Содержание
Определение и оценка биологического возраста человека
Биологический возраст — понятие, отражающее индивидуальный фактически достигнутый уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом. Биологический возраст зависит от генетических особенностей роста и развития, а также от условий окружающей среды, в которых воспитывается ребенок, — социальных, бытовых, материальных и других факторов, определяющих образ жизни (Меерсон, 1986; Мищенко В. П. и др., 2004; Орешкин, 1990; Втмор, Косттл, 1997; Чумаков, 1999).
Оценивая общий уровень физического развития, детей делят на три группы: акселераты, медианты и ретарданты.
Акселераты — дети с ускоренным, опережающим паспортный возраст, развитием и половым созреванием в более ранние сроки.
Медианты —- дети со средним уровнем физического развития (по длине тела) и соответствующими ему зависимыми признаками — массой тела и объемом грудной клетки.
Ретарданты — дети, отстающие в физическом развитии и созревании организма от паспортного возраста.
Ускорение и замедление темпов физического развития имеют свои недостатки и положительные стороны. Ускорение роста сопровождается улучшением физического развития и одновременно моторики. Дети с замедленным развитием пополняют группы с нарушениями здоровья.
У акселератов чаще всего наблюдается нарушение гармоничности психосоциального развития. Ускорение физического развития и полового созревания ведет к ранней осификации скелета. Акселераты чаще болеют, чем дети со средним и низким уровнем физического развития. Акселерацию следует учитывать во время организации учебного и тренировочного процессов путем варьирования форм, средств и методов физического воспитания в разные возрастные периоды. Дети рано взрослеют физически, а уровень их работоспособности отстает. Тенденция отмечать успехи в физическом воспитании детей-акселератов принципиально неверна. Медианты и ретарданты в более поздние календарные сроки потенциально могут опередить акселератов, достигая выдающихся успехов в спорте в зрелом возрасте.
Определение биологического возраста в совокупности с показателями физического развития позволяет точно определить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то мере — уровень его здоровья. Расстройства здоровья у школьников, связанные с ускорением или запаздыванием физического развития, как правило, имеют функциональную природу и являются характерными для второй группы здоровья. У школьников со средними показателями физического развития редко наблюдаются расстройства функций сердечно-сосудистой системы, которые следует рассматривать как результат неадекватности предложенных физических нагрузок уровню физического развития.
Различия между паспортным и биологическим возрастом могут достигать в подростковом периоде 4—5 лет, что требует дифференцирования методики проведения занятий по физическому воспитанию, подбора средств и методов, адекватных биологическому развитию, а не календарному возрасту детей.
Задержка биологического развития детей на 5—6 лет может свидетельствовать о неблагоприятных бытовых условиях, неполноценном питании, недостатке в нем витаминов, тяжелых или повторных заболеваниях, гормональных нарушениях (Алексанянц и др., 2003; Детская спортивная медицина, 1991; Дубровский, 2005; Козлов, Гладышева, 1997; Круцевич, 1999).
Критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от этапа постнатального онтогенеза. Из морфологических критериев чаще всего используют скелетную зрелость (термины оссификации скелета), зрелость зубов (прорезание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции, состав тела), развитие первичных и вторичных половых признаков.
Функциональными критериями являются показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервной систем, опорно-двигательного аппарата.
К биохимическим критериям относят ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. В практической работе для определения биологического возраста обычно пользуются зубной и половой формулами. Для оценки биологического возраста в период полового созревания учитывают развитие первичных и вторичных половых признаков:
- у мальчиков — волосы на лобке и на подмышках, набухание сосков, ломка голоса, развитие кадыка;
- у девочек — кроме показателей развития волосяного покрова учитывают состояние молочных желез, а также отсутствие или время появления первой менструации.
Методики оценки биологического возраста
- Для определения биологического возраста исследуемые показатели сравнивают со среднестатистическими значениями показателей биологического развития детей определенного возраста, имеющимися в таблицах (возраст, длина тела, ежегодные увеличения длины тела в каждом возрасте, количество постоянных зубов, признаки оссификации костей, развитие вторичных половых признаков).
- Метод оценки биологического возраста детей 6—7 лет (по Дубогай) предусматривает определение степени биологического развития детей путем сопоставления количества прорезавшихся постоянных зубов с данными, приведенными в таблице 29.
Таблица 29 Оценка биологического возраста детей
Темп дозревания | Количество зубов | ||
6 лет | 6,5 лет | 7 лет | |
Мальчики | |||
Отставание | 0 | 00—1 | <5 |
Средний темп | 2—8 | 5—10 | |
Опережение | <4 | <8 | >10 |
Девочки | |||
Отставание | 0 | 0—2 | <6 |
Средний темп | 1—5 | 3—9 | 5—11 |
Опережение | >5 | >9 | > 11 |
По методике Дубогай, биологический возраст соответствует паспортному, если длина тела ребенка не ниже средней (по таблицам стандартов физического развития), ежегодное увеличение длины тела составляет не менее 4 см, количество постоянных зубов до 6 лет не меньше одного, а в 7 лет — не меньше четырех у мальчиков и пяти у девочек (Детская спортивная медицина, 1991).
Определение биологического возраста в сочетании с показателями физического развития позволяет точнее оценить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то степени — уровень его развития.
Биологический возраст можно также определить по особенностям дифференцирования костной ткани, прежде всего по порядку и срокам возникновения точек окостенения и синостозов в отдельных частях скелета, определяемых рентгенографически, что является одним из надежных индикаторов биологического возраста. Во время анализа рентгенограммы для оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами,приведенными в специальных атласах, или определяют сроки возникновения окостенения и формирования синостозов в отдельных костях. Фазы образования синостозов предлагается определять в баллах:
0 баллов — эпифизарная зона открыта;
1 балл — начало синостозирования, закрыты не менее 1/2—1/3 эпифизарной зоны;
2 балла— закрыто около 1/2 эпифизарной зоны;
3 балла — синостозирование почти всей эпифизарной зоны, по краям сохранились небольшие свободные от костной ткани участки;
4 балла — синостозирование закончено, на месте эпифизарной зоны остается в виде белой полоски участок склерозированной кости;
5 баллов — участок склероза в эпифизарной зоне исчез.
Для объективной оценки биологического возраста следует учитывать весь комплекс морфофункциональных показателей.
Для определения биологического возраста по комплексу показателей можно пользоваться формулами, приведенными в таблице 30.
Таблица 30 — Формулы для определения биологического возраста
Формула полового созревания | Степень развития волосяного покрова подмышек (А) и на лобке (Р) | Ломка голоса (Г) |
А0Р0Г0 | Полное отсутствие волосяного покрова | Детский голос |
А1Р1Г1 | Первые признаки волосяного покрова на ограниченных центральных участках и на лобке | Отличие голоса от детского |
A2P2Г2 | Ясно выраженный волосяной покров | Ломка голоса |
А3Р3Г3 | Полное развитие волосяного покрова | Отличие голоса от мужского |
А4Р4Г4 | Увеличение волосяного покрова | Мужской голос |
Биологический возраст определяется суммой баллов по всем индексам. Максимальная сумма баллов составляет 12 (Дудин, Лисенчук, Воробьев, 2001; Евгеньева, 2002).
Определение темпа физического развития и функционального возраста юношей
Оснащение: ростомер, медицинские весы, секундомер, суховоздушный спирометр.
Ход работы
Из числа студентов выбирают нескольких различной спортивной специализации. У каждого из них определяют антропометрические данные и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем: длину тела (ДТ) и массу тела (МТ), ЧСС в покое (ЧССпок), ЧСС после 20 приседаний (ЧССнаг), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания на вдохе (ЗДвд) и выдохе (ЗДвыд).
На основе полученных показателей всех испытуемых рассчитывают (Korobeynikov. Korobeynikova, 2003):
- Коэффициент темпа физического развития (КФР) по формуле:
КФР = ДТф /ДТm + МТф /МТm + ЧССпокm / ЧССпокф + ЧССнагm / ЧССнагф +
+ ЗДвдф / ЗДвдm +ЗДвыдф/ЗДвыдm + ЖЕЛф /ЖЕЛm) /n,
где ф — фактическое значение показателя; m — надлежащее значение показателя; n — количество показателей в формуле.
- Функциональный возраст определяют по формуле:
ФВ = ТФР * КВ,
где ТФР — темп физического развития; КВ — календарный возраст.
ТФР рассчитывают по формуле:
ТФР = (Lф/Lm + МТф/МТm + ЧССпокm /ЧССтахф + ЧССнагm /ЧССф + ЖЕЛф/ЖЕЛm + ЗДвдф/ЗДвдm + ЗДвыдф/ ЗДвыдm)/ 6,
где L — длина тела; МТ — масса тела.
Если ТФР равен 1, то темп физического развития нормален, больше 1,1 — ускоренный, менее 1 — замедленный.
Для анализа уровня темпа физического развития используют данные таблицы 31 со средними показателями для юношей.
Таблица 31 Надлежащие значения показателей физического развития
Показатель | Пол | Возрастные группы (лет) | |||||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||
Длина тела, см | Мужчины | 150 | 168 | 171 | 174 | 176 | 179 |
Женщины | 156 | 160 | 164 | 166 | 168 | 170 | |
Масса тела, кг | Мужчины | 48 | 54 | 59 | 63 | 67 | 70 |
Женщины | 43 | 47 | 60 | 69 | 72 | 76 | |
ЧСС в состоянии покоя, уд-мин-1 | Мужчины | 84 | 80 | 70 | 75 | 74 | 74 |
Женщины | 88 | 85 | 84 | 83 | 80 | 78 | |
ЧСС после нагрузки, уд’мин-1 | Мужчины | 135 | 131 | 120 | 118 | 116 | 112 |
Женщины | 120 | 117 | 116 | 115 | 110 | 106 | |
Задержка дыхания на вдохе, с | Мужчины | 46 | 52 | 60 | 64 | 66 | 70 |
Женщины | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | |
Задержка дыхания на выдохе, с | Мужчины | 23 | 26 | 30 | 32 | 33 | 35 |
Женщины | 23 | 25 | 27 | 28 | 30 | 32 | |
Становая мышечная сила, кг | Мужчины | 70 | 90 | 103 | 108 | 115 | 119 |
Женщины | 44 | 51 | 55 | 58 | 60 | 62 |
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.