Правовое обеспечение охраны здоровья спортсменов

Общая характеристика правового обеспечения охраны здоровья спортсменов

Охрана здоровья спортсменов — одна из приоритетных задач организации спортивного движения.

В соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии одна из основных функций Международного олимпийского комитета поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов. Для этого в соответствии с правилом 21 Олимпийской хартии в МОК создана и функционирует Медицинская комиссия, выполняющая следующие обязанности:

  • разрабатывает директивы относительно медицинской помощи и здоровья спортсменов.

Это отражает большое значение в организации международного спортивного движения, придаваемое охране здоровья спортсменов.

Пункт 6 ст. 3 Федерального закона о спорте провозглашает принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий.

Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона о спорте к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится в том числе медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации. В соответствии с подп. «б» п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона о спорте к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 38 Федерального закона о спорте к расходным обязательствам Российской Федерации относится медикобиологическое и медицинское обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона о спорте медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляются в порядке, утвержденном приказом Минспорттуризма России от 27 мая 2010 г. № 5251. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 Федерального закона о спорте к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона о спорте в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, организация медицинского обеспечения официальных физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона о спорте медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя:

1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;

2) оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;

3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;

4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона о спорте организаторы физкультурных и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. Перечень медицинских противопоказаний к участию в спортивных мероприятиях устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации с учетом особенностей соответствующих вида, видов спорта (спортивных дисциплин).

В развитое норм Федерального закона о спорте Закон г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» содержит ст. 26 «Медицинское обеспечение в области физической культуры и спорта в городе Москве», согласно которой медицинское обеспечение официальных городских физкультурных и спортивных мероприятий осуществляется учреждениями здравоохранения за счет средств бюджета г. Москвы или средств организаторов данных мероприятий. Нормативы обеспеченности официальных городских физкультурных и спортивных мероприятий медицинским персоналом, оборудованием и специализированным транспортом определяются Правительством Москвы.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона о спорте в период проведения на территории Российской Федерации официальных физкультурных и спортивных мероприятий лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и заявленные физкультурно-спортивными организациями иностранных государств в качестве медицинских специалистов, вправе осуществлять медицинское обеспечение представителей физкультурно-спортивных организаций и участников официальных физкультурных и спортивных мероприятий этих иностранных государств на территориях, Определенных организаторами официальных физкультурных и спортивных мероприятий, без прохождения процедуры допуска к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Медицинское сопровождение спорта высших достижений предполагает комплекс усилий на всех этапах и циклах тренировочного и соревновательного процесса. Спортсмены получают медицинское обеспечение и медицинскую помощь, начиная с занятий в детско-юношеской спортивной школе, спортивной секции, в клубе по месту жительства. Затем с ростом спортивных результатов в системе спорта высших достижений медицинское сопровождение обеспечивается в детско-юношеских школах олимпийского резерва, училищах олимпийского резерва, центрах спортивной подготовки и, наконец, в составе сборной команды Российской Федерации по виду спорта.

Медицинское сопровождение спортсменов сборных команд России с 2000 по 2009 г. обеспечивалось ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» (далее также — ФГУ «ЦСП») федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Согласно подп. «п» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 904 до 2008 г. функции по медико-биологическому и медицинскому обеспечению сборных команд Российской Федерации осуществлялись федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта — Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспортом России), а затем Федеральным агентством по физической культуре и спорту (Росспортом).

Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1445 «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» Росспорт был ликвидирован, в связи с чем постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 409 «О внесении изменений в Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» функции по медико-биологическому и медицинскому обеспечению сборных команд Российской Федерации были переданы Минспорттуризму России. При этом отношения по медицинскому обеспечению спортивных сборных команд Российской Федерации регулировались приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». Приказом была утверждена и согласована с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Олимпийским комитетом России «Программа углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва», которая включала в себя унифицированный перечень видов, объемов, динамики и кратности медицинских обследований, обязательных для обеспечения медицинского контроля за состоянием здоровья ведущих спортсменов страны, уровнем их физической работоспособности и внесением необходимых коррективов при тренировках и в процессе восстановления функций в целях достижения высших спортивных результатов.

Кроме того, названным приказом были утверждены следующие документы.

  • Основные направления медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры.
  • Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
  • Инструкция по реализации Программы углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва.
  • Программа медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой.
  • Положение о Экспертном совете по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  • Состав Экспертного совета по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  • Положение об организации работы врачебно-физкультурного диспансера.
  • Положение об организации работы отделения (кабинета) спортивной медицины.
  • Положение об организации работы отделения (кабинета) лечебной физкультуры.
  • Положение об организации работы организационно-методического отдела (кабинета).
  • Положение об организации работы врача по лечебной физкультуре.
  • Положение об организации работы врача по спортивной медицине.
  • Положение об организации работы инструктора-методиста лечебной физкультуры.
  • Положение об организации работы инструктора по лечебной физкультуре.
  • Положение об организации работы медицинской сестры по массажу.
  • Временные нормы нагрузки специалистов врачебно-физкультурной службы.

При этом Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации посредством ФГУ «ЦСП» Минспорттуризма России осуществляло текущее медицинское обеспечение сборных команд силами тренеров-врачей и тренеров-массажистов, находящихся при командах на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, обеспечивало команды лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и биологическими добавками к пище, а также проводило углубленные медицинские обследования спортсменов на базе учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), на договорной основе.

Вместе с тем вышеуказанные нормативные правовые акты регулировали медицинское обеспечение в спорте высших достижений лишь до октября 2009 г., когда постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 812 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» функции по медикобиологическому обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации были переданы из Минспорттуризма России в систему органов исполнительной власти в области здравоохранения — Минздравсоцразвития России и подведомственное ему Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), что существенно изменило подходы к медицинскому обеспечению физической культуры и спорта в Российской Федерации.

В связи с этим в последнее время система и структура медицинского обеспечения спорта высших достижений в Российской Федерации претерпела ряд существенных организационных преобразований.

В силу указанного постановления на Минздравсоцразвития России были возложены функции по нормативно-правовому регулированию:

  • медицинского обеспечения сборных команд — разработка и утверждение порядка медико-биологического, медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации и Их ближайшего резерва;
  • порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) спортивных сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва.

На ФМБА России возложены функции:

  • по реализации медицинского обеспечения сборных команд — медико-санитарное и медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва, включая проведение углубленного медицинского обследования спортсменов;
  • организационно-методическое руководство и координация деятельности организаций здравоохранения по спортивной медицине в нашей стране.

В развитие указанного постановления приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. № 613н утвержден Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N° 608, Минздрав России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

  • порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом;
  • порядок проведения предварительного медицинского осмотра, на основании которого органом опеки и попечительства выдается разрешение на заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет;
  • порядок медико-биологического, медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации;
  • порядок прохождения медицинского осмотра лицом, желающим пройти спортивную подготовку;
  • перечень медицинских противопоказаний к участию в спортивных мероприятиях с учетом особенностей соответствующего вида (видов) спорта (спортивных дисциплин);
  • порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров спортивных сборных команд Российской Федерации.

Непосредственно со спортсменами сборных команд России работает медицинский персонал.

До октября 2009 г. медицинским обеспечением спортсменов сборных команд занимались, как уже отмечалось, тренеры-врачи и тренеры-массажисты, которые не относились к группе работников здравоохранения и на них не распространялись требования, предъявляемые к специалистам (врачам и медицинским сестрам), работающим в системе здравоохранения.

В связи с принятием постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 812 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в силу которого медицинское обеспечение сборных команд перешло в ведение ФМБА России, приказом Минспорттуризма России от 23 марта 2010 г. № 207 «Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации» тренеры-врачи и тренеры-массажисты были исключены из состава сборных команд, а специалисты — врачи по спортивной медицине медицинские сестры по массажу не включены в указанный состав.

Таким образом, в соответствии с нормативными актами Минспорттуризма России весь медицинский персонал спортсмена не относился к числу специалистов, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации. В силу этого на врачей и массажистов, работающих в сборных командах России, не распространялись положения о назначении стипендий Президента Российской Федерации, предусмотренных указом Президента РФ от 31 марта 201Г г. № 3682, а также имевшиеся ранее выплаты премиальных по результатам выступления сборной команды на Олимпийских и Паралимпийских играх, чемпионатах и первенствах мира и Европы.

Вместе с тем приказом Минспорттуризма России от 16 апреля 2012 г. № 347 «Об утверждении перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации» в оба эти перечня были включены:

  • врач по спортивной медицине спортивных сборных команд Российской Федерации (по видам спорта) и
  • медицинская сестра по массажу спортивной сборной команды Российской Федерации.

В настоящее время правовой статус медицинского персонала сборных команд России, в частности врачей по спортивной медицине, регулируется следующими нормативными правовыми актами, предъявляющими требования как к уровню образования и профессиональных знаний, так и непосредственно к выполнению должностных функций.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415Н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, в соответствии с которыми подготовка спортивных врачей проводится в медицинских образовательных учреждениях высшего профессионального образования или медицинских факультетах классических университетов в соответствии с утвержденными Минобрнауки России учебными программами подготовки специалистов. Базовое обучение длится шесть лет по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия» с обязательным в соответствии с названным приказом Минздравсоцразвития России дальнейшим обучением в ординатуре или курсах профессиональной переподготовки (при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Детская хирургия», «Неврология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Хирургия») по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина», по окончании которых выдается сертификат специалиста — врача ЛФК и спортивной медицины. Медицинская специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина» введена в номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации приказом Минздрава РФ от 27 августа 1999 г. № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», а требования к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине сначала были утверждены приказом Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. № 434 «Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине».

Дипломированные и сертифицированные врачи могут занимать должности врача по лечебной физкультуре, врача по спортивной медицине, заведующего отделением — врача по лечебной физкультуре, заведующего отделением — врача по спортивной медицине.

Врачи в соответствии с названным приказом № 415н также обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541Н1 утверждены Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

При этом квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Согласно утвержденным должностным обязанностям, врач по спортивной медицине осуществляет комплексное углубленное медицинское обследование и диспансеризацию спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой; проводит врачебное наблюдение за спортсменами-инвалидами, женщинами-спортсменами с учетом возрастных сроков допуска к занятиям по видам спорта и к соревнованиям.

Врач осуществляет медико-биологическое обеспечение спортсменов в условиях тренировочных сборов и соревнований (профилактика и лечение болезней и травм, контроль за функциональным состоянием и питанием, антидопинговый контроль). Выявляет группу риска для занятий физкультурой и спортом. Выполняет функциональные пробы с физической нагрузкой, ортостатическую пробу, дает оценку функционального состояния сердечно-сосудистой и респираторной системы и вегето-сосудистой реактивности. Определяет общую физическую работоспособность спортсмена методами велоэргометрии, степ-теста, тредмилтесгирования с количественной оценкой аэробной мощности прямым и непрямым способами.

Врач но спортивной медицине должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; организацию спортивной медицины в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения и спортивных организациях; нормативные правовые акты но спортивной медицине; основные вопросы теории и методики физического воспитания и спорта; анатомо-физиологические основы мышечной деятельности, механизм действия физической тренировки на организм человека; функциональные методы исследования в спортивной медицине (системы кровообращения, дыхательной, нервно-мышечной, опорно-двигательной); методы оценки физического развития и физической работоспособности в зависимости от возраста и физической подготовленности; основные показатели лабораторных исследований крови и мочи и их изменение при физических нагрузках; методы биохимического контроля в спорте, показатели состояния иммунной системы организма; возрастные нормативы отбора детей и подростков в разные виды спорта; гигиенические основы физических упражнений и спортивных сооружений; противопоказания для занятий спортом; основы питания спортсменов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Указанным приказом утверждены также должностные обязанности медицинской сестры (брата) по массажу. В соответствии с ними массажист осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста. Подготавливает пациентов к массажу, осуществляет контроль за состоянием пациентов во время проведения процедур. Проводит по назначению врача лечебный (классический), сегментарный, точечный, спортивный, гигиенический, косметический, аппаратный массаж, подводный душ-массаж. Обеспечивает соблюдение правил сочетания массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Массажист также должен знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; виды, формы и методы реабилитации; организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов; показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов; характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы валеологии и санологии и др.

К массажистам предъявляются следующие требования к квалификации: наличие среднего профессионального образования по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и наличие сертификата специалиста по специальности «Медицинский массаж». Между тем ранее в системе Минспорттуризма России к тренерам-массажистам сборных команд требования об обязательном наличии у них среднего медицинского образования не предъявлялись.

Приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. N° 61 Зн «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» утверждено Положение об организации деятельности врача по спортивной медицине, согласно которому врач по спортивной медицине осуществляет свою деятельность в медицинском пункте объекта спорта, отделении (кабинете) спортивной медицины врачебно-физкультурных диспансеров или иных медицинских организациях и спортивных командах и клубах. Врач по спортивной медицине при проведении соревнований оказывает медицинскую помощь спортсменам и иным участникам соревнований в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи.

На врача по спортивной медицине возложены функции по допуску к занятиям и соревнованиям, проведению динамического наблюдения (текущее медицинское наблюдение, периодические медицинские осмотры, углубленные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения) за состоянием здоровья спортсмена.

Кроме того, спортивный врач должен организовывать проведение лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению и повышению спортивной работоспособности и реабилитации после перенесенных заболеваний и травм с применением реабилитационных методов и средств, а также с применением фармакотерапии; проводить оценку и организацию во время соревнований рационального питания в соответствии с уровнем физической нагрузки и видами спорта.

Важной функцией спортивного врача является осуществление контроля за применением медицинским персоналом соревнований лекарственных средств и методов, относящихся к списку запрещенных Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА, в случае их применения по жизненно важным медицинским показаниям.

Спортивный врач должен соблюдать этические нормы и правила поведения спортивного врача в рамках профессиональной автономии при принятии всех решений медицинского характера, касающихся здоровья, безопасности и законных интересов спортсмена.

Нельзя далее не отметить, что возникновение целого ряда патологических состояний у спортсменов высокого класса, впоследствии становящихся тренерами, преподавателями физической культуры и прочими работниками в сфере физической культуры и спорта, определяется именно тем, что выполняемая ими тренировочная нагрузка в определенный момент времени (как правило, связанный со снижением защитных сил организма из-за какой-либо внешней или внутренней причины) превысила возможности организма к ее выполнению.

Только углубленный предварительный медицинский осмотр поможет решить вопрос о допустимости высоких физических нагрузок для лиц, избравших спортивную деятельность своей профессией. Причем в спорте высших достижений речь должна идти о состоянии здоровья, характеризующемся как «абсолютно здоров». Многие заболевания, выявляемые у работников физической культуры и спорта после их ухода из большого спорта, были «заложены» еще в очень молодом возрасте.

Система спортивной подготовки в спорте высших достижений у менее выносливых людей может вызвать патологию различных органов и систем. Насущная необходимость изучения причин возникновения заболеваний лиц, занимающихся спортом высших достижений, определяется следующими обстоятельствами: во-первых, увеличением числа желающих заниматься спортом профессионально; во-вторых, значительным повышением объема и интенсивности тренировочного процесса в настоящее время в спорте; в-третьих, тем, что, хотя удельный вес заболеваний в большом спорте невелик, тем не менее с каждым годом число их растет.

Несмотря на небольшой удельный вес болезней среди таких спортсменов, нельзя отменять изучение их причин и поиск путей профилактики. До последнего времени вопросы заболеваемости, травматизма и инвалидизации в спорте освещались недостаточно, по-видимому, из ложной боязни его дискредитировать. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что спорт высших достижений, и прежде всего профессиональный спорт, как и любой другой вид труда, должен быть эффективным образом социально защищен.

Наличие высоких спортивных званий спортсменов свидетельствует о том, что имеющие их атлеты для достижения высоких спортивных квалификаций в течение десяти лет и более испытывали огромные физические нагрузки, по энергозатратам превышающие труд шахтера, металлурга. Стаж работы со значительными перегрузками не может не отразиться на состоянии здоровья бывших профессиональных спортсменов. В некоторых случаях перегрузка могла явиться причиной травматизма или инвалидности, поэтому необходимо усилить социальные гарантии для данной профессиональной категории, внеся соответствующие нормы в законодательство.

Признание профессионального спорта особым видом трудовой деятельности влечет за собой и признание факта существования всех «профессиональных вредностей», обусловленных спецификой данного труда, т.е. спецификой того или иного вида спорта. К ним относятся чрезвычайно высокие физические нагрузки, повышенное нервно-эмоциональное напряжение (особенно в предсоревнова-тельный период), неблагоприятные метеофакторы, частая смена часовых поясов из-за проведения соревнований в различных областях отдельных стран и за рубежом и т.п.

Учебно-образовательный процесс и трудовая деятельность профессиональных работников спорта высших достижений должны стать важнейшим объектом исследований медицины труда, чтобы научно обосновать и рекомендовать средства и методы профессионального отбора и строжайшего периодического медицинского контроля, позволяющие допускать к занятиям профессиональным спортом только абсолютно здоровых людей, а не «практически» здоровых, как зачастую происходит сейчас, чтобы свести к минимуму патологические процессы, возникающие в неподготовленном организме при повышении физических нагрузок.

Необходимо развивать законодательство в части охраны труда при профессиональных занятиях различными видами спорта с учетом повышенного риска травматизма и возможности несчастных случаев по месту проведения тренировочных занятий. Нужно также в законодательном порядке определить длительность «вредного стажа» и пересмотреть сроки выхода на пенсию мужчин и женщин, занятых профессиональным спортом, который обеспечивал бы им дополнительные социальные гарантии «за вредность», как это существует, например, у работников балета.

Особого внимания медицины труда требуют вопросы, связанные с участием в спорте высших достижений большого числа женщин, а также охраной материнства и детства. На любом «вредном производстве» подобные вопросы, особенно касающиеся дополнительных денежных выплат, решаются (и небезуспешно) профсоюзными организациями различных производств во многих странах. Было бы целесообразно, на наш взгляд, использовать подобный опыт в сфере профессионального спорта. Это позволит упрочить социальный статус профессиональных спортсменов, обеспечить им различные социальные гарантии при снижении или потере трудоспособности в результате спортивной деятельности. Для защиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы, тренеры, как уже говорилось, могут объединяться в профессиональные союзы. Например, в американской модели профессионального спорта наблюдаются тенденции усиления внимания к правовой и социальной защищенности спортсменов, развития профсоюзного движения.

С учетом сказанного реализация социально-охранной функции права, суть которой — защита прав спортсменов и тренеров, охрана спорта в целом от отрицательных внешних воздействий, должна быть направлена прежде всего на охрану здоровья спортсменов, юридическую защиту в случае утраты работоспособности вследствие травмы или профессионального заболевания, защиту их соответствующих прав при составлении и заключении спортивных договоров (контрактов) и их выполнении.

Вместе с тем нередко контракты в сфере спортивной деятельности, заключаемые российскими спортсменами со спортивными клубами некоторых зарубежных стран, характеризуются слабой экономической и правовой защищенностью спортсменов, в частности не предусматривают сохранения заработной платы при потере трудоспособности, социального обеспечения в случае травмы, заболевания при сохранении контракта, после его расторжения (возраст, травма, заболевание и другие причины).

По общему правилу контракт со спортсменом, утратившим труд
способность в связи с травмой, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, полученными на тренировочных занятиях, тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, не может быть расторгнут по инициативе клуба до восстановления трудоспособности или установления инвалидности спортсмена и перевода его на пенсию.

Зарубежные спортивные клубы должны продолжать выплачивать травмированным спортсменам их жалованье. Наилучшие условия для игроков, которые какое-то время не могут играть из-за травмы, имеет НХЛ. В хоккейных командах травмированные игроки имеют средний зараб

Видео по теме

«Спортивное право».
Редактор: С.В. Алексеев Изд.: Юнити-Дана, 2014

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo