Содержание
Определение физической работоспособности детей школьного возраста
Оснащение: ступеньки или гимнастическая скамейка высотой 30 см, секундомер.
Ход работы
Для определения физической работоспособности детей чаще всего используют двухступенчатый тест (Апанасенко, 1985; Детская спортивная медицина, 1991; Круцевич, 1999; Мурза, 2001). Для этого испытуемый выполняет подъем на ступеньку высотой 30 см (можно использовать гимнастическую скамейку) в темпе 20 восхождений за 1 мин в течение 3 мин. По завершении работы в положении стоя подсчитывают ЧСС в течение первых 10 с. Спустя 1 мин отдыха испытуемому дают вторую нагрузку: в течение 3 мин подъем на ступеньку высотой 30 см в темпе 30 восхождений за 1 мин. По завершении работы в положении стоя опять подсчитывают ЧСС в течение первых 10 с. Используя данные таблицы 32, на горизонтальной линии находят цифру, соответствующую ЧСС после первой нагрузки, а на вертикальной — ЧСС, полученную после второй нагрузки. Место пересечения этих двух величин ЧСС дает определенный коэффициент, умножением которого на массу тела испытуемого (в кг) рассчитывают физическую работоспособность (в кгм-мин-1):
PWCm = Km,
где К — коэффициент, который находят по таблице на пересечении значений ЧСС после первой (Р1) и второй (Р2) нагрузок, т — масса тела.
Данные исследования сравнивают и делают выводы об уровне физической работоспособности.
Таблица 32 — Таблица для расчета физической работоспособности школьников
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
20 | 20,80 | 25,80 | 40,80 | |||||||
21 | 17,40 | 19,60 | 24,00 | 37,20 | ||||||
22 | 15,36 | 16,50 | 18,40 | 22,20 | 33,60 | |||||
23 | 14,00 | 14,64 | 15,60 | 17,20 | 20,20 | |||||
24 | 13,03 | 13,40 | 13,92 | 14,70 | 16,00 | 18,60 | ||||
25 | 12,30 | 12,51 | 12,80 | 13,20 | 13,80 | 14,80 | 16,80 | |||
26 | 11,73 | 11,85 | 12,00 | 12,20 | 12,48 | 12,90 | 13,60 | 15,00 | ||
27 | 11,28 | 11,33 | 11,40 | 11,49 | 11,60 | 11,76 | 12,00 | 12,40 | 13,20 | |
28 | 10,93 | 10,85 | 10,97 | 11,00 | 11,04 | 11,10 | 11,20 | 11,40 | ||
29 | 10,53 | 10,50 | 10,46 | 10,40 | 10,32 | 10,20 | 10,00 | |||
30 | 10,13 | 10,05 | 9,94 | 9,80 | 9,60 | 9,30 | ||||
31 | 9,73 | 9,60 | 9,43 | 9,20 | 8,88 | |||||
32 | 9,33 | 9,15 | 8,91 | 8,60 |
Исследование особенностей физиологических процессов лиц пожилого возраста
Оснащение: секундомеры, прибор для регистрации АД, суховоздушный спирометр, оборудование для регистрации латентного времени двигательной реакции на световые раздражители (желательно компьютерная программа), электромиотонометр, пневмотахометр, оксигемометр.
Ход работы
В состоянии покоя у испытуемых лиц пожилого возраста определяют:
1. ЧСС дважды за 10 с с пересчетом на 1 мин.
2. АДсист., АДдиаст. и пульсовое давление.
3. Величину ЖЕЛ, объемы, составляющие ее, отношение резервного o6v ема выдоха к резервному объему вдоха.
4. Время задержки дыхания на вдохе и выдохе с одновременным оксиге-мометричним контролем.
5. Латентное время двигательной реакции на световые раздражители.
6. Реобазу и хронаксию на двух антагонистичных мышцах.
7. Твердость некоторых мышц конечностей и туловища (электромиотоно-метрия).
Далее испытуемые выполняют физические нагрузки — бег на месте в течение 15 с или в течение 1 мин в темпе соответственно 160 и 140 шагов за 1 мин. Можно использовать восхождение на ступеньку высотой 40 см (SOSO раз за 1 мин). После выполнения физической нагрузки проводят регистрацию тех же показателей. Полученные результаты всех испытуемых сравнивают сданными таблицы 33 и делают выводы о функциональных особенностях лиц пожилого возраста.
Таблица 33 — Допустимая предельная и максимальная (но недопустимая во время тестирования) ЧСС у людей разного возраста, уд мин-1
Возраст, лет | ЧСС за 1 мин | |||
Допустимая предельная | Максимальная | |||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
20—29 | 161 | 167 | 195 | 198 |
30—39 | 156 | 160 | 187 | 189 |
40—49 | 152 | 154 | 178 | 179 |
50—59 | 145 | 145 | 170 | 171 |
60 и более | 140 | 142 | 162 | 163 |