Статистика соревновательной деятельности в хоккее

Статистика соревновательной деятельности в хоккее

«Игра забывается, результат остаётся в истории»
Валерий Лобановский

Структура игровой деятельности в хоккее крайне сложна, что затрудняет её анализ. Для её оценки используются разнообразные критерии. Так, «информативными показателями соревновательной деятельности в спортивных играх являются прежде всего те, что характеризуют объём, разносторонность и эффективность командных и индивидуальных технико-тактических действий». Основным методом их оценки являются визуальные наблюдения. Полезную информацию можно получить, если для анализа использовать передовые телевизионные и компьютерные технологии, регистрирующие и обрабатывающие информацию по отдельным физическим параметрам (общий километраж хоккеиста за матч, скорость прохождения отдельных отрезков).

Параллельно с наличием стандартных методик контроля соревновательной деятельности (статистика IIHF), в последние годы в Северной Америке идут активные поиски новых методов оценки игровой деятельности в хоккее, что привело к созданию так называемой «продвинутой статистики»: Corsi, Fenwick, PDO, FenClose, оценка качества соревновательной деятельности игрока и его партнёров по звену, и анализ преимущественного использования хоккеиста. Данные работы являются крайне интересными и перспективными, поэтому они будут кратко рассмотрены наряду с классическими методиками отечественных авторов.

Статистика международной федерации хоккея с шайбой (IIHF)

К данной категории относятся статистические данные, отслеживающиеся во всех официальных соревнованиях, проводимых под эгидой IIHF — Международной федерации хоккея с шайбой. Выделяется три раздела статистики: командная, полевых игроков и вратарей.

Командная статистика

Командная статистика включает в себя следующие показатели (указаны в виде аббревиатур и их расшифровки на русском и английском языках):

  • И (проведённые игры) / GP (Games played)
  • В (выигрыши в основное время) / W (Wins)
  • П (проигрыши в основное время) / L (Losses)
  • Н (ничьи) / Т (Ties)
  • ВО (выигрыши в овертайме) / OTW (Overtime wins)
  • ВБ (выигрыши по послематчевым буллитам) / SOW (Shootout wins)
  • ПО (проигрыши в овертайме) / OTL (Overtime losses)
  • ПБ (проигрыши по послематчевым буллитам) / SOL (Shootout losses)
  • О (очки) / Pts (Points) — если в соревновании возможны ничьи, то в большинстве случаев за победу в основное время даётся 2 очка, а за ничью — 1; если ничьи не предусмотрены, то за победу в основное время даётся 3 очка, за победу в овер-тайме или по буллитам — 2 очка, за поражение в овертайме или по буллитам -1 очко.
  • ЗШ (заброшенные шайбы), или ГЗ (забитые голы) / GF (Goals for)
  • ПШ (пропущенные шайбы), или ГП (пропущенные голы) / GA (Goals against)
  • Ш (заброшенные и пропущенные шайбы)
  • ИБЗ (игры без забитых голов)
  • СХ («сухие» игры), или И«0» (игр на ноль), или ИБП (игры без пропущенных голов) / SO (Shutouts) — матчи, в которых команда не пропустила ни одной шайбы
  • STK (Streak) — игры без поражений или побед подряд
  • % / Pet — процент выигранных матчей
  • Штр (штрафное время в минутах) / PIM (Penalties in minutes)
  • ТТТтрС (штрафное время соперника)

Статистика полевых игроков

Статистика полевых игроков включает в себя следующие показатели (указаны в виде аббревиатур и их расшифровки на русском и английском языках):

  • И (проведённые игры) / GP (Games played);
  • Г (голы), или Ш (шайбы) / G (Goals);
  • П (голевые пасы / передачи), или А (ассистировал) / A (Assists);
  • О (очки) / Pts (Points) — сумма голов и голевых передач;
  • Штр (штрафное время в минутах) / PIM (Penalties in minutes);
  • ГБ (голы в большинстве) / PPG (Power play goals);
  • ПБ (голевые передачи в большинстве) / РРА (Power play assists);
  • ГМ (голы в меньшинстве) / SHG (Shorthanded goals);
  • ПМ (голевые передачи в меньшинстве) / SHA (Shorthanded assists);
  • ПГ (победные голы) / GWG (Game-winning goals) — решающие голы, например, третий гол победителя при счёте 2:2;
  • РБ (решающие послематчевые буллиты);
  • GTG (Голы, сравнивающие счёт в матче);
  • ПВ (голы в пустые ворота) / ENG (Empty net goals);
  • +/- (плюс/минус, показатель полезности) / Р/М (Plus/minus);
  • ВП (общее время на площадке) / TOI (Time on ice);
  • ВП/И (среднее время на площадке за игру) / ATOI (Average time on ice);
  • См/И — Среднее количество смен за игру;
  • БВ (броски по воротам) / SOG (Shots on goal);
  • %БВ (процент реализованных бросков);
  • БВ/И (среднее количество бросков по воротам за игру);
  • Вбр (вбрасывания);
  • %Вбр (процент выигранных вбрасываний).

Статистика вратарей

Статистика вратарей включает в себя следующие показатели (указаны в виде аббревиатур и их расшифровки на русском и английском языках):

  • И (проведённые игры) / GP (Games played)
  • В (выигрыши) / W (Wins)
  • П (проигрыши / поражения) / L (Losses)
  • ИБ (игры с буллитными сериями)
  • Бр (броски по воротам) / SOG (Shots on goal)
  • ПШ (пропущено шайб) / GA (Goals against)
  • ОБ (отражённые броски / сэйвы) / SV (Saves)
  • %ОБ (процент отраженных бросков) / SVP, SV%, SVS%, РСТ (Save percentage)
  • КН (коэффициент надёжности, в НХЛ обозначается как ПШСР) / GAA (Goals against average) — пропущенные шайбы в среднем за игру = 60 мин х ПШ / ВП
  • ГП (голевые пасы / передачи)
  • СХ («сухие» игры), или И»0» (игр на ноль) / SO (Shutouts)
  • Штр (штрафное время в минутах) / PIM (Penalties in minutes)
  • ВП (общее время на площадке) / TOI (Time on ice); MIN (Minutes)
  • GS (Games started) — игры, в которых вратарь начинал матч
  • ПВ (голы в пустые ворота) / ENG (Empty net goals)

Статистика Corsi

Corsi была изобретена Джимом Кореи, тренером вратарей Баффало. По своей сути она похожа на хорошо всем знакомую +/- статистику, но только в данном случае анализируются не забитые командами шайбы, а броски в створ ворот, мимо ворот и заблокированные броски. В официальных документах НХЛ обозначается как SAT.

Corsi включает в себя следующие показатели:

Corsi-For (CF) — броски, совершённые командой. Такой же показатель регистрируется и для каждого отдельно взятого игрока — он отражает совершённые им броски, без учёта бросков, которые наносились его партнёрами по звену в момент, когда тот находился на поле.

Corsi-Against (СА) — броски, совершённые командой соперника.

CF% — процент, который составляет Corsi-For от суммы Corsi-For и Corsi-Against.

CF60 и СА60 — средние показатели CF и СА за 60 минут игрового времени. Для игроков так же встречаются показатели за 20 минут игрового времени — CF20, СА20.

Corsi On — разница между показателями CF60 и СА60. Демонстрирует баланс Corsi. Анализируется 60 минут игрового времени, когда конкретный игрок (для которого производится расчёт) находится на площадке.

Corsi Off — разница между показателями CF60 и СА60. Анализируется 60 минут игрового времени, когда заданного игрока нет на поле.

Relative Corsi (встречается также обозначение SAT Relative) — характеризует разность Corsi On и Corsi Off. Является способом измерения эффективности владения шайбой хоккеистом относительно остальных партнёров по команде.

Пример: При нахождении хоккеиста Эр-ф на поле, его партнёры по команде наносят за 60 минут игрового времени в среднем на 12,7 бросков больше, чем при его отсутствии.

Corsi позволяет оценить «давление», создаваемое каждым игроком и всей командой в целом на поле, а также степень владения инициативой в ходе матча. Corsi является довольно информативным показателем при анализе всего регулярного чемпионата.

Score Effects — все вышеперечисленные показатели плюс USAT и SPSV% (о них чуть дальше) во время игровых отрезков, когда счёт был равным.

Score-Adjusted — все вышеперечисленные показатели плюс USAT и SPSV% во время игровых отрезков, когда разница в счёте была 1-2 шайбы.

Статистика Fenwick

Данная методика практически идентична предыдущей, отличие заключается в том, что Fenwick не учитывает блокированные броски. Обозначается в официальных документах НХЛ как USAT. Имеется мнение, что данный метод более информативен при сравнении команд в целом, a Corsi предпочтительнее использовать при необходимости сравнения соревновательной деятельности отдельных хоккеистов.

Статистический показатель PDO

Данный показатель высчитывается путём суммирования процента реализованных бросков и процента отражённых бросков при игре в равных составах. В официальных документах НХЛ обозначается как SPSV%.

Статистика Fenclose

Данная система анализа производит мониторинг и оценку количества незаблокированных бросков (в процентах от общего количества бросков) в то время, когда счёт в матче равный или разница в счёте составляет не больше одной шайбы. Это обусловлено тем, что когда команда имеет более ощутимое преимущество — её игроки играют более осторожно, чем соперники, пытающиеся переломить ход матча.

Оценка качества соревновательной деятельности игрока (QoC)

Данный метод оценивает по различным количественным показателям уровень мастерства хоккеистов команды соперника, против которых игрок обычно выходит на площадку в ходе матчей.

QoC включает следующие показатели:

+/- QoC — относительный показатель +/- игроков команды соперника.

Corsi QoC — средний показатель Corsi игроков оппонентов.

Corsi Rel QoC — средний относительный показатель Corsi соперников.

Обычно наиболее высокие показатели Quality of Competition имеют сильнейшие игроки оборонительного плана.

Оценка качества соревновательной деятельности партнёров по звену (QoT)

Данный метод идентичен предыдущему, только те же самые показатели рассчитываются по отношению к партнёрам по звену заданного игрока.

Анализ преимущественного использования хоккеиста

Данная методика нацелена на контроль и исследование, в каких ситуациях преимущественно используется игрок, и состоит из следующих показателей:

Offensive Zone Starts% (OZS%) — процентное соотношение выхода игрока на площадку, когда вбрасывание производится в зоне команды соперника.

Neutral Zone Starts% (NZS%) — процентное соотношение выхода хоккеиста на площадку, когда вбрасывание производится в средней зоне.

Defensive Zone Starts% (DZS%) — процентное соотношение выхода игрока на площадку, когда вбрасывание производится в зоне обороны.

Even Strength Time% (EVTm%) — процентное соотношение игрового времени, проведённого хоккеистом в равных состава, от общего.

Power Play Time% (PPTm%) — процентное соотношение игрового времени, проведённого игроком при игре в численном большинстве.

Short-Handed Time% (SHTm%) — процентное соотношение игрового времени, проведённого хоккеистом при игре в численном меньшинстве.

Все вышеперечисленные показатели рассчитываются из времени, проведённого игроком на площадке.

Источник: «Спортивная метрология», 2016 г.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo