Содержание
Занятия плаванием в общеобразовательной школе
Физическое воспитание детей и молодежи в общеобразовательной школе охватывает длительный по времени и важный по решаемым задачам период формирования гармонически развитого человека. Содержание физического воспитания школьников регламентировано программой по предмету «Физическая культура». Дети в возрасте 9—10 лет быстро и качественно осваивают технику. В настоящее время предусматривается обучение детей одновременно двум схожим по структуре движений спортивным способам — кроль на груди и на спине. Это позволяет увеличить количество упражнений, изменить условия их выполнения в положении на груди и на спине, что содействует положительному переносу двигательного навыка, повышая эффективность обучения. Реализуется основное правило обучения детей — освоение ими многообразных упражнений, обеспечивающих широкую базу двигательного опыта.
Уроки по плаванию предусматривают проведение как теоретических, так и практических занятий, по окончании которых необходимо выполнить контрольные нормативы, а также знать правила проведения купания и плавания.
В настоящее время в школах предусмотрены три урока физической культуры в неделю. Как правило, в школах, имеющих плавательный бассейн, один урок в неделю — это урок плавания (всего 34 урока в году).
Учебно-тренировочная и оздоровительная работа по плаванию может начинаться с 1-го класса и продолжаться во всех последующих классах до окончания средней школы. Занятия со школьниками, отнесенными к основной медицинской группе, должны проводиться во всех последующих классах до окончания средней школы. Занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, должны проводиться отдельно, по другой программе.
Примерное содержание занятий по плаванию в общеобразовательной школе заключается в следующем.
В начальных классах изучаются упражнения для освоения с водой и плавания кролем на груди и на спине. На 16 — 17-м и 33 —34-м уроках проводится сдача нормативов, проведение соревнований или праздника. Обязательным является выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений в виде предварительной подготовки. Вводятся теоретические сведения об оздоровительном, прикладном и спортивном значении плавания, гигиене плавания и мероприятиях по предупреждению травм и несчастных случаев на воде. Совершенствуется техника плавания кролем на груди и на спине.
Используются прыжки в воду, игры и развлечения, изучаются старты и повороты.
В 5—9 классах продолжается совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине, увеличивается длина проплываемой дистанции, а также начинается изучение плавания брассом на груди и на спине, выполняются комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, изучаются основы начальной тренировки и совершенствуется техника основного способа плавания. Вводятся занятия по разделу «Прикладное плавание» (оказанию первой помощи пострадавшему, изучение приемов искусственного дыхания на суше).
В старших классах (10—11 классы)происходит совершенствование техники плавания, стартов и поворотов, изучаются приемы освобождения от захватов тонущего, основные положения самоконтроля и содержание специальной физической подготовки пловца. Школьниками изучаются элементы игры в водное поло, вводятся занятия по аквафитнесу, также происходит ознакомление с методами спортивной тренировки и современным состоянием развития плавательного спорта.
Занятия плаванием в средних специальных учебных заведениях
Занятия плаванием в средних специальных учебных заведениях направлены на укрепление здоровья, повышение физического развития, воспитание профессионально-прикладных навыков, подготовку к труду и защите Родины. Содержание программы и требования к учащимся ориентированы на подготовку к выполнению контрольных нормативов. График прохождения раздела «Плавание» строится с учетом подготовки, полученной в общеобразовательной школе.
«Теория и методика обучения плаванию».
Редактор: А.А. Литвинов Изд.: Академия, 2014 год.