанные с преодолением водных преград, пловцы П. Голубев, А. Зайкин, Л. Мешков, Н. Корниенко, Г. Мазуров, Л. Мамат и др. Им были вручены государственные награды.

Форсирование многочисленных водных преград под воздействием огня противника показало, что важнейшим и наиболее сложным моментом, от которого зависит в дальнейшем многое, является удачная переправа передового подразделения. Вот почему каждый воин передового подразделения должен был уметь хорошо плавать. За успешное форсирование Днепра командир батальона капитан

С. Б. Дризовский получил звание Героя Советского Союза. С. Б. Дризовский в совершенстве владел стилем брасс и своим личным примером вселял в солдат уверенность и спокойствие. Он организовал переправу для неумеющих плавать и правильно распределил действия между подготовленными пловцами.

В годы Великой Отечественной войны пловцам-спортсменам, находившимся в рядах Красной армии и Военно-морского флота, приходилось выполнять вплавь разнообразные боевые задания в самых сложных условиях: в холодной воде, против течения, в открытом море при сильной волне, в ночное время суток, плавая в одежде и транспортируя за собой грузы, иногда на виду у противника, и они всегда выполняли порученные им боевые задания.

В начале войны В. Китаевым, К. Алешиной и Н. Столбовым был разработан и внедрен в практику Всеобуча 20-часовой курс молодого бойца, т. е. ускоренный курс обучения плаванию. Даже в условиях блокады в 1941 г. в Ленинграде действовал бассейн, где помимо подготовки резервов Красной армии и флота осуществлялись занятия по лечебной физкультуре.

Весь военный период не прекращалась и учебно-спортивная работа по плаванию в бассейне в Москве. Начиная с осени 1941 г. и заканчивая 1945 г. ежегодно проводились соревнования по плавательному спорту. С 1943 г. в Москве, Ленинграде и других городах проводились соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, в том числе первенство ВЦСПС, личное первенство СССР и др. В 1945 г. некоторые пловцы добились высоких спортивных результатов. В плавании вольным стилем на 400 м Л. Мешков и В. Ушаков показали результаты, превышающие европейские рекорды, а Л. Мешков в плавании брассом, применяя баттерфляй, превысил официальные мировые рекорды на 100 и 200 м.

Развитие плавания в послевоенный период

Только после вступления Всесоюзной федерации плавания в Международную федерацию любителей плавания в 1947 г. рекорды наших пловцов стали официальными.

Важную роль в развитии массового плавания сыграло введение в 1972 г. нового физкультурного комплекса ГТО. Плавание стало обязательным нормативом всех ступеней ГТО для населения от 10 до 60 лет. Значительно расширилась материально-техническая база. Если в 1948 г. в стране насчитывалось только 20 бассейнов, то к началу 1990 г. их было уже около 2 000.

В послевоенные годы изменился календарь спортивных мероприятий. Начали регулярно проводиться соревнования на первенство городов, областей, республик, ДСО, ведомств, личное и командное первенства СССР по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. Выдающимся событием в спортивной жизни страны стали спартакиады народов СССР, проводимые с 1956 г.

В послевоенный период советские спортсмены принимали участие во всех крупнейших международных соревнованиях: с 1952 г. в Олимпийских играх, с 1954 г. в первенствах Европы, с 1969 г. в Кубках Европы, с 1973 г. в чемпионатах мира, с 1979 г. в кубках мира по плаванию. Участие спортсменов в международных соревнованиях способствовало развитию методики спортивной тренировки, техники плавания, росту спортивно-технических результатов.

Анализ выступлений пловцов на Олимпийских играх

В 1894 г. был создан Международный Олимпийский комитет (МОК), в состав которого вошли 14 представителей из 12 стран.

В состав МОК вошел и представитель России генерал А. Д. Бутовский, который всю жизнь посвятил физическому воспитанию юношества в учебных заведениях и написал много теоретических работ на эту тему.

Учредительный конгресс одобрил основные принципы, правила и положения Олимпийских игр, названные Пьером де Кубертеном Олимпийской хартией. Конгресс решил проводить Олимпийские игры по античной традиции один раз в четыре года, а первую Олимпиаду современности провести в 1896 г. в столице Греции — Афинах.

Начиная с I Олимпийских игр, соревнования по плаванию занимали достойное место среди всех видов состязаний, проводимых на Олимпиадах. Между тем отсутствие единых правил соревнований до 1908 г. позволяло организаторам первых трех Олимпиад проводить соревнования по плаванию по разнообразной программе. Размеры дистанций также не были стандартными. На I Олимпийских играх в Афинах участвовали только пловцы-муж-чины по следующей программе: 100, 500 и 1200 м вольным стилем.

Победу одержали А.Хайош (Венгрия) в плавании на дистанцию 100 и 1200 м вольным стилем и П. Нейман (Австрия) — на дистанции 500 м. Соревнования проводились на открытой воде. Программа по плаванию II Олимпийских игр отличалась от программы предыдущих игр. В нее были включены дистанции: 100, 200, 1000, 4 000 м, эстафета 5 х 40 м вольным стилем, 200 м на спине и ныряние на скорость на дистанцию 60 м, где победил французский спортсмен Девендевил. В плавании на дистанции 100, 1000 и 4 000 м победил Д.Ярвис (Великобритания).

На Олимпийских играх в 1904 г. в Сент-Луисе (США) семь из девяти составляли дистанции, проплываемые вольным стилем. Две дистанции 50 и 100 ярдов (1 ярд щ 0,914 м) выиграл венгерский пловец З.Халмаи, 220 ярдов — американский пловец Ч.Да-ниельс, при этом он плыл австралийским кролем.

В связи с организацией FINA в 1908 г. с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию начали проходить по стабильной программе. Лучшие результаты в вольном стиле на дистанции 100 м показал и американец Ч.Даниельс и англичанин Г. Тейлор, выигравший в плавании треджен-стилем на дистанциях 400 и 1500 м.

В 1912 г. в Стокгольме проводились V Олимпийские игры на открытой стометровой дорожке. Впервые на этих соревнованиях уроженец с Гавайских островов Д. Каханамоку продемонстрировал более совершенный способ плавания — кроль, в дальнейшем значительно улучшив мировой рекорд на дистанции 100 м вольным стилем. Следует отметить, что на V Олимпиаде впервые участвовали женщины-пловцы и состоялся дебют русских пловцов.

Из-за Первой мировой войны VI Олимпийские игры не проводились. Следующие VII Олимпийские игры проходили в 1920 г. в Антверпене (Бельгия), на них снова были улучшены мировые и олимпийские рекорды в плавании вольным стилем и на спине на дистанцию 100 м, а также в эстафете 4 х 200 м.

Значительное улучшение результатов на всех дистанциях показали пловцы на VIII Олимпийских играх в 1924 г. Особенно отличился пловец Д.Вейсмюллер (США), продемонстрировавший высокую технику движений в способе плавания кроль на груди и проплывший дистанцию 100 м с результатом менее 1 мин.

На IX Олимпийских играх в Амстердаме (Нидерланды) Д. Вейс-мюллер подтвердил репутацию быстрейшего в мире пловца, проплыв дистанцию 100 м вольным стилем за 58,6 с. Шведский пловец А. Борг победил на дистанции 1500 м, установив новый олимпийский рекорд. На Олимпиаде впервые участвовали и японские пловцы: И.Тзурутта победил на дистанции 200 м брассом, а японская команда — в эстафете 4 х 200 м вольным стилем заняла второе место после команды США.

Подлинного триумфа добились японские пловцы-мужчины на X Олимпийских играх в 1932 г. в Лос-Анджелесе (США). Из шести первых мест они заняли пять, уступив дистанцию 400 м в плавании вольным стилем американцу К. Крэббсу. Средний возраст японской команды составлял 16 лет. При подготовке к соревнованиям пловцы начали применять общеразвивающие гимнастические упражнения, массаж, кислородные ингаляции.

С 1941 г. в связи со Второй мировой войной развитие плавательного спорта в большинстве стран приостановилось. В этот период лишь американские пловцы не прекратили свою спортивную деятельность и установили ряд мировых рекордов (А. Форд, Б. Смит).

Советские спортсмены впервые приняли участие в XV Олимпийских играх, которые проходили в период с 19 июля по 3 августа 1952 г. в Хельсинки (Финляндия). В соревнованиях по плаванию места распределялись следующим образом: 1-е место завоевала команда США, 2-е Венгрии, 3-е — Японии. Пловцы СССР оказались лишь на 15-м месте. Команда пловцов состояла из 18 чел. (15 мужчин и 3 женщины). Мужчины участвовали во всех номерах программы, женщины — только в плавании брассом. Спортсмены выступили неудачно, только Марии Гавриш удалось попасть в финал и в плавании на дистанции 200 м брассом занять шестое место.

В дни Олимпиады состоялся очередной конгресс FINA, который принял решение о разделении баттерфляя и брасса на два самостоятельных способа плавания и о регистрации мировых рекордов в этих способах только на дистанциях 100 и 200 м.

Игры XVI Олимпиады (1956) проходили в г. Мельбурне (Австралия).

Несмотря на то что игры проводились в конце года, спортсмены показали выдающиеся результаты, не устояло ни одно олимпийское достижение в плавании. Всего было установлено 18 мировых и 77 олимпийских рекордов.

Соревнования по плаванию проводились в 50-метровом закрытом бассейне. В них принимали участие пловцы из 34 стран. В советской команде было 9 мужчин и 1 женщина. В итоге 1-е место заняла команда Австралии, 2-е — США, третье — Японии.

Первую олимпийскую медаль среди советских пловцов завоевал X. Юничев, занявший 3-е место в плавании на дистанции 200 м брассом.

Игры XVII Олимпиады (1960) проходили в Риме (Италия). Соревнования по плаванию проводились в 50-метровом открытом бассейне Форто-Олимпико. В соревнованиях приняло участие рекордное количество пловцов — 402 чел. из 45 стран. В программу была включена комбинированная эстафета 4 х 100 м у мужчин и женщин. Советские пловцы на соревнованиях выступили ниже своих возможностей, разделив 10—12-е места.

Игры XVIII Олимпиады (1964) проходили в Токио (Япония). В соревнованиях по плаванию олимпийцы обновили прежние достижения на всех дистанциях, а на 12 дистанциях побили
мировые рекорды. В неофициальном командном зачете 1-е место завоевала команда США, 2-е — Австралии, 3-е — Германии.

Наши пловцы заняли 4-е мес

Видео по теме

«Теория и методика обучения плаванию».
Редактор: А.А. Литвинов Изд.: Академия, 2014 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo