Спортивная психология

Содержание понятия «спортивная психология»

Существует официально сформированное понятие «спортивная психология«. Его употребляют в тех случаях, когда рассматривается определенная отрасль психологической науки «вообще». В тех случаях, когда речь идет о конкретных проблемах, связанных со спортом, эта интегральная отрасль неизбежно делится на две части, и выделяется определенный раздел: «спортивная психология». Безусловно, есть общие для двух этих подразделов нашей отрасли методологические проблемы, касающиеся, например, механизмов двигательной активности или особенностей индивидуальных различий субъектов деятельности. В ряде случаев исследователи осуществляют «перенос» выявленных ранее закономерностей из психологии спорта в психологию других отраслей человеческой деятельности.

Спортивная психология — это, прежде всего, отрасль психологической науки, изучающей особенности личности, действующей в специфических условиях спортивной деятельности.

Современный спорт в полном смысле слова является моделью общества, и многие закономерности его существования раскрывают механизмы функционирования общества, а знание некоторых его механизмов способствует совершенствованию системы подготовки спортсменов.

В этом отношении спорт специфичен тем, что без выраженной психической напряженности, без стресса, невозможна полноценная адаптация человека к нагрузкам, как невозможен и высокий уровень тренированности спортсмена. Такие условия деятельности всегда провоцируют сильный дистресс, к которому в процессе тренировочной и особенно соревновательной деятельности необходимо адаптироваться. К состоянию дистресса близко примыкает состояние тревоги — последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия различных форм стресса.

Состояние тревоги развивается по схеме: стресс — восприятие угрозы — состояние тревоги. Поскольку возрастание состояния тревоги переживается спортсменом как неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенческие реакции, включенные в это состояние, несут функцию минимизации возникающего дискомфорта. Возникший процесс тревоги сопровождается процессом переоценки стрессовых условий, эта переоценка способствует выбору соответствующих перекрывающих механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых механизмов избегания, выводящих спортсмена из ситуации, вызывающей тревогу.

Спорт как экстремальный вид деятельности

Как известно, деятельность в спорте высших достижений неизменно является экстремальной. Что такое экстремальная деятельность?

Экстремальная деятельность — это вид деятельности человека, которая является для него трудно выполнимой или в данный момент невыполнимой и требует от него готовности к предельному или околопредельному напряжению психических и психофизиологических сил.

Спортивная деятельность экстремальна по своей сути. Прежде всего, в спорте всегда есть опасность — реальная или символическая. Например, в боксе есть реальная опасность получить от соперника очень болезненный удар. Но есть и символическая опасность проиграть. А такая опасность есть в любом виде спорта, в том числе и в шахматах, и в шашках.

Деятельность спортсмена может быть объективно экстремальной (например, прыжок с парашютом или боевое единоборство) или субъективно экстремальной (например, фехтование или игра против «неудобного» соперника). Для недостаточно тренированного человека экстремальной будет такая деятельность, при которой он испытывает субъективное ощущение сверхнапряжения. Для человека, имеющего необходимый уровень тренированности, степень психофизиологического напряжения в такой деятельности может не быть экстремальной.

Деятельность спортсмена может быть экстремальной объективно (прыжок с парашютом, боевое единоборство) и субъективно (игра против «неудобного» соперника).

В целом экстремальность создают следующие условия спортивной деятельности:

  • условия, которые задаются «природой» (например, необходимость преодолеть значительное утомление в видах спорта «на выносливость»);
  • условия, создаваемые противоборствующей стороной, действующей с антагонистическими намерениями (например, в спортивных играх и единоборствах) — деятельность здесь представляет собой борьбу с реальным противником и проявляется в оперативных решениях, в волевых, психических процессах, связанных с преодолением противника и собственного негативного состояния.

В спорте экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами (большие физические и психические нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному режиму, опасные условия, типичные, правда, не для всех видов спорта, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, высокая конкуренция).

Способность людей в экстремальных условиях сохранять высокую работоспособность, преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, их умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов — это также является проявлением одаренности. Однако негативный по своим механизмам стресс, который носит название «дистресс», практически всегда сопровождает деятельность человека в спорте высших достижений, хотя генезис такого дистресса различается у представителей различных групп видов спорта. Дистресс является реакцией не столько на физические или психофизиологические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления, стратегии поведения, их адекватному выбору. В этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления негативных форм стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов

Подготовка высококвалифицированных спортсменов в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования. В этом процессе необходимо учитывать общие закономерности адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также частные особенности становления спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфо-функционального и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей.

В то же время становится все более ясным, что система подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам. Все более очевидно, что только при тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения спортивной деятельности в экстремальных условиях, которые по существу сопровождают любое крупное соревнование.

Механизмы обеспечения спортивной деятельности совершенствуются при тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена.

Все больше изучаются не сами по себе характеристики психического состояния спортсмена, действующего в экстремальных условиях, а те механизмы поведения, с помощью которых в реальных условиях конкурентной борьбы реализуется психическая дееспособность спортсмена. В этом отношении спорт специфичен тем, что без выраженной психической напряженности, без стресса, невозможна полноценная адаптация к нагрузкам, как невозможен и высокий уровень тренированности спортсмена.

В процессе решения спортсменом задач, присущих спортивной деятельности, имеют место сложнейшие механизмы оценки не только текущей ситуации, но и ее прошлого и наиболее вероятного будущего, поиск адекватных этой ситуации решений (поиск осуществляется параллельно с помощью сенсорных, моторных и когнитивных операций).

Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой — заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.

При тактическом мышлении в спорте высших достижений выбор решения осуществляется при выполнении ряда познавательных и преобразующих операций, когда получаемая информация создает у спортсменов образ тактической обстановки. В таком случае мышление основывается на «видении с места» всего решения с начала до конца.

Специфика спорта как объекта работы спортивного психолога

Спорт — совершенно специфический, отличный от других, вид деятельности. В некотором отношении его можно сравнить с рядом видов искусства. А по ряду признаков спорт вообще нельзя ни с чем сравнить, и особенно это относится к спорту высших достижений. Главные из них:

1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является его собственное тело, его движения;

2) спортивная деятельность обязательно связана с очень интенсивными и даже максимальными физическими и психическими напряжениями;

3) спорту присуща борьба за высшие достижения — соревнование, причем, только в спорте высших достижений оно преследует не столько участия, сколько победы.

Во всех видах человеческой деятельности, кроме спортивной да еще, пожалуй, балета и некоторых жанров циркового искусства, объектом сознания и воли человека, объектом его деятельности, его труда являются какие-либо предметы, существа, другие люди.

Пример

Если токарь обтачивает деталь, то он — субъект труда; деталь — объект, на который направлены деятельность, сознание, воля субъекта. Если ученый изучает звезды то он — субъект, а они — объекты его труда. А в спорте человек работает над самим собой — и это для него главное. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, быстроту, свое умение делать необходимые движения точно, свою способность решать тактические задачи и принимать решения.

Спортсмен — одновременно и субъект, и объект деятельности. Именно в спорте происходит слияние субъекта и объекта деятельности. Причем работа над собой в спорте высших достижений отличается не только в количественном, но и в качественном отношении.

Очень интенсивные, часто максимальные физические напряжения, выдержать которые невозможно без соответствующего волевого усилия, без соответствующей психической установки, — неотъемлемые спутники деятельности в спорте высших достижений.

Конечно, большие и даже предельные физические и психические нагрузки встречаются и в других видах деятельности, но там они не правило, а исключение из правил, следствие в чем-то необычной, порой аварийной ситуации. В спорте, наоборот, интенсивные и максимальные физические и психические напряжения совершенно обязательны, они способствуют деятельности спортсменов не только в соревновании, но и на тренировке.

Само по себе соревнование присуще не только спорту. Например, проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Но работа в различных областях искусства возможна и без соревнования. А спорт без соревнования невозможен.

Специфика спорта высших достижений заключается и в том, что повышенная ответственность за результат, его общественная значимость делают достижения единственной и необходимой целью соревнования. В массовом спорте нередки выступления в соревнованиях ради самого факта участия за коллектив, наконец, ради удовольствия померяться силами со сверстниками. Спортсмен высокого класса, даже выступая в малозначимых соревнованиях, не имеет морального права не показать «свои» результаты.

Спортсмен высокого класса постепенно привыкает к большим физическим и психическим нагрузкам, к постоянным самоограничениям в повседневной жизни, к повышенному вниманию со стороны окружающих, к частым поездкам с отрывом от семьи и коллектива, где он работает или учится. Но он никогда не привыкнет к чувству высокой ответственности, которое испытывает, выходя на старт крупных соревнований, как никогда не привыкнет к чувству огромного морального удовлетворения, когда добивается победы.

Под педагогической работой психолога подразумевается, прежде всего, педагогическая направленность тех средств, которые применяет психолог при работе со спортсменом. Здесь имеются в виду средства, которые ориентированы на преимущественное воздействие слова психолога как педагога, а не на специальные упражнения.

Обычно в психологии, когда речь идет о воздействии слова, то применяется термин «вербальные средства». Однако «вербальные» и «психолого-педагогические средства» — не одно и то же. Во втором значении термина имеют в виду более широкие способы воздействия на спортсмена: не только регуляцию, но и такие воспитывающие (педагогические) воздействия, при которых психологические средства являются только подспорьем. Например, иной раз в качестве средства психорегуляции психологу достаточно выразительно посмотреть на своего подопечного. Но в основном он разговаривает со спортсменом, чтобы управлять его поведением, настроением, действиями. Некоторые американские спортивные психологи так и говорят: «Возможность управлять спортсменом определяется умением разговаривать с ним».

Все это мы называем психолого-педагогическими приемами управления спортсменом. Однако не надо понимать термин «управление» как манипулирование примитивной личностью. Управление — это целесообразное и достаточно точно дозированное воздействие с целью улучшения деятельности управляемого субъекта, в данном случае спортсмена. Можно говорить о психолого-педагогических средствах воздействия на спортсмена.

Весьма эффективное средство, сочетающее в себе различные приемы самовнушения, «пауза психорегуляции«. Ее нужно использовать при работе повышенной напряженности, большой длительности и (или) при длительном воздействии монотонных раздражителей. Продолжительность «паузы» обычно не превышает 5 мин. Она состоит из четырех частей.

Первая часть «паузы» посвящается подготовке к последующей релаксации. Она длится 20—30 с и состоит из трех видов физических упражнений. Первое — потягивание с подъемом на носки с сильным прогибом туловища назад. Второе — статическое напряжение большинства мышечных групп (например, позы, которые принимают участники соревнований по бодибилдингу) . Третье — расслабление всех мышц.

Вторая часть «паузы» составляет 2—3 мин. Ее задача — добиться состояния релаксации для ускорения восстановительных процессов в организме, а также достичь состояния повышенной внушаемости. Делается это следующим образом. Принимается удобное исходное положение (лежа или сидя) и с помощью тех или иных методов саморегуляции достигается расслабление. Если используются словесные формулы самовнушения, то они должны быть краткими и конкретными. В частности, могут быть рекомендованы следующие формулировки: «Мышцы расслаблены, я отдыхаю», «Мышцы рук расслаблены… приятный покой», «Мышцы ног расслаблены… спокойное, приятное состояние», «Все тело расслаблено… полный покой и отдых», «Отдыхают мозг, нервы, мышцы… хороший, приятный отдых».

Третья часть «паузы» продолжается 1,5—2 мин. Здесь необходимо оптимально настроить и мобилизовать психические и физические возможности на выполнение последующего тренировочного задания. Начинается эта часть формулой: «Я настраиваюсь на следующий этап работы». Затем мысленно проговаривают предстоящее задание, стараясь идеомоторно выполнить наиболее трудные элементы 5—6 раз. Затем используются словесные формулы, чтобы добиться ощущения легкого желания работать, эмоционального подъема.

В четвертой части «паузы» спортсмен выполняет те элементы задания, которые он сможет сделать без соперника или партнера.

Таким образом, с помощью пауз психорегуляции можно быстро восстановиться после нагрузок, сформировать оптимальное состояние для выполнения тренировочных заданий, настроиться на их целенаправленное выполнение, совершенствовать навыки саморегуляции.

Специфика психолого-педагогической работы с представителями спортивных игр

Направление психолого-педагогической работы заключается в создании условий, при которых спортсмены могут с максимальной эффективностью использовать свою интуицию, способность быстро менять решение в ответ на самые незаметные признаки изменения ситуации. Спортсменам необходимо создавать такие условия, при которых «умственная» часть игровой деятельности приобретает более значимую роль, чем это получается непроизвольно. Опора только на интуитивные решения может лишь обеднять тактический репертуар таких спортсменов.

Например, при работе с баскетболистами одна из основных проблем — регуляция отношения игроков к конкретным соперникам. В целом здесь применим принцип «золотой середины»: нельзя угнетать спортсменов гипертрофированной оценкой силы основных конкурентов, но и нельзя формировать «шапкозакидательских» настроений. Любые достоинства соперников можно нейтрализовать (по крайней мере, теоретически) их же недостатками, а к любым недостаткам можно добавить «перекрывающие» их достоинства.

Другой пример. Тренеры говорят, что у основного соперника особенно эффективен личный прессинг. В последнем цикле подготовки борьбе против прессинга уделяется много времени. Здесь надо постоянно внушать, что, во-первых, прессинг сам по себе — оружие «обоюдоострое», и тот, кто его применяет, сам рискует пропустить много контратак, а во-вторых, противник часто при постоянном прессинге «выдыхается» в концовках матча.

Как правило, недостатки соперника подчеркиваются не прямо, а косвенно, в основном через внушение игрокам их собственной силы. Вернемся к примеру подготовки к борьбе с противником, эффективно применяющим прессинг. Шлифуя приемы борьбы против такого прессинга, надо каждый раз обращать внимание игроков на случаи успешного противодействия ему. Не говорить прямо: «Вот так будете «ловить» соперника». Но, подчеркивая случаи успеха при отработке игры против прессинга, можно косвенно внушать эту мысль.

Если видно, что на тренировках игроки хорошо попадают со штрафных, надо тут же устроить что-то вроде соревнования. Мало того, что это соревнование снижает психическую напряженность ожидания официального турнира, хорошая результативность штрафных бросков внушит спортсменам (косвенно), что также точно они будут попадать и во время турнира.

Обсуждение результатов обследований необходимо не только для косвенной деактуализации соперника. Спортсмен должен четко осознавать свои возможности на данный момент, должен знать, на что обратить внимание при организации предсоревновательной подготовки, при планировании психологической подготовки. Он должен уметь компенсировать те недостатки, которые выявились в последний момент. Если, например, баскетболист осознает, что у него в данное время «не идет» бросок, то нужно строить стратегию подготовки на поиске оптимальных компенсаций. Этот недостаток, в какой-то мере, компенсируется высокой плотностью игровых действий, хорошей моторикой, большим объемом проделываемой работы. Благодаря подобной высокой плотности спортсмен чаще сможет оказываться в точке, наиболее удобной для броска и чаще бросать без помех со стороны запаздывающего «опекуна». Короче говоря, принцип здесь такой: не «идет» бросок, сам «пойду» к нему навстречу, создам условия для него.

Обсуждая предыгровую подготовку, не следует забывать, что в командных видах спорта существует, наряду с настроением отдельных игроков, коллективное настроение.

Пример

Помимо признанных лидеров существуют игроки, чье настроение бывает особенно «заразительным». В частности, такими бывают привычные шутники. Они могут своими шутками поднять настроение у товарищей, но, оказавшись в дурном настроении, легко передают его остальным. Но уже тем более необходимо помнить о том, как заразительно настроение тренера. К сожалению, далеко не всегда тренеры об этом помнят; они не занимаются собственной психорегуляцией и позволяют себе демонстрировать плохое настроение своим подопечным. Тренер — это и педагог, и психолог, и артист, поэтому он постоянно должен заниматься самосовершенствованием.

В игровых видах спорта характер и амплуа спортсмена во многом взаимосвязаны.

Исследования позволили определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства предыгровой подго
овки. Рассмотрим наиболее характерные типы в волейболе.

Связующие игроки

Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я». Такие спортсмены обычно играют эффективно, но любят играть и эффектно. В тактическом отношении они склонны к импровизации. На фоне хорошего эмоционального состояния способны увлечь за собой всю команду. Вторая передача у них стабильна, с высоким качеством и соответствует возможностям партнера. Таким игрокам необходимо настраивать себя на игру. Все действия перед игрой должны быть завершенными и несколько замедленными, речь — спокойной, размеренной. В разминке основное внимание надо уделять качеству исполнения каждого игрового элемента. Любой неудачный прием мяча анализируется с вводом коррекций по времени и месту исполнения. После двух-трех ошибок начинается «поиск виноватого», предъявляются претензии там, где скорей виноват сам игрок. Учитывая такие особенности спортсменов, рекомендуются эмоционально неокрашенные реплики тактического характера. Бесполезно говорить: «Соберись!», «Внимательнее!». Лучше давать конкретное задание. Например: «В первом розыгрыше сыграй «крест», во втором — «впрыжку». Желательно, чтобы в репликах был оценочный элемент, который направлен не на игрока, а на соперников.

Нельзя сдерживать такого игрока и не давать возможности выплескивать свои эмоции на партнеров (разумеется, если они не переходят границ). Хорошо, если и партнеры знают эту особенность игрока и сдержанны в таких ситуациях. Когда ошибки повторяются, лучше порекомендовать тренеру заменить игрока, и посоветовать ему посмотреть на игру со стороны, не делая никаких замечаний, и лишь после паузы спокойно, аргументированно и кратко разобрать ошибки и порекомендовать спортсмену, наблюдая за действиями партнеров на площадке, моделировать свою игру. Вариант внутреннего монолога: «Молодец!» (это об игроке, вышедшем на замену). Но лучше бы дать эту передачу быстрее».

Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, интровертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от группы.

В напряженных ситуациях борьбы стабильность передач у них часто снижается, появляются, казалось бы, изжитые ошибки, снижается уверенность в своих возможностях. Такие игроки, как правило, мнительны. Реплики тренера в основном носят, как говорят психологи, оценочно-экспрессивный характер: «Во время прочувствовал замысел партнера!». «Не получилось, но задумал верно». У таких спортсменов не часто бывают конфликты с коллективом, но если он все-таки возник, надо срочно его разрешить. Ставить на игру такого спортсмена в состоянии конфликта нельзя.

Незадолго до решающих игр необходимо искать средства отвлечения мыслей спортсмена. Он не должен думать о последствиях неудач или поражений.

Поэтому тренер начинает искусственно формировать отвлекающую доминантную установку: или подолгу отрабатывать какой-либо технический прием, хотя, казалось бы, накануне игр не до этого, или дать большой объем средств физической подготовки (разумеется, избегая тех, которые могут привести к переутомлению). Такого спортсмена нельзя оставлять наедине со своими мыслями. Рядом постоянно должен быть человек, который может формировать «внутреннюю психическую опору». Лучший партнер в этом случае — полностью противоположный тип: эмоциональный, реактивный, безудержный. Одно дело — поддержка со стороны тренера (которая иногда воспринимается как искусственная), другое — искренняя реакция партнера.

Однако у нападающего, как правило, интровертированность, зависимость от группы, инертность выражены более сильно, чем у связующих. При работе с такими игроками лучше стремиться использовать их достоинства, чем пытаться устранить недостатки. Иначе, исправив недостатки, мы можем потерять игрока, как одаренную своеобразную индивидуальность.

Для нападающих первого типа характерна довольно однообразная игра. Когда ситуация требует разнообразия в игровых действиях, качество игры заметно снижается. Такие игроки не имеют лидерских склонностей, и их результативность целиком зависит от игры партнеров. Игроки такого типа эффективны при простой игре, и поэтому ради них приходится упрощать тактику. В нападении такой спортсмен — «стержень» игры. Но если уж он попадает в полосу кризиса, практически из него выйти не может. Лучше сразу делать замену и перестраивать тактику игры. Вся программа воздействий направлена на подготовку к следующей игре.

Большинство приемов похожи на те, которые рекомендовались связующим второго типа: искренняя поддержка со стороны тренера и партнеров, аргументированный разбор игры, полное исключение всевозможных упреков и претензий.

Подходит прием, который в психологии называется «снятие запрета на ошибку». Схема рассуждений тренера примерно такая: «Вчера спад в игре был случайным, и я уверен, сегодня ты сыграешь и сможешь решить исход игры. Не бойся ошибиться. Ты сильный нападающий и пробьешь любой блок».

Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормозными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки. Такие игроки, как правило, талантливы, но трудно управляемы. Их игра не поддается никаким видимым закономерностям. Они склонны преувеличивать сложность своего положения и имеют тенденцию к неадекватной оценке ситуации. Поэтому средства психического воздействия следует применять до игры, а не во время ее. Особую роль играет специализированная разминка (перемещение в низкой стойке, упражнения с элементами акробатики, имитация действий в защите). Она направлена на улучшение уровня психической концентрации. Здесь подходит следующий прием: игрок выбирает объект восприятия и, по условному сигналу (например, «Внимание!»), осознанно концентрирует на нем свое внимание. Такое «пусковое» слово при частном использовании становится привычным и помогает выработать нужный стереотип поведения. Наиболее подходящий объект в этом случае — сетка.

Полезно при перемещении по площадке четко контролировать свое место на ней. Например, выполнив падение, тут же оценить, что сзади на расстоянии одного метра — лицевая линия и т.д.

Третий тип: свойства нервной системы примерно такие же, как у нападающих второго типа, хотя возбуждение преобладает в меньшей степени. Личностные качества: высокий интеллект, склонность к лидерству, эффективность самоконтроля.

В процессе предыгрового общения с таким игроком внимание не нужно обращать на его психическое состояние — только на тактику, причем и здесь спортсмену должна быть дана возможность выбора того или иного рисунка игры из нескольких вариантов. Такие игроки реализуют идеи тренера в деятельности команды. Они должны больше, чем другие, знать перспективы развития команды, программу ее подготовки.

Здесь важно прийти к выводу, что поиск психических резервов должен заключаться в анализе индивидуальности игрока и в подборе тех средств, которые адекватны его психофизиологическим и личностным особенностям, а также его роли в команде.

Специфика психолого-педагогической работы с единоборцами

Спортивные единоборства — генетически одна из самых древних форм человеческого существования. Отсюда — сильные, как нигде, эмоции борьбы, особенно ярко проявляющиеся в юношеском возрасте. В то же время для многих единоборцев характерна косность технических навыков в сочетании с устойчиво сложившимся уже в юношеском возрасте способом решения тактических задач — индивидуальным стилем деятельности.

Практически любого единоборца отличают стремление навязывать свою волю, свое отношение к окружающим не только в спорте, но и во всех сферах жизни.

У единоборцев особо развиты не только интенсивное внимание или быстрые двигательные реакции. У любого из них проявляется склонность к вероятностному прогнозированию (отсюда тяга многих из них к различного рода пари, которая с юного возраста сохраняется всю жизнь) и рефлексивному поведению, т.е. принятию решений на основе суждений типа: «Я знаю, он думает, что я думаю так-то, но я решу эту задачу совсем иначе».

Единоборства принято объединять в одну группу, но если говорить о степени условности, которой выражается выигрыш (частный выигрыш одной комбинации или общий результат боя, схватки), то на одном полюсе будет наиболее условное единоборство — фехтование, а на другом — бокс, где поражение бывает болезненным в буквальном смысле слова. Это не исключает родство единоборств, прежде всего, по эмоциональному и тактическому содержанию.

Общими для всех единоборств оказываются и картины проявлений индивидуального стиля деятельности. В любом виде единоборств есть склонные к

Видео по теме

«Спортивная психология».
Редактор: В.А. Родионов Изд.: Юрайт, 2015 г.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo