Этапы многолетней спортивной подготовки
Продолжительность этапов многолетней подготовки спортсмена обусловлена следующим: особенностями вида спорта, паспортным и биологическим возрастом спортсмена, уровнем физического развития и подготовленности, способностью к выполнению возрастающих тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому четкой грани между этапами не существует.
Вопросы периодизации весьма спорны в силу отсутствия единого мнения о критериях границ между возрастными этапами.
Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде отдельных этапов и стадий многолетней подготовки (табл), связанных с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.
Каждому возрастному периоду соответствуют определенные особенности строения и функций отдельных органов и систем, реактивности организма и эмоционально-психического развития личности, что необходимо учитывать:
- в спортивном отборе и ориентации на виды спорта (А.К. Москатова, 1992; Д.В. Рыбин, 2003; В. Староста, 2003);
- в прогнозе одаренности и спортивных результатов (Г.И. Ковальчук, В.Н. Лузгин, О.В. Захарова, 2000; Г.И. Ковальчук, И.А. Васнев, 2002; В.И. Лях, 3. Витковски, В. Жмуда, 2003; В.П. Губа, 2003-2013);
- в планировании учебно-тренировочного процесса (Л.М. Куликов, 1995; Г. Рудерман, 2003).
Структура многолетнего процесса спортивной подготовки
Этапы | I | п | III | IV | V | VI | VII |
Предварительной подготовки | Начальной специализации | Углубленной специализации | Спортивного совершенствования | Высших достижений | Сохранения достижений | Поддержания тренированност | |
Годы занятий | 1-2-3 | 4-5 | 6-7 | 8-9-10 | от 4 до 12 | — | — |
Стадии | Базовой подготовки | Максимальной реализации индивидуальных возможностей | Спортивного долголетия |
Конечно, следует учитывать и социальную среду, в которой находится ребенок. Влияние средовых факторов особенно заметно в так называемые узловые периоды индивидуального развития, и прежде всего в подростковом возрасте.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что вид деятельности, в частности спорт, накладывает отпечаток не только на соматические особенности человека (B.W. Meleski, 1991; Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова, 2000; и др.), но и на особенности проявления физических способностей (Н.А. Бернштейн, 1991 и др.).
Источник: «Спортивная диагностика»
Автор: профессор В.П. Губа, 2016 год