Классификация методов
Классификация методов психодиагностики выглядит следующим образом:
«По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний выделяют следующие методики:
- методики изучения направленности, интересов (карта личности К.К. Платонова и др.);
- личностные, характеризующие структурные компоненты личности (опросники MMPI, Кеттела, Векслера, ЧХТ [Черты характера и темперамента], Айзенка и др.);
- исследование личности спортсмена в системе общественных отношений, его авторитетности в коллективе (социометрические методики);
- изучения особенностей мышления (тесты Векслера, Равена и др.);
- определения творческих способностей <.. .>;
- направленные на диагностику общей осведомленности, профессиональных знаний, навыков (разделы Векслера и большинство методик для исследования процессов мышления);
- изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);
- исследования психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);
- психофизиологические (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики);
- изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты);
- диагностики эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики, иногда с применением физиологических и биохимических измерений);
- оценки психических состояний (опросники Спилбергера-Ханина, САН, тест Люшера и др.).
По форме применения:
- наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования);
- беседа (индивидуальная и групповая);
- опросники и анкеты (открытые и закрытые);
- социометрические методики;
- бланковые тесты (индивидуальные и групповые);
- аппаратурные тесты (индивидуальные и групповые);
- обследование на тренажёрах и тренажёрных устройствах;
- специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.);
- комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и др. измерения).
По способам применения:
- аналитические тесты (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функциональных показателей);
- синтетические тесты (направленные на блоки свойств);
- комплексные методики (моделирующие важные компоненты деятельности);
- пролонгированные методики (многократное тестирование, в том числе после воздействия различных факторов, периодов обучения и тренировки, адаптации).
Все перечисленные методы «направлены на изучение трёх основных объектов психодиагностики: личности спортсмена, его спортивной деятельности и взаимодействия. <.. > В свою очередь личность спортсмена диагностируется по трём главным аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рассматривается со стороны обучения навыкам и умениям (учебная) как деятельность по повышению спортивного мастерства (тренировочная) и как соревновательная, являющаяся квинтэссенцией всех видов спортивной деятельности».
Далее представлены наиболее популярные методики, описывающие основные стороны личности спортсмена. Их использование на практике позволяет тренеру эффективно управлять коллективом.
Источник: «Спортивная метрология», 2016 г.