История психологии спорта

Возникновение спортивной психологии как отрасли психологии

Начало академического изучения спортивной психологии связывают с концом XIX — началом XX в. В 1891 г. немецкий врач Г. Кольб провел исследования гребцов во время гонок на 2000 м, выясняя особенности преодоления так называемой «мертвой точки». Он писал: «В конце второй минуты наступает момент, когда человек в обычной жизни при максимальном напряжении перестает действовать… Очень заметны явления одышки, дыхание становится глубоким и очень частым, как и деятельность сердца… Гребец продолжает грести, и этот «порог», как любят называть гребцы эту кажущуюся несостоятельность, преодолевается».

Как таковой спортивной психологии еще не было, хотя термин «спортивная психология» впервые был употреблен уже в конце XIX в. бароном Пьером де Кубертеном. Этот незаурядный человек, обучавшийся на философском факультете Сорбонны, глубоко интересовался историей и спортом. Закономерным стало посещение бароном места раскопок древней Олимпии. Действительно, тысячелетняя история Олимпийский игр не могла оставить равнодушным человека, увлекавшегося боксом и фехтованием, греблей и верховой ездой.

Развитию современного спорта и спортивной науки во многом способствовали возрожденные Олимпийские игры. Их возрождение началось с организованных по инициативе де Кубертена Международного спортивного конгресса (Париж, 1894) и первых Олимпийских игр (Афины, 1896). Игры состоялись на стадионе, на котором в античные времена состязались афиняне. Пьер де Кубертен — автор олимпийской эмблемы из пяти переплетенных разноцветных колец, текста олимпийской клятвы, а также удивительно красивой традиции зажигать олимпийский огонь в Олимпии от солнечных лучей.

В состав учредителей Международного олимпийского комитета, собравшегося в 1896 г. в Афинах, вошли представители Богемии, Германии, Греции, Венгрии, России и Франции. Нашу страну представлял генерал А. Д. Бутовский, который в конце XIX в. сделал большой вклад в создание российской системы подготовки специалистов в области физического воспитания.

Время с начала XX в. и вплоть до Первой мировой войны оказалось крайне важным для развития спортивной психологии, ее структуры и, главное, отделения от других научных дисциплин. Не менее важным стало начало сотрудничества с теорией физической культуры и спорта.

В этот период в общественной жизни развитых стран спорт и физическая культура приобрели все возрастающий статус. Физическое воспитание и физическая подготовка были приняты не только в армии, но и в школах (по крайней мере, для мальчиков и молодых людей). По всему миру создавались спортивные залы и клубы. Особенно хорошо была принята и быстро распространилась по всей Европе шведская спортивная система. Шведская система Пера Линга ориентировалась на применение в различных сферах деятельности: педагогической, военной, врачебной, эстетической, что делало ее прикладной и эффективной.

Стремительное развитие спорта привело к необходимости научного сопровождения спортивной деятельности. Это инициировало проведение I международного конгресса спортивных психологов, который состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна. Прошедший в Лозанне конгресс во многом был организован по инициативе основателя современных Олимпийских игр. Следует отметить, что психологов как таковых на конгрессе практически не было, главную роль играли врачи. Медико-центрированный подход в спортивной психологии несколько разочаровал де Кубертена, который писал тогда, что хотел бы видеть спортивную медицину более заинтересованной в психологии.

Позднее, А. Ц. Пуни в своих «Очерках» также отмечал, что на конгрессе не произошло признания спортивной психологии как специальной области научных психологических знаний. Действительно, этого не могло быть в силу хотя бы того, что спорт как явление был еще слабо развит, а вопросы психологии спорта являлись предметом интереса лишь отдельных общественных деятелей и ученых.

В 1937 г. де Кубертен умер и был похоронен в Лозанне, где в настоящее время находится штаб-квартира МОК. Сердце его захоронено отдельно у руин античной Олимпии. Вскоре после его смерти первое международное объединение спортивных психологов распалось.

Первая мировая война приостановила процесс развития спортивной психологии, однако период между двумя мировыми войнами (1918—1939) оказался весьма продуктивным этапом для развития спортивной психологии во многих странах мира. Так, в Германии появились не только университеты и институты физической культуры, но и соответствующие средние школы, например, в Берлине, Лейпциге, Гиссене, Марбурге, Бреслау, Гейдельберге, Касселе, Геттингене и Эрлангене. В 1920 г. в Берлине в Германской Высшей школе физических упражнений (German High School for Physical Exersice) начала работать психотехническая лаборатория под руководством Р. Шульте. Исследования берлинской лаборатории охватывали самые различные темы, в том числе, такие как влияние спорта на развитие личности и когнитивные способности, и психомоторные особенности различных спортивных навыков.

Вообще в Германии спорту, спортивным победам придавалось большое политическое значение. Знаменательно, что олимпийский факел был впервые зажжен в 1928 г. на Играх в Амстердаме, но только на Играх 1936 г. в Берлине вспыхнул огонь, доставленный эстафетой непосредственно из Греции. Берлинская Олимпиада была первой, состязания которой транслировались по телевидению. В связи с тем, что телевизоров было очень мало, они размещались в театрах и на площадях. Интересно, что через несколько десятков лет болельщики вновь стали собираться у телевизоров, установленных в общественных местах.

Регулярность проведения Олимпийских игр была нарушена Второй мировой войной. Она нанесла колоссальный вред экономическому развитию европейских стран. Спортивная инфраструктура во многом была разрушена. Однако, несмотря на это, с 16 по 20 июня 1944 г. Международный Олимпийский комитет организовал в Лозанне научный конгресс по психологии и педагогике спорта, посвященный 50-летию олимпийского движения. В конгрессе приняли участие почти 400 делегатов, представлявших 33 страны с 5 континентов, хотя большинство участников поселилось в Швейцарии с начала Второй мировой войны и раньше. Первый день, 16 июня, был полностью посвящен психологии. Были проведены 16 презентаций, носящих феноменологический и описательный характер. Однако во время войны было сложно организовать публикацию материалов. По этой причине доклады были опубликованы по инициативе Международного бюро по спортивной педагогике Олимпийского института в Лозанне только в 1947 г.

После создания Организации Объединенных Наций в 1945 г., было сформировано много независимых специализированных организаций, одна из которых (по вопросам образования, науки и культуры), ЮНЕСКО, учредила консультативные комитеты и организации. В Париже в 1958 г. был основан Международный совет по спорту и физическому воспитанию (1С5РЕ, в настоящее время ЮББРЕ), который быстро развивался в области международного спорта и спортивной науки. Ее первым президентом был барон Филипп Ноэль-Бейкер (1889—1982), который в 1959 г. получил Нобелевскую премию Мира за заслуги в достижении мира и разоружения.

В 1950-х гг. олимпийское движение, а с ним и спортивная психология, как часть спортивной науки, получило свое дальнейшее развитие. В определенной степени этому способствовало включение в игры Советского Союза, спортсмены которого оказали серьезную конкуренцию признанным лидерам того времени — спортсменам США. Сам факт конкуренции потребовал включения в процесс подготовки спортсменов национальных сборных новых методов, в том числе — психологических.

Международный совет по спорту и физическому воспитанию был ориентирован на создание международной организации по спортивной психологии. В 1964 г. итальянский психиатр Ферруччо Антонелли, работавший в то время со спортсменами, предложил создать международную ассоциацию спортивных психологов. По его инициативе в 1965 г. в Риме состоялся I учредительный конгресс Международного сообщества спортивных психологов — International Society of Sport Psychology (ISSP — ИССП).

Первый международный конгресс спортивных психологов состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна по инициативе Пьера де Кубертена. Только спустя полвека по инициативе итальянского психиатра Ф. Антонелли в Риме прошел I учредительный конгресс Международного сообщества спортивных психологов, давший серьезный импульс для дальнейшего развития этого направления психологической науки и спорта.

Одной из целей ISSP было использование национальных традиций и опыта для повышения эффективности применения психологии в области физической культуры и спорта. Результаты исследований в этой области были интересными, однако опыт одной страны далеко не всегда можно было транслировать в другие страны. Большое значение имел различный менталитет, а также социальные и политические особенности, характерные для той или иной страны.

Президентом Международного сообщества спортивных психологов (ИССП) был избран Антонелли. Он же стал первым редактором «Международного журнала спортивной психологии». На конгресс приглашены представители СССР. В ходе работы форума было принято решение о подготовке материалов для принятия СССР в ИССП в качестве коллективного члена.

Второй конгресс, в котором советские психологи должны были участвовать в качестве полноправных членов, состоялся в 1968 г. в Вашингтоне, однако в списке участников их не оказалась. Летом того же года в Чехословакии вспыхнуло антикоммунистическое восстание, жестоко подавленное советскими войсками. В знак протеста против агрессивных действий

Советского Союза ряд членов Международного сообщества спортивных психологов предложили отказать представителям страны-агрессора в праве участвовать в конгрессе, а значит -и в членстве в ИССП. Впрочем, по версии советской печати, именно советские психологи были инициаторами отказа от дальнейшего сотрудничества с Международным сообществом, солидарным с «антинародным движением».

Симпатии ИССП действительно были на стороне маленькой (по сравнению с Советским Союзом), Чехословакии. На следующем конгрессе (Мадрид, 1973) президентом сообщества был избран представитель ЧССР Мирослав Ванек, а очередной, четвертый по счету, конгресс состоялся в Праге (1977). Конгресс в Мадриде примечателен тем, что, что его участники, в том числе советский психолог А. В. Родионов, были представлены будущему королю Испании Хуану Карлосу I де Бурбону. Интерес к спорту у Хуана Карлоса не случаен — в 1972 г. он принимал участие в Олимпийских играх в Мюнхене (парусный спорт), заняв 15-е место.

Возникновение и развитие спортивной психологии в Европе

Усиление «американского течения» в спортивной психологии вынудило европейских психологов задуматься о создании собственного объединения. На международной конференции «Психологическая подготовка спортсменов», которая проходила в Варне (Болгария) 3—5 декабря 1968 г. французский психиатр Эрик де Винтер предложил создать европейскую Федерацию спортивных психологов. Идея была обсуждена заранее с представителями Испании Хосе Феррер-Хомбравелла и Болгарии Эмой Герон, которые поддержали начинание. Против создания европейской Федерации выступил представитель СССР П. А. Рудик, что вынудило отложить ее юридическое основание. Вместе с тем международную конференцию в Варне принято считать I европейским конгрессом психологов спорта.

Датой формального рождения Европейской Федерации психологии спорта и двигательной активности (Federation Européenne de Psychologie des Sports et des Activités Corporelles), сокращенно — FEPSAC (ФЕПСАК) считают 4 июня 1969 г. В этот день в рамках Третьего Франко-Германского коллоквиума по спортивной медицине и спортивной психологии, который проходил во французском городе Витель, состоялся II конгресс ФЕПСАК. Официальным языком ФЕПСАК был признан английский, а названием науки стала «Psychology of Sport and Exercise» («Психология спорта и физических упражнений»).

Следует отметить, что предложение по созданию европейского объединения снова встретило резкую оппозицию, на этот раз от президента ИССП Антонелли. Он расценивал сам факт создания как начало конкуренции. Но, несмотря на это, европейская Федерация спортивной психологии была создана.

В 1969 г. была основана Европейская Федерация психологии спорта и двигательной активности (Federation Européenne de Psychologie des Sports et des Activités Corporelles).

На протяжении нескольких лет длилось своеобразное противостояние между ФЕПСАК и ИССП, и только в 1981 г. на IV Конгрессе ИССП в Оттаве (Канада) проблемы взаимодействия были окончательно разрешены.

II конгресс ФЕПСАК провел важное формальное мероприятие — выборы руководства Федерации. Президентом была избрана Э. Герон из Болгарии, а генеральным секретарем — Эрик де Винтер. В Руководящий Совет вошел представитель Советского Союза — А. В. Родионов, хорошо известный в Европе благодаря успешности своей работы с национальной сборной командой боксеров.

Однако спустя год на очередном международном форуме спортивных психологов в Мамайа (Румыния) один из главных идеологов профессионального сообщества Э. де Винтер отказался от собственных полномочий и заявил о выходе из Федерации. Это поставило ее дальнейшее существование под угрозу. В целях «реанимации» ФЕПСАК в столице Болгарии Софии в 1970 г. было срочно собрано специальное совещание, на которое пригласили спортивных психологов из разных стран. Председательствовала Э. Герон, а среди участников были такие известные специалисты как Гвидо Шиллинг (Швейцария), Михай Эпуран (Румыния), Ласло Надори (Венгрия), Эрвин Хан (ФРГ) и др.

На первом заседании Руководящего Совета были созданы два комитета: по «информации и документации» (председатель Пауль Кунат) и по «научным проблемам в области развития психологии спорта и физической культуры» (председатель Михай Эпуран). В ходе работы совещания был разработан устав организации, предложены кандидатуры президента, вице-президента и членов Руководящего Совета. В уставе новой организации (1970) было отмечено, что в ФЕПСАК нет политической, идеологической или религиозной дискриминации.

Спортивная психология начала служить своеобразным связующим звеном между общей психологией и спортивной наукой, что привело к созданию связей ФЕПСАК с другими международными и национальными психологическими научными организациями. В 1971 г. Э. Герон установила контакты с 1ААР (Международная ассоциация по прикладной психологии).

Официальное избрание руководства ФЕПСАК состоялось на III конгрессе ФЕПСАК в Кельне (1972). Президентом стала и оставалась им до 1974 г. Э. Герон. Вице-президентом стал И. Мацак (ЧССР, в настоящее время — Словакия), Э. де Винтер (Франция) — генеральным секретарем. В Руководящий Совет были избраны: П. Кунат (ГДР, теперь — Германия), М. Эпуран, Дж. Ройг-Ибанез (Испания), Г. Шиллинг, К. Сарман (Турция) и Альберт Родионов (СССР, в настоящее время — Россия). На конгрессе прозвучало предложение избрать А. В. Родионова вице-президентом, однако оно не получило одобрения советского руководства — Родионов не был членом КПСС.

Среди наиболее интересных докладов, прозвучавших на конгрессе в Кельне, был доклад М. Эпурана, посвященный созданию в сфере спортивной психологии 63 терминов на семи языках. К сожалению, казавшееся перспективным предложение в полном объеме так и не было выполнено.

В 1973 г., находясь в Мадриде на конгрессе ИССП, Э. Герон приняла решение об отъезде на постоянное место жительства в Израиль. Естественно, что после этого в СССР, осуждавшего внешнюю политику Израиля, она стала «персоной нон грата». Последней работой президента ФЕПСАК, опубликованной в советском издательстве «Физкультура и спорт», была «Психоспортограмма», вошедшая в сборник статей спортивных психологов разных стран «Психология и современный спорт» (1973). В этот же сборник вошла проблемная статья «Методы психологической диагностики спортсмена и тренера» специалистов из Карлова университета (Прага) М. Ванека, В. Гошека и Б. Свободы.

Сменив гражданство, Э. Герон лишилась статуса президента, на пост которого было выдвинуто несколько кандидатур. Одной из причин разгоревшейся предвыборной борьбы было влияние, которое могла оказывать Федерация на политические настроения в европейском спорте: если Международное сообщество спортивных психологов ориентировалось на США, то Европейская Федерация во многом поддерживала страны социалистического лагеря.

Выборы показали умение психологов находить компромиссные решения: после представительницы социалистических стран Э. Герон президентом стал представитель «лагеря капитализма» Г. Шиллинг. Это произошло на IV конгрессе в Эдинбурге. Забегая вперед, отметим, что участники V конгресса, проходившего в Варне (1979), продлили его полномочия на второй срок.

В 1960—1970-х гг. стала активно развиваться спортивная психология в социалистических странах. Это во многом было связано с успешной деятельностью отечественных ученых, которых в качестве консультантов приглашали в восточноевропейские страны. В свою очередь, представители этих стран приезжали в СССР на стажировку, учились в аспирантуре московского и ленинградского институтов физической культуры и спорта. В эти и последующие годы осуществлялись совместные разработки, а советское издательство «Физкультура и спорт» издавало сборники работ спортивных психологов социалистических стран.

Совместная деятельность способствовала обоюдному развитию спортивной науки в СССР и странах социалистического лагеря. Вместе с тем, спортивная психология в странах социализма, являясь социально и политически ориентированной наукой, была обязана «делать реверансы» правящему строю.

Так, заключительная статья сборника работ специалистов социалистических стран («Психология и современный спорт», 1973) заканчивалась словами: «Нельзя забывать мудрых слов В. И. Ленина: «Без настоящей теории практика слепа»».

В 1978 г. на конгрессе Международной ассоциации прикладной психологии в Мюнхене (ФРГ) большой интерес вызвал тест тревожности Спилбергера с позиции его потенциального использования в спорте. На заседании Руководящего Совета ФЕПСАК в Будапеште в 1980 г. было принято решение начать проект «Тревожность в спорте» с целью создания обзора тестов, используемых в этой области. Ответственность за проект Совет возложил на президента шведского общества «Поведенческие исследования в спорте» Эрвина Апитча. Кроме того было предложено сделать тему «Тревожность в спорте» главной на Конгрессе ФЕПСАК в 1983 г. Результатом работы стала публикация книги под названием «Тревожность в спорте». Сто пятьдесят восемь страниц книги содержали перечень завершенных, текущих и запланированных исследований, резюме исследования тревоги, данные об исследованиях этого явления в различных странах. Таким образом, стали реальностью первые научные публикации ФЕПСАК.

В 1983 г. на VI конгрессе в Магглингене (Швейцария) Шиллинга сменил представитель социалистического лагеря П. Кунат. Как и его предшественник, Кунат был переизбран на второй срок во время VII конгресса в германском городе Бад-Блангенбурге (1987). Следует признать, что Кунат оказался умелым политиком, сумевшим избежать противостояния с ИССП. Это привело к тому, что на конгрессы Международного сообщества стали официально приглашать членов Европейской Федерации, в том числе представителей СССР, а на конгрессы ФЕПСАК — психологов со всего мира, включая США.

В 1980-е гг. представителем Советского Союза в Руководящем Совете ФЕПСАК стал ленинградский спортивный психолог Г. Д. Горбунов (ГДОИФК).

Двадцать лет спустя после основания Европейской Федерации, в 1989 г., был опубликован первый номер бюллетеня ФЕПСАК. Бюллетень был создан в целях эффективного обмена опытом в Европе. До этого только в Италии (с 1971) и Германии (с 1987) выходил специальный журнал спортивной психологии. Статьи по спортивной психологии в других странах публиковались в основном в журналах по физическому воспитанию, спортивной медицине, медицинской помощи, психотерапии и педагогике для инвалидов или реабилитации.

Бюллетень ФЕПСАК, выходящий два раза в год, был важным средством информации до 2001 г., когда Руководящий Совет Федерации отменил публикации из-за расходов на печать и почтовые расходы, а также из-за появления сайта ФЕПСАК и создания официального журнала Федерации «Психология спорта и физических упражнений».

На заседании Руководящего Совета в Софии в 1989 г. казначей Федерации Эрвин Хан предложил учредить награды для молодых ученых. Приглашение к участию в конкурсе и правила были направлены странам-участникам в мае 1990 г. С тех пор премии ФЕПСАК вручались в 1995,1999 и 2003 гг. молодым психологам, зарекомендовавшим себя в работе со спортсменами.

В 1991 г. состоялась первая сессия Генеральной Ассамблеи ФЕПСАК после падения Берлинской стены. Она положила конец политическим разногласиям внутри ФЕПСАК, что, в частности, позволило Израилю стать членом Федерации, хотя географически он не принадлежал Европе.

Авторитет ФЕПСАК возрастал. На VIII конгрессе в Кельне (1991) приняли участие 250 ученых, представлявших 36 стран, в том числе 13 неевропейских. Советская делегация в составе 21 человека на конгрессе была одной из самых представительных. Темы конгресса говорят о разносторонности подхода к проблеме психологии физической культуры и спорта. Среди основных тем были такие, как «Здоровье, благополучие и хорошее соревновательное выступление спортсменов как темы спортивной психологии», «Спортивная мотивация», «Психологическая подготовка в спорте», «Аэробные упражнения, стресс и здоровье», «Психотерапия в спорте: возможности и применение» и др. Один из пяти организованных в рамках конгресса симпозиумов «Психологическая подготовка в спорте» провел А. В. Родионов совместно со своим коллегой Д. Хакфортом из ФРГ.

Практически на всех секциях конгресса выступали советские психологи, а на одном из трех «Рынков исследовательских методик» интерес зарубежных специалистов вызвала компьютеризированная система социально-психологического контроля и управления спортивной командой, разработанная Е. А. Калининым (Москва). Отметим, что в дальнейшем компьютерные психодиагностические методики, разработанные Е. А. Калининым и его коллегой М. Н. Нилопцом, активно применялись в спортивной психологии. На этом же «Рынке» было представлено еще одно советское изделие — компьютерный тест-тренажер «Тактик», разработанный Б. В. Турецким и В. Г. Сивицким.

В рамках конгресса состоялись выборы нового состава Руководящего Совета, в который был избран лишь один представитель из бывших стран социалистического лагеря Л. Надори. Следующим президентом, возглавлявшим ФЕПСАК два срока (1991—1995), стал Стюарт Биддл (Великобритания). В 1992 г. на заседании Руководящего Совета в Будапеште бельгийский психолог Ив Ванден выступил с сообщением, что Европейское сообщество готово предоставить финансовые средства для разработки программы по подготовке магистров в физическом воспитании и спортивной психологии. В первой группе приняли участие 12 студентов из шести стран. Программа прошла с большим успехом и считается одной из лучших инициатив ФЕПСАК.

Одним из новшеств С. Биддла было предложение о публикации Европейского журнала спортивной психологии. Первый том «Европейского ежегодника спортивной психологии» под редакцией Роланда Зайлера увидел свет в апреле 1997 г.

В 2000 г. после трех лет издания «Европейский ежегодник психологии спорта» заменили официальным журналом ФЕПСАК — «Психология спорта и физических упражнений».

В дальнейшем президентами Европейской Федерации были Г. Роберте (избран в Праге в 1999 г.) и Р. Зайлер (избран в Копенгаген в 2003г.).

Спортивная психология в Европе в XXI веке

Каждый новый конгресс расширял круг рассматриваемых вопросов. На XI конгрессе в Копенгагене (2003) выделялись пять основных направлений: «Образ «физического тела» в спортивной психологии и физической деятельности», «Детский и юношеский спорт», «Страсти и эмоции в спорте и физической культуре», «Тренер, команда и спортивное соревнование», «Пути повышения физической активности для здоровья и благополучия». Вместе с тем наибольший интерес вызвали две актуальных проблемы современности — два полюса физической активности. С одной стороны, это позитивные факторы занятий населения физической культурой (физическое здоровье, продление жизни, высокий уровень ее качества и др.). С другой стороны, это критические факторы, сопутствующие спорту высших достижений (травмы, стрессы, ранний уход из спорта, карьерные трудности после окончания спортивной деятельности).

Когда СССР прекратил свое существование, его правопреемником стала Ассоциация спортивных психологов России. Однако она длительный период не платила членских взносов и автоматически выбыла из ФЕПСАК, что не помешало отношениям российских психологов и их зарубежных коллег. Разработанный Л.-Э. Унестолем (Швеция) курс ментального тренинга был с его согласия переведен и адаптирован на русский язык доктором медицинских наук, профессором П. В. Бундзеном из Санкт-Петербургского НИИ физической культуры и спорта.

Л.-Э. Унестоль предложил программу психического воздействия, основанную на так называемой моторной автоматизации и реактивации (воссоздании) «чувства успеха». Он предложил способ формирования чувства успеха, состоящей из трех взаимосвязанных частей: мысленная тренировка, концентрация на конечной цели, тренировка способности перенесения своего образа в идеальную (модельную) ситуацию. Л.-Э. Унестоль обратил внимание на то, что с точки зрения спортсменов, занимающихся ментальным тренингом, уверенность в себе положительно влияет на результаты. Вместе с тем для спортсменов, не занимающихся подобным тренингом, зависимость обратная: только положительный результат вырабатывает уверенность в себе.

В 2002 г. было принято решение организовывать конференции по спортивной психологии в рамках чемпионатов Европы по тем или иным видам спорта. Первая такая конференция была проведена по случаю Чемпионата Европы по гандболу для мужчин в Швеции 2 февраля 2002 г. в Стокгольме. Она было организована совместно с ФЕПСАК Европейской Федерацией гандбола, шведским обществом поведенческих исследований в области спорта и шведской ассоциацией гандбола и была проведена без финансовой поддержки ФЕПСАК.

В программу были включены такие темы как «Эмоции и оптимальная результативность в командных видах спорта», «Карьерный переход: почему труден шаг от талантливого молодого игрока к успешному взрослому игроку», «Что может спортивная психология сделать для гандбола» и др.

В 2007 г. XII конгресс ФЕПСАК избрал президентом Федерации Поля Виллемана (Бельгия). В статье, написанной П. Виллеманом совместно с предыдущим президентом Федерации австрийцем Р. Зайлером, авторы, ссылаясь на Э. Герон, отмечали, что в конце 1960-х гг. спортивная психология была не предпочитаемой сферой деятельности. Однако со временем спортивная психология каким-то образом вошла в моду. Популярность этой отрасли психологической науки объясняется рядом факторов: начиная ростом популярности, как спорта, так и психологии вообще, и заканчивая активной деятельностью самой Федерации.

В 2009 г. по инициативе нынешнего президента П. Виллемана в пригороде Парижа — Вансенне состоялась юбилейная встреча, посвященная 40-летию ФЕПСАК, на которой российский психолог А. В. Родионов был награжден медалью «За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК». Почетными членами организации за вклад в европейскую психологию спорта ранее были названы Р. Sivadon (Франция), J. Ferrer-Hombravella (Испания) и П. А. Рудик — все в 1969 г.; К. Feige (Германия) в 1980 г.; G. Rioux (Франция) в 1983 г., А. Ц. Пуни в 1984 г.

На встрече в Венсене (Франция, 2009), посвященной 40-летию ФЕПСАК, российский психолог А. В. Родионов был награжден медалью «За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК».

В разные годы организовывались национальные общества спортивной психологии в ФРГ, Англии, Франции и других странах, включая страны — бывшие республики СССР. Так, например, в 1992—1993 гг. создается общество спортивных психологов Украины, а в 1995 г. открывается Белорусская республиканская ассоциация спортивных психологов. Спустя несколько лет в Белорусской олимпийской академии была открыта секция спортивной психологии (2008).

Спортивная психология в США

Американская спортивная психология развивалась параллельно с европейской, хотя сами американцы традиционно считают, что именно им принадлежат приоритеты во всех начинаниях этой науки.

В 1897 г. американский врач Норман Триплетт провел эксперимент, который можно отнести в равной степени к области как социальной, так и спортивной психологии. Будучи любителем велосипедного спорта, он обратил внимание, что в парных или групповых состязаниях гонщики показывают более высокий результат, чем в индивидуальных состязаниях. В дальнейшем он опытным путем подтвердил это, и в США его эксперимент принято считать началом новой науки.

Начало спортивной психологии в США относят к 1897 г., когда Н. Триплетт провел эксперимент с участием велосипедистов-гонщиков.

В 1918 г. студент Иллинойского университета Колмен Гриффит, которого американцы называют «отцом-основателем» спортивной психологии, провел свои первые (тогда еще неофициальные) исследования с участием студентов, занимающихся спортом — футболом и баскетболом. В дальнейшем он написал ряд работ, одна из которых — «Психология спортсменов» (1922) стала безусловной классикой спортивной психологии. В 1925 г. Гриффит открыл лабораторию спортивной психологии в Иллинойском университете. В те же 1920-е гг. он опубликовал два ставших классическими труда: «Психология тренерской деятельности» (1926) и «Психология спорта» (1928)’.

В США историю развития психологии спорта и физической культуры разделяют на пять периодов.

Первый период (1895—1920) охватывает экспериментальную деятельность Триплетта и начало исследований Гриффита. В это же время ученый из Йельского университета Е. У. Скрипчер публикует работу о влиянии спорта на развитие индивидуальных особенностей человека (1899), а Г. Т. У. Патрик — о психологии игры в спорте (1903).

Второй период (1921—1938) практически полностью связывают с именем К. Гриффита: открытие им спортивной лаборатории в 1925 г., основные публикации («Психология тренерской деятельности», «Психология спорта»), закрытие лаборатории в 1932 г. Из-за отсутствия средств, приглашение на должность психолога в чикагскую бейсбольную команду. Последнее событие, произошедшее в 1938 г., кажется особенно важным: прекращение финансирования научных исследований не означало невостребованности спортивной психологии. Более того, умеющие считать деньги американцы показали, что готовы потратиться на психолога ради успешности, в том числе финансовой, спортивной команды.

В этот же период получило свое развитие и распространение психологическое образования для учителей физического воспитания не только в Иллинойском университете, но и других университетах, например, в Гарварде, Спрингфилде, Массачусетсе.

Третий период начинается в 1939 г., когда сотрудник кафедры физического воспитания Калифорнийского университета Франклин Генри разработал программу по психологии двигательной активности. В течение последующих 30 лет закладывались основы американской школы психологии спорта и физического воспитания. Завершился период в 1965 г. конгрессом в Риме.

Четвертый период (1966—1977) в основном характеризовался тем, что после учреждения в 1967 г. Североамериканского общества психологии спорта и проведения им первой конференции психологи стали активно работать с командами и спортсменами. Это привело к появлению тестов, предназначенных непосредственно для работы со спортсменами. Примером может быть тест уровня тревоги для оценки характерных особенностей состояния соревновательной тревоги (R. Martens, 1977). С 1970 г. издается официальный печатный орган ИССП — «Международный журнал психологии спорта».

Пятый период (1978 — по настоящее время) выделяется значительным развитием прикладной стороны спортивной психологии. Создаются тесты, ориентированные на конкретные виды спорта, в том числе тест индивидуального типа внимания теннисистов, тест уровня тревоги у борцов, анкета групповой (командной) сплоченности баскетболистов и т.д. Спортивной психологии уделяется большое внимание на государственном уровне — олимпийский комитет стр

Видео по теме

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo