Тренировочные эффекты
Тренировочные эффекты — суть последствия тренировочного воздействия (длящаяся коротко или долго ответная реакция спортсменов на нагрузку). Эти эффекты должны быть средоточием особого внимания тренеров и спортсменов, которым известны желаемые результаты определённой тренировки, тренировочного цикла или более длительного тренировочного периода. Эти последствия включают изменения, которые происходят на морфологическом, органическом, клеточном и молекулярном уровнях и стали предметом специальных исследований. Конечно, специфические эффекты различных упражнений, отдельных тренировочных занятий и длительного систематического тренировочного процесса всегда были в центре внимания спортивной науки (Viru, 1995; Brooks et al., 1996). На протяжении многих лет теория спортивной тренировки предлагала концепцию дифференцированных тренировочных эффектов, в соответствии с которой результаты подготовки спортсменов рассматривались на интегративном уровне и классифицировались по длительности тренировочного периода, а именно: кратко-, средне- и долгосрочные эффекты (Матвеев, 1981; Вотра, 1984; Zatsiorsky, 1995). Такой аналитический подход можно охарактеризовать как обобщённый, поскольку общий отклик спортсменов рассматривается в тесной связи с длительностью тренировочной нагрузки и способами её организации. Поэтому тренировочные эффекты, связанные с общей реакцией спортсменов на тренировочную нагрузку разной продолжительности мы будем называть обобщёнными тренировочными эффектами (ОТЭ).
Суммируя существующие представления об ОТЭ, можно выделить, по крайней мере, три аспекта, свидетельствующие об их важности:
- с точки зрения физиологии упражнений необходимо различать последствия одной тренировочной нагрузки, продолжительной серии тренировок разной длительности и долгосрочного систематического тренировочного процесса;
- с точки зрения теории тренировки однозначная интерпретация результатов тренировочного процесса формирует основу для объективного и многогранного анализа подготовки и внедрения передовых технологий;
- с точки зрения тренерской практики концепция ОТЭ обеспечивает педагога средствами для планирования и управления подготовкой спортсменов.
В этой статье будут представлены и рассмотрены концепции тренировочных эффектов для лучшего их понимания, более осознанного планирования и контроля за процессом тренировки.
Общая характеристика
Тренировочные эффекты различаются по продолжительности нагрузки и последствиям её выполнения. Типы и особенности таких эффектов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Обобщённые тренировочные эффекты (по Zatsiorsky, 1995)
Тип эффекта | Определение | Примеры |
Острый | Изменения в состоянии организма, происходящие во время выполнения упражнения | Увеличение ЧСС; накопление лактата крови; снижение мощности выполнения упражнения из-за утомления и т.д. |
Непосредственный | Изменения в состоянии организма, вызванные отдельной тренировкой или/и отдельным тренировочным днём | Увеличение ЧСС в покое, уровня мочевины и/или креатинфосфокиназы в крови; изменение силы кисти, высоты прыжка вверх и т.д. |
Кумулятивный | Изменения в состоянии организма и уровне развития двигательных/ технических способностей, вызванные серией тренировочных воздействий | Увеличение максимального потребления кислорода и/или анаэробного порога; прирост силы, выносливости и т.д.; улучшения в выполнении соревновательного упражнения |
Отставленный | Изменения в состоянии организма и уровне развития двигательных/ технических способностей, полученные через определённый интервал времени после выполнения специальной тренировочной программы | Прирост взрывной силы через две недели после завершения высококонцентрированной силовой тренировочной программы |
Остаточный | Сохранение изменений в состоянии организма и развитии двигательных способностей через определённый период времени после прекращения тренировочного воздействия | Сохранение увеличенного уровня максимальной силы спустя месяц после завершения специализированной тренировочной программы |
Можно предположить, что обобщённые тренировочные эффекты (ОТЭ) характеризуются тремя показателями: (а) величиной выполненной нагрузки; (б) реакцией спортсменов на нагрузку и изменениями в их состоянии, вызванными нагрузкой; (в) изменениями в спортивной работоспособности, которые, как правило, отражаются в конкретных специфических по виду спорта показателях. Соотношения между различными типами тренировочных эффектов представлены на рисунке 1. Основными являются следующие:
- острые эффекты от выполнения нескольких упражнений формируют непосредственный тренировочный эффект отдельной тренировки или тренировочного дня;
- непосредственные тренировочные эффекты от серии тренировок объединяются в кумулятивный тренировочный эффект;
- кумулятивный тренировочный эффект определяет уровень подготовленности спортсмена и выполнения соревновательного упражнения.
Кроме того, существуют два специфических подтипа:
- отставленные тренировочные эффекты, проявляющиеся при отсроченном преобразовании тренировочных воздействий в изменение соревновательного результата, и
- остаточные тренировочные эффекты, относящиеся к периоду, в течение которого увеличенный уровень физических способностей остаётся близким к уровню, достигнутому сразу после прекращения специфического тренировочного воздействия.
В этой статье мы обратимся к взаимодействиям между тренировочными эффектами, а несколько далее более детально обсудим каждый из них в отдельности.
Острый тренировочный эффект
Как уже было отмечено, острые тренировочные эффекты — это изменения в состоянии спортсменов, возникающие во время физической активности. Острые эффекты можно измерить двумя путями:
- показателями тренировочных нагрузок (количеством повторений, километражом, количеством подъёмов, схваток, прыжков, бросков и т.д.), выполняемых для развития качеств — мишеней;
- физиологическими переменными, описывающими реакцию спортсменов на выполненные рабочие нагрузки, типа лактата крови (ЛК), частоты сердечных сокращений (ЧСС), давления крови, гальванической реакции кожи (ГРК), напряжённости полученной нагрузки (НН) — например, по шкале Борга (Borg, 1973), изменения температуры тела, интенсивности потоотделения и/или уровня потребления кислорода (в лабораторных условиях).
Первая группа показателей широко использовалась годами, особенно в видах спорта с измеряемым результатом, однако приветствовалась и в других. Вторая группа требует соответствующего оборудования (например, приборов для измерения ЧСС фирмы Polar, определителей лактата крови и т.д.), которое становится всё более и более популярным среди практиков во многих видах спорта. Оперативный мониторинг состояния спортсменов предлагает тренерам более точный контроль за острыми тренировочными эффектами. Эти продвинутые технологии облегчают управление физическими нагрузками на основе данных о ЧСС, ЛК и уровне эмоционального напряжения, измеренном посредством ГРК и НН.
Острые эффекты, оцениваемые специфическими спортивными индикаторами
Контроль специфических по виду спорта показателей позволяет тренерам регулировать соотношение «доза-эффект» и облегчает достижение желаемого острого тренировочного эффекта. Например, регистрация скорости передвижения или времени выполнения работы чрезвычайно важны при использовании упражнений на развитие максимальной скорости. Оптимальная величина нагрузки в таких тренировках зависит от количества повторений (пробежек, заплывов, схваток и др.), выполненных на скорости, близкой к индивидуальному максимуму.
Пример. Команда опытных футболистов выполняла обычные упражнения для совершенствования максимальной скорости: дриблинг десять раз по 20 м с пятью касаниями мяча на максимальной скорости и с 1,5-минутными интервалами отдыха. Лучшей была третья попытка; близкий к этому уровню результат поддерживался до 7-го повторения (рис. 2). Другие попытки были хуже более чем на 0,4 с (10-процентное отклонение). Это означает, что запланированная для команды нагрузка была чрезмерной. Исходя из результатов выполнения упражнения, индивидуальная дозировка должна была варьировать между шестью и восьмью повторениями (Mark Tunis, 2005, личное сообщение автору).
Как специфическая по виду спорта информация позволяет получить оптимальную величину острого эффекта, может быть показано на примере тренировки на выносливость. Управлять острым эффектом длительных упражнений на выносливость можно, контролируя среднюю скорость и темп движений. Тренеры обычно жёстко задают скорость, с которой спортсмены должны передвигаться во время выполнения упражнения. Определение темпа движений в реальном времени облегчает понимание того, что у спортсмена наступила ранняя, допустимая или чрезмерная усталость, а используя эти данные, можно получить желаемый острый тренировочный эффект. Рассмотрим возможности управления острым тренировочным эффектом с помощью соотношения между скоростью и темпом движений (ТД) (табл. 2).
Таблица 2. Острый тренировочный эффект, оцениваемый по скорости и темпу движений (ТД) во время тренировки на выносливость
Фаза тренировки | Соотношение между скоростью и ТД | Примечания |
Устойчивая работа | Скорость и ТД поддерживаются на том же самом уровне | Техника движений устойчива. Подобная работа по продолжительности годится для интервальной тренировки |
Умеренное утомление | Скорость поддерживается на том же самом уровне, а ТД немного увеличился | Такая работа по продолжительности годится для тренировки аэробной выносливости |
Значительное утомление | Скорость поддерживается на том же самом уровне, а ТД увеличивается существенно | Такая работа по продолжительности годится для тренировки анаэробной выносливости и тренировки смешанного типа |
Чрезмерная усталость | Скорость уменьшается, а ТД увеличивается или уменьшается | Подобная работа не подходит для тренировочных целей |
Известно, что продолжительная работа с постоянной скоростью может быть подразделена на четыре фазы (Фарфель, 1976). Первая фаза самая длительная, так как во время неё спортсмен поддерживает запланированную скорость и стабильный ТД, демонстрируя привычную технику движений. Эта фаза может длиться один час и даже больше, если интенсивность работы ниже анаэробного порога, а может и 15-40 мин, если интенсивность находится на уровне анаэробного порога (марафонцы могут поддерживать такую интенсивность дольше). Однако когда интенсивность выполнения упражнения превосходит анаэробный порог, длительность этой фазы сокращается.
Вторая фаза характеризуется поддержанием скорости на устойчивом уровне и умеренным увеличением ТД. В этом варианте прилагаемое усилие снижается, но это компенсируется соответствующим увеличением частоты движений. Продолжительность этой фазы колеблется от 30 с до 3-5 мин и зависит от интенсивности выполнения упражнения. Такая работа может эффективно использоваться в упражнениях на развитие аэробной выносливости. В этом случае спортсмены приближаются к уровню анаэробного порога, стимулируя таким образом увеличение «аэробной скорости».
Третья фаза характеризуется поддержанием скорости, которое обеспечивается отчётливым и чрезмерным увеличением ТД. Такая реакция указывает на резкое снижение прилагаемой силы, компенсируемое более высокой частотой движений и часто — ухудшением техники. Обычно эта фаза ведёт к резкой активации анаэробного метаболизма, а также к накоплению лактата крови. Её продолжительность обычно меняется от 30 до 60 с. Эта фаза нежелательна при выполнении тренировочных нагрузок на развитие аэробной выносливости, потому что она активизирует анаэробный метаболизм и оказывает пагубное влияние на результат предыдущей аэробной работы. Однако она может использоваться в аэробно-анаэробных упражнениях, при выполнении которых конечное увеличение лактата крови может быть желательным и запланированным.
Четвёртая фаза соответствует неспособности спортсмена поддерживать начальную скорость, несмотря на предельные усилия. Увеличение ТД говорит о дальнейших попытках предотвратить снижение скорости, а снижение ТД демонстрирует провал таких попыток. Нельзя допускать появления этой фазы чрезмерного утомления; как правило, её следует вообще исключить из тренировочной и соревновательной практики.
Острые эффекты, оцениваемые психофизиологическими индикаторами
Контроль психофизиологических переменных позволяет управлять уровнями физического и эмоционального напряжения и одновременно получать желаемый острый тренировочный эффект. Мониторы ЧСС и приборы для измерения ЛК широко используются как инструменты, которые помогают эффективно контролировать метаболические уровни выполненных тренировочных нагрузок.
Пример. Хорошо подготовленный байдарочник выполнял интервальную тренировку с нарастающей нагрузкой: три серии по три повторения (1 мин работы и 1 мин отдыха) с интервалами отдыха между сериями 5 мин. Увеличение тренировочной нагрузки регулировалось темпом гребли, измеряемым тренером; острый тренировочный эффект оценивался по величине ЧСС, которая регистрировалась постоянно, и лактату крови, который определялся на третьей минуте отдыха после каждой серии (рис. 3). Полученные данные показывают, что физическое напряжение увеличивалось постепенно в ходе выполнения упражнения и достигало уровня, который указывает на явную мобилизацию анаэробного энергообеспечения (как и было запланировано). Кроме того, регулирование нагрузки во время выполнения упражнения было достаточно эффективным, и организм спортсмена смог выдать дискретно увеличивающуюся ответную реакцию (Иссурин, Тимофеев и Земляков, 1989).
В отличие от кондиционной тренировки, при которой усилия спортсменов направлены на развитие физических качеств, тренировочная нагрузка, организованная для совершенствования технических и технико-тактических навыков, часто вызывает эмоциональное напряжение, порождающее специфический острый эффект. Универсальный практический подход к оценке эмоциональной напряжённости основывается на измерении кожно-гальванической реакции (КГР). Нормальные уровни КГР очень индивидуальны. Эмоциональное возбуждение снижает уровень КГР, в то время как его увеличение указывает на эмоциональную усталость, которая является типичной для длительных напряжённых тренировок. Поэтому ход выполнения заданий, требующих высокого уровня возбуждения (попыток, выполняемых на максимальной скорости, требующих взрывных усилий и т.д.), может эффективно контролироваться посредством КГР.
Пример. Уровни КГР измерялись у высококвалифицированных баскетболистов в течение тяжёлой тренировки. Эмоциональная напряжённость постепенно увеличивалась в ходе разминки и выполнения технико-тактических заданий; это отражалось в уменьшении величины КГР (рис. 4). Тренировочная игра (1-я половина) вызвала максимальную эмоциональную напряжённость, которая снизилась во время перерыва и снова возросла в начале 2-й половины игры. Однако этот высокий уровень эмоционального возбуждения не был поддержан до конца игры, и увеличение уровня КГР выявило эмоциональную усталость игроков. Снижение нагрузки вызвало дальнейшее уменьшение эмоциональной напряжённости, которая достигла обычных уровней в конце тренировки. Можно предположить, что острый эффект такой тренировки мог быть выше, если бы тренер смог поддержать эмоциональное возбуждение баскетболистов близким к максимуму (для этой игры) в течение более длительного периода (д-р Boris Blumenstein, личное сообщение автору, 2004).
Программирование острых тренировочных эффектов
Можно ли в действительности управлять острыми тренировочными эффектами? Другими словами, является ли реакция спортсменов на тренировочную нагрузку предсказуемой и управляемой? Ответ: не всегда и не полностью. Логичен следующий вопрос: как можно сделать реакцию спортсменов более предсказуемой? Очевидно, что полный контроль на каждой тренировке в настоящее время недоступен, однако некоторый прогресс в этом направлении желателен и возможен. Очень часто тренеры думают, что опытные спортсмены не нуждаются в специальном разъяснении задания до начала его выполнения или оценке его результата после. В ходе тренировок спортсмены не всегда получают ясные краткие подсказки, которые могли бы стимулировать их отдачу. Однако формулировка целей и систематический обмен информацией со спортсменом («алгоритм программирования») облегчают достижение желаемых острых тренировочных эффектов. Пример такого программирования представлен в таблице 3.
Таблица 3. Программирование острого тренировочного эффекта
Действие | Пример | Замечания |
Постановка задачи | Развитие максимальной скорости | Это самое важное упражнение в тренировке |
Определение условий выполнения задания | Соотношение работы и отдыха, количество повторений и серий, скоростные режимы, условия отдыха | Короткое и ясное объяснение, желательны объективные измеряемые показатели |
Сосредоточение на специфических (индивидуальных) требованиях | Требуемый темп движений, технические и/или тактические задания | Подчеркиваются требования особой важности |
Контроль за выполнением задания | Визуальный и инструментальный контроль, коррекция хода выполнения задания, мотивация | Предоставление самой важной информации, которая влияет на процесс выполнения задания |
Самоотчет | Проверка спортсменом своих двигательных резервов | Это действие не всегда необходимо |
Оценка | Соответствие требованиям, индивидуальные замечания | Желательно положительное эмоциональное заключение |
Программирование острого тренировочного эффекта предполагает осуществление некоторых действий, которые определяют цель, условия выполнения задания, специфические требования, контроль за выполнением и оценку. Начальное действие — постановка цели. Цель упражнения должна быть ясно и кратко передана спортсменам; желательно, чтобы спортсмены знали, какой результат ожидается. Соответствующие условия выполнения задания должны быть определены и заданы с использованием объективных количественных показателей, таких как запланированная скорость, темп движений, ожидаемая ЧСС и т.д. Важно сосредоточить внимание спортсменов на одном-двух специфических требованиях (спортсмены не могут контролировать исполнение более чем двух требований), которые имеют особый приоритет.
Например, можно попросить спортсмена иметь в виду некоторую индивидуально важную техническую деталь (это может быть эффективное отталкивание или расслабление в соответствующей фазе движения), специальную тактическую задачу (например, акцентированный старт, равномерную работу) или другое специфическое по виду спорта требование. Используя соответствующие инструменты (датчик ЧСС, темпомер, секундомер) для контроля за выполнением задания, тренеры могут корректировать поведение спортсменов и устранять их ошибки. Своевременные замечания помогают сохранить высокую мотивацию для более качественного выполнения задания. Самоотчеты после выполнения задания могут улучшить взаимодействие между тренером и спортсменом и поощрить стремление к самоконтролю у последних. Заключительная оценка должна быть конкретной и ограничиваться одним-двумя предложениями. Желательно, чтобы это заключение имело положительное эмоциональное влияние на спортсмена.
Биологические предпосылки, обусловливающие острые тренировочные эффекты
Дальнейшее рассмотрение сущности острых тренировочных эффектов требует сделать акцент на роли двух принципиальных путей адаптации: гомеостатической регуляции и механизма стрессовой адаптации. Такая дифференциация сразу отсылает нас к интенсивности и продолжительности вводимых нагрузок. Как было отмечено Cannon (1929), который является одним из признанных в мире создателей теории гомеостаза, подобный тип биологической регуляции направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма. Широкий спектр тренировочных нагрузок умеренной интенсивности расширяет границы и улучшает механизм гомеостатической регуляции. Этот спектр охватывает большую группу методов тренировки, ориентированных на улучшение базового метаболического уровня, количества и активности окислительных ферментов, скорости биохимических и гормональных реакций для обеспечения мышечных усилий и восстановления (Viru, 1995). С точки зрения теории тренировочного процесса эти методы могут применяться в тренировочных занятиях, направленных на развитие основных спортивных способностей, т.е. улучшения обменных и нервно-мышечных процессов, обучения двигательным действиям и совершенствования технико-тактических навыков.
Серьёзное тренировочное воздействие, вызываемое нагрузками высокой интенсивности, мощности или скорости приводит к мобилизации энергетических ресурсов спортсмена, превышающих уровень метаболизма, необходимый для сохранения гомеостаза. Эти повышенные требования запускают существенную эндокринную реакцию, а именно — выделение гормонов стресса. Когда интенсивность превышает 60-70% V02max, уровень катехоламинов постепенно увеличивается и провоцирует гликолитический метаболизм (Mazzeo et al., 1997; Avecedo et al., 2007). Дальнейшее увеличение интенсивности вызывает экскрецию кортизола, АКТГ и β-эндорфина, приводящих к сердечно-сосудистой и метаболической адаптации к физической нагрузке (Schwarz & Kindermann, 1990 и 1992). Такие упражнения вызывают типичные стрессовые реакции, описанные в классических работах Селье (1950). Они очень характерны для интенсивных и тяжёлых программ совершенствования спортивных качеств и для решения различных задач, моделирующих соревновательную деятельность.
Параллельное применение упражнений обоих типов характеризуется энергопотреблением, превышающим возможности гомеостатической регуляции; с
Видео по теме
Источник: «Теория спортивной тренировки».
Учеб. для ВУЗов. Авт.: проф. В.Б. Иссурин, 2016