Содержание
Общая и специальная физическая подготовка
Сейчас затруднительно назвать автора, который первым разделил тренировочные упражнения на общие и специальные. Книга Котова (1916) содержала такую дифференциацию; давно увидевшие свет учебники для спортивных вузов по лыжному спорту и плаванию (Бергман, 1938; Шувалов, 1940) также включали соответствующие определения средств специальной и общей подготовки. Недавние источники информации по традиционной теории тренировки предлагают критерии, по которым упражнения можно распределить на категории специальных или общих. Таким образом, дифференциацию упражнений можно осуществить по «степени существенного сходства или различия используемых упражнений и целевой соревновательной активности» (Матвеев, 2010). Цитируемый источник предлагает схему классификации, представленную в собственной интерпретации автора этой книги (табл. 1).
Таблица 1. Классификация физических упражнений по их отношению к специальной и/или общей физической подготовке (по Матвееву, 2010; модификации автора)
Группы упражнений | Примечания |
1. Специальные упражнения Упражнения, полностью соответствующие существенным характеристикам соревновательной деятельности | Эта группа включает упражнения, идентичные или очень схожие с целевым по схеме движений, проявлению двигательных и функциональных способностей |
2. Специально-подготовительные упражнения Упражнения, требующие проявления специфических по виду спорта двигательных и/или функциональных способностей, но имеющие некоторые отличия в схеме движений и/или некоторых двигательных компонентах | В эту группу входят упражнения с изменённой структурой движений, такие как упражнения с дополнительным сопротивлением, облегчением скоростного режима за счёт помощи извне, упрощённым координационным рисунком и т.д. |
3. Общие упражнения Упражнения, которые стимулируют развитие соответствующих двигательных способностей и функций при отсутствии сходства двигательной схемы этого и целевого упражнения | Эта группа включает все упражнения, которые, как правило, называются общеподготовительными |
Представленная выше классификация даёт достаточную свободу в отнесении имеющихся упражнений к определённой категории по их сходству с целевой схемой движения. Любопытно, что эта классификация предлагает дополнительную, промежуточную группу упражнений, называемых «специально-подготовительными», которые Матвеев характеризовал как «смешанные». Автор отметил, что эти упражнения могут быть квалифицированы в некоторых ситуациях как специальные, а в других случаях как общие. С теоретической точки зрения, такая двойственность несёт некоторые трудности для аналитиков, однако с практической позиции эти опасения кажутся излишними, и распределение упражнений по категориям специальной и/или общей подготовки, как правило, не связано с серьёзными трудностями. Профессиональная компетентность и здравый смысл тренеров позволяют им избежать противоречий и излишних сомнений.
Специализированные принципы спортивной тренировки
В соответствии с традиционной теорией специализированными принципами спортивной подготовки можно считать наиболее декларативные и имеющие решающее значение положения, которым подчинены все процедуры планирования и с которыми связаны подробные характеристики процесса спортивной тренировки. Эти термины были переведены на различные языки и многократно публиковались в разных учебниках как базовые постулаты теории тренировки. Существуют различные версии этих принципиальных положений, представленные в разных источниках. В таблице 2 можно найти одно из последних описаний специализированных принципов спортивной тренировки — их можно характеризовать как общепринятые.
Таблица 2. Специализированные принципы спортивной подготовки и их характеристики (по Матвееву, 1972; в более позднем описании Zheliazkov, 1986)
Принципы | Описание |
Направленность к высшим достижениям | Этот принцип предполагает абсолютный приоритет достижения высокого спортивного результата как главной цели спортивной подготовки |
Непрерывность тренировочного процесса | Это означает, что долгосрочная спортивная подготовка не должна прерываться |
Постепенность и целенаправленность тренировочных нагрузок | Существует настоятельная необходимость целесообразных отклонений от уровня нагрузки после воздействия различных факторов, т.е. волнообразного изменения нагрузки |
Единство общей и специальной подготовки | Этот принцип связан с достижением гармоничного развития двигательных способностей и особенностями переноса тренированности во время общей и специальной подготовки |
Цикличность тренировочного процесса | Этот принцип обусловлен циклической природой сезонных климатических изменений, биологической адаптации, календаря соревнований и т.д. |
Важно отметить, что в начале 1970-х годов эти принципы отражали реалии спорта. Теперь они представляются очевидными и довольно тривиальными. Первый принцип предполагал ориентацию тренировки на максимальные достижения; любые формы физической подготовки для поддержания общего уровня здоровья и приятного отдыха были просто проигнорированы. Такое отношение было весьма типичным вследствие идеологических детерминант, господствовавших в то время в социалистических странах. Принцип непрерывности был актуален, когда спортсмены теряли мотивацию в течение длительных периодов монотонного тренировочного процесса задолго до серьёзного соревнования. То есть, любые перерывы в тренировках априори квалифицировались как серьёзные нарушения дисциплины. Аналогичным образом принцип постепенности и целенаправленности тренировочных нагрузок усиливал ответственность тренеров за разумное планирование и необходимость избегать каких-либо вредных последствий чрезмерных нагрузок. А именно, принцип волнообразности тренировочных нагрузок принимался для краткосрочного и среднесрочного планирования в качестве инструмента для предотвращения перенапряжения и перетренированности во время длительных периодов тяжёлых тренировок, характерных для традиционной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки в настоящее время кажется довольно тривиальным, но семь десятилетий назад разнообразные представления тренеров о сути тренировки были смесью как полной неосведомлённости о правилах общей подготовки, так и преувеличенной оценки её роли. Наконец, циклический характер тренировочного процесса казался очевидным в отношении недельных программ, однако такая циклическая структура стала очень важной при планировании мезо- и макроциклов.
Стоит отметить, что более поздние толкования основных принципов спортивной тренировки содержали некоторые дополнительные разъяснения и модифицированные версии. Например, 1-й принцип был пересмотрен и стал принципом максимизации спортивной подготовки (Матвеев, 2010). Его суть, как это было указано автором, состояла в экстраординарной реализации спортивных способностей личности. Еще одно базовое положение — принцип углублённой спортивной специализации означал максимальную концентрацию усилий, энергии и временных ресурсов в избранном виде спортивной активности, т.е. целевом виде спорта или спортивной дисциплине. Принимая во внимание все аспекты индивидуальной техники движения, структуры подготовки, объёма нагрузки и т.д., в качестве варианта предыдущего принципа (специализации) в долгосрочной спортивной подготовке был предложен принцип индивидуализации (Матвеев, 2010).
Источник: «Теория спортивной тренировки».
Учеб. для ВУЗов. Авт.: проф. В.Б. Иссурин, 2016