Разрешение споров, связанных с трудовыми отношениями в сфере спорта, в Международном спортивном арбитражном суде

Разрешение споров, связанных с трудовыми отношениями в сфере спорта, в Международном спортивном арбитражном суде

Наиболее высокой инстанцией в разрешении спортивных споров в рамках системы органов спортивной юрисдикции с определенной долей условности можно назвать Международный спортивный арбитражный суд. Он как бы возглавляет систему специализированных спортивных третейских судов и других органов спортивной юрисдикции. За почти тридцатилетнюю свою историю эта организация достаточно прочно заняла позиции всемирного суда по разрешению спортивных споров. На его счету свыше тысячи дел по более чем 40 видам спорта. В состав этого суда входит около 300 арбитров из 87 стран мира.

Как уже отмечалось ранее, Олимпийская хартия МОК (правило 74) устанавливает, что все споры, возникшие во время или в связи с Олимпийскими играми, могут быть разрешены исключительно Международным спортивным арбитражным судом -Tribunal Arbitral du Sport (далее также — Спортивный арбитражный суд, или TAS), созданным при Международном олимпийском комитете в 1984 г. К этому времени в сфере большого спорта сформировалась потребность решения спортивных конфликтов с помощью международного специализированного юрисдикционного органа. Создание Международного спортивного арбитражного суда для рассмотрения и эффективного разрешения спорных вопросов в сфере спорта явилось важным и своевременным шагом.

В 1983 г. МОК официально утвердил Устав Спортивного арбитражного суда (включающий в себя Регламент его деятельности), вступивший в силу 30 июня 1984 г. TAS состоял из 60 членов, работа которых оплачивалась МОК. Годовой бюджет TAS утверждался президентом МОК. Местопребыванием Международного спортивного арбитражного суда была выбрана Лозанна, Швейцария.

Основной задачей TAS стало обеспечение профессионального рассмотрения возникающих в области спорта споров, низкой стоимости арбитражного судопроизводства и относительной оперативности принятия решений. Практически все международные федерации по олимпийским видам спорта и несколько международных федераций по неолимпийским видам спорта признали юрисдикцию этого суда.

Споры, одной из сторон которых выступает какая-либо спортивная организация, подлежат юрисдикции арбитража только в том случае, если это предусмотрено уставом или регламентом спортивной организации или специальным арбитражным соглашением. Основными категориями дел, рассматриваемыми TAS, являются:

  • споры, связанные с различными экономическими и коммерческими вопросами (трудовые контракты и трансфер спортсменов и тренеров, организация спортивных соревнований, спонсорские контракты, продажа прав трансляции спортивных соревнований средствам массовой информации и др.);
  • дисциплинарные споры (споры, связанные с нарушением правил спортивных соревнований, применением допинга, неэтичным поведением спортсменов, жестоким обращением с лошадьми и др.);
  • споры, связанные с организационными вопросами спорта (судейство спортивных соревнований, отбор и допуск спортсменов для участия в крупных международных соревнованиях и т.п.).

В момент создания Спортивного арбитражного суда были установлены три основные функции, осуществляемые TAS:

  • разрешение спортивных споров в качестве арбитражного суда первой и последней инстанций в области спорта высших достижений;
  • рассмотрение апелляций одной стороны спора на решение, принятое дисциплинарными, контрольными, руководящими органами международных или национальных федераций и других спортивных организаций;
  • юридическое консультирование по основным проблемам спортивной деятельности.

В первые годы существования деятельность TAS была сосредоточена на рассмотрении исков спортивных организаций и других заинтересованных лиц по поводу споров в области спорта независимо от их природы, а также на обеспечении консультирования различных спортивных организаций и других заинтересованных лиц по спортивным юридическим проблемам. В 1991 г. TAS начал рассмотрение апелляций, поданных на решения, принятые дисциплинарными органами различных спортивных организаций.

Знаковым в истории TAS стало решение Швейцарского федерального суда по апелляции на решение TAS по делу № 1992/63 «Е. Gundel против Международной федерации конного спорта». Обжаловались правомочность и законность решения TAS.

15 марта 1993 г. Швейцарский федеральный суд признал TAS правомочным и законным арбитражным органом, обратив внимание на многочисленные и разносторонние связи, существующие между Спортивным арбитражным судом и МОК, в первую очередь на то, что деятельность суда финансируется практически исключительно МОК. В соответствии с этим решением Спортивный арбитражный суд должен был стать более независимым как организационно, так и экономически.

В связи с этим TAS подвергся реформированию. В целях изменения организационной структуры и повышения эффективности деятельности суда устав и регламент были полностью пересмотрены, что обеспечило определенный уровень независимости от МОК, финансировавшего TAS с момента его создания. В процессе реформ в Лозанне был создан Международный арбитражный совет в области спорта (Conseil International de I’Arbitrage en matiere de Sport, CIAS), призванный контролировать функционирование и финансирование Спортивного арбитражного суда. Кроме того, в рамках TAS были созданы две постоянные палаты — обычного и апелляционного арбитража.

По результатам реформ был принят Кодекс спортивного арбитража (Code de I’Arbitrage en matiere de Sport) (далее также — Кодекс), вступивший в силу 22 ноября 1994 г., который действует и поныне.

Надо сказать, что и после принятия Кодекса реформирование деятельности TAS продолжается. Поэтому в Кодекс неоднократно вносились изменения и дополнения. Так, в 1996 г. в организационную структуру TAS были введены новые подразделения — децентрализованные отделения и палаты ad hoc, упрощающие доступ к спортивному правосудию при проведении спортивных соревнований.

Последние поправки к Кодексу, одобренные Международным арбитражным советом в области спорта, вступили в действие 1 января 2012 г. В частности, внесены изменения, предусматривающие отмену процедуры предварительных консультаций, которые позволяли спортивным организациям получать консультацию TAS и крайне редко использовались в последнее время. Другим важным изменением стало установление платы за обжалование решений, вынесенных национальными федерациями. При этом жалобы на решения дисциплинарного характера, принятые международными федерациями, остаются бесплатными. Кроме того, некоторые процессуальные нормы были изменены, чтобы арбитражное разбирательство стало более быстрым и эффективным.

Кроме того, TAS осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Швейцарии, где он учрежден.

Несмотря на многие упомянутые выше реформы, независимость TAS продолжает подвергаться сомнению. Так, профессор А.Г. Кучерена считает, что, «по существу, Суд в Лозанне — часть юридического департамента МОК, полностью зависимый от него как финансово, так и организационно… В соответствии с Олимпийской хартией «МОК является верховной властью Олимпийского движения», чьи решения обязательны для всех его участников.

К сожалению, я и предположить не мог, что МОК и подведомственные ему структуры — организации настолько тоталитарные,что невольно оживляют образы великого романа Дж. Оруэлла «1984». Как будто незримый Большой Брат следит за функционерами МОК, владельцами и руководителями допинг-лабораторий, арбитрами Спортивного арбитражного суда, направляя их действия к единому результату, который зачастую представляет собой типичный продукт «двоемыслия», но его тем не менее невозможно оспорить… В чем я имел полную возможность удостовериться на процессе в Лозанне. Председательствующий и судьи преуспели в искусстве «двоемыслия» никак не меньше самого О’Брайена. Неопровержимые доказательства невиновности российских лыжниц, предъявленные нашей стороной, объявлялись ими как бы несуществующими. Все сомнения трактовались не в нашу пользу. И напротив, ничем не подкрепленные заявления наших оппонентов были для судей истиной в последней инстанции примерно такой же, как принципы «ангсоца»»

Положительный опыт деятельности TAS известен россиянам по так называемому делу о бромантане, возникшему на XXVI Олимпиаде в Атланте. Тогда российские олимпийцы А. Корнеев, 3. Гулиев, Н. Живаневская, М. Транденкова были «уличены» в применении общеукрепляющего препарата бромантан и на этом основании дисквалифицированы. При этом представители Медицинской комиссии МОК утверждали, что речь идет о некоем секретном «чудо-оружии», применявшемся для поднятия боевого духа российских солдат в Чечне и других «горячих точках». У российской стороны по данному делу были два основных аргумента. Во-первых, бромантан не находится в списке запрещенных препаратов, а любое обвинение не может строиться на произвольных аналогиях. Во-вторых, о результатах проведенных проб российской стороне сообщили только через три дня, хотя это положено сделать в течение 48 часов. А любое формальное нарушение правовой процедуры является основанием для отмены принятого решения. В результате TAS признал, что бромантан не обладает ярко выраженным стимулирующим действием и, с учетом допущенных нарушений в процедуре допинг-контроля, восстановил российских олимпийцев в своих правах.

Итак, как было отмечено, в целях урегулирования спортивных споров на международном уровне на сегодняшний день созданы и функционируют два основных органа — Международный арбитражный совет в области спорта и Спортивный арбитражный суд. Раскроем далее их организационную структуру и общий порядок функционирования.

Международный арбитражный совет в области спорта

Международный арбитражный совет в области спорта (CIAS) был учрежден Международным олимпийским комитетом, Ассоциацией международных федераций по летним олимпийским видам спорта (АСОИФ), Ассоциацией международных федераций по зимним олимпийским видам спорта (АИОВФ) и Ассоциацией национальных олимпийских комитетов (АНОК) 22 июня 1994 г. в Париже. Основанием создания CIAS явилось подписанное названными организациями Соглашение об образовании международного арбитражного совета в области спорта (далее также — Парижское соглашение). Оно было заключено на неопределенный срок и провозглашено открытым для подписания любой международной ассоциацией или федерацией на условиях, определяемых учредителями CIAS.

Главной целью создания Международного арбитражного совета в области спорта являлось обеспечение полной независимости Спортивного арбитражного суда, а также соблюдения равенства прав сторон перед ним. Парижским соглашением были назначены первые 12 членов — по четыре члена от Международного олимпийского комитета и Ассоциации национальных олимпийских комитетов, три члена от Ассоциации международных федераций по летним олимпийским видам спорта и один член от Ассоциации международных федераций по зимним олимпийским видам спорта; определены объемы финансирования деятельности CIAS и TAS в следующих долях: 4/12 объема финансирования — Международный олимпийский комитет; 3/12 — Ассоциация международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 1/12 — Ассоциация международных федераций по зимним олимпийским видам спорта и 4/12. Ассоциация национальных олимпийских комитетов. Был также разработан механизм финансирования деятельности CIAS и TAS, в свете которого доли Ассоциации международных федераций по летним олимпийским видам спорта, Ассоциации международных федераций по зимним олимпийским видам спорта и Ассоциации национальных олимпийских комитетов должны вычитаться из средств, которые МОК перечисляет им из доходов, получаемых за счет продажи прав телевизионного вещания, относящегося к Олимпийским играм.

Наряду с Парижским соглашением регулированию организации и деятельности CIAS посвящены также нормы Кодекса спортивного арбитража, которые, в частности, развивают и конкретизируют правила Парижского соглашения.

Согласно Кодексу в состав CIAS в настоящее время входят 20 членов — юристов высокой квалификации. Члены CIAS назначаются следующим образом:

  • четыре члена назначаются международными федерациями, а именно: три члена — Ассоциацией международных федераций по летним олимпийским видам спорта и один — Ассоциацией международных федераций по зимним олимпийским видам спорта, выбираемых из членов федераций или из сторонних лиц;
  • четыре члена назначаются Ассоциацией национальных олимпийских комитетов, выбираемых из членов комитетов или из сторонних лиц;
  • четыре члена назначаются Международным олимпийским комитетом;
  • четыре члена назначаются 12 уже назначенными членами CIAS, о которых шла речь, после соответствующих консультаций, проводимых в целях соблюдения интересов спортсменов;
  • четыре члена назначаются 16 уже назначенными членами С LAS, о которых шла речь, избираемыми из лиц, независимых от организаций, назначающих других членов CIAS.

Члены CIAS назначаются на четыре года, затем состав совета обновляется. После своего назначения члены CIAS подписывают декларацию, обязуясь выполнять свои функции лично, с полной объективностью и независимостью, а также конфиденциально. Члены CIAS не могут входить в состав TAS или выступать консультантом одной из сторон в каком-либо судопроизводстве TAS.

Если один из членов подает в отставку, умирает или лишается возможности выполнять свои обязанности по любой другой причине, его заменяют на оставшийся период действия мандата другим лицом согласно процедуре, примененной при назначении заменяемого лица.

В соответствии с Кодексом спортивного арбитража CIAS возглавляется президентом и двумя вице-президентами и выполняет свою миссию либо как таковой, либо через свое бюро. В состав бюро входят президент, вице-президенты CIAS, а также президент Палаты обычного арбитража и президент Палаты апелляционного арбитража TAS. Президент CIAS одновременно является и президентом TAS.

Согласно Кодексу CLAS выполняет следующие функции:

  • утверждает и вносит изменения в Кодекс спортивного арбитража;
  • выбирает из своих членов на четыре года с последующим обновлением состава: президента (по предложению Международного олимпийского комитета); двух вице-президентов (одного — по предложению международных федераций, другого — по предложению национальных олимпийских комитетов), в обязанность которых входит замещение в случае необходимости президента в порядке старшинства; президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража TAS; заместителей президентов обеих палат;
  • утверждает список арбитров и список посредников TAS;
  • осуществляет функции по отводу арбитров, а также другие функции, определяемые Процедурным регламентом TAS, являющимся составной частью Кодекса спортивного арбитража;
  • обеспечивает финансирование TAS. Для этого, в частности, получает и распоряжается в соответствии с Финансовым регламентом TAS фондами, предназначенными для его функционирования; утверждает бюджет TAS, подготовленный канцелярией TAS; утверждает ежегодные отчеты TAS, составленные канцелярией TAS;
  • назначает генерального секретаря TAS и прекращает его полномочия по предложению президента;
  • осуществляет надзор за деятельностью канцелярии TAS;
  • учреждает в случае необходимости постоянные региональные или местные арбитражные структуры, а также временные арбитражные структуры ad hoc;
  • учреждает в случае необходимости фонд содействия доступности к арбитражу TAS и устанавливает процедуры его деятельности;
  • принимает любые другие меры, необходимые для обеспечения защиты прав сторон и облегчения урегулирования спортивных споров через арбитраж;
  • может создать систему посредничества.

Кодекс установил следующий порядок работы CIAS.

CIAS собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Решения CIAS действительны, если в их принятии участвует не менее половины его членов. Члены CIAS не могут действовать через представителей. Решения принимаются простым большинством голосов в ходе заседания или путем опроса. В случае равенства голосов решающим является голос президента. Любое изменение Кодекса спортивного арбитража принимается двумя третями членов CIAS. Генеральный секретарь TAS участвует в принятии решений совещательным голосом и действует в качестве секретаря CIAS.

На президента возлагается решение текущих административных задач, подведомственных CIAS.

Бюро CLAS собирается по инициативе президента CIAS. Генеральный секретарь TAS участвует в принятии решений бюро совещательным голосом и действует в качестве его секретаря. Решения бюро действительны, если они приняты с участием не менее трех членов. Решения принимаются простым большинством голосов в ходе заседания или путем опроса. В случае равенства голосов решающим является голос президента.

Член CIAS или бюро может получить отвод, если обстоятельства позволяют на законном основании усомниться в его независимости по отношению к одной из сторон арбитражного судопроизводства. Член CIAS или бюро должен, безусловно, взять самоотвод, если объектом решения является арбитражное судопроизводство, одной из сторон которого выступает спортивная организация, членом которой он является, или если один из членов коллегии адвокатов, в которую он входит, выступает в деле в качестве арбитра или советника.

Член CIAS, получивший отвод, не участвует в прениях, относящихся к соответствующему арбитражному судопроизводству, и не получает никакой информации относительно деятельности CIAS и бюро, касающейся данного арбитражного дела.

Спортивный арбитражный суд (TAS)

Спортивный арбитражный суд (TAS) является высшей юридической инстанцией при разрешении споров, возникающих в области спорта, на международном уровне. В качестве девиза деятельности TAS провозглашает: «Право есть искусство добра и справедливости». TAS декларирует такие основные принципы, как независимость, конфиденциальность, быстрота процедуры рассмотрения споров, возникающих в ходе спортивных соревнований, невысокая стоимость арбитражной процедуры. Его рабочими языками служат французский и английский.

TAS включает в себя два основных подразделения: Палату обычного арбитража (рассматривает дела в качестве первой инстанции) и Палату апелляционного арбитража (рассматривает жалобы на решения спортивных федераций, ассоциаций и других спортивных организаций). В структуру TAS входят также децентрализованные подразделения в виде постоянно действующих отделений, созданных по решению CIAS в 1996 г. в Сиднее (Австралия) и Денвере (США).

Вместе с тем в структуре TAS для оперативного рассмотрения конкретных случаев создаются специализированные структурные подразделения, получившие название Палаты ad hoc. Они начали функционировать, как уже говорилось, в 1996 г. по решению CIAS. В состав TAS входит канцелярия (секретариат), состоящая из генерального секретаря и советников.

Организация и деятельность TAS регламентируются Кодексом спортивного арбитража. Также, как отмечалось, TAS подчиняется нормам швейцарского законодательства. Кроме того, для обеспечения деятельности Палат ad hoc CIAS принимает специальные арбитражные регламенты.

Например, в соответствии с Олимпийской хартией и со ст. S6 (параграфы 1, 8, 10), S8, S23 и R69 Кодекса спортивного арбитража 28 сентября 1995 г. Международным арбитражным советом в области спорта был принят Регламент разрешения споров во время Игр XXVI Олимпиады в Атланте — составная часть Кодекса спортивного арбитража. 9 апреля 1997 г. Международным арбитражным советом в области спорта принят Регламент разрешения споров во время XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано, 29 ноября 1999 г. — Арбитражный регламент для Игр XXVII Олимпиады в Сиднее. Бессменным председателем Палат ad hoc на Олимпийских играх в Атланте, Нагано и Сиднее являлась представитель Швейцарии Габриэлла Кауфман-Колер (Gabrielle Kaufmann-Kohler), а сопредседателем — представитель Индии Рагунандан Патак (Raghunan-dan S. Pathak).

Организационно-правовые особенности деятельности олимпийского арбитража в концентрированном виде принято излагать в специальном нормативном документе — меморандуме. Например, летом 2000 г. председателем Специального отдела Спортивного арбитражного суда (SD TAS) был издан Меморандум о Специальном отделе (Палате ad hoc) Спортивного арбитражного суда5.

Миссия TAS состоит в следующем: назначение арбитражной группы, которая выносит арбитражное решение по спорам, возникающим в области спорта, в соответствии с Процедурным регламентом Кодекса спортивного арбитража; осуществление надзора за деятельностью арбитражной группы и корректным проведением разбирательства; предоставление сторонам необходимой инфраструктуры.

В задачи арбитражной группы, в частности, входят:

  • разрешение споров, поступающих на ее рассмотрение, с применением обычного арбитражного судопроизводства;
  • рассмотрение в случае апелляционного арбитражного судопроизводства дела по спорам (в том числе связанным с применением допингов) относительно решений дисциплинарных судов или аналогичных инстанций спортивных федераций, ассоциаций или других спортивных организаций в той мере, в какой это предусматривают уставы, регламенты или арбитражные соглашения между упомянутыми организациями.

В состав TAS должно входить не менее 150 арбитров, которые включаются на четырехлетний срок в специальный список, публикуемый в официальном издании. При формировании списка арбитров TAS С LAS должен включать в него лиц, имеющих юридическое образование и обладающих общепризнанной компетентностью в области спорта. Места в списке должны распределятся следующим образом:

  • 1/5 арбитров, выбранных из лиц, предложенных Международным олимпийским комитетом из числа своих членов или из сторонних лиц;
  • 1/5 арбитров, выбранных из лиц, предложенных международными федерациями из числа своих членов или из сторонних лиц;
  • 1/5 арбитров, выбранных из лиц, предложенных национальными олимпийскими комитетами из числа своих членов или из сторонних лиц;
  • 1/5 арбитров, выбранных после соответствующих консультаций в целях соблюдения интересов спортсменов;
  • 1/5 арбитров, выбранных из лиц, независимых от организаций, имеющих право предлагать арбитров.

При формировании списка арбитров CIAS по возможности следит за тем, чтобы их состав был уравновешен по континентам.

Входящие в список арбитры могут быть привлечены для работы в любой палате TAS. После своего назначения арбитры подписывают декларацию, согласно которой обязуются выполнять свои функции лично, с полной объективностью и независимостью, а также с соблюдением конфиденциальности.

TAS возглавляет президент, являющийся, как говорилось ранее, одновременно президентом CIAS. Руководство Палатой обычного арбитража и Палатой апелляционного арбитража осуществляют президенты и их заместители, избираемые CIAS.

Работа TAS основывается на применении следующих основных арбитражных процедур:

  • обычной;
  • апелляционной;
  • в Палате ad hoc;
  • посредничества.

Как было отмечено ранее, в состав Кодекса спортивного арбитража входит Процедурный регламент, который применяется при разрешении спортивного спора сторон, обратившихся в TAS. Использование Процедурного регламента может быть результатом:

  • договора, содержащего статью об обращении в арбитраж, либо последующего арбитражного соглашения (обычное арбитражное судопроизводство);
  • апелляций на решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций спортивных федераций, ассоциаций или других организаций в той мере, в какой это установлено уставами, регламентами или арбитражными соглашениями упомянутых спортивных организаций, предусматривающими апелляцию в TAS (апелляционное арбитражное судопроизводство).

Споры могут относиться почти к любым вопросам, касающимся спорта. Большое количество споров, поступающих на рассмотрение TAS, носит дисциплинарный характер (нарушение правил спортивных соревнований, использование допинга и т.п.). При их разрешении должны соблюдаться следующие принципы.

Nullum crimem, nulla poena sine lege. Санкции не могут быть наложены, если не имеет места нарушение закона и если эти санкции не предусмотрены законом. Данное правило содержится в ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ETS № 005.

Равное отношение. Одинаковые или, по крайней мере, похожие ситуации должны получать одинаковое отношение, и наоборот, неодинаковые ситуации — различное отношение. Этот принцип требует от TAS, любой арбитражной группы скрупулезного изучения фактов нескольких дел в целях обнаружения существенных сходств или различий, их объяснения и формирования соответствующего отношения к рассматриваемому делу.

Соразмерность. Этот принцип означает, что степень наказания должна быть пропорциональна серьезности нарушения и что целью наказания должно быть достижение результата, преследуемого организацией, налагающей его. Если санкции, наложенные международными спортивными федерациями и другими спортивными организациями, будут признаны чрезмерными и (или) неадекватными цели наказания, необоснованными и (или) несправедливыми, они могут быть пересмотрены или даже отменены Спортивным арбитражным судом.

Добросовестность. Данный принцип применяется, когда та или иная спортивная организация, ее должностное лицо уверили лицо в том, что его предполагаемые действия являются правомерными, в то время как на деле это не так. Если такие заверения даны (и при условии, что соответствующий орган обладал полномочиями решать такие вопросы), то против лица, действовавшего неправомерно на основании этих заверений, никакие санкции применяться не могут. Другим примером применения принципа добросовестности (который проистекает из доктрины venire contra factum pro prium) может быть случай, когда соответствующий орган, создав неясную ситуацию (например, как следствие конфликта или неясных официальных заявлений), не может затем воспользоваться такой ситуацией для применения санкций в отношении лица, нарушившего правила ввиду указанной неясности. Иными словами, сомнения трактуются в пользу лица, совершившего проступок.

Отсутствие у закона обратной силы. TAS широко использует этот общий принцип. Однако если новый закон более благоприятен для обвиняемого, даже в том случае, когда инкриминируемые ему действия были совершены до вступления этого закона в силу, согласно принципу lex mitior применяется новый закон.

Несмотря на то что местопребыванием TAS и любой арбитражной группы является Лозанна (Швейцария), если это оправдывается обстоятельствами, председатель арбитражной группы или в его отсутствие президент соответствующей палаты может после консультаций со сторонами назначить другое место для проведения слушаний.

Рабочими языками TAS, о чем уже упоминалось, являются французский и английский. При отсутствии согласия сторон председатель арбитражной группы может в начале слушаний в качестве языка арбитража с учетом совокупности касающихся дела обстоятельств выбрать один из двух указанных языков. При наличии согласия арбитражной группы стороны могут выбрать другой язык, о чем они информируют TAS. В этом случае арбитражная группа относит расходы, связанные с переводами, на счет сторон.

Стороны могут по своему выбору пользоваться помощью юристов и участвовать в деле через представителей. В этом случае имена, адреса, номера телефонов и телефаксов лиц, представляющих стороны, сообщаются в канцелярию TAS, другой стороне и арбитражной группе при ее образовании.

Извещения и сообщения, предназначенные для сторон, направляет канцелярия. Они составляются на французском или английском языке и направляются по адресу, указанному в исковом заявлении, апелляционном заявлении (жалобе), запросе на консультацию, или любому другому адресу, указанному дополнительно.

Предписания и другие решения TAS, любой арбитражной группы сообщаются с использованием средств, обеспечивающих подтверждение их получения адресатом. Извещения, исходящие от сторон и адресованные TAS, любой арбитражной ipynne, включая исковое заявление, апелляционное заявление (жалобу), ходатайство о привлечении третьей стороны, а также письменные доводы или другие сообщения ответчика, направляются в TAS в количестве экземпляров, соответствующем числу сторон, адвокатов и судей, плюс один экземпляр для TAS.

Сроки, фиксируемые в соответствии с Кодексом спортивного арбитража, исчисляются начиная со следующего дня после получения извещения от TAS. В исчисляемый срок включаются неприсутственные или нерабочие дни. Сроки, установленные в соответствии с Кодексом, считаются выдержанными, если сообщения сторон были отправлены в день истечения срока до полуночи. Если в стране, откуда отправлено сообщение, последний день срока был неприсутственным или нерабочим, назначенный срок истекает в конце первого рабочего дня, следующего за ним.

По мотивированной просьбе председатель арбитражной группы (при его отсутствии — президент соответствующей палаты) может продлить срок, назначенный в соответствии с Процедурным регламентом, если это оправдывается обстоятельствами.

Каждый арбитр должен быть и оставаться независимым от сторон спора и обязан немедленно обнародовать любые обстоятельства, которые могут поставить под сомнение его независимость от сторон или от одной из них. Каждый арбитр должен значиться в списке, составленном CIAS в соответствии со Статутом, входящим в Кодекс, и располагать всеми необходимыми возможностями для доведения арбитража до завершения в оптимальные сроки.

Арбитр может получить отвод, если обстоятельства позволяют усомниться в его независимости. Отвод должен быть осуществлен немедленно после обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для него. Объявление отвода относится к исключительной компетенции CIAS, который может выполнять эту функцию через свое бюро в соответствии со Статутом, входящим в Кодекс спортивного арбитража. CIAS или его бюро выносят решение об отводе по мотивированному требованию одной из сторон после приглашения другой стороны, арбитра, которого это касается, и остальных арбитров для письменного изложения их позиций. По результатам изучения всех позиций CIAS выносит краткое мотивированное решение.

Любой арбитр может быть отозван по решению CIAS, если он встречает препятствия, отказывается или не выполняет своих обязанностей в соответствии с Кодексом. CIAS может передать функцию отзыва своему бюро. Для отзыва CIAS или его бюро приглашают стороны, арбитра, которого это касается, других арбитров для письменного изложения их позиций и выносят краткое мотивированное решение.

В случае отставки, смерти, отвода или отзыва арбитра он должен быть заменен в соответствии с процедурой, использованной при его назначении. При отсутствии других соглашений сторон или других решений арбитражной группы судопроизводство осуществляется без повторения процедурных актов, предшествовавших замене арбитра.

Согласно Процедурному регламенту любая из сторон спора может потребовать принятия предварительных или охранительных мер. Эти меры могут быть обусловлены обеспечением безопасности.

Требование о принятии упомянутых мер возможно после подачи в TAS искового и

Видео по теме

«Спортивное право».
Редактор: С.В. Алексеев Изд.: Юнити-Дана, 2014

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo