Содержание
Методология обучения спортивным упражнениям
Методология обучения спортивным упражнениям — учение о структуре, организации, методах и средствах обучающей деятельности в спорте. В качестве конкретных компонентов методология обучения включает в себя разделы о дидактических принципах, собственно методах, приемах, средствах, формах, технологиях обучения. Естественнонаучными основами методологии обучения являются закономерности формирования двигательного навыка, описываемые в терминах педагогики, психологии, физиологии, биомеханики, теории информации, ряда смежных наук. Уровень разработанности методологии обучения тесно связан как с развитием названных научных направлений, так и с состоянием собственно спортивной науки и мирового спорта в целом.
Двигательный навык в спорте и процесс его формирования
Автоматизация двигательных действий как основной критерий владения действием-движением
Под автоматизацией двигательных действий понимается способность спортсмена выполнять их, не прибегая к контролю действий сознанием. Это один из основных критериев, характеризующих степень и качество освоения двигательного действия в процессе обучения-тренировки. Повторение действия-движения в форме одного или нескольких структурно сходных упражнений приводит к постепенной стереотипизации двигательных действий, их закреплению в виде более устойчивых связей, начинающих воспроизводиться автоматизированно и, тем самым, освобождающих спортсмена от необходимости осознанного их контроля. Степень автоматизации двигательных действий основной признак, отличающий двигательное умение от двигательного навыка. Вместе с тем между последними не существует формально определяемой границы; любой двигательный навык представляет собой некоторое сочетание компонентов управления действием-движением, реализуемых как автоматизированно, так и под контролем сознания. Полноценно освоенный навык предполагает оптимальную степень автоматизации двигательных действий, в то время как недостаточная или избыточная автоматизация двигательных действий всегда сопровождается недочетами или явными «пороками» во владении упражнением.
«Двигательное умение» и «двигательный навык»
«Двигательное умение» и «двигательный навык» — ключевые понятия теории обучения в спорте, характеризующие уровень освоенности действия-движения.
Двигательное умение в выработанная в процессе обучения способность решать двигательные задачи под контролем сознания. В контексте обучения спортивным упражнениям приобретение двигательного умения является фазой, предшествующей освоению двигательного навыка. В отличие от последнего, двигательное умение характерно неполной сформированностью двигательных действий и отсутствием достаточно автоматизированных связей в системе управления ими. Этим обусловливается относительно низкое качество решения двигательной задачи на базе двигательного умения: выполнение упражнения остается ненадежным, неточным, спортсмен не имеет возможности сознательно контролировать одновременно все необходимые технические компоненты действия-движения, допуская ошибки. Эти недочеты исполнения могут постепенно устраняться лишь по мере целенаправленно корректируемого повторения упражнения в тренировке с переходом от сознательного управления ключевыми двигательными действиями к их оптимально автоматизированному управлению, т.е. по мере формирования двигательного навыка.
Двигательный навык есть целесообразно организованное двигательное действие, сформированное и оптимально автоматизированное в процессе его освоения и совершенствования. В отличие от двигательного умения двигательный навык не требует интенсивного сознательного контроля над действиями, что позволяет спортсмену переключать внимание на технические компоненты движения, ранее недоступные для управления, повышая тем самым качество и надежность исполнения упражнения. Поскольку любой процесс обучения носит непрерывный характер, переход от уровня двигательного умения к уровню двигательного навыка носит условный характер и определяется лишь степенью автоматизации двигательного действия. В интересах учебно-тренировочной работы в спорте следует различать несколько качественно различных уровней формирования двигательного навыка. Как теоретически, так и практически важно различать стадии формирования двигательного навыка с сопутствующими этому качественными изменениями. Так, исходный уровень двигательного навыка соответствует способности спортсмена самостоятельно выполнять упражнение в комфортабельных условиях тренировки и вне общего соревновательного контекста упражнений, характерных для данного вида спорта. Более высокий уровень навыка — контекстный, позволяющий уверенно выполнять движение, технический прием в составе связки предшествующих и последующих двигательных действий. Принципиально важен уровень актуализованного двигательного навыка, прошедшего испытания в условиях реальных соревнований. Особо ценными свойствами обладает дифференциальный двигательный навык, при овладении которым спортсмен способен,по необходимости, сознательно варьировать и активно контролировать все основные параметры данного движения; только на этом уровне владения двигательным навыком возможно вполне надежное исполнение различных, в особенности сложных, упражнений. Высшая форма дифференциального навыка — генерализованный двигательный навык, при котором спортсмен способен без ущерба для исходного движения переходить к освоению или возвращаться к исполнению других, структурно родственных упражнений, работа над которыми в обычных условиях может привести к интерференции двигательного навыка. Два последних уровня двигательного навыка специфичны повышением роли сознательного управления двигательным действием, что придает этим формам двигательного навыка черты «двигательного умения высшего порядка». Основным средством овладения дифференциальным и генерализованным двигательным навыком является вариативная тренировка.
Перенос двигательного навыка
Перенос двигательного навыка — феномен стереотипии деятельности центральной нервной системы человека, проявляющейся при взаимодействии уже установившихся или вырабатываемых в процессе обучения центрально-нервных связей, относящихся к структурно родственным двигательным действиям. Перенос двигательного навыка содействует экономизации конструктивной работы, связанной с усвоением нового материала, когда из ряда возможных путей решения двигательной задачи в первую очередь выбирается путь ранее уже «проторенный» и потому наиболее доступный. Это явление играет важную, а часто решающую, роль в процессе освоения и совершенствования новых спортивных упражнений. Принято различать перенос двигательного навыка с позитивным эффектом (положительный перенос) и с негативным результатом (отрицательный перенос или интерференция). В первом случае двигательный навык нового для спортсмена упражнения формируется благодаря ранее освоенным благоприятным упражнений-предшественников, более быстро и высококачественно. В расчете на данный эффект построена практически вся система технической подготовки в спорте, особенно в его полимоторных видах типа гимнастики. В свою очередь, интерференция возникает согласно той же закономерности,но с изменением структурных и (или) параметрических свойств движения в нежелательную сторону. Упражнением-индуктором при любом эффекте переноса двигательного навыка всегда является упражнение, опирающееся на более «сильный», достаточно автоматизированный навык. При этом движения иерархически более высокого порядка (обладающие более совершенной, технически богатой системой управления двигательным действием) обычно дают положительный перенос двигательного навыка, а более простые движения -интерференцию. Частные эффекты переноса двигательного навыка разнообразны. В зависимости от структурных соотношений между движениями и степени их освоенности могут иметь место односторонний и обоюдный переносы двигательного навыка, единичный и множественный, целостный и локальный переносы (когда предметом обучения на основе переноса двигательного навыка становится либо целостное упражнение, либо только его фрагмент). В зависимости от наличия и характера ожидаемого переноса двигательного навыка выделяется несколько условных типов работы над гимнастическим упражнением: конструктивное обучение (формирование навыка в условиях недостаточной базы, но без опасности интерференции), реконструктивное обучение (формирование нового или перестройка старого навыка с риском интерференции), коррекционное обучение (формирование нового навыка на основе положительного переноса двигательного навыка с незначительной перестройкой ранее приобретенных двигательных представлений и координаций), аддитивное обучение (синтез целостного навыка на основе ранее приобретенных локальных умений и навыков; используется в совокупности с другими типами обучения и включает в себя решение задачи формирования нового для спортсмена системного двигательного действия); освоение «с листа» (случай абсолютного переноса двигательного навыка, принципиально возможного лишь в условиях исчерпывающе полной готовности спортсмена.
Этапность процесса обучения в спорте
Этапность процесса обучения в спорте определяется последовательными изменениями уровня обученности в процессе целенаправленного формирования двигательного навыка. Выделение этапов процесса обучения носит условный характер и должно рассматриваться как элемент методологического анализа процесса освоения упражнения. В традиционной литературе принято выделять три принципиальных этапа обучения: этап формирования предварительных двигательных представлений, этап углубленного разучивания и этап закрепления и совершенствования двигательного навыка. В применении к разучиванию наиболее сложных упражнений необходим более детальный анализ процесса поэтапного формирования двигательного навыка, позволяющий вскрыть важные особенности учебно-тренировочной работы. Выделяются следующие характерные ее этапы: этап подготовки исходной базы, в ходе которого подвергается контролю и (если необходимо и возможно) повышается уровень готовности гимнаста к работе над данным материалом; этап формирования предварительных двигательных представлений, предполагающий приобретение необходимых исходных знаний об упражнении, основанных на объяснениях, показах, обдумывании, обсуждении предстоящей двигательной задачи, а также формирование первичных идеомоторных представлений, корректируемых посредством их обсуждения и проявления в имитациях; этап освоения локальных двигательных умений, имеющий место при разучивании упражнения по частям; этапы овладения целостным двигательным умением и навыками разных уровней (исходным, контекстным, актуализованным, дифференциальным, генерализованным). Каждому из условных этапов обучения соответствуют определенные цели, задачи и методы учебнотренировочной работы, требующие от тренера своевременных дидактических реакций.
Готовность к обучению
Понятие и временные факторы готовности к обучению
В общем смысле понятие «готовность к обучению» определяется как степень соответствия текущего состояния спортсмена запросу на эффективное выполнение упражнения в условиях учебно-тренировочной деятельности. Готовность спортсмена к обучению интегративна и представляет собой сумму компонентов, являющихся результатом как всех предшествующих видов подготовки гимнаста (техническая подготовка, общая и специальная физическая подготовка, функциональная подготовка, психологическая подготовка, теоретическая подготовка, соревновательный опыт), так и текущего функционального состояния. Необходимая готовность спортсмена к восприятию нового материала обусловливается многоуровневыми естественными процессами, временная локализация и протяженность которых может измеряться совершенно разными единицами — от периодов жизни активно действующего спортсмена до долей секунды при исполнении двигательного действия. В связи с этим выделяется ряд факторов, определяющих уровень готовности спортсмена к восприятию нового материала. Это фактор возраста — двигательные, сенсомоторные, нервно-психические качества спортсмена, меняющиеся в зависимости от сенситивных возрастных периодов развития человека. Фактор формы — уровень оптимальной работоспособности, периодически приобретаемый или утрачиваемый при циклической сезонной работе. Фактор самочувствия — функциональное состояние в начале сеанса обучения, тренировки или спортивного соревнования, зависящее от недельного и суточного режимов жизнедеятельности и от текущего состояния здоровья спортсмена. Фактор ресурсов т сохранность мышечно-двигательного и нервно-психического потенциалов, расходуемых в процессе тренировочного занятия или соревнований. Фактор мобилизации — наличие необходимой мобилизационной готовности, определяющейся позитивной мотивацией в работе, сформированностью установки на исполнение задания, способностями гимнаста к концентрации внимания и усилий и др.
Программные виды готовности к обучению
Программные виды готовности к обучению соответствуют стратегическим компонентам подготовки спортсмена. Это техническая, физическая, функциональная, психологичекая, а также теоретическая подготовка и соответствующие им виды готовности к освоению нового материала.
Техническая готовность к обучению понимается как обладание спортсменом некоторой технической базой обучения, позволяющей с достаточной уверенностью переходить в этом плане к освоению нового учебного материала. Предполагается, что при этом в комплексе упражнений-предшественников (навыков) есть необходимая и достаточная группа движений, могущих давать положительный перенос на движение, избранное для работы. В зависимости от качества технической базы обучения обучение может (должно) носить различный характер. При несовершенной базе обучение может начинаться «от чистой доски» (работа с новичком или освоение упражнения, не имевшего аналогов в предшествующей работе данного спортсмена) и носит сугубо конструктивный характер. Типична ситуация обучения от базы, состоящей от более или менее далеких структурных аналогов. В этом случае обучение носит реконструктивный характер, требующий относительно простой коррекции движения или (в худшем случае) его радикальной структурной перестройки. Идеальна учебная работа на основе совершенной базы, когда новому движению предшествует упражнение-эквивалент, обеспечивающее эффективный прямой перенос навыка и нуждающееся лишь в несущественных параметрических изменениях (например — перенос акробатического сальто с одной опоры на другую). Формирование технической базы обучения является одной из важнейших задач общей стратегии подготовки спорстмена, что особенно важно для полимоторных видов спорта типа гимнастики и т. п. В последнем случае спортсмен на протяжении всей карьеры (особенно на этапе углубленной работы, предшествующей достижению спортивного мастерства) занимается специальной технической подготовкой, т.е. овладевает комплексом базовых упражнений, являющихся средством технического совершенствования на протяжении всей его спортивной жизни. В программу последних входят по преимуществу служебные (не соревновательные) упражнения разных уровней сложности. Это так называемые упражнения «школы», ключевые двигательные «блоки» (навыки исполнения отталкиваний, ударов, вращений, приземлений и т.п.), а также целостные базовые упражнения (могущие иметь и соревновательное применение) и их «связки». Основными средствами технической подготовки являются разнообразные упражнения, связанные, прежде всего, с освоением новых координаций.
Физическая готовность — также кардинально важный компонент готовности к обучению, зависящий, прежде всего, от процесса базовой и текущей физической подготовки спортсмена. Общепринято выделение видов общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка — процесс воспитания и совершенствования всех основных физических качеств и функций организма спортсмена, включая работу ОДА, сердечнососудистой, дыхательной систем, психомоторные и др. функции. Средствами общей физической подготовки являются неспециализированные физические упражнения общего воздействия, включая общеразвивающую гимнастику, бег, кросс, лыжи, игровые виды и др. Специальная физическая подготовка трактуется как процесс преимущественного воспитания и углубленного совершенствования физических качеств, определяющих, прежде всего, биомеханическую специфику и запрос
а исполнение упражнений данного вида спорта. Компонентом специальной физической подготовки является узколока-лизованная физическая подготовка, которая применяется при разучивании особо трудных для спортсмена упражнений, нуждающихся в особом подходе к развитию избранных физических качеств. Программно-методические основы специальной физической подготовки определяются структурой физических качеств спортсмена и запросом на их развитие в данном виде спорта.
Для видов спорта преимущественно атлетической направленности первоочередное значение имеют силовые качества. Исходным силовым показателем является абсолютная сила — максимальное значение тяги, проявляемой в стандартных условиях определенной мышечной группой («становая» сила, сила разгибателей ног, сгибателей кисти и пр.). Относительная сила — это доля абсолютной силы, приходящаяся на килограмм веса тела спортсмена. Оба показателя важны как факторы обучения. Абсолютная сила играет первоочередную роль при освоении упражнений, требующих выполнения движений со значительными внешними сопротивлениями (метание молота, толкание ядра, поднимание штанги, броски в борьбе, силовое противодействие в хоккее и др.), относительная — для случаев, когда объектом силовых манипуляций служит собственное тело спортсмена (гимнастика и проч.). В зависимости от характера упражнения, важно владение различными силовыми качествами. Статическая сила — качество, связанное с изометрическим режимом работы мышц, прежде всего — при исполнении упражнений типа силовых фиксаций с относительно длительным усилием. Медленная сила, как физическое качество, необходима при выполнении разного рода трудных «жимовых» упражнений (подъем штанги, противоборство в армспорте, выходы в гимнастические стойки на руках, перетягивание каната и т.п.). Быстрая сила — качество, граничное между силовыми и скоростными проявлениями. Соответствующие движения обладают, как правило, высокой мощностью и энергетикой, но само качество «быстрой» силы не однозначно, так как его свойства зависят от скорости двигательного действия.
Скоростно-силовые качества — синтез силы и быстродействия. Это высокомощные, энергетически насыщенные движения типа прыжков, отталкиваний, спринтерского бега, метаний снарядов умеренного веса и т.п. «взрывные» упражнения. Собственно скоростные качества наиболее непосредственно проявляются в форме максимально быстрого движения свободных, в особенности легких, конечностей (игровые действия, спринт). Кроме того, быстрота, взятая в ее расширительном смысле, как двигательное качество проявляется также в психомоторном контексте обучения-тренировки (быстрота двигательной реакции и др.).
Основными средствами воспитания и поддержания должного уровня силовых и скоростно-силовых качеств являются адекватные по биомеханике упражнения, варьирующиеся по величине нагрузок, повторности в тренировочных сериях и скорости движения нагруженного звена.
Гибкость и подвижность в суставах — два смежных физических качества, соотносящиеся как общее и частное. Данные качества определяют доступную спортсмену амплитуду суставных движений и поэтому весьма важны для обучения многим спортивным упражнениям. Факторы гибкости и подвижности в суставах в самом общем смысле определяются механическими свойствами двигательного аппарата спортсмена, которые, в свою очередь, зависят от ряда причин базового и текущего характера. К базовым факторам гибкости и подвижности в суставах относятся свойства ОДА, обусловленные морфологической нормой (геометрией суставов, механическими характеристиками мягких тканей), возраст, пол, уровень физической и технической подготовленности занимающихся, а также некоторые индивидуальные, генетически предопределенные свойства ОДА занимающихся. В детском возрасте гибкость и подвижность в суставах сразу проявляются достаточно ярко, тогда как взрослому человеку даже для простых проявлений этих качеств требуется систематическая тренировка. В свою очередь, у женщин гибкость и подвижность в суставах выражены выше, нежели у мужчин. Названные базовые факторы представляют собой фоновый уровень, на котором качества гибкости и подвижности в суставах могут проявляться и совершенствоваться с учетом текущих факторов. К ним относятся время суток, температура мягких тканей, текущее функциональное состояние, техника движений и др. Различаются пассивная и активная гибкость и подвижность в суставах, первая из которых проявляется под действием внешней силы (включая инерционное движение звена), вторая — за счет работы собственного мышечного аппарата спортсмена. Первая всегда больше второй и является для нее базовым показателем. Основным средством развития гибкости и подвижности в суставах являются специализированные упражнения. Одним из основных правил развития пассивной гибкости и подвижности в суставах является применение упражнений с нарастающей амплитудой ритмически-повторных движений вплоть до работы на грани легких болевых ощущений. В свою очередь, выполнение движений на основе активной гибкости требует не только развитой пассивной подвижности в данных суставах, но и тонкой координации действий с расслаблением натягиваемых мышц при одновременном напряжении антагонистов.
Сенсо- и психомоторные качества — еще один важный компонент системы двигательных качеств, необходимых для освоения спортивных упражнений. Исключительно важную роль сенсо- и психомоторные качества играют практически во всех технико-эстетических, игровых видах спорта, единоборствах. А в таких спортивных дисциплинах, как прыжки в воду, прыжки на лыжах (полетные и акробатические), парашютная акробатика, настольный теннис, стрельба (особенно стендовая), бильярд, кёрлинг и др. сенсо- и психомоторные качества в первую очередь определяют успех освоения и исполнения упражнений, тогда как традиционные качества (сила, гибкость и проч.) играют здесь относительно второстепенную или просто малозначительную роль. Собственно сенсомоторные качества человека апеллируют, прежде всего, к физиологии анализаторных систем, способности более или менее быстро и адекватно реагировать двигательным действием на внешние сигналы разных модальностей, поступающие в сенсорные системы в форме зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных раздражений. Наиболее характерные сенсомоторные качества, важные для спортсменов разных специализаций: двигательная реакция, кинестетическая чувствительность, зрительное и вестибулярное восприятие, восприятие временных интервалов, тактильная чувствительность. Собственно психомоторные качества, в отличие от сенсомоторики, представляют собой системное «продолжение» последней, при котором сложные двигательные реакции восходят на уровень субъективного контроля, самоуправления на основе непрерывного отслеживания всех изменений в системе «спортсмен — среда», а также воспроизведения действия-движения по памяти. Основным средством развития сенсо- и психомоторных качеств являются соответствующие тренировочные упражнения, направленные на воспитание быстроты и точности двигательной реакции, чувственного, в особенности зрительного и кинестетического контроля, а также таких специфических «чувств», опосредованных сенсо- и психомоторикой, как «чувство времени», «чувство снаряда», «чувство воды» и др.
Психическая готовность к учебно-тренировочной работе — важный компонент подготовки в современном спорте, связанном с преодолением значительных нагрузок, большой эмоциональной напряженностью, высокими требованиями к волевым качествам, смелости, настойчивости. В спортивной психологии решение связанных с этим задач рассматривается в контексте соотношения между параметрами так называемой психограммы вида спорта и свойствами личности спортсмена.
Психограмма вида спорта — это система признаков, которыми определяются двигательная специфика данного вида спортивной деятельности и соответствующий ей запрос к психике и психомоторике занимающихся. В психограмме отражаются такие характеристики, как предпочтения в части темперамента спортсмена, особенности его чувственного восприятия, требования к сенсомоторике, двигательным дифференцировкам, скорости двигательной реакции, сенсорным коррекциям, концентрации и распределению внимания, достижению мобилизационной готовности, концентрации физических усилий; необходимые в данном случае признаки экстра- или интроверсии, особенности двигательных представлений, идеомоторики, самоконтроля и саморегуляции, мотивации к занятиям и др.
Личность спортсмена, как фактор подготовки в данном виде спорта, раскрывается в целом ряде известных терминов общей и спортивной психологии, главные из которых: направленность и общая мотивация, задатки и способности; характер, эмоциональные состояния; волевые, креативные и деловые качества; темперамент и его составляющие, психические установки, психическая выносливость и надежность и др. Основными средствами психологической подготовки к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена являются как чисто педагогические средства воздействия и взаимодействия тренера и спортсмена, так и, по необходимости, специальные средства, основанные на психогигиене, психотерапии и фармакологии.
Теоретическая готовность спортсмена -процесс овладения системой специальных знаний, являющихся фактором спортивного совершенствования и соревновательной деятельности. В контексте обучения спортивным упражнениям наиболее важны компоненты теоретической подготовленности спортсмена, связанные со структурой и техникой упражнений, феноменологией и методологией их освоения. Значение теоретической готовности возрастает по мере усложнения программы подготовки спортсменов и повышения их квалификации. В старших разрядах необходимо проведение специальных занятий по теоретической подготовке.
Двигательные представления спортсмена и их формирование
Природа двигательных представлений спортсмена
Двигательные представления спортсмена -род психического отражения, совокупность знаний и чувственных образов, соответствующих двигательному опыту, конструктивному воображению спортсмена и воспроизводимых в его сознании независимо от непосредственного восприятия движения после его наблюдения, описания или собственного исполнения. Двигательные представления есть, прежде всего, чувственный образ объекта, которым в данном
Видео по теме
«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.