Спортивная культура

Спортивная культура

Спортивная культура — позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту:

  • деятельность и ее результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые данным субъектом оцениваются как наиболее важные, значимые, т.е. рассматриваются как ценности;
  • складывающиеся на основе такой оценки идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые регулируют всю его деятельность и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность.

В соответствии с таким пониманием спортивная культура включает в себя различные социальные явления, связанные со спортом:

  • качества и способности человека;
  • эмоциональные реакции;
  • знания, убеждения, интересы, потребности;
  • разнообразные формы деятельности;
  • ее средства, механизмы и результаты;
  • определенные типы поведения и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции;
  • социальные институты, отношения, процессы и др.

Но эти явления становятся элементами спортивной культуры лишь том случае, если:

а) для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение, или

б) они обеспечивают и регулируют производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие ценностей, связанных со спортом.

Спортивная культура личности

Спортивная культура, как и культура вообще,-это культура определенного социального субъекта, которым, как отмечено выше, может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом.

В зависимости от этого правомерно говорить, соответственно, о спортивной культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Спортивная культура личности — позитивное ценностное отношение индивида к спорту, социальная деятельность и ее результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов и т.д. спорта, которые данный человек оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. которые имеют для него статус ценностей. Эти ценности выступают для индивида как социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т. п., которые регулируют всю его деятельность и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность.

Значит, основу спортивной культуры личности составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы индивидом, т.е. стали достоянием его внутреннего мира.

Структура спортивной культуры личности

Спортивная культура личности имеет сложную структуру, включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов.

Предпосылочный (исходный) блок

Необходимым условием (предпосылкой) для формирования у индивида позитивного ценностного отношения к спорту является наличие у него исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков. К их числу относятся:

  • знания о том, что такое спорт, его компоненты (спортивная тренировка, спортивные соревнования и др.) и разновидности (массовый спорт, спорт высших достижений и т.д.) как особые социальные феномены, отличающиеся от других, о их сущности, структуре, специфике, т.е. понятия, которые необходимы для того, чтобы можно было выделять (отличать от множества других явлений) и характеризовать спорт, его компоненты, разновидности и т.д.;
  • фактологические знания — знания о конкретных фактах спортивной деятельности, тех или иных ее видах, разновидностях в настоящее время и в процессе развития;
  • знания, умения и навыки, необходимые человеку для того, чтобы он мог включаться в те или иные виды спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и т.д.) в соответствии с принятыми правилами, нормами и образцами поведения.

Все эти знания, умения, навыки, формируемые у человека в процессе социализации (стихийно в ходе жизненного опыта, под воздействием окружающей социальной среды, средств массовой информации и т.д., а также сознательно, целенаправленно в процессе образования, обучения, воспитания), образуют предпосылочный (исходный) блок спортивной культуры личности.

Указанные знания, умения, навыки обеспечивают индивиду возможность правильной ориентации в мире спорта, в различных его аспектах (выполняют ориентировочную функцию), а также реального участия в спортивной деятельности (информационно-операциональную подготовленность к этой деятельности).

Оценочные компоненты

Второй важный компонент спортивной культуры личности — позитивная оценка спорта, индивид оценивает те или иные компоненты, виды, формы, разновидности спорта, спорт в целом как значимые, важные, полезные, т.е. как ценность (комплекс ценностей).

Основными проявлениями и показателями позитивной оценки спорта (оценочными компонентами спортивной культуры личности) являются:

  • позитивное мнение в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов о спорте, о различных формах и аспектах спортивной активности — рациональный (когнитивный) компонент;
  • связанные со спортом положительные эмоциональные реакции (чувство удовольствия, восторга от занятий спортом, участия в спортивных соревнованиях, наблюдения за ними и т.п.) — эмоциональный (аффективный) компонент;
  • интерес к спорту, к тем или иным видам спортивной деятельности (таким, например, как спортивные тренировки и соревнования, посещение спортивных мероприятий, просмотр телевизионных спортивных передач, чтение спортивных газет и журналов, коллекционирование спортивных значков, марок и т.п.), стремление (желание) участвовать в них и т.д., т.е. мотивационная готовность индивида к такого рода деятельности,-мотивационный компонент;
  • реальные формы деятельности, связанные со спортом (участие в спортивных тренировках и соревнованиях, посещение спортивных мероприятий, просмотр спортивных телевизионных передач, чтение спортивных газет и журналов; усвоение знаний, умений, правил, норм поведения, социальных ролей, позволяющих участвовать в этих видах деятельности, и т.д.) в деятельностный компонент.

Рефлексивно-аналитический компонент

Ценностное отношение, рассматриваемое в полном объеме, включает, как указано выше, не только оценку объекта, но и осмысление {обоснование) этой оценки. Поэтому важным компонентом позитивного ценностного отношения индивида к спорту является обоснование (осмысление! объяснение) оценки спорта — рефлексивноаналитический компонент спортивной культуры личности.

Обоснование (осмысление, объяснение) индивидом позитивной оценки спорта предусматривает решение следующих задач:

  • выбор критерия для оценки спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, соревнований, поведения спортсмена, болельщиков и т.д.): с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д. они будут оцениваться;
  • определение тех сторон, аспектов, функций спорта, его видов, разновидностей, компонентов, которые позволяют на основе избранного критерия дать ему позитивную оценку, приписать определенные ценности, придать социальный и/или личностный смысл;
  • учет тех факторов, от которых зависит реальная значимость спорта.

При обосновании (осмыслении, объяснении) позитивной оценки спорта человек может использовать: свой практический опыт; полученные в ходе учебы знания; традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, доминирующие в окружающей социальной среде, и т.д.

Результирующий компонент

Еще один компонент («блок») ценностного отношения индивида к спорту, а значит, его спортивной культуры — результирующий.

Этот компонент характеризует результаты включения человека в спортивную деятельность и усвоения связанных с ней идеалов, эталонов, норм, ценностей:

  • качества и способности человека, проявляемые в спорте и в других сферах жизни;
  • поведение человека, его социальные роли, стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми.

Отмеченные выше компоненты позитивного ценностного отношения индивида к спорту определяют структуру спортивной культуры личности.

Эта культура включает в себя разнообразные явления: ее качества и способности, определенные формы, средства, механизмы и результаты деятельности, эмоциональные реакции, знания, убеждения, интересы, потребности и т.д. Все эти явления характеризуют либо спортивное сознание человека, либо его реальную спортивную деятельность.

В структуре спортивной культуры личности важно различать два вида ценностного отношения индивида к спорту:

1) вообще к спорту (к тем или иным его видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (назовем это отношение «общеспортивным»);

2) к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (это отношение назовем аЯ-спортивным»).

Ценностное отношение личности к собственной спортивной активности является важной мотивационной детерминантой его поведения, регулятором реального и вербального поведения.

С указанной точки зрения знания, входящие в структуру спортивной культуры личности, подразделяются на две группы:

а) знания, которые характеризуют общую информированность человека в вопросах спорта: о спорте, его разновидностях, функциях, значении и т. п. (назовем эти знания «общеспортивными»),

б) знания, характеризующие информированность индивида в этих вопросах применительно к нему самому: знания о значении для него спортивной активности, о методике тренировки в том виде спорта, которым он занимается, о правилах соответствующих спортивных соревнований и т.д. (назовем эти знания «Я-спортивными»).

Под этим же углом зрения связанные со спортом умения, навыки, а также интересы, потребности, ценностные ориентации, оценки человека в структуре основания его спортивной культуры также подразделяются на «общеспортивные», если они относятся к спорту вообще, и «Я-спортивные» — затрагивающие собственную спортивную активность индивида.

Аналогичным образом осмысление (объяснение и обоснование) индивидом позитивной оценки спорта предполагает рефлексию в отношении этой оценки применительно к собственной спортивной активности и к спортивной деятельности в целом.

Базис спортивной культуры личности

При введении понятия «спортивная культура личности» отмечалось, что она может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, т.е. возможны ее различные

формы (разновидности). Однако все формы (разновидности) спортивной культуры личности имеют нечто общее:

а) наличие у индивида указанных выше исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков относительно спорта;

б) позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к спортивной деятельности, к тем или иным ее компонентам, видам, разновидностям и т.д.

Такого рода знания, умения, навыки и отношение, выступающие, следовательно, как основание (фундамент) всех специфических форм (разновидностей) спортивной культуры личности и определяющие их общее содержание, общую направленность, будем называть базисом этой культуры. Он позволяет выделить спортивную культуру как особый элемент культуры личности — в отличие от физической, интеллектуальной, эстетической и др., и причислять все формы этой культуры именно к спортивной, а не к какой-то иной культуре.

Надстройка спортивной культуры личности

Каждая из разновидностей спортивной культуры имеет также свое специфическое содержание. Оно определяется тем, какие стороны, аспекты, функции спорта, его видов, разновидностей, компонентов индивид учитывает при их оценке, на основе каких критериев (с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д.) оценивает их, к реализации каких из них он стремится при включении в спортивную деятельность и, соответственно, к формированию каких качеств и способностей, какого поведения, стиля (образа) жизни, характера взаимоотношений с другими людьми вся эта активность приводит.

Специфическое содержание той или иной формы (разновидности) спортивной культуры личности, складывающееся на основе определенного обоснования (осмысления, объяснения) индивидом позитивной оценки спорта, а также включения в спортивную деятельность, усвоения связанных с ней определенных идеалов, эталонов, норм, ценностей, будем называть надстройкой над базисом спортивной культуры личности.

Формы (разновидности) спортивной культуры личности

Позитивное ценностное отношение индивида к спорту всегда носит не общий, а совершенно конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а те или иные его аспекты, стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.

Основной ценностью спортивной деятельности для человека может быть, например, возможность на основе спортивных тренировок и соревнований формировать и совершенствовать свои физические кондиции или такие психические качества, как воля, мужество, организованность, собранность, упорство в достижении поставленных целей, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т.п. Спортивная деятельность может привлекать человека тем, что она позволяет укреплять и сохранять свое здоровье, формировать и повышать уровень интеллектуальной, эстетической, нравственной культуры, а также расширять круг общения, активно и увлекательно проводить свой досуг. Вместе с тем в первую очередь человек может рассматривать спорт как важное средство решения определенных экономических, политических, националистических целей: для достижения материальных благ, славы, для демонстрации своего превосходства над другими людьми и т.д. Наиболее привлекательные для человека аспекты спортивной деятельности влияют и на «привязанность» его позитивного отношения к тем или иным видам спорта или разновидностям спортивной деятельности (например, к массовому спорту или к спорту высших достижений и т.д.), т.е. это отношение распространяется именно на эти, а не какие-то другие ее виды (формы, разновидности).

Поэтому спортивная культура личности может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, различные особенности в зависимости от того, в чем человек усматривает ценность спорта, те или иные ее виды, формы, разновидности, чем спортивная деятельность и связанные с ней спортивные соревнования, тренировки и т.д. привлекательны для него. Конкретное содержание, специфическую направленность, особенности каждой из них определяют ценности, которые индивид приписывает спортивной деятельности, т.е. какие ее стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д. являются для него наиболее важными, значимыми в этой деятельности, в спортивных соревнованиях и тренировке.

Таким образом, возможны различные специфические формы (разновидности) позитивного ценностного отношения индивида к спорту, а значит, спортивной культуры личности. Основными из них являются следующие.

Спортивно-прагматическая культура

Одна из форм спортивной культуры личности — спортивно-прагматическая культура. Эту разновидность спортивной культуры личности характеризует ее ярко выраженная утилитарная, прагматическая направленность. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спорте для человека являются сугубо утилитарные, технологические, прагматические ценности.

Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Утилитарность спортивной культуры личности может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или иных физических качеств и т.д.) в изолированности от других качеств и способностей.

Антигуманная спортивная культура

Как отмечено выше, спорт может привлекать человека, выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, некоторым образом проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура личности включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура антигуманной направленности (антигуманная спортивная культура).

Спортивно-гуманистическая культура

Специфика спортивно-гуманистической культуры личности определяется тем, что спорт оценивается с позиций гуманизма, с точки зрения таких его идеалов и ценностей, как целостное развитие личности и гуманные социальные отношения.

Значит, спортивно-гуманистическая культура личности — это гуманистическое ценностное отношение человека к спорту (к спортивной тренировке и спортивным соревнованиям):

  • деятельность и ее результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов и т.д. спорта, которые с позиций гуманизма он оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности;
  • складывающиеся на основе такой оценки идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые регулируют всю деятельность человека и его отношения с другими людьми в сфере спорта, определяют их характер и направленность.

Основу этой разновидности спортивной культуры личности составляет позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма.

Прежде всего это означает наличие гуманистической предрасположенности (диспозиции, ценностной установки) к спорту, т. е. он позитивно оценивается (рассматривается как важный, значимый, полезный) именно с гуманистической точки зрения, а не с каких-то других позиций, во внимание принимается его роль как средства целостного развития личности, гуманных социальных отношений, а не какие-то другие присущие ему аспекты, функции.

Основными проявлениями и показателями позитивной гуманистической оценки индивидом спорта, т. е. оценочными компонентами его спортивно-гуманистической культуры, являются:

  • позитивное мнение (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов и т.п.) о гуманистических аспектах, функциях спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, спортивных соревнований и т.д.) и негативное мнение о тех аспектах и функциях, которые противоречат идеалам и ценностям гуманизма — рациональный (когнитивный) компонент;
  • интерес к гуманистическим аспектам, функциям спорта (его видов, разновидностей, компонентов), одобряемые нормы, образцы поведения ], которые определяют, как следует вести себя на спортивных тренировках, соревнованиях, трибунах стадиона и т. п. в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма, стремление (желание) ориентироваться на них во всей своей спортивной активности, т.е. мотивационная готовность к гуманистически ориентированной спортивной деятельности, -мотивационный компонент;
  • положительные эмоции, связанные с гуманистическими аспектами спортивной деятельности (чувство удовольствия от формирования посредством занятий спортом качеств и способностей, характеризующих целостное развитие личности, возможности проявления в спортивной деятельности гуманных отношений к другим людям, от наблюдения за проявлением таких качеств, способностей и гуманных отношений на спортивных соревнованиях и т.п.), и негативные эмоциональные реакции на явления спортивной деятельности, противоречащие гуманистическим идеалам и ценностям, т эмоциональный (аффективный) компонент;
  • различные формы реального участия в тех или иных формах и видах спортивной активности с гуманистическими целями и задачами, усвоение знаний, позволяющих правильно понимать и ставить эти цели и задачи, а также соответствующих умений и навыков использования данной активности в целях своего целостного самосовершенствования — деятельностный компонент.

Необходимым условием (предпосылкой) для формирования у индивида позитивного ценностного отношения к гуманистическим аспектам и функциям спорта является наличие у него исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков. К их числу относятся:

  • знания и соответствующие понятия (о том, что такое гуманизм, каковы его основные идеи, идеалы, ценности, в чем их специфика и т.д.), необходимые для гуманистической оценки спорта (его видов, разновидностей, компонентов);
  • знания и соответствующие понятия, характеризующие гуманистические аспекты и функции спорта (различных его видов, разновидностей, компонентов), их специфику, а также те факторы, от которых зависит гуманистическая ценность спорта;
  • фактологические знания — знания о конкретных фактах современного состояния и истории проявления в спорте (в различных его видах, разновидностях, компонентах) его гуманистических аспектов и функций;
  • знания, умения и навыки, необходимые для того, чтобы включаться в те или иные виды спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и др.), ориентируясь при постановке связанных с ними целей и задач на идеалы и ценности гуманизма.

Все эти знания, умения, навыки образуют предпосылочный (исходный) блок знаний, умений, навыков спортивно-гуманистической культуры личности. В структуре этой культуры они выполняют две основные функции. Во-первых, позволяют человеку ориентироваться в различных аспектах, функциях спорта и при этом отличать гуманистические аспекты и функции от множества других (ориентировочная функция). Во-вторых, обеспечивают его информацией, которая необходима для того, чтобы он мог с позиций гуманизма оценивать спорт (различные его виды, компоненты и т.д.), обосновывать свою оценку, а также включаться в те или иные формы спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и др.), ориентируясь при постановке связанных с ними целей и задач на идеалы и ценности гуманизма.

Значит, исходные знания, умения, навыки характеризуют:

  • базовую спортивно-гуманистическую образованность индивида, позволяющую ему с позиций гуманизма ориентироваться в мире спорта,
  • его информационно-операциональную готовность к спортивно-гуманистической деятельности. Важным компонентом спортивно-гуманистической культуры личности является также обоснование (осмысление, объяснение) позитивной гуманистической оценки спорта (тех или иных его видов, разновидностей, компонентов и т.д.) — рефлексивно-аналитический компонент этой культуры.

Такое осмысление (обоснование, объяснение) предполагает:

  • понимание важного значения идей, идеалов и ценностей гуманизма не только в общесоциальном, но и в личностном плане;
  • определение тех сторон, аспектов, функций спорта (какого-то его вида, компонента и т.д.), которые служат основанием для его позитивной оценки как явления, которое по своему гуманистическому потенциалу имеет ценность, социальный и/или личностный смысл;
  • учет тех факторов, от которых зависит реальная гуманистическая значимость спорта.

При обосновании (осмыслении, объяснении) позитивной оценки спорта с акцентом на его гуманистические аспекты и функции индивид может использовать: свой практический опыт; полученные в ходе учебы знания; традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, доминирующие в окружающей социальной среде, и т.д.

Еще один компонент («блок») гуманистически ориентированного ценностного отношения человека к спорту, а значит, его спортивно-гума-нистической культуры — результирующий.

Этот компонент характеризует результаты его деятельности по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом гуманистических идеалов, эталонов, норм, ценностей:

  • качества и способности, характеризующие целостное развитие личности;
  • стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма и т.п. Особенно важное значение в этом плане имеет сформированность у индивида двух характеристик целостно развитой личности.

А. Ориентация индивида на достижения. Такая ориентация, как отмечает известный современный философ из Германии и олимпийский чемпион Г. Ленк, является главным условием самореализации, самовыражения индивида. Личное достижение — фундаментальная ценность всей жизни человека, выражение его свободы, самоувлечения, самопредставления, самоутверждения. Ведь человек живет не только хлебом насущным. Ему нужны полные значимости задачи и цели, отвечающие смыслу. Поэтому принцип ориентации человека на личные достижения может выполнять важную воспитательную функцию, особенно в обществе, основанном на пассивном потреблении, на администрации и казенщине, имеющих тенденцию к попиранию любой индивидуальной активности, в мире кино и телевидения, поддерживающих пассивное отношение к всеобщей ориентации. В таком обществе благоденствие представляет реальную опасность для человека. Оно соблазняет его и уводит в сторону пассивности, гедонизма и к жизни, полной шаблонов и повсеместных форм сфабрикованной ленивой жизни с ее праздностью и роскошью. Но страна утопия, изобилующая молоком и медом, не является обещанным для человека гуманным раем — это проблема, явно возникающая в обществе растущего досуга. Эти мысли Г. Ленка адекватны тому пониманию целей и задач гуманистического воспитания, которое отстаивали в своих работах основатели гуманистической теории личности А. Маслоу и К. Роджерс.

Б. Гуманистически ориентированное поведение в спортивных соревнованиях и в других видах соперничества, которое, как минимум, предусматривает проявление мужества, воли, настойчивости для того, чтобы показать максимально возможный результат, одержать победу, но при этом отказ от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперников, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий.

Указанные выше компоненты спортивно-гуманистической культуры личности, находящиеся в тесной связи с друг с другом, составляют структуру этой культуры. В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:

  • вообще к спортивной деятельности и спорту (тем или иным их видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (гуманистическое общеспортивное отношение);
  • к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (гуманистическое Я-спортивное отношение). Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение в структуре спортивно-гуманистической культуры личности. Оно является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.

С указанной точки зрения знания, характеризующие спортивно-гуманистическую культуру личности, подразделяются на две группы:

  • знания, которые характеризуют общую информированность индивида в гуманистических аспектах, функциях спорта, его видов, разновидностей и т. п. (гуманистические общеспортивные знания),
  • знания, характеризующие информированность в этих вопросах применительно к собственной спортивной активности, знания о гуманистических аспектах, функциях и гуманистическом значении для индивида той спортивной деятельности, которой он занимается (гуманистические Я-спортивные знания).

Под этим же углом зрения связанные со спортом умениями навыки, а также интересы, потребностные ценностные ориентации и оценки человека в структуре его спортивно-гуманистической культуры тоже подразделяются на «общеспортивные», если они относятся к спорту вообще, и «Я-спортивные» — затрагивающие собственную спортивную активность этого человека.

Аналогичным образом осмысление (объяснение и обоснование) индивидом позитивной гуманистической оценки спорта предполагает рефлексию в отношении этой оценки применительно к собственной спортивной активности и к спортивной деятельности в целом.

Таким образом, к числу основных особенностей спортивно-гуманистической культуры личности относятся следующие:

  • знание, понимание и позитивная оцен

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo