проблема гуманизации Детский спорт

Детский спорт: проблема гуманизации

В. И. Столяров, В. И. Вишневский Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; Спартианский гуманистический центр, Россия

Характеризуются различные и даже противоположные подходы ученых и специалистов-практиков разных стран к оценке гуманистического значения детского спорта. Основное внимание уделено изложению проектов и программ гуманизации этого спорта, призванных повысить его социокультурное значение.

В настоящее время в системе оздоровления, организации досуга и воспитания детей все шире и чаще применяется спорт. Ежегодно расширяется число соревнований, специально организуемых для детей и подростков. Так, в Германии ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи — массовые спортивные соревнования для детей школьного возраста. Для детей и молодежи здесь ежегодно проводятся и соревнования «Молодежь тренируется для Олимпиады». В программу этих соревнований входит 10 видов спорта: легкая атлетика, плавание, гимнастика, волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, академическая гребля, лыжные гонки, хоккей. В Австрии проводятся массовые соревнования школьников «Летняя неделя спорта». Полумарафон среди школьников в виде эстафеты с большим количеством участников организуется во Франции. Развитие школьного баскетбола в Австрии привело к созданию организационной модели соревнований школьников на кубок «Золотой бокал». В России в 1991 г. в целях стимулирования занятий спортом школьников разработано

Положение о проведении Всесоюзных спортивных игр школьников. Проводятся Игры сельской молодежи, спартакиады учащихся средних школ. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) детские спортивные соревнования под названием «Малые Олимпиады». Иногда они проводятся и для дошкольников. Все более широкий размах получают международные детско-юношеские спортивные соревнования. Так, с 1968 г. проводятся Международные спортивные игры школьников, а с 1991 г. — Олимпийские Дни молодых европейских спортсменов. В 1998 г. и в 2002 г. в Москве проведены Всемирные юношеские игры.

Столь широкое развитие детского спорта, естественно, привлекает к себе внимание ученых. Можно выделить два основных направления научных исследований этого спорта.

В рамках первого направления (условно его можно назвать технологическим) ставится задача дать научное обоснование путей отбора детей и подростков, которые наиболее пригодны для успешного выступления в том или ином виде спорта, средств и методов их спортивной подготовки, такой модификации их телесности, физического состояния и психики, которая обеспечивает успешное выступление, достижение предельно высоких результатов в этом виде спорта. В настоящее время в рамках этого подхода разработана концепция спортивного отбора юных спортсменов применительно к различным видам спорта и обоснованы главные методологические подходы к решению этой проблемы. Сформулированы основы системы спортивной подготовки юных спортсменов: определены этапы многолетней подготовки, преимущественная направленность подготовки на каждом из них, установлены оптимальные возрастные границы достижения высших результатов в видах спорта. Сформулированы основные методические положения, на основе которых должна строиться многолетняя спортивная тренировка. Разработана технология выбора средств и методов в тренировке детей и подростков. В рамках данной теории и связанной с ней практики, основанных на указанной парадигме, ребенок (причем не только его тело, но и его психика, все существо) выступает как определенное средство решения задач, связанных со спортом, с тем или иным его видом.

Однако целый ряд причин требует совсем иного подхода к разработке теории детского спорта. В первую очередь речь идет о том, что в современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать на практике идеалы и ценности гуманизма. Идея гуманизации, «очеловечивания» системы общественных отношений, различных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время.

Гуманизм, как известно, представляет собой систему воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека. В соответствии с такой исходной парадигмой человек рассматривается не как средство, а как цель, а также как критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни (науки, техники, искусства, спорта и др.). Гуманным признается все то, что в деятельности общества и личности «работает» на человека, служит «культивированию человечности» в человеке, развитию «человечных качеств человека». К числу таких качеств человека гуманистическое воззрение издавна относит свободу, достоинство, творчество, гармоничное и всестороннее развитие личности, способность человека к самопознанию, самореализации, самопреодолению, саморазвитию — «открывать в себе свою собственную суть», «превосходить себя», «подниматься выше себя».

Стремление к практической реализации идеалов и ценностей гуманизма на современном этапе развития человеческой цивилизации побуждает по-новому взглянуть на самые различные явления и события, оценить их с точки зрения того, какие возможности заключены в них для реализации общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей, какую роль они играют в этом плане в современных условиях и каковы пути повышения их гуманистической ценности.

Серьезного внимания в этом плане заслуживает спорт и разработка гуманистической теории спорта, в основе которой лежит не технократическая, а гуманистическая парадигма. Ее главная задача — научное обоснование путей, средств и методов реализации в спорте и посредством спорта гуманистических принципов и идеалов. Следовательно, на переднем плане здесь находится не спорт, а интересы, потребности, личность человека и человеческие отношения; спорт рассматривается лишь как средство, призванное содействовать такому развитию личности и отношений между людьми, которое соответствует идеалам и ценностям гуманизма.

В связи с широким и интенсивным вовлечением в спортивную деятельность все большего числа детей, начиная с дошкольного возраста, в рамках гуманистической теории спорта особенно серьезного внимания заслуживает детский спорт, комплекс сложных проблем относительно влияния активных занятий спортом на социокультурное развитие детей, на процесс их социализации. В первую очередь речь идет о следующих вопросах.

  • Допустимо ли с гуманистических позиций использование спортивных соревнований в системе оздоровления, организации досуга и воспитания детей?
  • Какие возможности заключены в спортивной деятельности для реализации гуманистических идеалов и ценностей в этой системе?
  • Ориентирован ли современный детский спорт на реализацию этих возможностей? Какое воздействие он оказывает на духовную (нравственную, эстетическую, интеллектуальную) культуру ребенка?
  • Не приводят ли спортивные соревнования к негативным последствиям для личностного развития и социальных отношений детей?
  • Возможно ли каким-то образом и каким именно избежать этих последствий, как обеспечить позитивное и наиболее полное гуманистическое воздействие спорта на личность и социальные отношения детей?

Данные вопросы представляются особенно важными и актуальными. Это объясняется, во-первых, тем, что речь идет о детях, о подрастающем поколении, а от того, каким оно будет, зависит будущее всего общества. Во-вторых, все те негативные явления, которые в той или иной степени присущи современному спорту, особенно остро проявляются в детском спорте и требуют быстрейшего разрешения.

Ниже излагаются основные теоретические подходы ученых и специалистов к оценке гуманистического значения детского спорта и формулируемые на основе этого предложения по его гуманизации.

Основные подходы к оценке гуманистического значения детского спорта

Проблема гуманистического значения детского спорта в течение многих лет является предметом обсуждения не только социологов, но также педагогов, медиков, психологов, философов. Проведены международные семинары и симпозиумы, посвященные ее обсуждению. Так, например, в 1996 г. на Международном симпозиуме в г. Саарбрюккене (Германия) обсуждалась проблема участия детей и подростков в спорте высших достижений. Указанной проблеме посвящены специальные выпуски журнала “International Review for the Sociology of Sport” Международного комитета социологии спорта (1997 г.) и журнала “Review” СИЕПС (1985 г.), том материалов Олимпийского научного конгресса (1984 г.), сборник тематической серии «Спорт, духовные ценности, культура» Гуманитарного Центра «СпАрт» РГУФК (1998 г.), сравнительные международные социологические исследования и т.д.

Анализ этих и других публикаций по указанным вопросам выявляет несколько подходов к оценке значения спорта в процессе социализации и воспитания детей.

Позитивная оценка

В большинстве научных работ, в докладах и выступлениях на конференциях, симпозиумах, посвященных детскому спорту, спортивные соревнования и подготовка к ним рассматриваются как важное педагогическое средство, которое обязательно должно использоваться в системе оздоровления, воспитания и организации досуга детей, т.е. в целостном процессе их социализации.

В 1976 г. в Париже состоялась I Международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Париж, 5—10 апреля 1976 г.), которая была организована ЮНЕСКО в сотрудничестве с Международным советом по физическому воспитанию и спорту. В окончательном докладе и рекомендациях конференции по теме «Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования» отмечается, что на конференции выявился широкий консенсус «относительно значения физического воспитания и спорта для гармоничного развития личности не только в физическом, но и в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и эмоциональном планах». На основе этого делается вывод о том, что развитие физического воспитания и спорта «должно являться неотъемлемой частью планирования образования государствами-членами и соответствовать критерию образования, установленному с учетом интересов и потребностей различных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста и кончая университетом, а также интересов непрерывного образования, в целях всесторонней подготовки личности и ее полного участия в жизни общества». Конференция рекомендовала «принять меры с целью развития практики “спорт для всех”, начиная со школы с тем, чтобы ввести широко распространенную практику спорта в течение всей жизни». Конференция «провозглашает торжественно, что физическое воспитание и спорт являются основным элементом культуры и, в качестве такового, являются национальным и международным долгом» и на основе этого «рекомендует осуществлять физическое и спортивное воспитание молодежи одновременно в школьной и внешкольной среде».

Своим исходным пунктом такой подход к оценке воспитательной роли спорта имеет, по-видимому, древнегреческую агонисти-ку. Дух соперничества, состязания пронизывал все сферы жизни Древней Греции, в том числе и систему воспитания подрастающего поколения. В Новое время ректор Колледжа Регби Т. Арнольд (1755—1842), по-видимому, один из первых начал широко использовать спортивные состязания в системе школьного воспитания в Англии. Позитивное отношение к детскому спорту преобладает и в настоящее время.

При обосновании позитивной оценки этого спорта практически во всех работах подчеркивается его значение для оздоровления и физического совершенствования подрастающего поколения. Сторонники детских спортивных программ утверждают также, что активные занятия спортом позволяют мальчикам стать самоуверенными, конкурентоспособными мужчинами, развивают у них самодисциплину, взаимодействие, мотивацию к достижениям, мужество, настойчивость.

Отмечаются и другие аспекты позитивного значения спорта в процессе социализации и воспитания детей: указывается на взаимосвязь между занятиями спортом, умственным развитием и нравственным воспитанием детей и подростков, обосновывается положение о том, что занятия спортом при определенных условиях помогают воспитывать у них моральные качества, которые проявляются не только в спорте, но и в учебе, труде, во всей жизни школьника-спортсмена.

Специалисты Новой Зеландии, разработавшие программу развития детского спорта под названием «Киви-спорт», подчеркивают важное значение занятий спортом для физического, социального и эмоционального развития детей. Они отмечают, что участие детей в этих занятиях стимулирует процесс роста и повышения тренированности организма, способствует приобретению двигательных умений и точности движения, создает хорошие возможности для психического и социального развития. Спорт создает среду, в которой индивид может выработать положительную самооценку и приобрести дополнительную уверенность в своих силах. Спорт помогает развитию духа сотрудничества между группами индивидов. Участие в спортивных мероприятиях способствует также выработке правильного отношения к победам и поражениям. Испытываемое в юном возрасте удовлетворение от занятий спортом служит основой для дальнейшего участия в спорте на протяжении всей жизни.

Ряд исследователей усматривают позитивную роль игр с правилами и игр-состязаний, в том числе спортивных, для детей в том, что они требуют владения определенными когнитивными навыками — нужно знать правила, учитывать последствия тех или иных действий, уметь выигрывать и проигрывать — и одновременно способствуют развитию этих навыков, а также содействуют предотвращению конфликтов. Указывается и на то, что спортивные игры стимулируют развитие у детей такой важной способности, как исполнение роли, так как игроки должны в самых различных ситуациях учитывать ожидания как своих товарищей по команде, так и соперников. К примеру, футбольный игрок, у которого находится мяч, должен исполнять роль защитника от игрока, который оказывает на него давление (ориентация на контр-игрока), он должен знать, какой тип паса ожидают его товарищи по команде (ориентация на команду), он должен продвигаться, не взяв мяч в руки даже в самых сложных ситуациях, и, более того, он должен учитывать, что пас игроку, который находится в положении вне игры, невозможен (ориентация на правила игры). Хотя ребенок исполняет здесь только одну роль, но одновременно он должен понимать роли других и учитывать все возможности их поведения для того, чтобы реагировать на соответствующие ситуации и нормы.

Высоко оценивается гуманистическая значимость спорта для решения педагогических задач в учебных заведениях. Так, Ассоциация физического воспитания Великобритании и Северной Ирландии в своем журнале «British Jouranal of Physical Education» называет пять основных причин, которые, по мнению Ассоциации, обуславливают важность школьного спорта: 1) он способствует укреплению здоровья школьников; 2) этот спорт имеет важное воспитательное значение для развития не только тела и разума, но и для формирования характера учащихся, поскольку достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины; 3) спорт способствует укреплению единства, сближая всех членов школьного коллектива; 4) спортивные интересы, которые возникли в стенах школы, могут найти свое удовлетворение после ее окончания в местных спортивных клубах или других спортивных организациях;5) хотя первоочередной задачей школьного спорта является предоставление возможности заниматься спортом всем детям независимо от степени их одаренности, школьный спорт считается также первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям, а потому высокий уровень его организации служит основой для будущих успехов в спорте как на национальном, так и на международном уровне.

Аналогичные соображения по поводу роли и значения школьного спорта высказывают американские ученые Д. Айтцен и Г. Сэйдж. Во-первых, они отмечают позитивное влияние спорта на школу. Любая организация, в том числе и школа, нуждается в единстве и преданности ее членов. Важную роль в этом плане играет спорт. Школьники определенной команды отождествляют себя со своей школой и защищают ее интересы. Спортивные состязания вызывают энтузиазм и единство со стороны школьного коллектива перед лицом соперника, представленного другой школой. Кроме этого школьный спорт выполняет функцию социального контроля. Спорт занимает свободное время учащихся, отвлекает их от ненужных размышлений и сомнений. Разрешение на участие в спортивных соревнованиях получают те, кто не нарушает учебных и спортивных требований. Поэтому учащиеся-спортсмены, как правило, дисциплинированны и служат примером для остальных, а также лучше учатся. Важная роль спорта состоит и в том, что он как бы нейтрализует жестокие формы соперничества между городами, районами и школами. Ведь спортивные соревнования, регулируемые определенными правилами игры, — «символическое состязание между соперниками». Во-вторых, отмечают Д. Айтцен и Г. Сэйдж, школьный спорт оказывает позитивное влияние и на окружающее общество. Он объединяет различных жителей определенного района независимо от их профессии, образования, расовой и религиозной принадлежности в их общем желании поддержать школьную команду района. Тем самым он служит как бы связующим звеном между различными поколениями. Спорт, подчеркивают Д. Айтцен и Г. Сэйдж, позитивно влияет и на отдельную личность — содействует развитию как физических, так и разнообразных психических качеств школьника.

По мнению специалистов, важно учитывать и то обстоятельство, что в современных условиях дети постоянно попадают в ситуации соперничества — и в школе, и после ее окончания. Заслуживает внимания в этом плане мнение профессора Мельбурнского университета Брайана Старта, который занимался изучением связи между соперничеством и сердечными заболеваниями, вызываемыми стрессом от соперничества. Хотя он и выявил эту связь, но тем не менее, по его мнению, воспитание ребенка в свободной от соперничества обстановке может оказаться пагубным, поскольку попытки добиться более высоких результатов в учебе, спорте, труде ни к чему не приведут в том случае, если ученики не будут стремиться улучшить свои прежние результаты. Поэтому более правильным Б. Старт считает не отказ от соперничества детей, а воспитание у них правильного подхода к соперничеству. Он рекомендует давать детям и подросткам задания, соответствующие уровню того или иного из них, с тем чтобы выполнение его, с одной стороны, предполагало посильное напряжение, а с другой — не задевало чувства собственного достоинства и не влияло на мнение личности о себе.

Многие ученые и специалисты отмечают важное значение для детей и подростков не только «спорта для всех» (массового спорта), но и спорта высших достижений. Так, в Заявлении Немецкого спортивного союза ФРГ (ДСБ) об участии детей в спорте высших достижений, опубликованном в 1983 г. в западногерманском журнале “Olympische Jugend”, отмечается, что для развития детей необходим определенный уровень работоспособности. Во всех жизненных сферах одаренные дети имеют право на проявление своих незаурядных способностей. Соревноваться друг с другом в решении самых разнообразных задач — естественная потребность детей. Само по себе спортивное достижение и связанные с ним переживания и ощущения имеют важное значение для развития ребенка и для раскрытия его личности. В Заявлении выделяются следующие основные позитивные функции спорта высоких достижений в детском возрасте: стимулирование физического, психического и духовного развития ребенка; содействие практическому познанию ребенком собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах; приобщение детей к коллективу и формирование социального поведения; расширение опыта и обогащение эмоциональной жизни ребенка путем рациональной организации досуга.

Позитивную роль спорта высших достижений для детей и подростков отмечает и Лиа Манолиу из Румынии — олимпийская чемпионка 1968 г. по метанию диска. В статье «Спорт с детьми: опасность или шанс?» она обосновывает положение о том, что современные «дети-атлеты» становятся через спорт зрелыми людьми, хорошо справляющимися с жизнью и выполняющими в качестве примеров обществу важную интегрирующую функцию.

Наряду с позитивной оценкой важной роли детского спорта в системе социализации и воспитания детей высказывается и негативная оценка этой его роли.

Негативное и скептическое отношение к детскому спорту

При обосновании такого подхода используются различные аргументы.

Иногда ссылаются на то, что в основе спорта лежит соревнование, а всякая соревновательная ситуация имеет негативное значение для личности и социальных отношений: соперничество приводит к развитию многих негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших и тем самым наносит вред сотрудничеству, содействует разрушению социальных отношений. Еще в 1706 г. Бернарден де Сен-Пьер в работе «Мысли о воспитании» утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: «Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости».

Другое основание критического отношения к детскому спорту — негативная роль соперничества именно для детей. Такое критическое отношение к соревнованиям (включая спортивные) в системе воспитания детей высказывал, например, основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. Он считал, что «в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же, как и отличия и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой или боязнью преследования, а искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе». Пьер де Кубертен, возродивший древнегреческую агонистику в форме современных Олимпийских игр, категорически возражал против включения в их программу детских спортивных соревнований. По его мнению, организация таких Игр противоречит воспитательным задачам олимпийского движения. В «Олимпийских мемуарах» в качестве одного из важных результатов Конгресса в Париже (23 июня 1894 г.), на котором был создан МОК, он отметил решение о «недопущении детских соревнований» в программе Олимпийских игр. Георг Герберт, наивысший авторитет по вопросам физического воспитания во Франции, в 1925 г. издал брошюру под названием «Спорт против физического воспитания», в которой отмечал, что спорт всегда связан с деньгами, он является «грязным» и способствует агрессии. По этой причине он считал, что спорт не может быть допущен в школы как средство воспитания. Аналогичную позицию в отношении детского спорта занимают и некоторые современные специалисты. Негативное отношение к соревнованиям детей лежит, например, в основе пропагандируемых в настоящее время идей вальдорфской педагогики и педагогических идей школы Монтессори.

При обосновании критической оценки соревнований для детей используются различные аргументы. Ссылаются, например, на то, что соревнования, в которых борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ре
енка. Полагают, что сталкивание детей друг с другом в играх, где они фанатично соревнуются за то, что достается лишь немногим, приводит к неудачам и отверженности многих из них, что может внушить им неадекватное представление о самих себе,

о своих способностях. Соревнование может деформировать свойства личности и победителей. Многие из них начинают радоваться неудачам других детей. Отмечается также, что включение в соперничество негативно влияет на нравственность, приводит к стрессам, конфликтам, к развитию таких качеств личности, как эгоизм, агрессивность, зависть, ненависть к соперникам и т.д. К числу негативных последствий соревнований у детей относят также конфликты. При этом, как правило, ссылаются на результаты социологических исследований К. Шериф и М. Шериф. В частности, речь идет об эксперименте, который провела американский социолог Каролин Шериф в летнем лагере для 12-летних мальчиков. Проведение спортивных соревнований между двумя созданными из них группами оказалось достаточным для возникновения открытых конфликтов и вражды. Разрядить конфликтную ситуацию удалось только после создания положения, при котором от обеих групп потребовались совместные действия, и они вынуждены были взаимодействовать. Участие детей и подростков в спортивных соревнованиях и подготовка к ним нередко являются причиной возникновения у них сильных стрессов. Исследования, проведенные директором психиатрического института в Вашингтоне Лоуренсом Брейном, выявили тревожные данные о 23 миллионах американских детей, не достигших еще одиннадцати летнего возраста, т.е. возраста, который он называет «the age of protection» (буквально: возраст, нуждающийся в защите). Среди этих детей в возрасте от шести до одиннадцати лет зафиксировано много случаев стресса, и часто они связаны именно с соревнованиями, в том числе спортивными. Детей губит безудержное соперничество и связанные с ними отчаяние и нервное перенапряжение.

Чаще, однако, в основе негативного отношения к детскому спорту лежит отрицательная оценка не всякого соперничества, а той формы, в которой оно выступает в современном спорте. Основанием для такой оценки являются те негативные явления, которые обнаруживаются в ходе развития детского спорта, организации и проведения спортивных соревнований детей и подростков.

Особенно резкой критике подвергается процесс вовлечения детей в спорт высоких достижений и соответственно превращение детского спорта в резерв данного спорта. Для подготовки из юных спортсменов рекордсменов нередко применяют не воспитательные технологии, а несовместимые с этикой методы «дрессировки» и другие методы, которые калечат детей и подростков как физически, так и духовно. Ориентация в первую очередь на высокие спортивные результаты, победу в соревнованиях порождает у юных спортсменов желание любой ценой — даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов — победить, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д.

Прием допинговых средств, негативно влияющих на здоровье, ранее характерный лишь для взрослых спортсменов, в настоящее время наблюдается и у детей. Недавно исследователи, поставившие своей целью выяснить распространение стероидов в спорте, провели анонимный опрос 965 американских школьников в средних классах четырех школ. Они пришли к поразительному открытию. Оказывается, американские дети, гонясь за лучшими спортивными результатами, начинают употреблять стероиды с десятилетнего возраста. 2,7% опрошенных сообщили о том, что они принимают анаболические стероиды. Причем девочки, занимающиеся спортом, склонны прибегать к приему этих препаратов почти так же часто, как и мальчики.

В разное время и в разных странах были проведены социологические и педагогические исследования, в том числе международные, с целью выяснить влияние занятий спортом на нравственное поведение (соблюдение принципов «честной игры» в спортивных соревнованиях) детей и молодежи. Все эти исследования приводят к одному выводу: активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. Те, кто не участвуют регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем постоянные участники состязаний, и спортсмены высокой квалификации по сравнению со своими коллегами «более низкого класса» проявляют меньшую склонность связывать себя этим кодексом.

Выдвигаются и другие аргументы против участия детей в спорте высших достижений. Так, по мнению спортивного педагога из Гамбурга К. Пашена, спорт высоких достижений не позволяет детям оставаться детьми, подвергает их «суперстрессу» современных спортивных тренировок, ориентированных на высокие достижения, нарушает их семейную жизнь, ограничивает социальные контакты, наносит вред развитию личности. Голландский спортивный педагог Барт Крум полагает, что из-за спорта высоких достижений создается угроза физическому, умственному и душевному здоровью детей.

Исследователи отмечают и еще одну важную проблему, которая связана с детским спортом высших достижений и побуждает к его негативной оценке. Бесспорно, что дети с раннего возраста могут развить необычайно высокий двигательный потенциал и успешно выступить во многих видах спорта. Но каковы последствия этого? Не приводят ли соревнования к крайне негативным последствиям для личностного развития и взаимоотношений детей? Стоит ли спорт того, чтобы дети посвящали ему все силы?

Эту проблему четко сформулировал, например, О. Группе на Международном междисциплинарном симпозиуме, посвященном обсуждению детского спорта высших достижений (7-10 ноября 1996 г., Саарбрюккен, Германия). По мнению О. Группе, не вызывает сомнений, что дети могут выдерживать интенсивные нагрузки в некоторых видах спорта, в цирковом искусстве, акробатике, музыке и могут добиваться в этих сферах высоких и даже высочайших достижений, каких обычно можно ожидать только от взрослых: например, в восемь лет делать переводы Платона с греческого на французский, как это делал Теодор Агриппа Д’Обиньи, в двенадцать лет написать работу о звуке, как это сделал Паскаль, или в четырнадцать лет, как Моцарт, написать оперу. Однако с педагогической и этической точек зрения возникают вопросы: должны ли дети выдерживать все, что они могут, или они должны достигать тех результатов, которых они могут достигнуть? Действительно ли для их развития так важны высочайшие спортивные достижения? О. Группе считает, что при ответе на эти вопросы следует учитывать особенности детского периода развития, интересы детей, право ребенка на неприкосновенность и защиту. Речь идет также об ответственности учителей, тренеров, родителей, всего социального окружения детей за то, чтобы предоставить им целостное воспитание, которое не допускало бы односторонности развития, создавало бы возможность для разностороннего опыта и понимания, для целостного формирования детской личности.

О. Группе подчеркивает и еще одну особенность детского спорта высоких достижений. Спорт на основе условий и требований спорта высоких достижений не является чем-то естественно понятным для ребенка. Смысл этого спорта ему должны, как правило, объяснить взрослые. На основе этог

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo