Основы обучения технике легкоатлетических упражнений
Обучение легкой атлетике — это педагогический процесс, направленный на образование специальных знаний, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения техникой легкоатлетических видов.
Начальное обучение является одной из форм управления тренировочным процессом. Оно подразумевает тесное и целенаправленное взаимодействие педагога и ученика. Точная прстановка задач, определение средств и методов воздействия, организация и проведение занятий, контроль и коррекция разучиваемой техники составляют путь к успешному овладению изучаемого движения. Роль педагога-тренера очень важна в начале обучения, когда закладывается основной фундамент правильных движений. Практика показывает, что двигательный навык, сформированный на раннем этапе обучения, плохо поддается переучиванию, поэтому надо правильно и тщательно организовывать процесс обучения в его начальной стадии.
Двигательный навык — это автоматизированный способ выполнения двигательных действий. Ему предшествует двигательное умение, которое обозначается как способ управления двигательным действием при сосредоточении внимания.
С физиологической точки зрения двигательное умение и навык определяются как система условно-рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами. Механизм образования таких связей — это биологическое явление.
Педагогическая наука раскрывает данный процесс исходя из уровня владения двигательным действием. Она определяет три таких уровня: сформированное на базе специальных знаний двигательное умение (1), которое переходит в двигательный навык (2) и далее в двигательное умение высшего порядка (3).
Умение высшего порядка характеризуется эффективностью использования приобретенного навыка в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации (например, умение применять навык бега в условиях пересеченной местности или навык метания планирующих снарядов в зависимости от направления и скорости воздушного потока) и является резервом повышения спортивного мастерства.
Двигательный навык обладает рядом особенностей, которые надо учитывать и использовать во время его образования и совершенствования. Так, кроме высокой степени автоматизации процессов нервно-мышечной координации, зависимости от волевых усилий спортсмена, навык характеризуется определенным уровнем стабильности и вариативности своих показателей. Известно, что абсолютной стабильности в движениях не существует, а имеется оптимальный и допустимый диапазон показателей вариативности. При обучении необходимо знать меру имеющейся вариативности, в противном случае возможные ошибки можно принять за индивидуальные особенности техники, а выход за границы допустимости приведет к снижению надежности результата. Максимальная граница вариативности определяется функциональными возможностями занимающихся. Минимальная граница лимитируется крайним пределом проявления показателей навыка, при котором сохраняется основная структура целостного движения, определяющая технику того или иного вида легкоатлетических упражнений.
При формировании спортивной техники как системы двигательных навыков важно правильно использовать эффект их взаимодействия. Данное взаимодействие, при котором ранее сформированный навык помогает образованию нового навыка, называется положительным переносом. Формирование техники движения происходит при помощи сходных по структуре и направлению усилий спортивных видов (например, навык бро-скового движения в метании копья схож по структуре с метанием малого мяча и гранаты) или специальных упражнений. Однако следует помнить, что применять специальные упражнения следует до определенного момента, чтобы их освоение не доводилось до уровня навыка, так как чрезмерное их использование будет мешать овладению основным двигательным действием.
Взаимодействие, при котором ранее приобретенный навык препятствует образованию нового, называется отрицательным переносом. Эффект отрицательного переноса рекомендуется применять для разрушения деталей старого и малоэффективного навыка при формировании нового.
Предварительно сформулированные цели и задачи обучения становятся реальными в своем воплощении лишь тоща, когда их основа регулируется определенными общеметодическими принципами. В практической деятельности главным образом используются:
- принцип сознательности и активности — приучает самостоятельно и осознанно мотивировать потребность к предстоящей двигательной деятельности и развивает способность к активному осуществлению поставленных целей и задач с постоянной самооценкой выполненных движений; может реализовываться с использованием методов «идеомоторной тренировки»;
- принцип доступности и индивидуализации — подразумевает соответствие физической и психологической подготовленности особенностям изучаемых двигательных действий и специфике решаемых задач;
- принцип наглядности — предполагает использование приемов зрительной, слуховой, двигательной и словесной наглядности для образования представлений об изучаемом действии;
- принцип систематичности — реализуется в использовании ряда педагогических правил: «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному» или «от простого к сложному», «от основы к деталям или от главного к второстепенному», «от знания к навыку», «от частного к общему» и «от обобщенного к частному»;
- принцип повторности — отражает постепенное формирование двигательных умений и навыков через многократные простые и вариативные повторения;
- принцип прочности — обеспечивает надежность приобретенных знаний и навыков, подтвержденных надлежащими видами контроля;
- принцип постепенности — реализуется в усложнении и расширении изучаемых действий в связи с изменяющимися внешними условиями и ростом двигательного потенциала обучающихся;
- принцип научности — предполагает проведение процесса обучения в соответствии с прогрессивным уровнем научных знаний.
На примере использования принципа систематичности можно пояснить применение некоторых широко распространенных правил при обучении легкоатлетическим видам. Так, правило «от известного к неизвестному» применяется в обучении прыжкам в высоту, где навык разбега в сочетании с отталкиванием, сформированный на основе простых способов выполнения полетной фазы, переносится на более сложные варианты техники. Правило «от простого к сложному» применяется в обучении спринтерскому бегу, где изучение техники начинается с бега по дистанции затем переходит к овладению стартом, стартовым ускорением и финишированием. Это обусловлено тем, что структура техники бега по дистанции менее сложна по своим показателям, чем другие составляющие техники данного вида бега. Правило «от главного к второстепенному» может быть рассмотрено на примере обучения толканию ядра или метанию копья. Основной разгон снаряда в этих видах закладывается в финальном усилии, поэтому овладение техникой начинается именно с данной фазы движения. В дальнейшем изучается разбег, в котором осуществляется предварительное наращивание скорости.
Все перечисленные принципы не существуют отдельно друг от друга, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Успех в данном процессе зависит от их реализации в правильном сочетании.
Достижение поставленной цели и решение соответствующих задач в процессе обучения происходит благодаря правильно выбранным методам, методическим приемам и средствам обучения.
Методом обучения в спорте называется акт взаимосвязанной деятельности преподавателя-тренера и спортсмена, направленный на решение задач обучения.
Методическим приемом называется способ использования метода в соответствии с конкретно поставленной задачей обучения.
Из этого следует, что внутри любого метода применяются различные методические приемы, которые способствуют его реализации в конкретных условиях.
В спортивно-педагогической практике выделяют:
- методы использования слова — рассказ, описание, объяснение, разбор, указание, команда, подсчет и др.;
- методы наглядного восприятия — показ, демонстрация наглядных пособий, звуковая и световая сигнализация;
- практические методы — разучивание по частям, разучивание в целом и комплексный метод.
В легкой атлетике в процессе начального обучения преимущественно применяется метод разучивания по частям с последующим объединением в целое. Практическое овладение основами техники движения начинается с изучения ведущего звена, затем вспомогательных фаз и деталей техники.
Ведущим звеном называется наиболее важная и решающая часть двигательной задачи. Например, отталкивание в беге, прыжках в длину и высоту или фаза финального усилия в толкании ядра, метании малого мяча, копья или диска.
В качестве вспомогательных фаз выступают другие элементы техники, составляющие вместе с ведущим звеном ее основу. В прыжках в длину и высоту к ним можно отнести разбег и фазу полета, а в толкании ядра предварительный скачок или выполнение разгона снаряда путем вращения.
Детали техники — элементы движения, которые связаны с индивидуальными особенностями занимающихся и могут в определенных пределах видоизменяться, не нарушая основ техники. Например, различное соотношение длины и частоты шагов в процессе разбега при прыжках в длину.
В настоящее время на ведущие позиции выходит комплексный метод практического овладения техникой легкоатлетических видов. Одна из форм его реализации— комплексное обучение ряду видов со сходной структурой движения (прыжки в длину, высоту и спринтерский бег) на основе первоначального овладения общими элементами бегового шага.
Другой формой применения комплексного метода является разработанная методика обучения двигательному навыку, построенная по комплексному принципу с круговой схемой организации действий. Суть методики заключается в циклическом построении процесса обучения на каждом занятии (2 — 3 цикла) основным элементам техники движения от конца ее выполнения к началу и от начала к концу. Например, при обучении технике толкания ядра способом «со скачка» с первых занятий одновременно и циклично изучается финальное усилие, скачок и предварительная часть движения.
Применение комплексного метода позволяет экономить время обучения, уменьшает количество возможных ошибок, облегчает процесс усвоения материала из-за переключения действий, исключает монотонность восприятия и повышает эмоциональный фон.
Кроме перечисленных методов обучения в связи с возросший ми требованиями современного уровня развития техники легкоатлетических движений в спортивной практике применяется метод программированного обучения. Содержание его программы включает в себя методы математического моделирования и индивидуальные методы контроля над ходом учебного процесса.
Основными средствами целенаправленного обучения легкоатлетическим видам являются специально-подготовительные упражнения. Они включают в себя элементы движения, сходные с соревновательными действиями и их вариантами по координационной структуре, кинематическим и динамическим характеристикам и по преобладающему проявлению физических способностей. Специально-подготовительные упражнения в зависимости от преимущественной направленности подразделяются на:
- специально-подводящие упражнения — применяются для овладения техникой движений. Важной разновидностью этих упражнений являются имитационные упражнения. Они ориентировочно воспроизводят соревновательные движения. Например, имитация выполнения финального усилия в метаниях без снаряда;
- специально-развивающие — направлены на развитие физических и психических качеств;
- сопряженные — одновременно решают задачи формирования техники и развития двигательных качеств.
Наряду со специально-подготовительными упражнениями при обучении успешно используются идеомоторные упражнения. Это упражнения, которые мысленно отражают изучаемые действия.
Теория и методика физического воспитания условно разграничивает процесс обучения на три этапа, которые обобщенно отражены в типовой схеме обучения.
Предваряет этот процесс наличие ряда предпосылок, необходимых для успешного усвоения учебной программы. В соответствии с этими предпосылками спортсмен, прежде всего, должен сформировать мотивацию к предстоящей двигательной деятельности. Этому может способствовать личная активность самого занимающегося и соответствующая помощь тренера-преподавателя.
Другим важным условием следует считать наличие должного уровня физической и координационной готовности, без которой процесс овладения техникой изучаемого вида становится затруднительным.
На первом этапе типовой схемы обучения (ознакомления с упражнением) ставится задача: создать общее представление о технике изучаемого вида и сформировать первоначальные умения, необходимые для освоения разучиваемого действия.
Основные средства:
- рассказ, объяснение и описание основных закономерностей техники изучаемого вида и условий его выполнения в соответствии с правилами соревнований;
- демонстрация наглядных пособий и квалифицированный показ техники упражнения;
- специально-подготовительные упражнения, способствующие формированию первоначальных умений изучаемого движения.
На втором этапе (углубленного разучивания упражнения) решается задача; овладеть техникой ведущего звена, вспомогательных фаз и техникой движения в целом.
Основные средства:
- специально-подготовительные упражнения для овладения ведущим звеном;
- специально-подготовительные упражнения для овладения вспомогательными фазами;
- выполнение изучаемого упражнения в целом в упрощенных условиях;
- выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований.
На третьем этапе (закрепления и совершенствования) решается задача: уточнить индивидуальные особенности занимающихся и наметить пути дальнейшего совершенствования основы техники и ее деталей.
Основные средства:
- выполнение различных вариантов техники;
- оценка техники и выполнение движения на результат (оценка техники может осуществляться по традиционной пятибалльной или новой балльно-рейтинговой системе);
- определение наиболее эффективных путей реализации техники для достижения максимально возможного результата.
На начальном этапе обучения двигательным действиям и в процессе дальнейшего совершенствования всегда существует вероятность возникновения ошибок.
Двигательными ошибками называются неправильные малоэффективные движения. Важно понимать причину их появления, точно ее обнаружить и оценить, найти способ коррекции движения и после исправления наметить меры предупреждения ошибки.
Ошибки классифицируются по следующим признакам:
- конкретные (возникающие в одном движении) и общие (возникающие во многих движениях);
- частные и комплексные;
- неавтоматизированные (появляющиеся на начальном этапе обучения) и автоматизированные (появляющиеся в результате многократного повторения);
- существенные, или грубые (искажают основу техники) и незначительные’,
- типичные и нетипичные.
Причинами ошибок являются разные факторы. Они могут быть:
- объективными (сбивающие внешние условия, неправильно подобранный инвентарь, несовершенство проекта двигательных! действий и др.);
- субъективными, которые отражают физиологические и психологические причины (недостаточное развитие двигательных качеств, координационные неточности, утомление, отрицательное I влияние ранее изученных действий, неправильное осознание поставленных задач, невнимание, страх, неуверенность в своих силах и др.).
После обнаружения ошибок необходимо проанализировать причину их возникновения и оценить степень значимости. При этом всегда следует исходить из основ рациональной техники
На этапе начального обучения преподавателю важно знать характерные ошибки изучаемого движения. Если ошибок несколько, то из них надо определить главную. Она может быть причиной всех остальных и необходимо начинать исправление с нее, последовательно переходя к другим.
Ошибки должны быть понятны ученикам, а указания по исправлению — соответствовать их индивидуальным и физическим возможностям.
Изучение новых элементов движения осуществляется только после удаления существующих изъянов техники.
Для исправления ошибок необходимо определить эффективные методические приемы и средства их устранения и преодоление
Способы устранения должны быть направлены не против ошибок, а против причин, приведших к их появлению. В качестве рекомендуемых способов, помимо указаний преподавателя, в основном применяются:
- повторное выполнение специально-подводящих упражнений для коррекции деталей техники;
- выполнение имитационных упражнений;
- выполнение упражнений сопряженного воздействия;
- облегчение или временное усложнение условий выполнения упражнений;
- контрастное выполнение упражнений;
- противоположные по направлению движения;
- использование зрительных и звуковых ориентиров;
- использование идеомоторного метода;
- временное выключение одного из анализаторов;
- самостоятельное использование метода анализа при поиске ошибки в выполняемом действии и др.
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
- правильное понимание разучиваемой техники и поставленных задач обучения;
- доступность изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями и физической подготовленностью;
- желание выполнять движение;
- выработка умения заканчивать упражнение на хорошей попытке и др.
Обучение двигательным действиям необходимо в любой сфере спортивной деятельности. Физические упражнения с элементами бега, прыжков и метаний лежат в основе многих видов спорта. В связи с этим при подготовке широкого круга специалистов в области физической культуры и спорта целесообразно иметь на вооружении знание закономерностей построения двигательных навыков на примере их формирования в легкой атлетике.
Спринтерский бег — это циклическое упражнение. При анализе его техники мы, по сути, анализируем технику выполнения бегового шага. Здесь очень важно рациональное сочетание отдельных фаз движения в беговом шаге. Однако техника бега на протяжении дистанции меняется, поэтому при рассмотрении целостного двигательного действия выделяют несколько отдельных фаз. В спринтерском беге это старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.
Видео по теме
Теория и методы обучения легкой атлетике.
Редактор: Г.В. Грецов Изд.: Академия, 2013 год.