Содержание
Спорт для всех
Тамаш Доци Факультет физического воспитания и спортивных наук, Университет им. Семмелвейса, Будапешт
Само название движения «Спорт для всех» подразумевает активный отдых (восстановление сил), развитие спорта, программы с участием больших масс населения и культурно-оздоровительные мероприятия с целью организации досуга и улучшения здоровья всех социальных групп. В современном обществе изменилась социальная роль спорта, и физическая активность стала восприниматься как один из самых важных инструментов в популяризации здорового образа жизни. В соответствии с этим в 60-х гг. прошлого века на повестке дня в политике промышленно развитых стран появилась идея создания движения «Спорт для всех», а к концу 90-х гг. прошлого века это движение охватило уже более 100 стран на всех континентах. И хотя движение «Спорт для всех» к настоящему времени успешно распространилось по всему земному шару, между разными странами все еще наблюдаются значительные различия в области занятия спортом, что зависит от экономической ситуации в данной конкретной стране и от ее граждан, от восприятия спорта на индивидуальном уровне и уровне организаций, а также от направления развития государственной политики в области спорта. Начиная с 70-х гг. прошлого века было подписано множество международных политических документов, привлекающих внимание к потенциально важному вкладу спорта в процесс создания более интегрированных сообществ. С того времени движение «Спорт для всех» получило поддержку множества международных организаций, которые пропагандируют сотрудничество и налаживание связей между странами и организуют мероприятия, посвященные движению «Спорт для всех». Как указано в его названии, движение направлено на все социальные группы и на все поколения, однако существуют особые группы, а именно — малоимущие, женщины, пожилые люди, иммигранты и меньшинства, а также инвалиды (люди с ограниченными возможностями), вовлечение которых в занятие спортом требует более интенсивных усилий. Текущее состояние движения «Спорт для всех» сильно отличается в разных точках земного шара, и проблемы, с которыми оно сталкивается в разных странах, также весьма разнообразны. Тем не менее признание оздоровительного спорта в качестве инструмента в социальных проектах интеграции мировых сообществ указывает на то, что «Спорт для всех» можно расценивать в качестве ключевой области мировой политики в XXI в.
В обществах, предшествовавших современному, физические упражнения являлись неотъемлемой частью повседневной жизни, прежде всего благодаря самой природе сельскохозяйственных работ. В те времена фольклорные игры на различных народных праздниках давали возможность людям активно участвовать в них. Однако с появлением современных обществ эти традиционные общинные мероприятия перестали быть доступными городскому населению, и ко второй половине XIX в. появился современный спорт как одна из наиболее важных форм активного досуга, сначала исключительно для молодых джентльменов из высшего класса, а позже и для других социальных групп населения. С учреждением спортивных ассоциаций, организацией официальных соревнований и особенно с введением профессионализма в спорте более сильный акцент в том, что раньше являлось обычным общедоступным активным досугом, был сделан на соревнованиях и отборе спортсменов, в то время как массовому участию простого населения в физической культуре стало уделяться намного меньше внимания. В XX в. по мере все большего признания социальных функций спорта различными политическими режимами (например, в связи с военной подготовкой граждан, построением здоровой нации), в нескольких странах само государство стало контролировать спортивную деятельность, которая ранее контролировалась гражданскими организациями.
Идея «Спорт для всех» впервые стала использоваться Пьером де Кубертеном, основателем современного олимпийского движения, в 1919 г. Самим названием этой концепции он подразумевал необходимость превращения спорта в способ активного времяпрепровождения не только для привилегированной молодежи, но и для всех социальных групп, включая рабочий класс. Начиная со Второй мировой войны, и в большей мере с 60-х гг. прошлого века, эта идея стала превращаться в конкретное движение, которое сначала появилось в Северной и Западной Европе, а к концу 80-х гг. прошлого века распространилось более чем на 80 стран, расположенных на всех континентах.
Сегодня «Спорт для всех» представляет собой общую концепцию, подразумевающую активный отдых, развитие спорта, программы с участием больших масс населения и куль-турно-оздоровительные мероприятия с целью организации досуга и улучшения здоровья всех социальных групп — сторонников данного движения. Это относится к любому виду спорта, которым занимаются обычные люди без каких-либо серьезных профессиональных нагрузок, характерных для высокого спорта; поэтому отборочный характер спортивных соревнований, основанный на соперничестве, в данном случае является второстепенным фактором. «Спорт для всех» как понятие существует неизменно лишь в нескольких языках, типа английского, испанского (Deporte para Todos), немецкого (Sport fbr Alle) и русского языка (Спорт для всех), в то время как в других странах названия организаций движения «Спорт для всех» отражают использование других форм физической активности, например: спорт как вид досуга, или массовый спорт, и все же все эти формулировки в конечном итоге относятся к тому же самому феномену.
Историческая справка
Несмотря на то, что некоторые мероприятия и программы, основанные на идее движения «Спорт для всех», можно найти в странах Северной Европы уже в первой половине XX в., в большей степени данная идея стала развиваться в промышленно развитых европейских странах после Второй мировой войны. В Западной Европе, где спорт в той или иной мере все еще находился под опекой гражданских организаций, занятие населения физической культурой постепенно стало увеличиваться,
частично благодаря растущему количеству свободного времени у трудящихся, и, прежде всего, на добровольной основе. С другой стороны, в странах советского блока массовые спортивные движения (так называемые Спартакиады) организовывались и проводились под эгидой государства и правящей коммунистической партии, являясь средством политической мобилизации населения; в этих странах официальные статистические данные часто завышались.
В 60-х гг. прошлого века идея движения «Спорт для всех» постепенно вышла на повестку дня в политике Западной Европы из-за широкого спектра причин и обстоятельств. Стало очевидным, что в развитых странах, несмотря на революционные изобретения в области медицины и ряд технических усовершенствований, положительно влияющих на уровень жизни населения, «государство всеобщего благоденствия» может достигнуть своих целей по созданию здорового общества только путем популяризации здорового образа жизни, где спорт должен играть критически важную роль. Именно в это время спорт стал рассматриваться как общенациональная проблема под эгидой различных учреждений национального уровня, и данному вопросу была придана широкая огласка. С другой стороны, национальные и международные спортивные организации обратили свое внимание на элитный спорт, что вызвало появление новых национальных и международных организаций, связанных с движением «Спорт для всех». Первая кампания, основанная на идее движения «Спорт для всех», была запущена в Норвегии в 1968 г. (кампания «Физическая готовность»). Инновационность этой кампании состояла в том, что она базировалась на двухлетнем опыте изучения конкретных примеров, полученных по всей Европе, и включала в себя процесс планирования проекта, исследование рынка, вовлечение VIP-лиц, а также профессиональную рекламу. Норвежская модель стала примером для подражания для нескольких других стран, сначала в Европе, а позже и на всех других континентах.
После появления программы «Спорт для всех» в 70-х гг. прошлого века в повестках дня национальной политики многих государств ведущие страны этого движения, а именно, страны Скандинавии, Западной Европы и Северной Америки, стали инициировать процесс международного сотрудничества в данном направлении (более подробно это описывается в разделе, касающемся ТАФИСА) и прилагать систематические усилия по увеличению числа стран, вовлеченных в данное движение. Целью данного движения также стало присоединение стран «третьего мира» к проводимым консультациям, и Международный олимпийский комитет (МОК) предложил свою финансовую помощь и патронаж для реализации задуманного. В 1986 г. комиссия движения «Спорт для всех» МОК и Немецкая федерация спорта организовали во Франкфурте (Германия) первый Международный конгресс по «Спорту для всех» и назвали его «Основные принципы движения “Спорт для всех”». На конгрессе присутствовали участники из 28 промышленно развитых стран и 30 стран «третьего мира», они приняли Франкфуртскую резолюцию по движению «Спорт для всех». Два года спустя второй конгресс был проведен в Праге под названием «Солидарность в “Спорте для всех”».
К 90-м гг. прошлого века «Спорт для всех» стал глобальным движением, которое, прежде всего, базировалось на вкладе спорта в здоровый образ жизни, и по существу, в основном в решение проблем индивидуума. На Олимпийском конгрессе в 1988 г. был поднят вопрос: станут ли появившиеся неблагоприятные экономические условия в развивающихся странах основным препятствием на пути увеличения количества граждан, занимающихся спортом. На основе этого немецким ученым Юргеном Пальмом в конце 80-х гг. прошлого века было проведено сравнительное исследование, чтобы понять, есть ли различие в данном процессе между странами с высоким и низким ВВП. Результаты исследования показали, что существует зависимость между ВВП и занятием населения спортом, однако процент занимающихся спортом в странах с низкими экономическими показателями был всего лишь в 4,2 раза ниже, в то время как различие по ВВП на душу населения было по сравнению с этим приблизительно в три раза большим. Данная тенденция указывает на то, что страны с менее благоприятными экономическими условиями также могут повысить количество занимающихся спортом, несмотря на ограниченные бюджеты таких государств.
Однако необходимо отметить, что, хотя движение «Спорт для всех» появилось во многих странах мира, до сих пор существуют заметные различия в области занятия спортом в разных странах, которые, в дополнение к культурным факторам, действительно зависят от экономической ситуации в конкретной стране, а также от ее граждан. Причины этого кроются как в спросе, так и в предложении, связанным с движением «Спорт для всех». Более богатые страны имеют больший потенциал для возведения и развития спортивных сооружений, кроме этого они могут рассчитывать на помощь частного сектора экономики. Опять же, государственные программы и льготы, связанные со спортом, также с большей вероятностью будут представлены именно в этих странах. С точки зрения спроса на занятие спортом ожидается, что граждане могут внести вклад в свою физическую активность в терминах времени и денег. С другой стороны, страны с напряженным бюджетом имеют ограниченные возможности для запуска и поддержки программ движения «Спорт для всех», и поскольку спрос на них также предположительно может быть низким из-за потребности в более фундаментальных товарах и услугах, то рынок с меньшей вероятностью предоставит необходимые услуги в области физической культуры, особенно для групп населения с низким социальным статусом. В дополнение к вышеупомянутым фактам могут существовать определенные различия, касающиеся диапазона видов спорта, доступных в процветающих и менее богатых странах, в которых только дешевые виды спорта могут привлечь внимание населения и вызвать желание в них поучаствовать.
В настоящее время движение «Спорт для всех» может быть охарактеризовано двумя основными тенденциями, одна из них -возрождение традиционных видов спорта и игр, главным образом благодаря влиянию неправительственных организаций и учреждений. С каждым годом это все больше понимается как часть культурного наследия страны, а иногда даже конкретного региона. С другой стороны, глобализация спорта вызвала всемирное распространение самых популярных (обычно западных) видов спорта, и данный процесс отмечается теоретиками конфликта цивилизаций как спортивная колонизация или культурный империализм. Те, кто не соглашаются с этой идеей, утверждают, что данный процесс не является однонаправленным, и иллюстрируют свои аргументы все увеличивающейся популярностью дальневосточных спортивных и боевых искусств на Западе.
Теоретические основы
Теоретические основы движения «Спорт для всех» были наиболее полно заложены Юргеном Пальмом, который являлся также президентом ТАФИСА, самой большой в мире ассоциации движения «Спорт для всех». Согласно его взглядам, концепция «Спорт для всех» сама по себе подразумевает бесконечное развитие, поскольку предположение о том, что каждый индивидуум может иметь право и желание быть физически активным, является современной утопией. Выдвинутая данным ученым идея явным образом призывает к более гибкому определению спорта, подчеркивающему его чисто игровой характер, и исключает соперничество из набора ключевых критериев. На индивидуальном уровне существуют многочисленные препятствия социализации человека в неизвестный ему доселе вид деятельности, включая его неуверенность в своих собственных силах, способностях и в потенциальных результатах, конфликты между собственным текущим и желаемым образом жизни, уныние из-за неудач, риск травм и отсутствие мгновенного вознаграждения за успехи. Более того, решение отказаться от автономии организации своего собственного досуга и адаптация к правилам конкретного вида спорта и к товарищам по спортивной группе также могут представлять собой определенные трудности для конкретного человека.
Чисто на организационном уровне, хотя, возможно, и не во всех странах, спортивная система предназначена для улучшения результативности спортсменов и обеспечения условий для отбора самых лучших и самых талантливых. Чтобы справиться с этой дилеммой, Роланд Ренсон, бельгийский спортивный историк, предложил заменить традиционную иерархическую спортивную модель плюралистской моделью спорта, убеждая, что «Спорт для всех» находится не в «основании пирамиды» и не является единственным необходимым компонентом обеспечения социальной базы для высокого спорта. В связи с этим Пальм также подчеркнул, что вступление в спортивную систему должно быть открыто для новичков всех возрастов. Изучив историю движения «Спорт для всех» с 60-х по 90-е гг. прошлого века, Пальм сделал следующие выводы:
- «Спорту для всех» отведена определенная роль в цивилизационных изменениях;
- «Спорт для всех» взаимосвязан с экономикой и человеческой деятельностью;
- «Спорт для всех» выражается в определенных межкультурных процессах;
- «Спорт для всех» основан на устном и визуальном изменении понимания спорта как такового;
- «Спорт для всех» требует новых путей в спортивной социализации;
- «Спорт для всех» требует выравнивания требований к результативности.
Документы, касающиеся международной политики в области спорта
«Спорт для всех» был принят в качестве основной долгосрочной цели спортивной программы Совета Европы в 1966 г., и первый официальный документ, использующий данное понятие, был выпущен тем же самым учреждением. «Европейский Устав движения “Спорт для всех”» был подписан в 1975 г. европейскими министрами по делам спорта в Брюсселе. Официально он был принят 24 сентября 1976 г. С этой даты спортивная политика в Европе стала подкрепляться общественной программой, основанной на убеждении, что спортивные ценности могут внести свой вклад в достижение идеалов Совета Европы, а именно, в демократию и реализацию прав человека. Основными идеями Устава стали следующие:
- право заниматься спортом;
- соответствующая поддержка движения из общественных фондов;
- связи на местных, региональных и национальных уровнях с другими политическими институтами принятия решений и планирования, такими как образование, здоровье, социальное обслуживание, планирование развития городов и стран, охрана природы, искусство и сфера услуг в области проведения досуга;
- сотрудничество между органами государственной власти и волонтерскими организациями;
- страхование спорта и спортсменов от использования их в частных интересах и от насильственных и фальсифицирующих результаты практик, включая использование запрещенных допинг-препаратов;
- доступность спортивных сооружений и оборудования;
- принятие мер, включая законодательные, гарантирующих свободный доступ к при родным, в том числе водным, ресурсам в целях отдыха и восстановления сил;
- необходимость использования квалифицированного персонала на всех уровнях административного и технического менеджмента, руководства и тренерского состава.
Идея движения «Спорт для всех» появляется также и в «Международном уставе ЮНЕСКО по физическому воспитанию и спорту», принятому и опубликованному в 1978 г. Согласно этому документу, одним из существенных условий реального выражения прав человека является то, что каждый индивидуум должен иметь возможность улучшать и поддерживать в нормальном состоянии свои физические, интеллектуальные и моральные ресурсы, и, как следствие, для всех людей должен гарантироваться доступ к физическому воспитанию и спорту. Также подчеркивается, что физическое воспитание и спорт должны вносить больший вклад в популяризацию фундаментальных человеческих ценностей, лежащих в основе полноценного развития людей, и что конкретные обязанности и обязательства возлагаются на все страны для сглаживания диспропорций, которые до сих пор продолжают существовать между ними в области свободного и универсального доступа людей к физическому воспитанию и спорту. Основными идеями документа, относящегося к движению «Спорт для всех», стали следующие:
- практическая деятельность в области физического воспитания и спорта является фундаментальным правом каждого человека;
- физическое воспитание и спорт являются существенно важными элементами совершенствования индивидуума в рамках общей системы образования на протяжении всей его жизни;
- физическое воспитание и спортивные программы должны отвечать потребностям конкретного индивидуума и нуждам социума;
- обучение, тренировки и административное управление в области физической культуры и спорта должны осуществляться квалифицированным персоналом;
- адекватные спортивные сооружения и оборудование существенно необходимы для нормального физического воспитания и занятия спортом;
- исследования и экспертизы являются обязательными компонентами развития в сфере физического воспитания и спорта;
- защите этических и моральных ценностей в области физического воспитания и спорта должно уделяться постоянное внимание со стороны всех заинтересованных лиц;
- информация и документация помогают пропагандировать физическое воспитание и спорт;
- средства массовой информации должны положительным образом влиять на физическое воспитание и спорт;
- национальные институты играют главную роль в физическом воспитании и спорте;
- международное сотрудничество является обязательным требованием универсального и качественно-сбалансированного продвижения в массы идей физического воспитания и спорта.
В 1992 г. Советом Европы был выпущен более всесторонний документ о спорте, озаглавленный «Европейский спортивный устав», он также включил в себя основные идеи, касающиеся Европейского устава движения «Спорт для всех». Цель устава состояла в том, чтобы позволить каждому человеку заниматься спортом, а также в том, чтобы защищать и развивать моральные и этические основы спорта и человеческого достоинства и обеспечивать безопасность людей, вовлеченных в спорт. Устав определяет понятие спорт как «все формы физической активности человека, которые посредством случайного или организованного участия в них людей направлены на выражение или улучшение физического состояния человека и его умственного благоденствия, формируя тем самым определенные социальные взаимоотношения или приводя к конкретным результатам на соревнованиях всех уровней». В данном документе заявлено, что роль органов государственной власти является дополняющей к действию неправительственных спортивных организаций. Другая важная цель его состоит в том, чтобы поощрять развитие добровольных концепций и движений в спорте, в частности, посредством поддержки работы добровольных спортивных организаций. Устав также делает следующие важные замечания:
- необходимо запретить дискриминацию людей при их входе на спортивные сооружения или при посещении ими спортивных мероприятий;
- общие вопросы планирования спортивных сооружений должны решаться органами государственной власти;
- владельцы спортивных сооружений должны создавать все необходимые условия для того, чтобы люди с ограниченными возможностями (инвалиды) могли посещать подобные сооружения;
- соответствующие шаги должны быть предприняты в направлении улучшения физической подготовки индивидуумов и приобретения ими основных спортивных навыков, а также в области поощрения занятий спортом молодыми людьми;
- занятие спортом должно пропагандироваться во всех слоях населения посредством предоставления им соответствующих спортивных сооружений, оборудования и разнообразных программ, а также квалифицированных инструкторов;
- создание возможности заниматься спортом в местах работы людей должно расцениваться как неотъемлемая часть сбалансированной спортивной политики;
- координация развития и популяризации спорта как между различными государственными органами и службами, заинтересованными вопросами спорта, так и между общественными и добровольными (волонтерскими) организациями должна совершенствоваться с учетом других институтов принятия политических решений и планирования, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, органы городского и государственного планирования, защиты окружающей среды, культуры и искусства, а также организаций, оказывающих услуги в области проведения досуга. При этом необходимо учитывать, что спорт является неотъемлемой частью социокультурного развития общества.
В 1999 г. 250 представителей различных правительств (включая пять министров), неправительственных организаций, межправительственных организаций, университетов, школ и исследовательских центров посетили Всемирный саммит по физической культуре, ориентированный на конкретные практические действия. Участники, представляющие более чем 80 наций со всего мира, приняли Берлинскую повестку дня, направленную на практические результаты, что подтвердило важность физической подготовки в процессе воспитания и развития человека и в процессе его образования на протяжении всей жизни. И хотя данный документ касается физической активности детей и подростков, он тесно связан с идеей движения «Спорт для всех», поскольку признает, что качественное физическое воспитание является самым эффективным и содержательным средством привития детям конкретных навыков, взаимоотношений, ценностей, знаний, и что оно в конечном итоге приводит к пониманию важности занятия физической культурой и спортом на протяжении всей человеческой жизни.
Хотя спорт как таковой и движение «Спорт для всех» были важными темами в ходе работы Совета Европы, Европейский Союз всегда уделял относительно малое внимание спорту, во многом благодаря тому факту, что тот рассматривался как независимая и автономная социальная подсистема. Впервые важность спорта в формировании Европейского Союза стала обсуждаться и подчеркиваться детальным образом на высшем политическом уровне в Ницце (Франция) в 2000 г. И хотя спорт не был включен в Соглашение, подписанное в Ницце, в результате появилась отдельная принятая декларация, касающаяся определенных характеристик спорта и его социальных функций в Европе, с пониманием того, что вопросами спорта должны заниматься автономные организации. В самой Декларации спорт признается как вид человеческой деятельности, опирающийся на фундаментальные социальные, образовательные и культурные ценности. Он расценивается как фактор, способствующий интеграции, вовлечению отдельных людей в социальную жизнь, приучающий к толерантности, пониманию и принятию культурных различий и игре по правилам. Поэтому развитие доступа к спортивным ресурсам, характерное для движения «Спорт для всех», было востребовано, особенно среди людей с ограниченными физическими возможностями. В дополнение к этому «Спорт для всех» также был признан Декларацией важной областью деятельности для волонтерских организаций.
В 2007 г. европейская Комиссия выпустила так называемую Белую книгу спорта, которая подчеркивает социальную и экономическую роль спорта и его вклад в дело увеличения гражданской активности. Согласно документу, спорт является ареной человеческой деятельности, весьма интересующей граждан Европейского Союза и имеющей огромный потенциал для примирения, обращения ко всем гражданам, независимо от их возраста или социального происхождения. Кроме того, что спорт как таковой улучшает здоровье европейских граждан, он также рассматривается как некое пространство, имеющее образовательное измерение и играющее определенную социальную, культурную и оздоровительную роль.
Международные организации, пропагандирующие движение «спорт для всех»
Международная ассоциация «Спорт для всех» (ТАФИСА)
ТАФИСА возникла в 60-х гг. прошлого века как полурегулярное собрание отдельных лиц и лидеров из разных стран, одержимых идеей и работающих в рамках движения «Спорт для всех» под лозунгом «Физическая готовность и выносливость». В то время «Спорт для всех» был малоизвестной концепцией, и на первой конференции, проведенной в Осло (Норвегия) в 1969 г., присутствовало всего лишь восемь стран-участниц. Цель конференции заключалась в том, чтобы обсудить стратегию на будущее, и после этой подобные конференции проводились каждые два года, но уже в другом государстве. В Арнхей-ме (Нидерланды, 1971 г.) центральной темой стала реклама, во Франкфурте (Федеративная Республика Германия, 1973 г.) обсуждались новые национальные события. В Вашингтоне, округ Колумбия (США, 1975 г.) основным вопросом стало взаимодействие общества и движения «Спорт для всех», а в Париже (Франция, 1977 г.) рассматривались пути возможного сотрудничества. Встреча 1979 г. в Лиссабоне (Португалия) была сфокусирована на различных играх, тогда как следующая, проходившая в Мюэренне (Швейцария), была посвящена дням отдыха применительно к движению «Спорт для всех». Конференция 1983 г. в Стокгольме (Швеция) имела дело с видами спорта на открытом воздухе, а в 1985 г. встреча на острове Мэн (Великобритания) была посвящена обсуждению понятия «качество жизни» применительно к спорту. В 1987 г. в Осло (Норвегия) участники конференции искали решения проблемы «как сделать физически неактивного человека активным», а в 1989 г. в Торонто (Канада) были затронуты проблемы качества в движении «Спорт для всех».
К 1989 г. число стран-участниц движения выросло до 50, и к тому времени подобные конференции превратились в неофициальную среду регулирования движения «Спорт для всех», создавая арену для обмена идеями национальных экспертов, и все же все эти мероприятия проводились при отсутствии какого-либо общего официального института.
В 1991 г. на конференции в Бордо (Франция) была официально создана ТАФИСА (Международная ассоциация «Спорт для всех» под лозунгом «Готовность и выносливость»), и ее статус был официально зарегистрирован судом Франкфурта (Германия). В том же самом году была основана ASFAA (Ассоциация «Спорт для всех» Азии и Океании) как организация популяризации движения «Спорт для всех» в Азии и Океании, а в 1993 г. конференция была проведена в Чибу (Япония). В 1997 г. на конгрессе в Пинанге (Малайзия) было принято предложение проанализировать опыт и тенденции развития движения «Спорт для всех» по всему земному шару, чтобы получить сопоставимые и научно обоснованные результаты исследований, проведенных во всех странах мира. В результате этого исследования в 2002 г. была опубликована книга с названием «Мировой опыт и тенденции развития движения “Спорт для всех”», она до сих пор рассматривается как одна из самых важных научных публикаций в данной области.
В 2005 г. с открытием своего офиса во Франкфурте (Германия) ТАФИСА стала профессиональной ассоциацией. Европейский Комитет ТАФИСА был сформирован в ноябре 2005 г. с целью координации европе
Видео по теме
«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.