Понятие, сущность, значение и правовая природа спорта

Понятие, сущность, значение и правовая природа спорта. Место профессионального спорта в современном спортивном движении

К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую (и совершенно справедливо) называют социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры.

Несмотря на то что спорт популярен и широко распространен, единого и общепризнанного на международном уровне его определения пока не сформулировано. В подтверждение этого приведем трактовки термина «спорт» в зарубежной энциклопедической литературе.

Всемирный энциклопедический словарь: «Спорт — игровое состязание или другое приятное времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и определенной физической тренировки».

Английская энциклопедия: «Спорт — универсальная форма рекреации, одно из важных средств самоутверждения».

Французская энциклопедия Вебера: «Спорт — деятельность в свободное время, цель которой — физическое совершенство, участие в состязаниях и подготовка к ним в соответствии с определенными правилами и установками, а также возможность в дальнейшем стать спортсменом-профессионалом».

Немецкий лексикон: «Спорт — совокупность взглядов, мероприятий, средств и деятельности, направленной на достижение высоких результатов в соревнованиях на основе психофизической тренировки, на физическое образование и активный отдых людей в свободное время».

Спортивная хартия Европы (Родос, 14—15 мая 1992 г.) определяет спорт как «все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней».

В России термин «спорт» известен с 1893 г., когда его определение появилось в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, откуда возникают различные толкования термина «спорт».

Основными функциями современного спорта, в частности, являются оздоровительная, соревновательная, воспитательная, образовательная, развлекательная, зрелищная, рекламная, политическая, функция социального объединения и контроля, функция пропаганды и закрепления основных ценностей общества, военная, экономическая, трудовая, научная, функция укрепления национального престижа, а также коммуникативная функция. Иными словами, роль спорта в жизни современного общества сводится к выполнению следующих основных функциональных задач:

  • способствовать поддержанию и укреплению здоровья населения, рассматривая занятия спортом прежде всего как профилактическое средство от заболеваний и вредных привычек (наркомания, алкоголизм, табакокурение и др.);
  • развивать и демонстрировать высшие физические и психические способности и возможности человека;
  • приобщать молодое поколение к современной жизни, предоставлять социально ориентированную программу для молодежи, помогать физическому развитию подрастающего поколения в процессе учебы в школах и высших учебных заведениях;
  • заполнять свободное время населения как с позиции активных занятий спортом, так и с развлекательно-зрелищной точки зрения;
  • способствовать коммерческой рекламе товаров и услуг;
  • оказывать стабилизирующее влияние на общество, отвлекать население от реальных жизненных проблем, служить средством эмоциональной разрядки;
  • содействовать объединению нации, социализации общества, выполняя функцию социального контроля за общественным поведением и правопорядком;
  • воспитывать население в духе господствующей в обществе идеологии;
  • способствовать защите отечества, укреплению обороноспособности страны;
  • способствовать повышению производительности труда, снижению травматизма и заболеваемости на производстве или в учреждениях;
  • обеспечивать рабочими местами людей, причастных к спорту (тренеров, психологов, врачей, массажистов, менеджеров, судей);
  • выявлять пределы возможностей и границ человеческого организма в соревновательной обстановке;
  • способствовать укреплению имиджа государства и национального престижа путем успешного выступления спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, континентов и других международных соревнованиях;
  • улучшать международные отношения, укреплять дружбу и сотрудничество между народами и контакты между людьми и др.

Но каждой стране присуща своя национальная система спортивного движения, организационная структура которой зависит от тех функций, которые спорт выполняет в конкретном обществе и в зависимости от которых государство вовлекается в его развитие. Поэтому каждая страна выдвигает на первый план те функции, которые на данном этапе больше отвечают ее целям и задачам. К примеру, в Советском Союзе это были функции национального престижа и доказательства превосходства социалистического строя, укрепления обороноспособности страны и повышения производительности труда.

Во второй половине XX в. ученые многих стран занимались исследованиями роли спорта в современном обществе, которые представляют несомненный интерес прежде всего потому, что спорт оказался широким полем для проверки различных философских, социологических, политических и идеологических концепций. Длившееся более 70 лет противостояние двух мировых систем и «холодная война» сделали спорт заложником политической и идеологической борьбы. Яркий пример вмешательства политики в спорт — бойкот многими странами Олимпиад 1980 и 1984 гг. Эта проблема международного спорта к концу 1980-х годов была преодолена и разрешена (во всяком случае, с тех пор она заметно не проявлялась).

В конце 1980-х годов оценка роли, места и значения спорта в современном мире кардинально изменилась. Меньше стали говорить о его воздействии на общество и личность, определяя значимость спорта прежде всего его развлекательной функцией и коммерческими возможностями, меркантильными соображениями.

Несмотря на это, на сегодняшний день в мире все-таки доминирует система взглядов, отражающая положительное воздействие спорта на личность и общество. Распространенное в прошлом мнение, что спорт формирует характер и способствует раскрытию личности собственного «Я», дает выход агрессивной энергии человека, служит основой единства и солидарности в коллективе, помогает установлению дружеских отношений между спортсменами, народами и странами и т.д., подтверждается прогрессивными учеными, политическими и государственными деятелями разных стран мира.

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей. Это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека. В спортивной деятельности присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт живет по определенным правилам и нормам. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся для него физической и духовной необходимостью.

В современном обществе спорт является одной из важных культурных ценностей, влияющих на развитие личности, ее здоровье и качество жизни. Для человека, с детства воспитанного в спорте, этот вид деятельности становится элементом культуры, сформированным в процессе образования и воспитания. Эта аксиома имеет универсальную ценность. Прежде всего она относится к каждому как личное достояние. Одновременно она имеет и более широкое понятие — как общее добро — в понимании семьи, трудового коллектива, общественности и, наконец, государства.

Авторы многих исследований, особенно в США, доказывают, что спорт воспитывает почтение к власти, законопослушание, политический консерватизм взглядов, способствует стиранию классовых и расовых различий, внушает идею равных возможностей и т.д.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее также — Федеральный закон о спорте) спорт — это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним; физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

От физической культуры спорт отличается в основном тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.

К началу XX в. спортивное движение глубоко дифференцировалось и выступает в форме нескольких направлений, разделов и подразделов. Статья 2 Федерального закона о спорте укрупненно дифференцирует современный спорт на три большие группы:

1) массовый спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях’,

2) спорт высших достижений — часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;

3) профессиональный спорт — часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

Именно многогранность современного спорта заставила ввести дополнительную дифференциацию и классификацию спорта, раскрывающую сущность и отличия его отдельных направлений. Каждый тип спорта определяется особенностями целевых установок и критериев оценки эффективности, ведущими функциями, особенностями контингента занимающихся, спецификой материального обеспечения, особенностями значения для занимающихся и т.д.

Массовый спорт (спорт «для всех») как составная часть спорта, направленная на физическое воспитание и развитие граждан путем проведения физкультурных и массовых спортивных мероприятий и подготовки к ним, основанных на использовании физических упражнений, дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Соответственно цель занятий различными видами массового спорта — улучшить физическое развитие, укрепить здоровье и активно отдохнуть. В массовом спорте или широком спортивном движении соревнование и высокий спортивный результат занимают значительное место, но в большей степени они рассматриваются как средство физкультурного воспитания. Это связано с решением ряда частных задач: скорректировать физическое развитие и телосложение; повысить функциональные возможности отдельных систем организма; повысить общую и профессиональную работоспособность; овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками; достичь физического совершенства; приятно и полезно провести досуг.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются в русле спортивной направленности регулярных занятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Сегодня в организационном и практическом плане развития спорта для всех мы отстаем от таких стран, как Китай, Канада, США, Норвегия, ФРГ, Финляндия, Швеция, и некоторых других. Доказательством тому служат не только данные о числе занимающихся, количестве спортивных клубов и сооружений, расходах на спортивно-оздоровительные услуги на душу населения, но и то внимание, которое оказывается правительствами и местными органами власти этих стран столь важному для: нации вопросу.

Спорт высших достижений (большой спорт) представляет, собой составную часть спорта, направленную на достижение спортсменами высокого класса максимально возможных спортивных результатов в целях побед на внутригосударственных и международных соревнованиях, установления спортивных рекордов.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений Щ пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования природных способностей каждого человека в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно воплотиться в конкретном спортивном результате.

Профессиональный спорт представляет собой в определенной мере самостоятельное направление современного спорта, обладающее особой зрелищностью, отрасль развлекательного бизнеса, направленную главным образом на обеспечение досуга населения путем производства и предоставления зрелищных платных спортивных услуг. Профессиональный коммерческий спорт функционирует й развивается не только по законам спорта, но и «по закономерностям своего рода бизнеса, организуемого на спортивном материале». Главная цель субъектов профессионального спорта (владельцев команд, функционеров, администраторов, менеджеров, тренеров, спортсменов) — получение прибыли от продажи спортивного зрелища и дополнительных услуг.

В отличие от спорта высоких достижений в профессиональном спорте наряду со спортивным результатом ценится прежде всегб коммерческий успех, зависящий от отношения зрителей. И именно на оптимальные с точки зрения получения прибыли организацию и проведение соревнований в профессиональном спорте Америки, особенно в игровых видах спорта, всегда обращали внимание спортивные руководители, тренеры и спортсмены других стран мира.

Известный теоретик в сфере спортивной науки Н.И. Пономарев характеризует профессиональный спорт как феномен субкультуры, которая понимается как культура социальной общности, обладающей специфическими особенностями. По мнению профессоров В.И. Жолдака и В.А Квартальнова, профессиональный спорт имеет особенности, главная из которых в том, что результат деятельности спортсмена выступает товаром на рынке зрелищ. Субъекты профессионального спорта находятся в условиях, когда на первое место ставится задача устойчиво демонстрировать зрелищно эффективные действия, а тренировочный процесс подчиняется решению этой задачи.

Американский социолог Р. Кан, давая характеристику профессиональному спорту, писал, что он по своей природе имеет слишком много спортивного, чтобы считаться бизнесом, и слишком много бизнеса, чтобы оставаться спортом. И если в 1950—1970-е годы многие американские социологи спорта (Дж. Коакли, Дж. Сейдж,С. Эйтцен, Г. Эдвардс и др.) разделяли эту точку зрения, то в конце 1980-х — начале 1990-х годов превалировало мнение, что профессиональный спорт перестал быть спортом и превратился в разновидность развлекательной индустрии со своей спецификой.

Таким образом, профессиональный спорт имеет прежде всего развлекательно-зрелищную направленность. Благодаря своей зрелищности профессиональный спорт, помимо прочего, способен привлечь к активным занятиям спортом широкие массы молодежи. Успех формирования у юношей и девушек, детей и подростков положительного отношения к определенным видам занятий спортом во многом зависит именно от наглядности примера участия в профессиональном спорте их сверстников. Еще Пьер де Кубертен отметил в свое время, что 10 человек должны быть способны демонстрировать спортивные достижения, чтобы 100 человек пожелали заниматься спортом.

Это особенно актуально для нашей страны сейчас, когда экономическая нестабильность, снижение жизненного уровня населений, недоступность качественного медицинского обслуживания, ослабление функций образования и культуры привели к значительному ухудшению здоровья прежде всего молодого поколения и возможности его жизнеобеспечения.

Именно благодаря своей зрелищности профессиональный спорт способен привлечь к активным занятиям спортом широкие массы молодежи. Успех формирования у молодых юношей и девушек, детей и подростков положительного отношения к определенным видам занятий физической культурой и спортом во многом зависит именно от наглядности примера участия в спорте высших достижений их сверстников.

Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта. Она может состоять из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключающих в установленном порядке трудовые договоры с соответствующими физкультурноспортивными организациями.

Деятельность российских спортсменов-профессионалов регулируется законодательством Российской Федерации, нормами, разработанными и утвержденными физкультурно-спортивными организациями работодателями, а. также соответствующими профессиональными спортивными лигами, ассоциациями, союзами.

Легальное определение понятия «спортсмен-профессионал» было закреплено в утратившем силу Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 2 названного Федерального закона спортсмен-профессионал — это спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

В отличие от Федерального закона № 80-ФЗ нынешний Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не определяет понятие спортсмена-профессионала, закрепляет легальные определения понятий «спортсмен» и «спортсмен высокого класса». Так, в соответствии со ст. 2 действующего Федерального закона о спорте:

спортсмен — физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях;

спортсмен высокого класса — спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов.

Общие права и обязанности спортсменов определяются ст. 24 Федерального закона о спорте. В соответствии с этой статьей спортсмены имеют право на:

  • выбор видов спорта;
  • участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях;
  • включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения установленного ст. 36 Федерального закона о спорте порядка формирования спортивных сборных команд Российской Федерации;
  • получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации;
  • заключение трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством. Статьей 348.2 Трудового кодекса Российской Федерации определены особенности заключения трудовых договоров со спортсменами;
  • содействие общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях;
  • осуществление иных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Спортсмены обязаны:

  • соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурных и спортивных мероприятиях, тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта;
  • предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля;
  • соблюдать этические нормы в области спорта;
  • соблюдать положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, в которых они принимают участие, и требования организаторов таких мероприятий и соревнований;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья;
  • исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом приведенного выше легального определения профессионального спорта, закрепленного в ст. 2 Федерального закона о спорте, А. С. Леонов подразделяет профессиональных спортсменов на две основные группы:

1) тех, кто получает за участие в спортивных соревнованиях и подготовку к ним заработную плату и в некоторых случаях вознаграждение от организаторов этих соревнований (профессиональные спортсмены, состоящие в трудовых отношениях, что характерно главным образом для командных видов спорта — футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и др.);

2) тех, кто за участие в спортивных соревнованиях и подготовку к ним получает только вознаграждение от организаторов этих соревнований (профессиональные спортсмены, не состоящие в трудовых отношениях, деятельность которых основывается, как правило, на гражданско-правовых отношениях как с организаторами соревнований, так и другими субъектами спортивного движения, что характерно главным образом для индивидуальных видов спорта — бильярда, гольфа, тенниса и др.).

Обе группы, как отмечает А.С. Леонов, объединяет признак возмездности занятий спортом, получения от этого материальной выгоды.

Нельзя далее не отметить, что проблемы взаимоотношений массового спорта, профессионального спорта и спорта высших достижений давно приковывают к себе внимание специалистов. Безусловно, достойны всяческого поощрения все виды спортивной деятельности, являющиеся для многих талантливых людей единственной возможностью и потребностью профессионально трудиться, максимально реализуя при этом свои природные данные и способности.

С учетом сказанного выше главное различие между спортом высших достижений и профессиональным спортом состоит в следующем. Существующая в спорте высших достижений система соревнований направлена прежде всего не на удовлетворение интереса зрителей, а на выполнение совершенно другой задачи -отбор и подготовку спортсменов к участию в официальных всероссийских и международных соревнованиях и достижение наивысших индивидуальных и командных спортивных результатов. Основным фактором, предопределяющим построение системы проведения соревнований в профессиональном спорте, являются не медали, выигранные на официальных всероссийских соревнованиях, чемпионатах мира и континентов, Олимпийских играх, а зритель как потребитель спортивных услуг — зрелища.

Очевидно, что массовый спорт (спорт для всех, народный, общедоступный), спорт высших достижений и профессиональный спорт — в определенной мере самостоятельные явления и области знания, которые на современном этапе развития носят довольно обособленный характер. Это относится не только к целевым установкам, мотивации спортсменов, но и к управлению, правовому, ресурсному обеспечению. Существенные различия наблюдаются также и на уровне собственно соревновательной деятельности. Речь идет о системе отбора спортсменов, построении системы подготовки, планировании и проведении соревнований. И хотя существуют эти и другие расхождения между направлениями современного спорта, это не исключает их частичного совпадения и тесного взаимодействия.

Как уже отмечалось ранее, Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 384-Ф3 внес в Федеральный закон о спорте понятия «студенческий спорт» и «школьный спорт»:

  • студенческий спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях;
  • школьный спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

В рамках подобной классификации спорт можно также дифференцировать на армейско-служебный, сельский, а также детско-юношеский, спорт пенсионеров, спорт инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

В спорте принято выделять две составные части: спортивнопедагогический процесс (подготовка спортсмена, спортивная тренировка и т.д.) и спортивные соревнования. Спортивно-педагогический процесс направлен на формирование спортивного мастерства, спортивные соревнования — на выявление победителя.

Существует представление о системе видов спорта. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона о спорте вид спорта — это часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями Федерального закона о спорте обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном Федеральным законом о спорте порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование. Часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов программ спортивных соревнований, именуется в п. 15 ст. 2 Федерального закона о спорте спортивной дисциплиной.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона о спорте отдельно закреплено понятие «военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта», под которыми понимаются виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Статьей 31 Федерального закона о спорте регулируется спорт инвалидов (адаптивный спорт). В соответствии с названной статьей спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Минспорт России, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органы местного Самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему спорта посредством физкультурно-спортивных организаций. Указанные органы власти, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» п. 1.2 ст. 2 Федерального закона о спорте введено понятие «базовые виды спорта», под которыми понимаются виды спорта, включенные в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, а также иные виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений, представительства спортсменов от субъектов Российской Федерации в составах спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и участия данных команд во всероссийских и в международных официальных спортивных мероприятиях. Согласно положениям названного пункта перечень базовых видов спорта утверждается Минспортом России в установленном им по согласованию с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России порядке.

В настоящее время в нашей стране официально зарегистрировано более 150 видов спорта. В соответствии со ст. 21 Федерального закона о спорте признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта. Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения утверждены приказом Минспорттуризма России от 2 февраля 2009 г. № 20

Видео по теме

«Спортивное право».
Редактор: С.В. Алексеев Изд.: Юнити-Дана, 2014

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo