Этнокультурное многообразие спорта

Этнокультурное многообразие спорта

А. В. Кыласов Всероссийский научно-исследоватачьский институт физической культуры и спорта, Росссия

С. Н. Гавров Российский институт культурологии, Россия

Рассмотрено этнокультурное многообразие спорта — новая парадигма в развитии спорта, обусловленная глобальными процессами рсинституционализации традиционных игр и состязаний народов в рамках общепринятой англо-саксонской модели, которая проявляется в общей динамике процессов взаимодействия, проникновения и взаимовлияния разных культур глобализирующегося мира. Сложность и противоречивость этих процессов предопределена историко-культурным переплетением религиозно-этических и морально-нравственных представлений не только разных народов, но и разных исторических эпох о социальной функции физической активности, многочисленные проявления которой в настоящее время на всех языках называют одним словом — спорт, имеющим международную транслитерацию.

Этнокультурное многообразие спорта становится институциональной нормой поощрения и развития традиционных форм физической активности народов в рамках существующей системы организации спорта. Общая динамика принятия в разных странах государственно-правовых актов, направленных на защиту и сохранение национальных видов спорта (термин используется исключительно на постсоветском пространстве), привела к появлению специального Заявления ЮНЕСКО/ТАФИСА (2008), в котором декларируется, что традиционные игры и национальные состязания являются неотъемлемой составной частью Всемирного культурного наследия.

В условиях глобализации поощрение культурных различий народов воспринимается как составная часть экологических программ жизнеобеспечения и сохранения, исторически сложившихся социокультурных систем, обусловленных средой обитания. При этом механизмов защиты аутентичных видов физической активности до сих пор не выработано, и они подвергаются постоянной угрозе забвения из-за отказов национальных правительств признавать их в качестве видов спорта англо-саксонской модели, легитимно обладающей исключительным правом на финансирование в большинстве государств.

В частности, для признания видом спорта англо-саксонской модели требуется широкое международное распространение, становящееся для стран «третьего мира», где проживает большая часть населения планеты, трудновыполнимой задачей в силу экономических и политических факторов зависимости от стран «Большой восьмерки» (G8), заинтересованных в глобальном доминировании универсальных видов спорта программы Олимпийских игр. Тем не менее в ряде стран (например, Казахстане) приняты законы о национальных видах спорта, в которых прописаны комплексы мер, направленных на поступательное развитие этнокультурных традиций физической активности.

В наиболее уязвимом положении оказались коренные народы, живущие в пределах одного или даже нескольких национальных государств (например, саамы, проживающие на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России) и не имеющие возможности влиять на культурную политику этих стран по причине изоляции, социального неравенства и неблагополучия. Исправить такое положение по реализации прав коренных народов (пусть и не прямой директивой в отношении физической активности) призывают два нормативных документа, принятые международным сообществом:

  • конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятая в 1991 г. Генеральной конференцией Международной организации труда;
  • декларация 61/295 «О правах коренных народов», принятая в 2007 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Этнокультурное многообразие спорта как институциональная норма поощрения и сохранения этнических игр и состязаний служит средством терпимости, интеграции, диалога культур, сохранения культурного разнообразия, приумножения культурного потенциала глобализирующегося мира и способствует становлению глобальной ойкумены с учетом культурных, религиозных и цивилизационных особенностей народов и этносов.

Этнокультурное многообразие спорта служит расширению представлений, сложившихся у разных народов и этносов, о значениях социокультурных функций физической активности:

1) инструментальной функции, с которой в первую очередь связана техника совершенствования тела, направленная на достижение идеального антропологического образца в условиях устоявшихся эстетических представлениях народов и этносов; выступает преимущественно как специфическая система средств совместного воздействия человеческих индивидов друг на друга;

2) нормативной функции, сопряженной с механизмами индоктринации соционормативной культуры как специфической системы средств организации коллективной жизни; формирует и задает складывающиеся в социуме ценности и представления, не являющиеся изначально истинными для самих индивидуумов;

3) сигнификативной функции, выражающейся в символической (знаковой) технике образов и значений языка тела и телодвижений как специфической системе средств, благодаря которой осуществляется эмоциональное воздействие на человека, выраженное в репрезентации значений личного и общего в триумфе;

4) коммуникативной функции, неразрывно связанной с инкультурацией знаков и символов, порождаемых в состязаниях; наряду с чисто «технической» функцией, обеспечивающей общение между людьми, выделяется ее «культурная» функция, выраженная в удовлетворении эстетических, познавательных, религиозных и социальных потребностей, служащих самоидентификации народов и этносов.

Методология

В ходе междисциплинарных исследований проблематики спорта философской антропологией, историей, социологией, психологией, с использованием кросскультурного анализа межкультурной коммуникации, выявлены тенденции локализации, гибридизации и ассимиляции традиционных игр и состязаний народов.

Методологически важными являются научные, философские представления правых и новых правых мыслителей в Европе и в России, выступающие в защиту человека, его духовного и телесного мира, религиозного и этнокультурного многообразия. А. де Бенуа, К. Тремонтан, В. Расторгуев, П. Зарифулин,A. Дугин, И. Кучмаева, С. Гавров выстроили теоретические основания для движения в будущее с сохранением социобиологических и социокультурных оснований человека, его онтологии. И. Палм, П. Парлеба, А. Кыласов в русле неоконсервативного научного подхода развивают представление об этнокультурном многообразии спорта, которое в данной статье обозначается термином «этноспорт».

Существует устоявшееся определение спорта, согласно которому спорт г это комплекс социальных явлений, складывающихся на основе спортивных соревнований, специальной подготовки к ним, специфических межчело-веческих отношений и поведенческих норм, складывающихся в процессе этой подготовки и участия в соревнованиях; специальные социальные институты (клубы, школы и т.д.), занимающиеся пропагандой спортивного соперничества, его организацией и подготовкой к нему. Понятие «этноспорт» по отношению к числу важных социальных функций спорта относит сохранение традиционных игр и состязаний этносов.

Этнокультурное многообразие спорта изучается с применением ряда научных подходов, отражающих различное видение проблемы сохранения и воспроизводства культурного многообразия с обращением к трудам Ч. Дарвина, Ф. Ницше, К. Юнга, Э. Юнга, К. Шмита,B. Райха и их последователей. Используются теории конвергенции, теория деятельности и рационального выбора, концепции постмодернизма, прежде всего в работах Ж. Деле-за и Ф. Гваттари. Большое методологическое влияние оказала теория П. Бурдье о культурном, социальном, экономическом, религиозном полях, что позволяет исследовать возможность взаимодействия как макроструктур, так и агентов на микроуровне.

Осмысление заявленных теоретико-методологических проблем этнокультурного многообразия спорта позволяет выявить, что перспективы развития общественных отношений связаны с интеллектуальным и нравственным развитием людей, а не только с изменением самого общества (Ф. Фукуяма, В. Иноземцев,К. Этциони, К. Бьюкенен и др.). Наблюдается растущая потребность в иной структуре мотивации поведения, а также в ценностных регуляторах поведения людей, восстановлении моральных норм во всех профессиональных сферах (Ф. Фукуяма, К. Этциони, К. Бьюке-нен и др.), в том числе в спорте (И. Хёйзинга, К. Лэш, X. Ленк, В. Столяров). Раскрыть внутреннюю логику развития этнокультурного многообразия в спорте позволяют принципы историзма и системности в сочетании со структурно-функциональным, динамическим и сравнительно-культурным методами.

В историческом плане интересен концептуальный подход Сёрена Кьергкегора, изложенный в работе «Или — или» (1843), к представлению эволюции человека — обыватель, эстетик, этик, верующий, — применимый к объяснению процессов становления спорта как социокультурного явления.

Обыватель живет, как все его окружение, он стремится к полной идентичности во всем, его игры бесхитростны, экзистенциальны, построены на принципах иррациональности и индивидуализма и представляют собой способ самоутверждения человеческой личности; физические упражнения служат тому, чтобы его развлечения соответствовали принятым в обществе.

Эстетик знает, что он у него есть выбор быть лучше; он демонстрирует избирательность во всем и рассматривает спорт как средство гармоничного развития, стараясь изо всех сил довести до совершенства те функции, которые либо возложены на него обществом, либо избраны им самим, ведь его физическое развитие должно соответствовать «социальному реноме»: будь он военным (сила и выносливость), рабочим (сноровка и точность движений), артистом или аристократом (изящество фигуры и образность жестов).

Этик наделен обостренным чувством долга и ответственности, он совершенен, и оттого ему хочется совершать только хорошие поступки; он переносит в спорт идеи патриотизма для повышения престижа нации, что оправдывает операции по улучшению человеческой породы, а также внедрение универсалий в представления об эстетике состязательности вкупе с отрицанием ее многообразия.

Верующий человек понимает, что он не совершенен, грешен во всей предыстории и нуждается в новом обретении Веры; он ищет совершенства в аутентичных формах организации общества (традиционных обрядах), сакральной привязанности к местам обитания,гармонии существования и слияния с природой путем использования естественных методов физического совершенствования. Верующий человек в классификации Кьеркегора привержен традиции, в том числе этнокультурным видам физической активности.

Методологические предпосылки выделения особого культурного значения спорта как одного из средств сохранения традиционных игр народов и средства идентификации и самоидентификации наций созданы в трудах И. Валлерстайна, П. Бьюкенена, К. Коукера и других авторов, обосновывающих уход англо-саксонского мира, и западного человечества вообще, с авансцены мировой истории. Этот уход означает неизбежность изменения международных институтов, созданных по их инициативе, и необходимость модернизации институтов современного спорта, в том числе его трансформации в пользу поощрения культурного многообразия глобализирующегося мира.

Этноспорт

Этноспорт — это формы традиционных игр и состязаний, являющихся телесным и духовным выражением адаптации человека к природной и культурной среде, специфической телесной моторики, которая служит механизмом воспроизводства идентичности этнокультурной общности.

Характер этнической моторики сформировал этнокультурные виды физической активности. Этот механизм биосоциального и этнокультурного воспроизводства физической активности безотказно действовал в традиционном обществе. Одной из социальных форм ее трансляции стала этнопедагогика. В определении Г. М. Волкова этнопедагогика предстает как наука, предметом изучения которой является традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Мы уточняем это определение в отношении культуры аутентичных форм физической активности и определяем этно-педагогику как форму темпоральной трансляции биосоциального и культурного наследия этнокультурной общности, выраженной в языке, обычаях, мифо-ритуальном комплексе, которые находятся в основе традиционных игр и состязаний народов.

Важно и то, что в процессе расселения человечества по планете произошло обособление его частей, продолживших эволюцию в различных природно-климатических условиях. Длительная адаптация к этим условиям привела к выраженным особенностям взаимодействия со средой, в том числе в области социализации подрастающего поколения.

Дети должны были учиться технологии жизни в различных внешних условиях, что формировало особый взгляд на мир, каноны мужской и женской красоты, естественные формы физической активности. Дети учились не только у людей, но и у животных, постигая окружающий мир имитацией движений других живых существ, что нашло отражение в наставлениях по воспитанию в якутском эпосе «Олонхо», а также в названиях техник единоборств в китайском ушу. Все это давало больше шансов на выживание локальной этнокультурной общности. Неследование нормам, сложившимся в результате длительной исторической апробации, каралось не только обществом, но и природой, суд которой мог быть безжалостным. Следование нормам повышает шансы на выживание и длительное историческое воспроизводство этнокультурной общности.

Этноспорт выступает как важная часть культурного наследия народов мира и форма этнокультурной самоидентификации, к нему относятся традиционные игры и этнокультурные виды физической активности, связанные с национальными укладами и обычаями. Этноспорт — явление общее для всех народов, представленных в нем, но не единообразное.

Глобализация характеризуется, с одной стороны, сужением цивилизационного и языкового многообразия, унификацией, гомогенизацией, введением общемировых стандартов практически во всех сферах жизнедеятельности, а с другой стороны, приводит к расширению многообразия форм межкультурной коммуникации. В спорте эти тенденции проявляются в учреждении национальных федераций по отдельным видам спорта, которые совершенно не связаны с национальными традиционными видами состязаний. Вместе с тем диверсификация в спорте находит свое воплощение в организации и проведении аутентичных традиционных игр и национальных состязаний, что обусловлено ростом интереса к самобытности народов, идентификации и самоидентификации наций и развивается в двух направлениях:

  • в одном случае институционализация традиционных игр и национальных состязаний происходит по схеме универсальной модели англо-саксонского спорта и выражена в создании международных спортивных федераций по национальным видам состязаний, что позволяет классифицировать этот процесс как глокализацию (индивидуализация универсальных тенденций, направленных на модернизацию традиционных форм физической активности);
  • в другом случае стимулируется поиск альтернативной глобализации («незападной» по происхождению) или субглобализация — манифестация локальных культур, выраженная в создании за рубежом региональных этнокультурных центров обучения и практики традиционных игр и национальных состязаний; зачастую обязательным условием этого тренда является использование оригинальных костюмов и употребление транскрибированной лексики в произношении терминов и команд. Как любое социальное явление, спорт имеет несколько стадий в своем развитии. Раннюю стадию характеризует энтузиазм создания форм физической активности и их первичная институционализация, согласованная с обычаями локальной общности (общины); этот энтузиазм консервируется в канонах этнических традиций. Вторая зрелая стадия характеризует новый всплеск энтузиазма, связанный с процессами огосударствления институтов игр, ставших традиционными, придания им статуса всеобщности — национальных состязаний. И здесь следует обратить внимание на различие в этом решающем культурологическом основании реинституционализации между восточным и западным огосударствлением. В первом случае — на Востоке — в развитии традиционных игр и национальных состязаний проявляется тотальное согласие государства и культурообразующей религии — буддизма. Во втором случае — на Западе — статус традиционных игр сначала возвышается до государственного уровня, а затем объявляется (сначала языческими, а позднее и христианскими проповедниками) как отвечающий культурным целям — нации (эллины), империи (Римская империя), этно-религиозных государств («мускулистые христиане»).

Вот почему третья, поздняя стадия характерна только для Запада и является его особенностью. (В этой стадии на Востоке трансформировали и подвергли адаптации привнесенную западную форму.) Прежде всего, она связана с античными традициями эллинов, что и составило первичный импульс к возрождению игр Древней Олимпии, отразивший настоятельную потребность в консолидации европейцев как расы не только в экономическом пространстве раннебуржуазного развития, но и в поиске детерминанты культурной преемственности. Этот процесс сопровождался радикальным вызовом светской культуры эпохи Возрождения и был наполнен множеством содержаний и культурно-исторических функций единого европейского наследия, переводящего античные игры в разряд действительной универсалии.

Возрождение олимпийской традиции происходит в тот решающий момент культурной истории Европы, когда церковные приоритеты утрачивают историческую инициативу, отдавая первенство светским преобразованиям. Но общество к тому времени было еще не в состоянии принять преподносимую реформаторами утонченно-рафинированную эстетику гуманистической культуры эллинов. В этой подвешенной ситуации надо было предпринимать что-то очень быстро и решительно, тем более что к решительным действиям подталкивал целый комплекс социально-политических и экономических интересов буржуазного развития, связанный с трансграничным продвижением капитала. Олимпийская идея оказалась своевременной и стала своеобразным мостом от старой — отрицавшейся духовной доминанты к новой — еще не достаточно убедительной для простолюдина. Таким образом, решающий импульс к возрождению античных игр Олимпии в культурологическом измерении тесно связан с особенностями исторического периода и становления единого европейского наследия как особого вида духовной культуры Запада.

Планетарный кризис стал следствием неорганичного для многих стран и регионов мира процесса глобализации в ее англо-саксонском исполнении, которая стала не столько формой всеобщей унификации, сколько навязыванием норм, правил и моделей поведения людям, не относящим себя по происхождению к миру Запада. Любая унификация означает обеднение творческого потенциала мира, предполагая слепое следование вызовам, имеющим четко выраженный цивилизационный характер. В спорте это получившая культурную легитимацию во всех странах мира англо-саксонская модель состязательности. В результате вся международная система спортивной инфраструктуры оказалась ориентированной исключительно на развитие и функционирование организаций олимпийского движения.

В эпоху Пьера де Кубертена, основавшего Международный олимпийский комитет, такое положение вещей в международном спорте было более естественным. В то время существовал общепризнанный разрыв в пользу Запада в различных областях экономической, политической, общественной жизни, в том числе в технике и технологиях. Это превосходство в отношениях с остальным миром существовало и в спорте, в том числе в области спортивного менеджмента. Кроме того, европейцев было больше и в процентном отношении к общему населению Земли. На рубеже Х1Х-ХХ вв. европейцем или выходцем из Европы был чуть ли не каждый второй житель Земли.

Сегодня ситуация изменилась радикально. Китай, Индия, Япония, Корея и другие страны Юго-Восточной Азии теснят Запад во всем, в том числе в экономике, демографии, и делают аутсайдерами традиционных носителей культуры англо-саксонского спорта. Поэтому мировое спортивное движение, его содержательное наполнение и инфраструктура более не могут быть такими, как во времена зарождения спорта. Инерционно самовоспроизводящийся мир спорта сейчас находится перед вызовами, приводящими к перманентному появлению гибридных, а иногда и альтернативных моделей его организации, которые отвечают национальным, прежде всего «незападным» традициям состязательности. И прежде всего, это восточные практики единоборств, гимнастики, массажа, интеллектуальных игр, в мировом распространении которых используется аутентичная экипировка, надписи на языке оригинала и транскрибированная лексика в произношении команд.

Между тем унификация мирового социокультурного пространства дорого обходится многим «незападным» народам. Им приходится расплачиваться разрушением ментального здоровья за кратковременную иллюзию обретения «нового», «прогрессивного» смысложизненного пространства. Ни наркотики, ни алкоголь, ни их альтернатива — западный спорт и протестантская этика — не могут дать ощущение гармоничного существования в модернизированном по западному образцу пространстве традиционной среды обитания «незападного» человека, они выступают как инородные заменители естественного, биологически заданного самоощущения — соматического и психического. Этим объясняется наличие очагов в распространении видов спорта как во всем мире, так и в масштабах одной многонациональной страны. Принятие западной и любой другой спортивной традиции происходит только там, где она отвечает культурно укорененным формам физической активности коренных народов.

Внимание национальных правительств к развитию приоритетных олимпийских видов спорта в сочетании с отказом в поддержке самобытных этнокультурных состязаний порождает проблему неравенства в вопросах оценки культурного наследия разных народов. В современном обществе равных возможностей это следует расценивать как проявление шовинизма и этноцида, поскольку репродуктивная функция ментального здоровья народов мира в этом случае подвергается угрозам разрушения под воздействием агрессивного навязывания чуждых спортивных традиций, формируя социальную апатию в отношении собственных традиций физической активности. Напротив, соблюдение максимально полной представленности этнокультурных традиций физической активности в формирующейся мировой спортивной культуре послужит сохранению и воспроизводству ментального здоровья этносов, национальных государств и цивилизационных ареалов планеты.

Диалектика истории состоит в том, чтобы, не возвращаясь назад, к спортивной и этнокультурной замкнутости, наполнять глобализацию многоцветным национально-культурным содержанием. Мир никогда уже не будет прежним, таким, как до глобализации, равно как и не будет глобализованным только по англосаксонскому образцу. Необходимо привести инфраструктуру и организацию международного спорта в соответствие демографическим, религиозным и этнокультурным трендам сегодняшнего и легко просматриваемого завтрашнего дня человечества.

Будущее за глобальным человечеством во всем богатстве его культурного и природного наследия. Будущее за автономией национальных видов спорта, этнокультурным многообразием во имя сохранения ментального здоровья народов Земли. Будущее за человеком, обретающим ментальное здоровье в развитии естественной телесности, сообразно канонам культурного наследия предков и собственным этическим и эстетическим представлениям социокультурной идентичности. Примером этого позитивного будущего служит инновационный опыт Республики Саха (Якутия) по сохранению природного и культурного наследия, направленный на воспроизводство традиционных видов физической активности. В республике принята государственная программа развития этноспорта, действует Республиканский центр национальных видов спорта им. В. Манчаары «Модун», на базе которого Ассоциация национальных видов спорта и игр Якутии Сахаада-спорт ежегодно проводит Игры Манчаары в рамках этнокультурных праздников Ысаах. Изучением и разработкой методологии занимается профессор Кочнев В. П., основавший первую в СССР кафедру национальных видов спорта в Якутском государственном университете (в настоящее время кафедра национальных видов спорта Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова).

Происходящие в мире процессы глобализации привели к необходимости рассмотрения культурного наследия в системе координат «локальное — глобальное», где локальные культурные ресурсы (в частности, национальные виды спорта) подвергаются постоянной угрозе полного или частичного разрушения в случае не включения в проекты глобального программирования. К таким проектам бесспорно можно отнести проводимые повсеместно мультиспортивные мероприятия: Олимпийские игры, различные Всемирные игры, региональные игры (Игры Британского Содружества, Средиземноморские игры, Азиатские игры) и пр. Сюда же можно отнести признание со стороны зонтичных международных спортивных организаций (МОК, Спорт-Аккорд, IWGA, IMSA, FILA и др.). В настоящее время наметилась мировая тенденция к признанию традиционных игр и национальных состязаний со стороны таких организаций.

Дальше всех в этом направлении пошла Международная любительская федерация борьбы (FILA), изменив даже название и организационную форму, она приняла в свое лоно пляжную борьбу, грапплинг, панкратион, борьбу на поясах и многочисленные национальные виды борьбы наряду с основным направлением деятельности по развитию олимпийских видов вольной, греко-римской борьбы и женской борьбы.

Сейчас FILA именуется Международной федерацией объединенных стилей борьбы и ежегодно проводит Всемирные игры борьбы: I и II прошли в 2006 и 2007 гг. в Анталии (Турция),; III состоялись в 2008 г. в столице Албании Тиране, IV — в 2009 г. в Шяуляе (Литва), V — в 2010 г. в Астане (Казахстан). Благодаря признанию FILA борьба татарча корэш включена в программу Универсиады 2013 г. в Казани. А признание якутской борьбы хапсагай позволяет, используя инфраструктуру FILA, провести сначала континентальные чемпионаты с учреждением соответствующих федераций, а затем и чемпионат мира с глобальной демонстрацией всех видов состязаний народа Республики Саха (Якутия), имеющей уникальный опыт государственной поддержки развития национальных видов спорта. Аналогичным путем пошли власти Казахстана, добившись признания FILA борьбы казах корес.

Между тем в Казахстане принят закон о национальных видах спорта и создана Ассоциация национальных видов спорта, культивирующая традиционные народные состязания: беркутчи (охота с помощью беркутов), аламан-байга аркан-тарту, ат-омырауластыру, аударыспак, джамбы ату, жорга-жарыс, кок-пар, кумис-алу, кунан-байга, кыз-куу, саис и другие конноспортивные игры, логическая игра тогызкумалак, национальные виды борьбы жекпе-жек и казах корес. Попечительский совет Ассоциации возглавляет с момента ее основания в 2004 г. президент страны Нурсултан Назарбаев.

Инновационный опыт FILA вдохновил другие международные федерации провести с 28 августа по 4 сентября 2010 г. в Пекине первые «Игры единоборств «Спорт-Аккорд» (SportAccord Combat Games), в которых были представлены состязания айкидо (IAF), бокса (AIBA), борьбы на поясах, грапплинга, женской борьбы, панкратиона, пляжной борьбы (FILA), джиу-джитсу (JJIF), дзюдо (IJF), каратэ (WKF), кендо (FIK), кикбоксинга (WAKO), муай тай (IFMA), самбо (FIAS), сумо (IFS), таэквондо (WTF) и ушу (IWUF).

Международная ассоциация «Спорт для всех» (TAFISA) проводит Всемирные игры «Спорт для всех» под патронатом МОК и ЮНЕСКО. Общепризнано, что эти игры внесли большой вклад в сохранение и открытие традиционных игр и национальных состязаний множества народов. Первые такие Игры состоялись в 1992 г. в Бонне (Германия), затем в 1996 г. в Бангкоке (Таиланд), в 2000 г. в Ганновере (Германия) и в 2008 г. в Пусане (Южная Корея). Следующие V Всемирные игры TAFISA «Спорт для всех» состоятся в 2012 г. в Шяуляе (Литва).

По сути, Всемирные игры «Спорт для всех» TAFISA — антитеза универсальным Олимпийским состязаниям МОК. И тем важнее в этом аспекте сотрудничество МОК и TAFISA, в рамках которого проводятся регулярные консультации и создана постоянная рабочая группа в комиссии МОК «Спорт для всех». Сразу несколько членов исполкома TAFISA входят в состав этой комиссии. Но взаимодействием с МОК TAFISA не ограничивается, являясь также членом Постоянного Консультативного Совета ЮНЕСКО по программе сохранения Всемирного культурного наследия.

Подход ТАФИСА в организации спортивных мероприятий предлагает новую систему ценностей для понимания роли спорта и различных форм физической активности. Это продиктовано новыми потребностями общества, неразрешенными проблемами в олимпийском движении.

Вызовы времени подталкивают мировое сообщество к модернизации олимпизма. Как когда-то античные игры греков послужили прообразом для современных Олимпийских игр, так и современные игры станут основой для следующего поколения Олимпийского игр. Будущее естественным образом вырастает из настоящего, и подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде; нового самого по себе, самодовлеющего явления не существует. Исторически приведение принципов организации физической активности в соответствии с представлениями и потребностями незападного большинства человечества неизбежно.

Цивилизационная типология

Типология этнокультурного многообразия спорта обусловлена цивилизационными аспектами развития этого социокультурного явления, в ней выделяются три основных ареала современных институциональных форм состязательности: Восток, Запад, Север.

Выявление типологии этнокультурного многообразия в эволюции спорта предполагает углубленный анализ механизмов институционализации форм физической активности, что позволяет рассмотреть процессы включения спорта в социокультурное пространство, проследить смену представлений об антропологическом идеале под воздействием философских теорий и доктрин. Среди доктрин, оказавших особое влияние на институционализацию и социальный статус современного спорта с преобладанием англо-саксонской модели, выделяются дарвинизм и социал-дарвинизм, а также ницшеанство с характерной для него интерпретацией спорта как инструмента индоктринации и «улучшения» человеческой природы (породы).

В институционализации современного спорта в цивилизационном измерении особо выделяется роль олимпизма, определившего целью развития любых видов физической активности включение в программу Олимпийских игр, поскольку статус олимпийского вида спорта гарантирует глобальное распространение вследствие законодательно оформленной поддержки правительств большинства стран.

Восток

Наиболее ярко роль спорта в формировании национальных культур и становлении цивилизационной идентичности проявилась в странах Индокитая. На Востоке спорт как социокультурный феномен в современном понимании этого явления впервые обрел именно такое значение еще в середине первого тысячелетия нашей эры, а главное — сохранил неизменным свое религиозно-этическое значение вплоть до наших дней.

Согласно легенде, в 464 г. индийским проповедником Бато, или Бхадра, в Поднебесной был основан монастырь Шаолинь, в котором спустя примерно полстолетия появился индийский странствующий монах Бодхидхарма (440-528, в китайской транскрипции Пути-дамо, японской Дарума, корейской Далма). Благодаря своему учению 28-й буддийский патриарх Бодхидхарма стал первым учителем новой школы буддизма — Чань (в японской транскрипции — Дзэн), при которой среди монахов стали практиковаться оздоровительная гимнастика тайцзичуань и боевые искусства кунг-фу и ушу.

Использование гимнастики йога — непременного атрибута медитации, ставшего в наши дни символом индской цивилизации, в легенде связывается с сидячим образом жизни отшельника Бодхидхармы, посвятившего себя поискам внутреннего нетленного «Я». Демонстрация йоги и проповеди учителя о гармоничном слиянии с природой, где животные демонстрировали совершенное использование своего тела к

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo