МЕТОДИКА МАССАЖА ПРИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ
Лучший способ борьбы с головной болью — укрепление нервной системы, и один из самых надежных путей к этому — занятия физической культурой в сочетании с массажем. Прямая связь между массажем, с одной стороны, и состоянием нервной системы, с другой, сейчас никем не оспаривается.
Наш организм — единое целое, в которое входит множество органов и систем, и общее «руководство» их жизнедеятельностью осуществляет нервная система. Работает и обратная связь: что бы ни происходило в нашем организме, это так или иначе отражается на состоянии нервной системы. Вот почему любая активизация работы органов нашего тела укрепляет и нервную систему. А крепкая, устойчивая нервная система — заслон на пути многих недугов. Так что при головной боли не стоит сразу же спешить в аптеку.
Для начала необходимо установить причины появления головных болей. И если они связаны с умственным переутомлением, достаточно побольше быть на воздухе, походить пешком, на лыжах и т.д. Во время рабочего дня нужно два-три раза сделать гимнастическую разминку, массаж головы, шеи.
Народными целителями и врачами с давних времен зоне шеи придавалось особое значение. Всегда, например, считалось, что удары, наносимые в шейную область, являются наиболее травматичными, выключающими сознание. Они широко применяются в кунфу, каратэ и других системах нападения и защиты.
Воздействие на шею массажа, напротив, способно вызывать лечебное действие и возвращать утраченное сознание. Так, при дыхательных нарушениях показаны легкие поколачивания по обеим сторонам остистых отростков шейных позвонков, при ослаблении сердечной деятельности — поколачивания по остистому отростку VII шейного позвонка.
Огромную работу по изучению шейной зоны провел русский физиолог А.Е.Щербак (1933). Он создал учение о симпатическом шейном регионе и разработал новый способ рефлекторно-сегментарного воздействия — воротниковый метод массажа. Лечебное действие массажа воротниковой зоны основано на возбуждении шейного вегетативного аппарата, состоящего из VIII шейного и I и II грудных сегментов, трех пар шейных симпатических ганглиев, ядра блуждающего нерва в продолговатом мозге и сложного тригеминоретикулярного комплекса, расположенного на стыке спинного и головного мозга. Благодаря двусторонним рефлекторным связям шейного вегетативного аппарата с различными отделами центральной и периферической нервной системы происходит коррекция многих функциональных нарушений, развертывающихся в головном мозге, органах чувств, сплетениях и нервах «верхнего этажа» организма и, что особенно важно, в различных внутренних органах. Массируемая шея действует как многоцелевой реактор, распространяющий свое влияние на очень большое число соседних и отдаленных органов и систем. Из вышесказанного можно сделать вывод, что массажу шеи следует уделять особое внимание не только при гипертонии, гипотонии, при головных болях, но и при других заболеваниях органов и систем организма человека.
Голова и шея массируются в положении больного сидя или лежа. После поглаживания задней части шеи (3 — 5 раз) выполняют выжимание то одной, то другой рукой в направлении от волосистой части головы до плечевых суставов (2 — 4 раза), разминание ординарное (3 — 4 раза), подушечками четырех пальцев (4 — 6 раз с каждой стороны), поглаживание (3 — 4 раза), выжимание и разминание, снова выжимание и поглаживание (по 2 — 3 раза). Этот же комплекс повторяется после массажа волосистой части головы.
Массаж волосистой части головы состоит из следующих приемов: поглаживания боковых частей от макушки вниз, затем лобной и затылочной частей (по 3 — 4 раза на каждом участке), давления основаниями ладоней в области левого и правого висков (по 3 — 4 раза), поглаживания (2 — 4 раза) и давления подушечками всех пальцев и фалангами пальцев, сжатых в кулак (по 2 — 3 раза). На затылочной части головы давление может быть более сильным.
При стихании боли можно выполнить следующие упражнения. Установить руку (или обе руки) под нижней челюстью (подбородком) и при наклоне головы оказывать руками сопротивление.
При возвращении головы в исходное положение руки оказывают сопротивление со стороны затылка. При наклоне головы влево оказывают сопротивление левой рукой, а при возвращении в исходное положение — правой и т.д.
Продолжают массаж волосистой части головы. Делают растирание прямолинейное и кругообразное (по 3 — 4 раза). При этом подушечки пальцев легко соприкасаются с кожей и, делая как бы небольшие штрихи или короткие дуги, продвигаются от макушки вниз, к шее, ушам и лбу. Затем поглаживание ладонями (2 — 3 раза), давление основанием ладони (3 — 4 раза), разминание основанием ладоней или всей ладонью (30 — 40 с). Кожу при этом смещают ладонью, прорабатывая таким образом всю волосистую часть головы и лоб.
Далее кругообразное разминание подушечками пальцев одной или обеих рук по всей голове (20 — 30 с). После этого можно провести еще раз массаж шеи, а затем повторить весь комплекс приемов на голове.
Часто причиной головной боли оказывается остеохондроз шейного отдела позвоночника. Массаж на этот случай описан выше. Кроме того, больному нужно приучить себя сидеть прямо, ровно держать голову при ходьбе.
Тем, кто работает на компьютере, постоянно пишет, чертит и т.п., следует в течение рабочего дня 3 — 4 раза до обеденного перерыва и столько же раз после него, в дополнение к массажу, проделать несложный комплекс движений в положении стоя, сидя (сидеть надо ровно, спина прямая, кисти рук на бедрах) или лежа. Первое время можно делать упражнения с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Комплекс такой:
- Наклонить голову вперед, коснуться груди подбородком (3 — 4 раза).
- То же назад легко, без напряжения (3 — 5 раз).
- Наклонить голову к одному и другому плечу (по 3 — 4 раза).
- Головой (макушкой) описать восьмерку слева направо и справа налево (по 3 — 4 раза).
- То же вперед и назад.
- Описать подбородком восьмерку в горизонтальном направлении (3 — 4 раза).
- То же, но в вертикальном направлении (3 — 4 раза).
Эти упражнения можно варьировать, меняя положение рук (например, держа их за спиной, опущенными вниз или поднятыми за голову).
«Лечебный массаж». Учебник для ВУЗов.
Автор: профессор А.А. Бирюков; Изд. «Академия», 2004.