Содержание
Психологическое тестирование в спорте
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
Ушинский К.Д.
Среди специалистов бытует мнение, что психологическая подготовленность играет ведущую роль в современном профессиональном хоккее [6, 7]. Обоснованность данного взгляда подтверждают исследования информативности критериев соревновательной деятельности М.А. Годика [4], позволяющие сделать вывод о высокой информативности психологических критериев в хоккее (таблица 1).
Таблица 1. Информативность критериев соревновательной деятельности в различных видах спорта
№ | Критерии Виды спорта | Педагогические | Биомеханические | Физиологические | Биохимические | Психологические | Эстетические |
1 | Циклические | X | XXX | XXX | XXX | XX | X |
2 | Игровые | XXX | X | XX | XX | XXX | XX |
3 | Единоборства | XX | X | XX | XX | XXX | X |
4 | Ациклические | XX | XXX | XXX | XX | XXX | X |
5 | Упражнения на искусство движений | XX | XXX | XX | XX | XXX | XXX |
Примечание: ххх — очень высокая информативность, хх — высокая информативность, х — средняя информативность
Отличительной особенностью профессионального хоккея является нацеленность на максимальный спортивный результат, который является практически единственной и необходимой целью участия в любом официальном турнире или чемпионате. Кроме того, игры и тренировки в хоккее следуют одна за одной, что делает процесс подготовки практически непрерывным. Даже в незначительные временные промежутки между матчами хоккеист, как правило, занят анализом своих соревновательных действий. Подобная ментальная нагрузка далеко не всегда и всем даётся легко, что с большой долей вероятности может привести к психическому перенапряжению, возникновению негативных и пограничных психических состояний [25].
«Психологический контроль за психическим состоянием атлетов позволяет обнаружить появляющуюся дезадаптацию задолго до стойкого снижения спортивных результатов.
Психодиагностика, направленная в спорте на оценку спортивно значимых свойств психики, которые характеризуют индивида или группу, позволяет определять как стабильные особенности личности, так и психические состояния, демонстрирующие характер приспособительных реакций спортсмена к условиям тренировки и соревнований».
Хорошее знание личностных особенностей подопечных являются необходимым условием для индивидуализации системы подготовки высококлассных спортсменов. Это подтверждается утверждением, согласно которому личностные и социальноличностные особенности спортсмена являются наиболее устойчивыми и менее всего подвержены изменениям в краткосрочной перспективе [14, 15, 27]. Волевые, эмоциональные, интеллектуальные и сенсорные психические качества являются более подвижными элементами психологии. Поэтому их контроль может осуществляться чаще. Самым подвижным элементом являются психические состояния. Посредством их диагностики можно получить информацию о степени соревновательной надёжности игрока, и прогнозировать его поведение в наиболее ответственных моментах матча.
Однако «важно знать, что ни одна самая лучшая методика не сможет дать всестороннюю психологическую характеристику личности спортсмена. Она вскрывает лишь малую часть, какую-то грань его психологических способностей, черт его личности, качеств, состояния». Только системный, комплексный подход может приблизить тренера к объективной характеристике психологии игрока.
В то же время положение в современном профессиональном хоккее таково, что большинство клубных и Национальных команд не имеют в своём штате спортивного психолога. Тренерский штаб не может своими силами проводить психологический контроль всей команды. Более реалистичным видится точечное проведение тестирования в случае такой необходимости. Именно поэтому целью данного раздела является ознакомление тренеров с основными методиками психодиагностики. Каждый метод сопровождается ссылкой на литературу с указанием страниц. При необходимости, большую часть, представленный здесь методик можно найти в книгах «Психодиагностика в спорте» и «Методики психодиагностики в спорте» [16]. Данные пособия находятся в свободном доступе на электронном ресурсе: [2]. Кроме того, большинство тестов можно пройти в режиме онлайн, для чего в книге представлены ссылки на соответствующие интернет-ресурсы. Ещё одним полезным вариантом видится использование (если у команды имеется такая возможность) аппаратно-программного комплекса НС-ПсихоТест, который содержит около 160 разнообразных психологических и психофизиологических методик, позволяющих реализовать комплексный подход к психологическому тестированию [17].
ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ ХОККЕИСТА
Исследование спортивной направленности, тревожности и уровня притязаний
Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма[11][12]
Все хоккеисты по своему индивидуальны, а соответственно, и мотивы деятельности у каждого свои. Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма направлена на определение преимущественной мотивации к защите интересов команды и собственному успеху. Суть методики заключается в том, что игрокам предстоит выполнить одно и то же тренировочное задание несколько раз. Вначале всех игроков делят на несколько команд, задача каждого игрока соревноваться за победу для своей группы. При повторном выполнении задания каждый хоккеист уже действует сам за себя. Полученные показатели сравниваются.
Условия эффективной тренировки Б.Дж. Кретти[13][14][15]
Задача спортсмена — оценить по 10-балльной шкале различные условия, представленные в анкете, которые повышают эффективность его тренировочной деятельности. Данная методика может оказать тренеру помощь в ситуации, когда поддерживать мотивацию игроков на фоне монотонности тренировочного процесса становится всё сложнее.
Опросник Спилбергера[16]
Опросник, состоящий из 20 вопросов, позволяет оценить уровень личностной тревожности. Данное состояние часто является помехой для молодых хоккеистов. Выявление тревожности у спортсменов даёт возможность тренеру помочь своим подопечным раскрепоститься и показывать игру такого уровня, на который они действительно способны. Пройти данный тест можно по ссылке: .
Тест Дж. Тейлор[17]
Аналогичен по своей сути предыдущему, только насчитывает большее количество вопросов. Пройти тест можно на портале: .
Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе[18]
Данная методика нацелена на исследование уровня трудностей, которые готов преодолеть испытуемый, для достижения целей. Для этого предлагается выполнить ряд заданий, нанесённых на специальные карточки с постепенно возрастающей сложностью. Тест представлен на интернет-сайте: .
Оценка типологических свойств и особенностей темперамента
Представленные ниже опросники направлены на оценку силы, подвижности нервных процессов [3] и направленности личности в глубину своих личных переживаний и вовне.
Опросник Г. Айзенка[20]
Тест позволяет оценить интроверсию, экстраверсиию и нейротизм. Задача спортсмена — отвечать «да» или «нет» на 57 последовательных вопросов. Тест представлен на: .
Бланковый тест ЧХТ[21]
Данная методика схожа с предыдущей. Однако здесь присутствует большее количество вопросов, выделенных по разделам. По итогам тестирования можно получить оценку типологических особенностей, уровня притязаний, эмоциональной реактивности и невротичности спортсмена. Методика представлена на сайте: .
Характеристика отдельных сторон личности спортсмена
Методика личностного дифференциала[22]
Тест направлен на изучение самосознания, определенных свойств личности и межличностных отношений. Задача испытуемых оценить себя по представленной в тесте 21 личностной черте. Методика представлена на: .
Методика диагностики в ощущениях М. Цукермана[23]
Тест позволяет оценивать потребность индивида в различного рода ощущениях. При применении данной методики испытуемому предлагается 16 парных утверждений. Задача выбрать из каждой пары одно, более характерное для испытуемого. Выполнить данный тест можно перейдя по ссылке: .
Методика диагностики психических качеств Г. Айзенка[24]
Задача — оценить 40 различных психических состояний. Тест представлен на сайте: .
Методика измерения ригидности Д.Я. Райгородского[25]
Ригидность понимается как неспособность менять намеченный план действий в условиях, объективно требующих его изменения. Используемый для оценки данной черты личности опросник состоит из 50 утверждений, на которые необходимо отвечать «да» или «нет». Ссылка на тест: .
Методика стрессоустойчивости Холмса и Роге[26]
Докторами Холмсом и Роге в ходе исследований была выявлена зависимость между заболеваниями, травмами и серьёзными изменениями в жизни, которые им предшествовали. Это позволило создать шкалу, где указаны жизненные события, каждому даётся определенное количество баллов. Задача испытуемого подсчитать баллы, соответствующие жизненным событиям, произошедшим в последний год, что укажет на уровень текущего стресса тестируемого. Данная методика представлена на: ttl8.html.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
Опросник Р. Кеттела[27]
Методика включает в себя 105 вопросов, направленных на оценку спортсмена по следующим шкалам:
- общительный — сдержанный; абстрактное — конкретное мышление; эмоционально устойчивый — неустойчивый; самостоятельный — зависимый от кого-либо; серьёзный — беспечный;
- с ярко выраженным «Я» — не принципиальный;
- склонный к риску — робкий;
- мягкий — жесткий;
- доверчивый — подозрительный;
- с богатым воображением — практичный;
- гибкий — прямолинейный;
- спокойный — тревожный;
- склонный к инновациям — консервативный;
- напористый — уступчивый;
- сдержан — спонтанный;
- спокойный — напряженный;
- правдивый — лживый.
Выполнить тест можно по данной ссылке: .
Тест MMPI С. Хэтуэя и Дж. Маккинли[28]
Данная методика применяется при необходимости выявления психопатических черт характера и иных отклонений. Опросник состоит из 566 утверждений, задача испытуемого проявить своё к ним отношение — «согласен» или «не согласен». Самой сложной частью исследования является их анализ. Однако в сети Интернет имеются онлайн-версии теста, результаты в которых обрабатывается автоматически. Например, http:// www.tests-exam.ru/smil.html?id_test=258. Сокращенную версию из 65 утверждений можно использовать по данной ссылке: .
Проективные методики
В основе проективных методик лежит идея проявления испытуемым при анализе каких-либо событий и ситуаций своего отношения к ним, что проективно отражает его личные черты и даже обычно скрываемые мотивы.
Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга[29]
Фрустрация — психическое состояние, возникающие в ситуациях несоответствия желаний имеющимся возможностям [29]. Данный тест позволяет выявить преимущественную направленность и тип реакций обследуемого на типичные ситуации. Для этого испытуемому дается 24 картинки с изображением персонажей в ситуации фрустрации. В левой части каждой из них изображен персонаж, произносящий слова, которые описывают данную ситуацию. Над персонажем справа имеется пустая область для ответа испытуемого.
Каждый ответ анализируется по типу и направленности реакции. Из комбинаций 6 категорий возможно получение 9 факторов оценки.
«По направленности выделяются:
- экстрапунитивные Е — реакция субъекта направлена на живое и неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирую-щей ситуации, иногда разрешение ситуации требуется от другого лица;
- интрапунитивные I — реакция направлена субъектом на самого себя, с принятием вины, ответственности за исправление возникшей ситуации. Фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Обследуемый использует фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя;
- импунитивные М — фрустрация рассматривается как нечто неизбежное, малозначимое или как то, что может быть исправлено, стоит только подумать и подождать, т.е. поддающееся текущей коррекции. Обвинение самого себя и окружающих отсутствует.
По типу реакции подразделяются на:
- самозащитные ED — с фиксацией на защиту самого себя;
- препятственно-упорствующие OD — с фиксацией на препятствие;
- необходимо-упорствующие NF — с фиксацией на удовлетворение потребностей».
Затем, сравнивая результаты конкретного обследуемого с ключом, высчитывается «степень социальной адаптации». «Было предположено, что определенная социальная общность людей в некоторых ситуациях действует одинаково и характеризуется усредненным «профилем». Путём частотного анализа ответов одинаковых реакций на ту или иную рисуночную ситуацию (при совпадении у обследуемой группы более 40%) она признаётся значимой и включается в показатель групповой конформности, который позволяет судить о степени социальной адаптации». Пройти тест можно по ссылке: .
Анализ характерологических особенностей спортсмена и тренера
Ориентировочная анкета В. Смекала и М. Кучера[31]
Тест позволяет изучить жизненные идеалы, установки и интересы личности, ради которых она действует. В анкете выделяется три вида направленности индивида: на себя, других людей (общение) и деятельность.
Направленность на себя подразумевает стремление к первенству и престижу, первоочередное удовлетворение своих личных желаний и потребностей в работе, отсутствие в той или иной степени интересов к другим людям и их желаниям.
Лица, направленные на общение с другими людьми, стремятся поддерживать хорошие отношения с коллегами, проявляют заинтересованность в совместной деятельности, в которой, однако, их больше интересует процесс личностного общения, а не работа.
Людей, направленных на дело, обычно влечет процесс познания, овладения новыми навыками, их цель — успешно решить поставленную перед ними задачу.
Плюсом ориентировочной анкеты является то, что она даёт возможность управлять совместимостью хоккеистов на практике. Пройти данный тест можно на: . net/praktikum/48.htm.
Комментарии: (0)
Оставить свой комментарий
Видео по теме
Источник: «Спортивная метрология», 2016 г.