Содержание
Спортивный талант и его развитие
Выявление таланта и развитие одарённых спортсменов можно рассматривать как одну из самых насущных, важных практически и в научном плане проблем современного спорта. Эта проблема тесно связана с различными аспектами тренируемости и построения многолетней подготовки юных и взрослых спортсменов. С течением времени эта проблема привлекает всё большее внимание и интерес различных организаций, которые разрабатывают перспективные программы для инвестиций и содействия процессу подготовки отдельных спортсменов и команд самого высокого уровня в соответствии с приоритетами, существующими в разных странах. В течение последнего десятилетия был опубликован ряд обширных обзоров (Davids и Baker, 2007; Vaeyens et al., 2008; Lidor et al., 2009). Эти и другие источники, соответствующие данной проблематике, могут обеспечить читателей углублёнными знаниями, в то время как настоящая статья предназначена для обобщения возможных подходов к решению проблемы и практически наиболее доступных свидетельств. В последней части этой статьи приводятся некоторые новые данные, касающиеся означенного вопроса.
Научные предпосылки
В общем спортивную одарённость можно охарактеризовать как предрасположенность к более высокому уровню тренируемости в определённом виде физической активности. Считается, что она является генетически передаваемым свойством личности. В спорте правильно развиваемая одарённость предполагает достижение спортивного мастерства. Очевидно, что чем раньше одарённость такого рода идентифицируется, тем более эффективной может быть спортивная подготовка индивида и тем больше вероятность достижения им элитного уровня. Таким образом, одарённый ребенок потенциально является талантливым спортсменом и, следовательно, выявление одарённости может быть основано на относительно неизменных наследуемых прогностических факторах таланта (табл. 1). В самом деле, исследование генетических детерминант спортивной одарённости и таланта представляет собой одну из новейших областей спортивной науки.
Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант
Теперь, когда применение методов молекулярной генетики в спортивной науке стало реальностью, понимание роли наследственности значительно углубилось и расширилось. Обзор проведённых исследований выявил 36 генетических маркеров, связанных с элитным спортивным статусом, и 39 дополнительных генетических маркеров, ответственных за межличностную изменчивость физической работоспособности в силовых и видах спорта на выносливость (Ahmetov, Rogozkin, 2009).
Таблица 1. Факторы, определяющие спортивный талант, их характеристики и зависимость от наследственности (по Klissouras, 1997; Bouchard et al., 1999; Szopa et ai., 1999; Bouchard et al., 2000)
Факторы | Характеристика | Генетическая предрасположенность |
Телосложение и состав тела | Рост, длина конечностей и размер ноги | Сильная |
Ширина плеч, окружность бёдер, мышечная масса | Умеренная | |
Общая жировая масса | Слабая | |
Физиологические | Алактатная анаэробная мощность Пиковый лактат крови Способность ориентироваться в пространстве | Сильная |
Гликолитическая анаэробная мощность Силовая выносливость (устойчивость к закислению) Гибкость | Умеренная | |
Психологические | Уверенность в себе Контроль уровня тревожности Мотивация Концентрация | От слабой до умеренной |
Социологические | Родительская поддержка Социально-экономическое положение Культурный фон Взаимодействие тренера и ребенка | Отсутствует |
Дополнительную информацию, связанную с генетическими факторами спортивного таланта, можно найти в статье Тренируемость и наследственность.
В соответствии с современным подходом (Williams и Franks, 1998; Williams и Reilly, 2000) спортивный талант определяется четырьмя группами генерализованных факторов: антропометрическими, физиологическими, психологическими и социологическими. Каждая из них содержит многочисленные показатели, которые могут быть прогностическими при поиске таланта. Некоторые антропометрические и физиологические показатели сильно зависят от наследственности и в связи с этим не могут быть компенсированы за счёт других личностных качеств. Поэтому они могут ограничить прогресс в данном виде спорта. Некоторые психологические черты личности лишь в определённой степени наследуемы (Plomin et al., 1994; Saudino, 1997) и, следовательно, на них можно воздействовать в процессе спортивной тренировки. Социологические условия не зависят от наследственности. Однако это не означает, что они могут при необходимости легко изменяться.
Анализ факторов, определяющих спортивный талант, требует надлежащего учёта координационных способностей, которые прочно ассоциируются с приобретением и совершенствованием технического мастерства. Исследования генетического фонда координационных способностей дают многочисленные результаты, которые отчасти противоречивы и неоднозначны. Тем не менее, тщательный анализ данных этих исследований позволяет охарактеризовать некоторые координационные способности с точки зрения их наследственной зависимости (Lyakh et al., 2007).
Таблица 2. Генетическая детерминация отдельных координационных способностей спортсменов (по Lyakh et al., 2007)
Показатель | Генетическая детерминация |
Время простой зрительно-моторной реакции | Умеренная |
Время сложной двигательной реакции | Сильная |
Скорость одиночного движения | Умеренная |
Статический баланс | Умеренная |
Динамический баланс | Небольшая |
Пространственная ориентация | Сильная |
Кинестетическая дифференциация | От небольшой до умеренной |
Данные табл. 2 основаны на результатах исследований близнецов и членов семей (проанализированы итоги более 30 публикаций). Очевидно, что оценки комплексной двигательной реакции и пространственной ориентации наиболее генетически зависимы и, следовательно, могут быть более предсказуемы при определении одарённости спортивных кандидатов. В противоположность координационным способностям (таким как динамический и статический баланс) время простой зрительно-моторной реакции и кинестетическая дифференциация генетически детерминированы в относительно небольшой или умеренной степени и поэтому могут успешно подвергаться целенаправленному воздействию. С этой точки зрения важно, что наследственная детерминация различных координационных способностей, как правило, ниже у детей (7-10 лет) и сильнее у более взрослых спортсменов. Это поддерживает широко распространённое предположение о том, что ранняя специализация позволяет более эффективно компенсировать наследственные ограничения потенциально талантливого спортсмена.
Темп прироста результатов как индикатор одарённости
Как уже было сказано, поиск талантливых спортсменов может быть основан на относительно неизменяемых прогностических факторах, которые чаще всего связаны с антропометрическими и физиологическими предпосылками. Такой подход привёл к разработке так называемых модельных характеристик, описывающих благоприятные комбинации антропометрических и физиологических переменных для разных возрастных категорий (Булгакова, 1986). Эти характеристики были использованы для идентификации кандидатов с лучшими перспективами на успех более специализированной подготовки. Основным ограничением этой оценки является различный уровень зрелости ребёнка, который определяет темпы роста подготовленности на начальных этапах подготовки. Дети с более медленным темпом созревания могут отставать от более зрелых товарищей по команде, но могут иметь больший потенциал для дальнейшего прогресса. Роль темпа созревания в прогрессировании потенциально одарённых спортсменов была оценена в специальном исследовании (Troup et al., 1991).
Пример. 320 пловцов в возрасте 11-18 лет участвовали в программе отбора в США и об следовались по показателям биологического возраста, антропометрического статуса, мышечной силы и мощности, специфических способностей и результативности в плавании (Troup et al, 1991). Результаты показали, что лучшие более молодые спортсмены, как правило, имеют более высокий уровень биологической зрелости, чем их менее успешные товарищи по команде, в то время как лучшие более старшие спортсмены в основном соответствуют своему календарному возрасту (80% сборной США) или являются ретардантами (18% команды). Авторы предполагают, что успешные ретарданты имеют лучшие шансы оставаться активными в спорте в течение более длительных периодов времени (табл. 3).
Таблица 3. Соотношение между календарным и биологическим возрастом лучших юных американских пловцов разных возрастных категорий (по Troup et al., 1991)
Девочки | Мальчики | ||
Календарный возраст | Биологический возраст | Календарный возраст | Биологический возраст |
13.4 | 14 | 14.4 | 15.1 |
14.8 | 15.8 | 15.8 | 16.7 |
15.5 | 15.4 | 16.3 | 16.2 |
17 | 16.7 | 17.6 | 15.6 |
Другой подход к рассмотрению этой проблемы заключается в ретроспективных исследованиях, в которых тщательно анализируются тенденции в изменении результативности выдающихся спортсменов, размеров их тела и т.д. Количество доступных для ретроспективного анализа характеристик, как правило, ограничено, но преимущества таких исследований очевидны, так как это единственный способ воссоздать уникальный путь олимпийских чемпионов и чемпионов мира с детства до подъёма на подиум.
Пример. 35 ведущих гребцов на байдарках и каноэ мирового уровня, которые в составе сборной СССР выиграли медали на Олимпийских играх и чемпионатах мира за восемь лет до начала исследования, были опрошены относительно их официальных спортивных результатов, начиная с возраста 14-15 лет. Этот возраст соответствовал концу первого года их многолетней подготовки (респонденты, которые начали свою подготовку позже, были исключены из анализа). Собранные данные были подвергнуты статистическому анализу, и были рассчитаны тенденции изменения спортивного результата элитных гребцов (Рис. 1). Несмотря на существенное совершенствование вёсел и лодок, произошедшее в течение двух десятилетий после проведения этого исследования, результаты, достигнутые выдающимися спортсменами на ранних этапах их подготовки, остаются актуальными и по сей день для оценки одарённости сегодняшних молодых спортсменов (Созин, 1986).
Конечно, ретроспективный анализ тенденций результативности выдающихся спортсменов является привилегией таких видов спорта, где результаты регистрируются, поэтому такие анализы могут быть выполнены. Специфика командных, боевых и художественных видов спорта ограничивает возможности реконструирования тенденций совершенствования ведущих спортсменов мира. Тем не менее ретроспективный анализ их подготовки, физического развития и формирования технического мастерства остаётся чрезвычайно актуальной задачей, которая ждёт своих скрупулезных исследователей.
Основные подходы к выявлению одарённости
С практической точки зрения важно различать потенциально талантливых и менее перспективных кандидатов, используя доступные объективные тесты и показатели. Для этого было проведено большое количество исследований, выводы которых имеют особое значение для исследователей и практиков. Другой подход предполагает использование определённых правил и практически ориентированных схем дифференциации более и менее перспективных кандидатов. Рассмотрим оба этих подхода.
Данные исследований одарённости юных спортсменов
Особое внимание должно быть уделено определению наиболее благоприятных сочетаний антропометрических и физиологических оценок для разных возрастов. Такие связанные с возрастом модели могут быть созданы с помощью лонгитудинального исследования большой группы спортсменов, в которой есть подгруппа спортсменов, достигающих элитного уровня. Данные, полученные у этих спортсменов в разные периоды, могут использоваться в качестве модельных характеристик для соответствующих возрастных категорий.
Очевидно, что такое исследование, которое могло бы занять несколько лет, представляется сложным и организационно проблемным, однако такие долгосрочные исследовательские проекты состоялись (табл. 4). Гораздо более распространёнными являются так называемые кросс-секционные исследования, которые сравнивают менее и более успешную молодёжь. Полученные результаты используются для выявления особенностей гипотетически одарённых спортсменов. Рассмотрим ряд исследований, которые представляют результаты кросс-секционных и лонгитудинальных подходов (табл. 4).
Таблица 4. Краткий обзор исследований, в которых оценивались спортивная одарённость и талант
Выборка | Описание исследования | Результаты исследования | Источник |
Члены сборной США по теннису (возраст — 15,4 лет), субэлитные игроки (возраст — 13,6 лет) и 250 молодых игроков | КСИ: батарея тестов включала процедуры получения данных о скорости, ловкости, силе, гибкости и травмоопасности. Тестирование было выполнено во время проведения специального тренировочного сбора | Результаты тестов дали возможность предсказать результативность соответствующих подгрупп с точностью 85,7% для сборной, 91,3% — для субэлиты и 95,5% — для остальных игроков | Roetert et al., 1996 |
173 кандидата в члены регбийного клуба без предварительной подготовки. Возраст спортсменов — 10 лет | КСИ: получены результаты 14 двигательных тестов (скорость, ловкость, сила, гибкость) и измерены 14 антропометрических показателей | С помощью оценочного профиля, полученного после анализа результатов 45 игроков топ-уровня, все кандидаты были классифицированы в соответствии с их предрасположенностью (точность 93,8%) | Pienaar et al., 1998 |
16 элитных и 15 субэлитных футболистов в возрасте 16,4 лет | КСИ: программа испытаний включала оценку специфических для футболиста навыков, общей подготовленности, антропометрических, физиологических и психологических данных | Самыми информативными показателями были скорость, ловкость, способность предвидеть ход развития игровой ситуации, аэробная мощность, способность противостоять утомлению и личностная ориентация | Reilly et al., 2000 |
24 элитных игрока в водное поло в возрасте 14-15 лет | ЛИ: батарея тестов включала 6 испытаний в плавании, дриблинге, бросках мяча, «выпрыгивании» из воды и понимании игры. Исследование длилось 2 года | Выбранные для исследования игроки имели изначальное превосходство в плавании, дриблинге и понимании игровых схем. Прогноз оправдался для 67% игроков, которые попали в окончательный состав команды | Falk et al., 2004 |
405 новичков-гандбо-листов в возрасте 12-13 лет | ЛИ: батарея тестов включала определение роста, веса, скорости, взрывной силы и результата в слаломном стиле дриблинга. Исследование длилось 2 года | Сравнения отобранных в сборную и других игроков показало, что только результат в слаломном дриблинге служил хорошим прогностическим фактором одарённости | Lidor et al., 2005a |
10 спортсменов-дзюдоистов в возрасте 12-15 лет | ЛИ: 3 раза в течение 2 лет проводилась оценка общей работоспособности и набора специфических навыков дзюдоиста (10 заданий) | Рейтинг спортсменов через 8 лет после тестирования не соответствовал результатам специфических тестов дзюдоиста, которые не оказались достаточно чувствительными, чтобы быть прогностическими факторами спортивного таланта | Lidor et al., 2005b |
15 элитных юношей-волейболистов в возрасте 16 лет, разделённых на подгруппы новичков (Н) и продолжающих спортивное совершенствование (П) | ЛИ: батарея тестов включала определение скорости, ловкости, взрывной силы, выносливости и 2 задачи на проявление игровых навыков. Исследование длилось 15 месяцев | Только один тест — вертикальный прыжок с доставанием в высшей точке полета подвешенного предмета выявил различия между Н и П подгруппами. Другие тесты не выявили влияния на спортивные способности | Lidor et al., 2007 |
Здесь: КСИ — кросс-секционное исследование; ЛИ — лонгитудинальное исследование
Обзор упомянутых выше исследований показывает разнообразные результаты, которые демонстрируют различные тенденции в прогнозировании и идентификации спортивного таланта. Применение батареи тестов для новичков и спортсменов невысокого уровня подготовленности позволяло распознавать больше потенциальных кандидатов (Pienaar et al, 1998; Lidor et al., 2005a). Эти данные, безусловно, имеют практическое значение для дальнейшей спортивной подготовки перспективных кандидатов. Важно, что включение специфических по виду спорта двигательных тестов имеет особое значение из-за своей высокой чувствительности к проявлению целевых способностей. Очевидную перспективу имеет также оценка групп спортсменов разного уровня, что позволяет находить самые селективные показатели, которые могут быть использованы для идентификации потенциальных талантов. Такие исследования были успешно проведены в теннисе (Roetert et al., 1996), футболе (Reilly et al.,) и волейболе (Lidor et al., 2007). Особый интерес вызывают данные лонгитудинального исследования, в котором результаты тестирования на ранних этапах спортивной подготовки соотносились с успешностью спортсменов после длительной целенаправленной подготовки. Исследовательский проект с молодыми перспективными дзюдоистами привёл к неожиданным результатам: мониторинг уровня подготовленности в течение двух лет не выявил прогностического потенциала как общих, так и специфических по виду спорта показателей при сопоставлении с рейтингом этих спортсменов, которого они добились через восемь лет после завершения этой программы (Lidor et al., 2005b). Причины такого «провала прогнозирования» могут быть связаны с неоднородностью группы (исходный возраст варьировал от 12 до 15 лет) и относительно низкой чувствительностью батареи тестов к уровню развития высокоспецифичных спортивных способностей дзюдоиста. В любом случае результаты каждого отдельного исследования, приведённого в таблице 4, дают определённую информацию, которая может помочь тренеру более осмысленно выбирать тесты и показатели одарённости и более осознанно оценивать специфический по виду спорта потенциал спортсменов.
Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов
Можно предположить, что дальнейшее совершенствование методов оценки приведёт к увеличению точности составления прогноза при определении спортивного таланта. Однако такие факторы, как профессиональное мастерство тренеров и разумное использование доказательной базы, не могут быть недооценены. В свете изложенного можно рекомендовать следующие общие подходы к поиску одарённой молодёжи.
Вообще говоря, можно предположить, что одарённость суть комбинация двух основных компонентов: предрасположенности к определённой спортивной деятельности и тре-нируемости при использовании соответствующих спортивных нагрузок (Рис. 2).
Эти два компонента одарённости (предрасположенность и тренируемость) определяют эффект начальной подготовки. Например, предрасположенность к определённому виду спорта влияет на начальный уровень соответствующего двигательного качества (скорости, выносливости, ловкости и т.д.), а тренируемость определяет темпы роста уровня подготовленности в процессе начальной подготовки. Этот тезис имеет несколько ограничений, поскольку предрасположенность к определённому виду спорта — не единственный определяющий фактор уровня двигательной подготовленности, который может быть исследован. Предшествующий опыт в такого рода деятельности (начальная подготовка, знакомство с процедурами тестирования и т.д.) также оказывает сильное влияние на результат предварительных испытаний.
Пример. Рассмотрим плавательную подготовленность членов группы восьми-, девятилетних детей. У некоторых из них уже был опыт в плавании (плавание с родителями или более взрослыми родственниками, игры на мелководье и т.д.), другие брали уроки и более или менее привыкли к движениям в воде, а остальные не имели никакого опыта вообще. В связи с этим поведение этих детей в воде будет очень разным, а предыдущий опыт повлияет на результаты намного сильнее, чем реальная предрасположенность детей к спортивному плаванию.
Вторая проблема связана с темпом совершенствования в процессе начальной подготовки, который зависит не только от тренируемости индивидуума, но и от качества подготовки. Это становится очевидным, если сравнить успехи спортсменов, тренирующихся в разных условиях с разными тренерами. Однако при подготовке спортсменов в одной группе с тем же тренером темпы роста подготовленности адекватно отражают тренируемость.
На основании такого (так называемого двойственного) подхода к вопросу одарённости понятно, что её выявление ограничено оценкой исходного уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпом её повышения в процессе начальной подготовки. Такой метод диагностики впервые был реализован в командных игровых видах спорта, в основном по запросу практики (Бриль, 1980). Общая логика этого двойственного подхода представлена на рисунке 3.
Ещё одно замечание должно быть сделано в отношении оптимальной длительности процесса подготовки, необходимого для оценки темпов роста, то есть тренируемости молодых спортсменов. Нет однозначного ответа на этот вопрос, поскольку необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- абсолютная непригодность некоторых лиц для успешных действий в конкретных видах спорта может быть осознана быстро (высокие и тяжёлые кандидаты в спортивной гимнастике; низкорослые дети в баскетболе и т.д.);
- неспособные кандидаты, как правило, могут быть выявлены в процессе кратковременной предварительной подготовки (за три-четыре месяца);
- диагностика одарённости в видах спорта, требующих проявления максимальной скорости и мощности, занимает относительно короткий период времени (как правило, до одного года);
- выявление одарённых детей в сложнокоординационных видах (гимнастика, фигурное катание и т.п.) ограничивается начальной подготовкой, в которую дети обычно вовлекаются раньше, чем в других видах спорта; процесс оценки занимает 1-2 года;
- в командных и игровых видах спорта, где дети начинают систематическую подготовку относительно позже, очень одарённые спортсмены могут быть выявлены быстрее (за два-три месяца), однако этот процесс, как правило, занимает около года;
- возможно, самый долгий срок для идентификации одарённости необходим в видах спорта на выносливость, в которых многие спортсмены мирового уровня признаются имеющими весомые перспективы через три-четыре года систематической подготовки.
Данные генетики. На основании результатов исследований молодых взрослых близнецов было выявлено, что вклад связанных с наследственностью факторов в результат применения тренировочной программы на выносливость различается на ранних и более поздних этапах подготовки. Начальная подготовка в меньшей степени зависит от наследственности. Тем не менее, по мере прогрессирования спортсменов и подхода к более высоким нагрузкам влияние генетического фактора на эффективность их подготовки становится гораздо сильнее (Bouchard et al., 2000). Такая динамика реакции на тренировочную нагрузку отчасти объясняет, почему некоторых спортсменов, одарённых в проявлении выносливости, невозможно эффективно распознать на ранних этапах их подготовки.
Отдельно следует упомянуть генетическую составляющую спортивной одарённости, которая, конечно, крайне важна. Она касается интереса тренера к спортивной истории семьи и достижениям более старших родственников, что является разумным и желательным. Только у некоторых выдающихся спортсменов родители были великими чемпионами; таблица 3.1 представляет ряд примеров таких уникальных спортивных династий. Тем не менее, большинство великих спортсменов родилось и выросло в семьях физически активных и спортивно ориентированных людей. В любом случае родительская поддержка имеет огромное значение, даже если наследственные факторы не дают спортсмену никаких особых преимуществ.
Кроме того, в течение последних десятилетий был проведён ряд научных исследований в целях разработки многомерных моделей одарённых спортсменов в различных видах спорта. Такие модели включают несколько показателей телосложения, двигательной подготовленности и т.д., что делает возможным сравнение реальных детей с виртуальными кандидатами в будущую элиту данного вида спорта. Такие данные могут быть найдены, например, в публикациях Arnot и Gaines, 1986 и Brown, 2001.
Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет
Теория целенаправленной практики была предложена около двух десятилетий назад и первоначально была основана на обширных данных, полученных при анализе развития личности студентов музыкальных учебных заведений и высокопрофессиональных музыкантов (Ericsson et al., 1993). Впоследствии авторы нашли поддержку этой теории, собрав данные о спортсменах высокого уровня, в основном шахматистов и теннисистов. Общий смысл этой теории заключается в том, что для достижения высокого уровня работоспособности надо целенаправленно практиковаться в выбранном виде спорта в течение 10000 часов или 10 лет. Такая целенаправленная практика определялась как высококонцентрированная и высококачественная практика, которая, как правило, по своей сути, не доставляет удовольствие, такая практика должна с течением времени становиться всё более и более сложной и иметь главной целью повышение профессионального уровня.
С точки зрения этой теории предлагаемая система целенаправленной практики выглядит как привлекательной, так и оптимистичной. Действительно, перспектива добиться высокого спортивного результата через 10 лет целенаправленной практики, затратив 10 000 часов на подготовку, может дать сильный толчок че
Видео по теме
Источник: «Теория спортивной тренировки».
Учеб. для ВУЗов. Авт.: проф. В.Б. Иссурин, 2016