Содержание
Роль спорта в реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира
Поскольку данная проблема является крайне сложной и дискуссионной, при ее решении важно не допускать методологических ошибок, опираясь на общепризнанные принципы логики и методологии научного исследования.
Методологические ошибки
К числу основных методологических ошибок, допускаемых при обсуждении вопроса о социальном значении и социальных функциях спорта, в том числе его роли в реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира, относятся:
- односторонний подход к решению проблемы, когда абсолютизируют отдельные аспекты такого крайне сложного и противоречивого социально-культурного феномена, каким является спорт: из всего многообразия фактов и событий его реальной истории выхватывают лишь те, которые свидетельствуют о позитивной роли спорта или, наоборот, акцент делают на негативных, дисфункциональных явлениях в сфере спорта, связанных с насилием, агрессивностью, межнациональными конфликтами и т.п.; не принимается во внимание и многообразие самого спорта, наличие таких его разновидностей, которые обычно называют «спортом высших достижений» и «спортом для всех», а также другие его формы и модели;
- положение о том, что социальные функции, роль и значение спорта предопределены его извечной, независимой от каких-либо обстоятельств и условий «природой»;
- подход, при котором не различают потенциальные возможности спорта и то, насколько эти возможности практически реализуются, т.е. его реальную значимость;
- эклектический подход к оценке социальной роли и значения спорта: констатируются, с одной стороны — его позитивная (в гуманистическом плане) роль для личности и социальных отношений, а с другой стороны — связанные с ним антигуманные явления и ограничиваются этой констатацией без дальнейшего анализа, не пытаясь объяснить, почему он может играть и действительно играет столь противоположную роль;
- подмена предмета дискуссии: вместо обсуждения вопросов о том, какое реальное воздействие спортивные соревнования, в том числе в рамках олимпийского движения, оказывают на личность, на социальные отношения, ведутся рассуждения о том, какое их влияние желательно с гуманистической точки зрения, т.е. допускают смешение фактического (реального) и нормативного (желаемого) положения дел в сфере спорта и олимпийского движения.
Методологические принципы
При определении роли спорта в реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира важно соблюдать следующие методологические принципы:
- учитывать не отдельные факты, касающиеся роли и значения спорта, а все многообразие этих фактов, а также принимать во внимание особенности спорта высших достижений («большого», «рекордного» спорта) и «спорта для всех», других форм, разновидностей, моделей спорта;
- различать потенциал спорта (заключенные в нем возможности как позитивного, так и негативного воздействия на личность и социальные отношения) и то, насколько этот потенциал практически реализуется, т.е. реальное социальное значение спорта, его реальные социокультурные функции;
- учитывать, что в зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условии, под воздействием различных факторов меняется содержание, характер, направленность, значимость спорта, на первый план выходят его культурные гуманистические ценности или преобладающими становятся антигуманные явления, противоречащие этим ценностям;
- не только фиксировать тот или иной характер и степень влияния спорта на личность и социальные отношения, но и пытаться объяснить это на основе факторного анализа;
- не выдавать желаемое за реальное, не смешивать те связанные со спортом ценности, которые вовлеченными в него отдельными лицами (функционерами, спортсменами, тренерами, политиками и т.д.) лишь провозглашаются (декларируются), т.е. декларативные ценности, и ценности, на которые они действительно ориентируются в своем поведении.
На основе указанных методологических принципов и учитывая конкретный фактический материал истории спорта, можно дать целостную и объективную оценку функций спорта с точки зрения его влияния на реализацию ценностей устойчивого развития и культуры мира.
Позитивные функции спорта
Отмеченные выше особенности спорта определяют его огромные возможности, а также реальное значение в плане содействия формированию и реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира.
Интегративная функция
В системе социальных (международных, межгосударственных, межгрупповых и т.п.) отношений спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время интегративную функцию.
Способность спорта выполнять интегративную функцию в социальных отношениях прежде всего означает, что спортивные соревнования и контакты могут содействовать и действительно содействуют формированию таких общих убеждений, взглядов и образцов поведения, которые вызывают чувство взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров.
Функция содействия социальной интеграции связана прежде всего с особенностями спортивного соревнования как соперничества в искусственно созданных, условных, гуманных ситуациях. Такой характер этого соревнования определяет эмоциональность, удовольствие, непринужденный характер действий, свободное самораскрытие тех, кто принимает в нем участие. А все это, в свою очередь, содействует их сближению, даже если они жители стран, имеющих различное государственное устройство, общественный строй и т.д.
Важное значение имеет и то обстоятельство, что случайный и непрочный круг участников, характерный для подвижных игр и развлечений, в спорте заменяется стабильным коллективом со строго определенной, формализованной структурой, поскольку спортивные соревнования носят долговременный характер. Участие в совместных тренировках и соревнованиях при определенных обстоятельствах порождает у самых разных людей сильное чувство общности, дружбы, товарищества, сотрудничества и принадлежности к коллективу. Это может быть эффективным фактором сокращения «социальной дистанции» между людьми, их изоляции друг от друга, поскольку способствует дружеским отношениям и тем самым — развитию чувства общности.
Интеграции людей содействуют и спортивные зрелища. Это можно проиллюстрировать на примере футбола. Если современный театр и в еще большей степени кино направлены на изоляцию каждого зрителя, атмосфера футбольного матча создает условия для того, что американцы называют «посмотреть представление за компанию». Интенсивность эмоций здесь растет пропорционально числу зрителей. Воздействие спортивной игры на зрителей принципиально отличается от театра и кино атмосферой коллективизма. Оно формирует «стремление пережить что-либо сообща» (своим «Dabeisein», «присутствием», как писал X. Г. Гадамер). Драматическое действие футбольного зрелища оказывает такое психологическое влияние на зрителей, что превращает их в коллектив, объединенный общим переживанием. На основе этого многие члены этого коллектива начинают ощущать «родство» между собой и более того -как бы принадлежность к первому в истории действительно «бесклассовому обществу». Как отмечает Ф. Штемме, на ежегодном финале кубка футбольной ассоциации в Лондоне публика состоит только из двух групп, и принадлежность зрителя к каждой из них легко установить по эмблеме клуба, которой украшена его одежда, и по месту, которое он занимает на трибунах; болельщики одной команды сидят на одном конце стадиона, другой на другом. Футбольных болельщиков, будь то рабочие, чиновники, предприниматели, министры, президенты, политики, ремесленники, крестьяне, представительницы прекрасного пола и т.д., не разделяют никакие ограничения или условности. Это порождает иллюзию общества, не разделенного ни чем иным, кроме сочувствия той или другой команде.
Предпосылкой международного взаимопонимания и уважения является знакомство народов разных стран друг с другом. Известно высказывание по этому поводу основателя современного олимпийского движения Кубертена: «Требовать от народов, чтобы они любили друг друга, является одним из видов ребячества. Требовать от них уважения друг к другу не является ни в коем случае утопией: но чтобы уважать друг друга, необходимо сначала познакомиться друг с другом». А для того, чтобы разные народы и нации могли познакомиться друг с другом, они должны встречаться между собой и учиться видеть хотя бы частично культурные своеобразия партнера, различия в манере держать себя и т.д. Только таким образом возможно избежать преувеличенного этноцентризма, когда на все и на всех смотрят через однотонные очки собственной культуры, родины.
И в этом плане потенциал спорта огромен, поскольку он может значительно содействовать организации такого рода встреч, выступает как институт встречи. Спорт предполагает стремление спортсменов к постоянному превышению полученных результатов и сравнению их с достижениями других лиц — независимо от того, в какой стране или регионе они проживают. Поэтому спорт, как никакая другая культурная деятельность, нуждается в контактах и связях, в том числе международных. А они играют важную интегративную роль в международных отношениях.
Международные спортивные контакты начались еще тогда, когда многие другие области культуры ограничивались национальной средой. Если они и прерывались в силу чрезвычайных обстоятельств, то возобновлялись при первой же возможности. Так, например, уже почти на следующий день после окончания Первой и Второй мировых войн, как только сражающиеся стороны прекращали военные действия, спортсмены обеих сторон договаривались о спортивных встречах между собой.
Для современного международного спортивного движения характерны многообразные международные спортивные встречи. Они являются наиболее систематическими и регулярными по сравнению со всеми другими. К примеру, в Европе сейчас нет такой недели, чтобы не проходили международные спортивные соревнования. Кроме чемпионатов почти по 50 видам спорта проводится огромное число турниров. Различные Кубки, детские и юношеские соревнования, розыгрыши памятных призов, кроссы и велосипедные гонки, многосторонние и двусторонние матчи по разным видам спорта.
Международные спортивные контакты -это не только непосредственные встречи спортсменов, тренеров, болельщиков и т.д., но и сообщения об этих встречах в средствах массовой информации, а также сотрудничество различных спортивных организаций. Эти контакты являются важной составной частью гуманитарного сотрудничества. Как область культурного обмена они обладают широким диапазоном форм и видов связей, наличием исторически сложившихся традиций, развитой организационной структурой. Так, например, в практику международных спортивных контактов прочно вошла система долгосрочных двусторонних и многосторонних соглашений, которая помогает придать процессу международной интеграции в сфере спорта управляемый и планируемый характер. Эта система предусматривает многообразные формы контактов:
- обмен спортивными делегациями и отдельными спортсменами для участия в двусторонних и международных соревнованиях;
- проведение совместных тренировочных сборов по различным видам спорта;
- обмен тренерами, учеными и специалистами в области спортивной науки, медицины, спортивной индустрии, архитектуры, а также средств массовой информации;
- участие в семинарах и конференциях, проводимых с целью повышения мастерства спортсменов, квалификации тренеров и обмена достижениями, исследованиями в различных областях спорта;
- обмен документацией и опытом организации работы в области строительства спортивных сооружений и производства спортивного инвентаря и оборудования;
- обмен делегациями руководителей спортивных организаций для ознакомления со спортивным движением, согласования программ спортивных обменов, консультаций по актуальным вопросам международного спортивного движения.
Немаловажен и тот факт, что в сфере спорта создается солидная институциональная база для эффективного функционирования и развития международных спортивных контактов: национальные и международные спортивные федерации, которые руководят развитием отдельных видов спорта, а также универсальные и специальные организации, объединяющие различные комитеты, федерации, ассоциации и союзы или отдельных деятелей различного профиля. Особенно важную роль в этом плане играют Международный Олимпийский комитет и Национальные Олимпийские комитеты, которые имеют значительную дозу суверенности по отношению к национальным институтам. При этом наблюдается процесс все большего расширения этой институциональной базы международных спортивных контактов. Если до 1950 г. было только 60 международных спортивных организаций, то уже к концу 1970 г. их число увеличилось более чем в два раза, а сегодня насчитывается свыше 200 всемирных и региональных неправительственных организаций в области физического воспитания и спорта. Число стран, присоединившихся к международным федерациям в наиболее популярных видах спорта, таких, например, как легкая атлетика и футбол, уже превышает 150.
Реализации спортом интегративной функции в системе международных отношений способствуют и его огромные коммуникативные возможности. В силу простоты, одинаковости для всех участников и четкости правил спортивных соревнований в спорте сравнительно легко преодолеваемы языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и способен перебрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества, доброй воли между народами независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, идеологических взглядов, преодолевать локальную ограниченность, связывать и объединять спортсменов различных городов, стран, континентов.
Интегративная функция спорта в системе социальных отношений состоит и в том, что он способен содействовать и действительно содействовал единению наций, доказательству их жизнеспособности. Свидетельством этого является, в частности, история немецкого гимнастического движения, сокольского движения в Чехии, польского спорта в период немецкой оккупации и т.д. Участие в международном спортивном движении способствовало также процессу формирования и укрепления национального самосознания во многих странах «третьего мира», который начался после их освобождения от иностранной экономической и политической зависимости.
Таким образом, интегративная функция спорта состоит в том, что он посредством развития сети мирно регулируемых и освещаемых в средствах массовой информации спортивных соревнований, встреч, связей непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей дает возможность:
а) установить контакты между странами, которые находятся в определенном конфликте;
б) народам разных стран лучше узнать, познакомиться с достижениями культуры и специфическими особенностями друг Друга;
в) сформировать общие убеждения, взгляды и образцы поведения, которые вызывают чувство взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров;
г) преодолеть локальную ограниченность, связать и объединить непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей различных городов, стран, континентов, способствовать формированию дружеских отношений между ними.
Миротворческая функция
Факты истории спорта свидетельствуют о его важной роли в укреплении мира и дружбы между народами, т.е. о его миротворческой функции.
Неоднократно спорт выступал как «посол мира», помогающий перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить или поддержать культурные и политические связи, дружественные отношения между различными странами и народами в условиях общей конфронтации. В 1936 г., когда отношения между Германией и Америкой были особенно напряженными, немец Лутслон и Оуэнс, который был представителем расы, не слишком почитаемой в Германии, встретились на спортивной площадке. Эта встреча растопила лед отношений между двумя странами, и между спортсменами установилась дружба, продолжавшаяся вплоть до гибели Лутслона. Футбольный матч между Западной Германией и СССР в Аугсбурге вскоре после войны, когда отношения между этими странами были натянутыми, способствовал преодолению враждебности и недоверия.
Направление спортивных делегаций за рубеж использовалось для завязывания или укрепления дипломатических отношений между странами. Классическим примером этого является вояж в Китай команды спортсменов США по настольному теннису в 1971 г., явившийся прелюдией завязывания дипломатических контактов между этими странами (пока теннисисты играли, бывшие государственные деятели, приехавшие с американской командой, успешно провели частные переговоры, вслед за которыми последовало установление консульских отношении между странами и визит президента США Р. Никсона в Пекин). Аналогичная акция была предпринята КНР в 1972 г. Для восстановления экономических и дипломатических отношений с Японией китайцы пригласили в турне по Китаю женскую волейбольную команду Японии. В связи с этими событиями в политический лексикон вошли такие термины, как «пинг-понговая», «регбийная», «волейбольная» дипломатия.
Спортивные контакты используются и для своеобразного «наведения мостов» между странами, когда планируемый проигрыш команды одной страны создает для этой страны благоприятную политическую атмосферу. Так, в начале 1977 г. США в качестве шага к нормализации отношений с Кубой направили туда под видом национальной отнюдь не лучшую баскетбольную команду, выигрыш над которой доставил кубинцам большое удовлетворение. Тот же прием нередко практиковал и Советский Союз, направляя в развивающуюся страну слабую спортивную команду.
Международные спортивные соревнования содействуют установлению дружеских отношений и между самими спортсменами. Опрос спортсменов разных стран, проведенный в ходе международного социологического исследования «Спорт и международное взаимопонимание» (1986 г.), показал, что свыше 10% респондентов имеют более 10 друзей-иностранцев и некоторые имеют более 30 таких Друзей.
При анализе миротворческой функции современного спорта необходимо учитывать и еще одно обстоятельство. Как показывает история спорта в XX столетии, наиболее благоприятные условия для его развития складываются при наличии мирных отношений между государствами. Международная напряженность, эскалация гонки вооружений и тем более военные действия создают огромные препятствия, наносят существенный ущерб, а иногда приводят и к катастрофическим последствиям для спорта. Это подтверждает история олимпийского движения. Из-за мировых войн не состоялись Олимпийские игры 1916 г. в Берлине, 1940 г. в Хельсинки и 1944 г. в Лондоне.
Осознание необходимости мира для успешного функционирования и развития спортивной деятельности подталкивает всех тех, кто участвует в спорте и олимпийском движении, связан с ними, ценит их, к активной борьбе за мир, за мирные способы разрешения возникающих конфликтов. В период «холодной войны» спортсмены играли активную роль в рамках развернутого во всем мире движения прогрессивных сил за предотвращение войны, сохранение мира и жизни на Земле. Среди наиболее крупных акций в этом плане можно отметить участие спортсменов во Всемирной ассамблее «За мир и жизнь, против ядерной войны», ежегодные международные форумы атлетов в ФРГ в поддержку Крефельдского воззвания, различные международные соревнования, специально посвященные укреплению мира и дружбы между народами (например, многодневная велогонка мира, международные автомобильные соревнования — ралли «За мир и дружбу», эстафеты и велопробеги мира в Швеции, Голландии, Финляндии, Западной Германии и др.). В ряде стран спортсмены объединялись для борьбы за мир. В качестве примера можно сослаться на движение «Спортсмены против атомных ракет», развернутое сначала в ФРГ, а затем в Финляндии, Дании, Швеции и других странах. В Греции была создана организация «Спортсмены за мир и разрядку», в США — «Союз спортсменов за мир» и т.д.
Наличие в спорте правил — не только «писаных», но и «неписаных» (принципов «честной игры») — создает важные предпосылки для его использования в педагогике мира. Возможность такого применения спорта определяется не тем, что он является примером «чистого сотрудничества», а тем, что «он учит с достоинством вступать в конфликты, которые, однако, как бы они ни были остры, остаются в пределах правил игры, процедурная основа которой служит гарантией мира». Тем самым «спорт может служить инструментом воспитания миролюбия», демонстрируя возможность и приемлемость решения конфликтов без применения силы. Но при этом, как отмечает F. de Wachter; следует учитывать, что миролюбие еще не есть мир и желание миролюбия еще не означает желание мира. Даже если можно, используя спорт в педагогических целях, содействовать единению, сотрудничеству, снижению агрессивности и благородному поведению, то все равно речь идет лишь о формировании миролюбия, а не о достижении мира.
Символическая функция
Важное значение для реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира имеет и символическая функция спорта. Возможность выполнения спортом этой функции определяется тем, что с ним связан комплекс адекватных этим ценностям символических (знаковых) моделей, культурных образцов, смыслов, значений.
Особенно важное значение в этом плане имеет то, что спортивные соревнования демонстрируют (доказывают) возможность и преимущества мирной («мягкой», «гуманной», «человечной», основанной на этических принципах) модели соперничества.
Можно выделить ряд особенностей этой модели, свидетельствующих о ее ярко выраженном гуманистическом характере.
Во-первых, она противостоит такой антигуманной форме соперничества, которая связана с использованием оружия, т.е. войне. Спортивное соревнование проводится в искусственно созданных условиях, регулируется правилами игры и в этом плане выступает как образец, модель мирного соперничества. В этом смысле спорт выступает как «символ мира», «символ мирного соревнования между народами в условиях взаимопонимания».
Во-вторых, эта модель соперничества демонстрирует возможность диалектического единства ассоциации (сотрудничества) и конфликта. Эта ее особенность связана с тем, что в контексте спортивного соревнования осуществляется такая «встреча» соперников, которая, с одной стороны, выступает как разногласие, спор, соревнование, соперничество, а с другой как сотрудничество, обмен, совместное участие. В этом смысле спортивное соперничество представляет собой символическую модель миролюбивого значения международной кооперации несмотря на дальнейшее существование определенных конфликтов, а также символическую модель гуманного разрешения и ограничения конфликта. Спорт показывает пример разрешения конфликтов бескомпромиссным и соревновательным, но мирным путем. Он как бы призывает: «Давайте лучше состязаться в спорте, чем убивать друг друга!» Поэтому ошибочно иногда допускаемое сближение и тем более отождествление спорта с войной.
Спорт демонстрирует также образец ограничения конфликтов, поскольку при нормальных условиях спортивная деятельность регулируется на основе правил и соблюдения принципов «Фэйр Плэй» («честная, или справедливая, игра») — набора этических, духовно-нравственных принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом. Принципы «Фэйр Плэй» требуют решительного и полного отказа от победы любой ценой, создания равных условий для всех участников соревнований, предполагают внутреннее убеждение в том, что победить путем обмана, за счет ошибки судьи, за счет несправедливо сложившихся условий _ значит не победить вообще. Честная игра — уважение к партнеру, к сопернику, к самому себе, к судьям и зрителям, умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение. Тем самым спорт демонстрирует культурный образец такого поведения в соперничестве, которое ориентировано на нравственные нормы и принципы.
Символическая функция спорта как модели гуманного разрешения и ограничения конфликтов особенно важна в настоящее время. Для современного общества характерно наличие множества конфликтов в социальной и политической областях. Причем, они настолько тесно соприкасаются, воздействуют друг на друга, что имеется опасность их эскалации. Они могут перерасти во враждебность и вооруженный конфликт. Поэтому крайне важно найти средства смягчения, ограничения и разрешения конфликтов. Как отмечает профессор политологии Кристиан фон Кроков, в условиях прочного мира, всеобщей гармонии и единства Олимпийские игры почти не были нужны — в лучшем случае в качестве особого захватывающего вида развлечения. Однако они крайне необходимы в условиях глубоких конфликтов, всеобщей напряженности и раздора.
В-третьих, в спортивном соперничестве реализуется в определенной форме и степени демократический принцип справедливости и равенства шансов, который занимает важное место в системе ценностей устойчивого развития и культуры мира. Ведь правила спортивных соревнований одинаковы для всех участников. Игроки одобряют их и подчиняются им сознательно и добровольно. Победитель определяется на основе установленных и принятых игроками четких критериев. Оценки в игре производятся публично. Успех в спорте почти исключительно зависит от способностей, знаний, воли человека, его самоотверженного труда на тренировках. В спортивной деятельности не принимаются в расчет рождение, позиция в профессиональных и товарищеских группах, деньги, связи, национальная принадлежность. Здесь создаются условия для того, чтобы выигрывал тот, кто лучше подготовлен, т.е. для практической реализации принципа справедливости. В этом плане спорт демонстрирует модель социального взаимодействия на основе демократического принципа справедливости и равенства шансов, выступает как культурный образец, который показывает возможность уничтожения этнического и расового неравенства и потому может быть использован в борьбе против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости. Применительно к женщинам он демонстрирует возможность преодоления биологических и культурных барьеров по сравнению с мужчинами.
Указанная выше система символических ценностей спорта делает его привлекательной моделью человеческого мира, справедливой, хотя и не бесконфликтной, общественной жизни, гуманных взаимных отношений между соперничающими сторонами — отдельными лицами или группами. Конечно, данная модель — это искусственно созданная новая действительность, определенная идеализация реальной жизни. Но она показывает человечеству, столкнувшемуся в XXI столетии с серьезными трудностями и противоречиями в своем развитии, в каком направлении следует идти для их преодоления и разрешения в различных сферах социальной жизни. Спортивное соревнование как гуманная форма соперничества, определенная культурная форма диалога в символическом смысле служит хорошей моделью для установления отношений сотрудничества и взаимопонимания в политической области. Принципы честной игры в спорте служат примером для установления отношений на основе аналогичных принципов между политическими партиями страны, в коммерческих сделках между конкурентами, между развитыми и развивающимися странами.
На основе ряда знаков, смыслов и значений современный спорт выполняет также мифическую функцию. Н. Lenk выделяет ряд мифических функций современного спорта. В частности, профессиональный спорт, по его мнению, формирует определенную модель поведения — «модель экзальтированной жизни и личного участия, которые нетипичны для повседневной жизни», а спортсмены высокого класса в символическом плане выступают как Геркулесы западной культуры и как модель ее самовыражения.
Сходную трактовку мифической функции современного спорта дает и P. Weiss. Он обосновывает положение о том, что атлет репрезентирует человечество в его стремлении к достижению высшего успеха и тем самым выполняет определенную символическую функцию: формирует культурный символ, который «репрезентативно» раскрывает, на какое невиданное доселе достижение благодаря полной отдаче сил оказывается способным человек.
Значение для воспитания, ориентированного на ценности устойчивого развития и культуры мира
Связанные со спортом символические моде
и, культурные образцы, смыслы, значения имеют важное значение для воспитания, ориентированного на ценности устойчивого развития и культуры мира.
Любая педагогическая деятельность, как известно, опирается на определенные культурные образцы. Для воспитания в духе ценностей устойчивого развития и культуры мира также очень важно, чтобы хотя бы в одной из сфер социальной жизни были созданы идеальные образцы этих ценностей. Такие образцы (пусть даже в символической форме) толерантности, взаимного уважения, отказа от насилия, демократических норм поведения и других ценностей культуры мира как раз и демонстрирует спорт.
Спорт имеет важное значение для воспитания такого качества личности, адекватного ценностям устойчивого развития и культуры мир
Видео по теме
«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.