Теннис: обучение и тренировка

Модульное обучение двигательным навыкам в спорте и совершенствование мастерства спортсменов

В. А. Голенко Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия

Подготовка высококвалифицированных спортсменов — многоуровневая система, основу которой составляет постоянное привлечение детей на специализированные спортивные базы, на которых занятия проводятся по утвержденным государством программам. Принципиальной особенностью системы подготовки квалифицированного спортсмена является проведение тренировочного и соревновательного процессов с обязательными контрольными оценками по их завершению.

Контроль за тренировочной и соревновательной деятельностью спортсмена требует соответствующих программ, помогающих юным спортсменам осваивать сложные технические действия в короткие временные сроки и получать достоверную информацию в режиме реального времени по анализу их соревновательной деятельности. В какой-то степени система подготовки юных спортсменов в детских спортивных школах отражает прототип модульного обучения и совершенствования мастерства спортсменов. Системно-модульная технология использования активных методов обучения нашла применение на курсах повышения квалификации профессиональных кадров по физической культуре и спорту.

В данной статье опыт работы по модульному совершенствованию мастерства квалифицированных спортсменов в индивидуальных видах спортивных игр рассматривается на примере тенниса.

Введение

Трудно перечислить все направления спортивной науки, которые участвуют в становлении и совершенствовании мастерства спортсменов. Система спортивной подготовки представляет собой сложную задачу, решают которую квалифицированные специалисты непосредственно в практической деятельности. К сожалению, как и несколько десятилетий назад, задачи научно-исследовательских организаций и тренеров пока еще не в достаточно тесном контакте. Ученый ищет ответ на вопросы — что и как происходит в объекте управления и субъекте взаимодействия, а тренера интересует — что делать, как действовать.

Роль связующего звена между наукой и практикой осуществляет тренер (он же методист), который в условиях педагогического регулирования передает для усвоения спортсмену определенные знания, обеспечивая при этом формирование и совершенствование умений и навыков, необходимых для прогресса в спорте. Вместе с тренером функции методиста может осуществлять в какой-то степени и спортсмен, которого в тренировке также должен интересовать творческий процесс, основанный на научном познании структуры и содержания собственной деятельности.

Сегодня дети, пришедшие в спортивную секцию, учатся выполнять технико-тактические действия не механически, а с творческим подходом. К примеру, юного теннисиста, постигающего основы ударов ракеткой по мячу, учат умению не только анализировать ошибки при выполнении того или иного технического действия, но и предопределять возможность выполнения его безошибочно. Эти же слова следует отнести и к тренеру, которому мало быть аналитиком, но необходимо стать и программистом и проектировщиком во всех аспектах построения и проведения тренировочного и соревновательного процессов.

Оказывает помощь в организационной работе тренеру технология модульного обучения, заключенная в своеобразный системный проект, представляющий собой некий модуль, состоящий из двух основных блоков (тренировочная деятельность, соревновательная деятельность), связанных между собой контрольными функциями (анализ соревновательной деятельности, анализ тренировочной деятельности).

Каждый из основных блоков представляет систему научных и методических рекомендаций, направленных в помощь тренеру и спортсмену в совершенствовании их профессионального уровня. Стало быть, создается информационная модель, позволяющая минимальным числом измеряемых универсальных первичных параметров управлять всеми остальными. Структурная модель модульного обучения и совершенствования мастерства спортсменов способствует качественному контролю тренировочного процесса и позволяет определять основные направления тактических действий в соревновательной деятельности.

В качестве примера использования модульного обучения и совершенствования мастерства спортсменов выбран один из популярных видов спорта — теннис.

Основа методологии подготовки высококлассных спортсменов представляется двумя уровнями. Первый выражается в постановке научных проблем, связанных с основными особенностями построения эффективного технического действия, исследованием взаимосвязи показателей, влияющих на точное попадание мяча в определенную зону площадки, определением количественно-качественных показателей внешней и внутренней нагрузок на организм теннисиста в соревновательной и тренировочной деятельности. При построении методологической основы и теоретической базы в подготовке спортсменов используются труды по теории и методике спортивной тренировки, управления движениями в спорте, контролю за соревновательной деятельностью, физиологии человека, биохимии мышечной деятельности, спортивной медицине.

Ко второму уровню методологического обоснования относится создание системы модульного обучения и совершенствования мастерства спортсменов. Этот уровень предусматривает взаимный контроль при проведении как соревновательного, так и тренировочного процессов. Прежде чем приступить к тренировочному процессу, на первом этапе специалистами комплексно исследуются характеристики техники игры, поведения спортивных снарядов в воздушной среде (например, показатели коэффициентов сопротивления воздуха в зависимости от скорости полета мяча).

На втором этапе создаются методики в виде нотационных записей матчей и компьютерные программы по анализу соревновательной деятельности теннисистов, что позволяет в интерактивном режиме накапливать в базе данных описание матчей и осуществлять статистический анализ соревновательной деятельности.

На третьем этапе разрабатывается методология модульного обучения и совершенствования игры в теннис, позволяющая создать компьютерный учебный курс, включающий видеофрагменты интерактивной лекции, звуковые и текстовые комментарии.

На четвертом этапе проводится внедрение в практику подготовки спортсменов результатов экспериментальных исследований.

В настоящее время подготовка спортсменов высокого класса немыслима без освоения больших объемов тренировочных нагрузок и высокой интенсивности выполнения технических действий, а своеобразным инструментом в построении тренировочного процесса являются количественные и качественные характеристики игровых действий в условиях соревнований. Однако параметры тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию тренирующегося человека и соразмеряться с естественным ритмом возрастного развития его кинезиологического потенциала.

Поскольку в спорте главной целью в подготовке атлета является достижение им победного, рекордного результата, то экстремальные режимы тренировочных и соревновательных нагрузок представляются естественной неизбежностью процесса спортивной подготовки.

Тренеров и спортсменов постоянно интересуют вопросы, связанные с оптимальными тренировочными нагрузками, определением степени готовности спортсмена к участию в том или ином турнире. На эти и многие другие вопросы не всегда находятся ответы не только в популярной, но и в научно-методической литературе, поэтому тренеры вынуждены зачастую самостоятельно искать ответы на вопросы, поставленные практикой.

Все чаще можно видеть на трибунах теннисных стадионов тренера или его помощника, стенографирующего матч или осуществляющего видеосъемку. На крупнейших турнирах эту работу выполняют специальные компании, специализирующиеся на сборе информации об играх теннисистов, предоставляя ее не только журналистам, но и заинтересованным в ней тренерам и спортсменам. Однако тренерам нужны полные данные о ходе всего матча, а не только цифры о количестве завершающих ударов, вынужденных или не вынужденных ошибок, двойных ошибках при выполнении подачи, которые представляются в качестве статистического материала на экранах телевидения и информационных табло на кортах.

При построении тактики игры на предстоящий матч во внимание принимаются техникотактические возможности, как соперника, так и самого спортсмена. В действительности же при проведении учебно-тренировочного процесса многие тренеры не учитывают показатели соревновательной деятельности своих учеников из-за того, что они ими просто не располагают.

Ведущие теннисисты мира в своей подготовке пользуются услугами нескольких специалистов. Наряду с основным наставником в тренировочном процессе могут участвовать тренер по физической подготовке, психолог, диетолог, массажист, научный сотрудник, помогающий планировать и контролировать подготовку спортсмена.

Особенно важно использовать информацию о соревновательной деятельности при подготовке юных теннисистов, делающих свои первые шаги в профессиональном теннисе. Поскольку объем, интенсивность и эффективность выполняемых технических действий в условиях соревновательной практики часто говорят о качестве тренировочного процесса, предшествующего соревнованиям, постольку процесс совершенствования игры молодых теннисистов немыслим без наличия такой информации. Хотя даже наличие информации о соревновательной деятельности в подготовке будущих чемпионов вряд ли мгновенно все изменит в лучшую сторону.

Сегодня тренеру недостаточно разбираться только в нюансах техники выполнения ударов и уметь обучить этим ударам ученика. Успех в работе достигается сочетанием работы тренера и огромной самоотдачи талантливого ученика, осознающего необходимость выполнения высоких физических нагрузок, лишающего зачастую себя многих радостей жизни ради признания в теннисном мире.

Было бы наивным полагать, что при решении столь сложной задачи, какой является подготовка высококвалифицированного теннисиста, можно обойтись лишь усилиями тренера и самого спортсмена. Для ее решения необходимы помощь науки, значительные финансовые вложения, качественная совместная организационная работа родителей ученика, администрации спортклуба и федерации. С этой целью создается интегрированная программа, направленная на рациональное использование потенциала науки и знаний тренера, материальных средств, технических возможностей (инвентаря и оборудования), способствующих раскрытию потенциальных возможностей спортсмена.

Выполнение программы требует значительных финансовых вложений, времени и огромной организационной работы. Все это и заставляет искать нестандартные решения по сокращению времени и средств, направленных на подготовку классного спортсмена, внедрения в практику технологий и методов обучения, которые должны привести к созданию новых форм педагогического контроля за качеством проведения тренировочного и соревновательного процессов.

Подобная программа (на примере тенниса) была выпущена в 1996 г. в качестве учебного мультимедийного пособия на компьютерном диске, а второй компьютерный диск, существенно переработанный, вышел в 1997 г. С этого времени мультимедийный курс, являющийся частью модульного обучения, стал активно использоваться специалистами при проведении учебных занятий в спортивных организациях, на научно-методических конференциях и в институтах повышения квалификации тренеров.

Модульную систему обучения признала Всемирная конференция ЮНЕСКО. Смысловая сущность термина «модуль» в теории обучения определяется как относительно самостоятельная часть учебной информации, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний, умений, навыков. Эти отдельные части и разделы учебной программы подвергаются обязательной оценке.

Модульное обучение игре в теннис и совершенствование мастерства теннисистов

Сегодня современная система спортивной подготовки переживает серьезные трудности, прежде всего методического и нравственноэтического характера. Она определяется тем, что в течение последних трех-четырех десятилетий произошли радикальные изменения в методике тренировки элитных спортсменов. В условиях все возрастающей конкуренции на спортивном Олимпе на первый план вышли все увеличивающиеся объемы и интенсивность тренирующих нагрузок, существенно превышающие ресурсы адаптационных возможностей организма человека.

Для упорядочения распределения средств тренирующих воздействий, согласующихся с основами теории адаптации и закономерностями естественного развития двигательного потенциала человека, применяется модульная технология тренировки, предполагающая использование однородных пулов тренирующих воздействий как условия минимизации педагогических ошибок, повышения качества средств тренировки на основе упорядочения информации о состоянии спортсмена непосредственно в процессе тренировки.

Разработка мультимедиа-продуктов является, пожалуй, наиболее важной не только для оснащения учебного процесса, но и для преодоления психологического барьера, инерции преподавателей, тренеров и студентов, их недоверчивого отношения к электронным средствам обучения.

Одной из важных особенностей методологии, направленной на внедрение компьютерных технологий, способных оказать содействие в увеличении производительности труда, является необходимость создания своеобразной системы, контролирующей выполнение плановых заданий тренера и финансовых вложений в тренировочный и соревновательный процессы. Построение модели начинается с представления всей системы в виде основного блока и дуг, изображающих интерфейсы с функциями вне системы (рис. 1).

Основная задача спортивной организации -обучение и совершенствование юных спортсменов игре в теннис, чтобы в дальнейшем они могли показать высокий спортивный результат. Для решения этой задачи создается коллектив, способный организовать учебно-тренировочную работу и соревновательный процесс. В этот коллектив входят тренеры, научные работники, спортивные функционеры в лице спортивной федерации или спортивных комитетов. Спортсмен, технические средства и материальное обеспечение, без которых не могут проводиться тренировочный и соревновательный процессы, составляют материально-технический блок, расположенный под основным.

И, наконец, прежде чем приступить к решению основной задачи, необходимо ознакомиться со спортсменом, а точнее, с его координационными способностями, физическими возможностями, интеллектом и психологическим портретом. Это третий спортивный блок, размещенный слева от основного.

Таким образом, в решении основной задачи участвуют три функциональных блока (блок-функции):

  • управленческий (тренер, наука, администрация);
  • материально-технический (спортсмен, технические средства обучения и материальное обеспечение);
  • спортивный (спортивный анамнез теннисиста). Характерной особенностью «работы модуля» является то, что любая блок-функция общей модели декомпозируется на ряд других. Конкретным примером этому служит превращение основного блока АО в следующий блок-функцию (рис. 2) с четырьмя взаимосвязанными задачами:
  • обучить игре специальными видами спортивной подготовленности (А1);
  • осуществить анализ тренировочной деятельности (АЗ);
  • обеспечить в соревновательном процессе управление технико-тактической, физической и психологической подготовками (А2);
  • осуществить анализ соревновательной деятельности (А4).

Процесс обучения и совершенствования игры (А1) направлен на решение следующих задач (рис. 3):

  • овладеть техникой игры (А11);
  • воспитать специальные физические качества теннисиста (А12);
  • уметь восстанавливать организм спортсмена после высоких нагрузок и стимулировать его работоспособность (А13);

Решением столь сложных задач тренер занимается при соблюдении основ адаптации к нагрузкам, восстановления и стимуляции работоспособности организма теннисиста.

Суть модульного обучения и совершенствования игры в теннис заключается в контроле каждой из трех функций начального блока. Причем под функцией А11 подразумевается не только само начальное обучение техническим приемам на уровне новичков, пришедших в спортивную секцию. Все задачи-функции, декомпозированные в ней, должны находиться под пристальным вниманием тренера и его ученика на протяжении всего долгого спортивного пути, поскольку основной набор технических действий остается вроде бы один и тот же, а спортсмену по мере продвижения вверх по классификационной лестнице придется вести игры в постоянно возрастающем темпе.

Приступая к решению функции «Овладение техникой игры, А11» (рис. 4), тренеру следует представлять, что она декомпозируется на несколько задач-функций, направленных на выбор и умение применять в игре:

  • основные хватки ракетки (А111);
  • оптимальный по величине и форме замах (А112);
  • качественный подход к мячу (А113);
  • своевременный момент удара ракеткой по мячу (А114);
  • контроль за выполнением окончания удара (А115).

Определив стратегию освоения и совершенствования технической подготовки, тренер и спортсмен приступают к обучению и совершенствованию основных технических действий. Обучение техническим приемам начинается с объяснений о назначении и применении хваток ракетки, то есть рассматриваются способы расположения рукоятки ракетки в руке теннисиста при выполнении ударов по отскочившему мячу, ударов с лета, над головой, подачи, а совершенствование — в применении их в игровых упражнениях, выполняемых в различном темпе. Декомпозиция функции А111 указывает на то, что в теннисном мире классифицируют четыре основные хватки (рис. 5):

  • восточную — для удара справа с отскока (А111);
  • полузападную — для ударов справа с отскока (А112);
  • континентальную (А113);
  • восточную — для ударов слева с отскока (А114).

Названия хваток весьма условны и, видимо, поэтому у ряда специалистов можно встретить разное толкование одной и той же хватки. Применение определенной хватки ракетки при выполнении ударов зависит от высоты отскока мяча от поверхности корта и технико-тактических действий теннисиста.

Вслед за освоением хваток ракетки начинается процесс обучения и совершенствование замаха ракеткой (А112). Отмечается наличие нескольких видов замаха ракеткой и различную их величину. При обучении замаху тренер заранее определяет склонность теннисиста к манере ведения им будущих матчей, то есть предполагает возможность подопечного играть в атакующем, контратакующем или позиционном стиле. Таким образом, функция А112 декомпозируется на функции А1121 и А1122 (рис. 6):

  • обучить выбору типа замаха в зависимости от игровых условий;
  • научить использованию различной величины замаха.

Определив основной стратегически предполагаемый стиль ведения игры спортсменом в ближайшем будущем, а также возможные варианты ответных ударов на действия соперника, в обучении выбираются основные типы замаха ракеткой:

  • петлеобразный: вверх — назад — вниз — вперед (А11211);
  • прямой: назад — вперед (А11212);
  • блокированный: в сторону — вперед (А11213);
  • петлеобразный: вниз — назад — вверх — вперед (А11214).

Освоение техники ударов ракеткой по мячу многие тренеры начинают с прямого замаха, а затем переходят к петлеобразным и блокированному. Каждый из четырех замахов выполняется в определенной игровой ситуации (рис. 7).

Так, при игре на задней линии используются петлеобразные замахи (А11211, А11214) и прямой (А11212), а при выполнении ударов с лета и приема сложной подачи — блокированный (А11213).

Проблема построения замаха постоянно находится под вниманием специалистов. Наиболее интересной, на наш взгляд, явилась точка зрения, определившая принцип построения оптимального замаха (рис. 8). В данном случае используется концепция «пятисегментного замаха» (А11223), в осуществлении которого обращается внимание на величину отведения ракетки в замах и ее проводки после удара. Эти характеристики зависят от места нахождения теннисиста на корте во время удара соперника (Ф11221) и сложности мяча, направленного им (А11222).

Следующим шагом в освоении выполнения качественных ударов является подход теннисиста к мячу (рис. 9). До удара соперника теннисисту необходимо занять оптимальную позицию на корте (А1131) и только затем следует направляться в предполагаемую контактную зону ракетки с мячом (А1132, А1133). Эта позиция, по мнению многих специалистов, располагается на биссектрисе угла, образованного крайними направлениями возможных ударов соперника. В то же время проведены исследования, результаты которых позволяют сделать вывод о том, что, выбирая позицию на биссектрисе, необходимо, чтобы она принадлежала общей области пересечения «живых» позиций угла ответа соперника.

В игре не всегда удается осуществить идеальный подход к мячу, который во многом определяется скоростью и направлением полета мяча соперника. Вот почему в практике лучших теннисистов мира встречаются несколько вариантов подхода к мячу перед выполнением удара:

  • в открытой стойке (А1132);
  • в закрытой стойке (А1133).

Построение технического действия — это видимый для специалиста результат. Выполняют техническое действие мышцы теннисиста, работа которых в количественном и качественном отношении скрыта от визуального наблюдения. Результаты исследований построения технических действий высококлассными теннисистами говорят о передаче импульса сил волнообразным характером, от одной группы мышц к другой, при котором усилия начинают мышцы ног, затем туловища, плечевого пояса и, наконец, предплечья бьющей по мячу руки.

Использовать волнообразный характер передачи кинетической энергии ног, туловища, плечевого пояса и бьющей по мячу руки к ракетке возможно в том случае, если при подходе к мячу осуществить тонкую коррекцию в движении ног в виде нескольких мелких шагов и одного-двух крупных (А1134). Крупные шаги позволят «гасить» скорость передвижения по корту и служат своеобразным «стопором» для создания равновесия перед нанесением удара ракеткой по мячу.

Разделяя мнение многих специалистов о том, что определить идеальную форму замаха бывает весьма трудно из-за индивидуальности теннисиста и не обязательного соответствия «общепринятым нормам», главное внимание при выполнении удара обращается на место встречи ракетки с мячом (рис. 10). Это место во многом определяется скоростью полета, высотой отскока мяча от поверхности корта и, наконец, хваткой ракетки теннисиста. Не менее важно уметь сохранять равновесие в момент удара (А1143). Ряд специалистов выделяют два типа равновесия: статическое и динамическое (А1143).

Высокая скорость полета мяча и его вращение заставляют спортсмена оказать ему «сопротивление» в виде жесткой системы «кисть-ракетка» (А1144), которая принимает на себя очень сильную деформацию мяча, струн и теннисного обода. Чтобы справиться с этими перегрузками, мышечному аппарату руки теннисиста приходится быть в постоянной «спортивной форме». Если же мышцы спортсмена не готовы к преодолению нагрузки, вызванной процессами деформации, то приходится расплачиваться травмами, подобными «теннисному локтю». И, наконец, функция «окончание удара», несомненно, играет решающую роль при завершении технического действия (рис. 11).

Помня о том, что после отрыва мяча от ракетки «влиять» на траекторию его полета не представляется возможным, необходимо в это время обратить внимание на сохранение устойчивого положения ног, при котором можно было бы мгновенно приступить к занятию оптимальной позиции для выполнения следующего удара.

Управление тренировочным процессом теннисистов

Управляет тренировочным и соревновательным процессами тренер, а помогать ему должна комплексная научная группа, администрация спортивного клуба и федерации тенниса. Все три подразделения составляют своеобразные управленческие кадры, деловая компетентность которых требует широкого объема знаний. Все, кто причастен к подготовке теннисиста, эти знания получают в системе профессиональной подготовки, в процессе практической деятельности, а также путем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управленческие кадры должны уметь использовать полученные в процессе обучения навыки. Следовательно, одинаково важно не только давать знания, но и обучать практике их применения.

С большинством квалифицированных тренеров спортивная общественность знакомится в период их активных выступлений, а об их тренерской деятельности судят по результатам в соревнованиях их учеников. У многих тренеров настоящее представление о своей работе скл

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo