Искусственная управляющая среда в системе спортивной подготовки

Искусственная управляющая среда для формирования и совершенствования двигательных действий в спорте

Г.И. Попов Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия

Резюме. Ниже рассмотрены основные противоречия в формировании и совершенствовании движений по классическим схемам традиционной системы спортивной подготовки. Основное противоречие между увеличивающейся биомеханической рациональностью спортивного или тренировочного упражнения и уменьшающейся вероятностью получения желательного физиологического последствия от его выполнения приводит к необходимости дифференцирования целей применения каждого из средств технической подготовки. Поскольку варьирование режимами выполнения тренировочных упражнений имеет целевую направленность (обеспечение дальнейшей базы роста результативности через наращивание и суммирование тренировочных эффектов), то набор средств и методов для этого должен обеспечить возможности постоянных выходов за пределы естественных двигательных режимов по целой совокупности параметров. Каждое из средств технической подготовки по своим целевым функциям может выполнять роль средства сопряженной подготовки, обеспечивая одновременно наращивание потенциала силовых или скоростных возможностей, дополняемое формированием и упрочением мысленных образов новых по своим свойствам движений.

В связи со сказанным движения человека и совершенствование в них рассматриваются как результат не просто взаимодействия с внешней средой, а взаимодействия, когда физические свойства внешней среды целенаправленно изменяются. А это значит, что таким способом можно целенаправленно воздействовать на сам характер движения через приспособительные двигательные реакции человека в условиях непрерывного взаимодействия с внешней средой (то, что можно назвать внешней системой управления). Обосновывается, что в управлении движениями человека существуют внутренняя (нервные механизмы) и внешние системы управления, согласованное функционирование которых позволяет построить двигательное действие человека.

Разрешение противоречий традиционной системы спортивной подготовки — сочетание традиционной схемы с созданием специально организованной искусственной среды. Последняя реализуется в виде биомеханических стендов, тренировочных приспособлений, тренажеров, спортивного инвентаря и экипировки. В каждом конкретном спортивном упражнении они обеспечивают энергетическую, силовую, координационную помощь спортсмену, предохранение опорно-двигательного аппарата от перегрузок, улучшение управления двигательными действиями.

На ряде примеров показано, как можно организовать процесс подготовки спортсменов в рамках методологии искусственной управляющей среды с ориентацией на повышенный, в том числе и рекордный, спортивный результат.

Введение

Движения человека подчиняются всем законам и закономерностям, которые определяют на Земле движение любого материального тела. Это и закон всемирного тяготения, и законы Ньютона, и законы гидроаэромеханики, колебательные и волновые явления и т.д. Движения человека, как правило, очень сложны, поскольку двигательный аппарат человека представляет собой очень сложную механическую систему. Он состоит из более чем 200 костей, нескольких сотен сухожилий. Общее число возможных движений в суставах (так называемых степеней свободы) превосходит 250, число мышц, обслуживающих движения, более 600. Все это необходимо для обеспечения чисто механического перемещения человека во внешней среде.

Работа мышц — это биологический процесс, при котором мышечные волокна должны быть активированы, чтобы они могли совершить механическую работу по перемещению звеньев тела. Чтобы совершить работу, необходимо затратить энергию. В организме человека энергия есть результат биохимических реакций. С механической точки зрения, человек -это система, обладающая внутренним источником энергии, имеющим биологическое происхождение. Чтобы мышцы сократились в необходимой последовательности и с определенными усилиями, а в результате произвели требуемый механический эффект движения, ими надо управлять. Осуществляют управление головной мозг и нервная система, функционирование которых имеет биологическую природу. Для запуска биологических управляющих механизмов центральной нервной системы головной мозг обладает высшими психическими функциями, такими как мотивация, осознание, программирование, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс формирования и исполнения нереальных команд.

Психика человека качественно отлична от высшей нервной деятельности животных. Это проявляется и в двигательных действиях. Только человек может сознательно ставить цель движения, понимать его смысл, контролировать и совершенствовать движения, совершенствовать среду, окружающую его, и специальные приспособления для повышения механического эффекта своих двигательных действий. Лишь человеку доступны высшие символические движения — не только речь, но и рисование, игра на музыкальных инструментах, танец, пантомима и др.

Подавляющее большинство движений человека выполняется с определенной целью и относится к числу произвольных. Такие движения входят в состав двигательных действий, т.е. совокупности элементарных двигательных актов, направленных на достижение определенной цели. В каждом двигательном акте присутствуют ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Исполнительная часть — это и есть механическое движение. Но оно всегда определяется психической и физиологической деятельностью мозга, обеспечивающей не только непосредственное управление движением, но также ориентировочную и контрольную части двигательного действия по системам внутренней биологической обратной связи.

Отсюда — движение человека — это взаимодействие его внутренних систем с внешним окружением. Еще Аристотель писал:

«Животное, которое движется, осуществляет свое изменение положения путем нажатия на то, что находится под ним». Р. Энока ставил проблему рассмотрения движения как результата взаимодействия биологической системы и ее внешнего окружения через функционирование нейромеханических систем организма (это то, что можно назвать внутренней системой управления). И. П. Ратов и Г. И. Попов расширили этот подход, утверждая, что движения человека и совершенствования в них следует рассматривать как результат не просто взаимодействия с внешней средой, а взаимодействия, когда физические свойства внешней среды целенаправленно изменяются. А это значит, что таким способом можно целенаправленно воздействовать на сам характер движения через приспособительные двигательные реакции человека в условиях непрерывного взаимодействия с внешней средой (то, что можно назвать внешним управлением).

Следовательно, в управлении движениями существует внутренняя и внешние системы управления, согласованное функционирование которых позволяет построить двигательное действие человека.

Противоречия в формировании и совершенствовании движений

Традиционный процесс подготовки спортсменов связан с постепенным выходом на биомеханические, физиологические и силовые показатели его двигательных действий, которые могут привести к росту спортивных результатов. На этом пути в процессе обучения (обучение понимается здесь не только как процесс начального освоения движения, но и как переход на более высокий уровень освоенности упражнения в рамках совершенствования движений) возникают некоторые противоречия.

Переход ко все более значительному результату — это постоянный процесс «обучения — переучивания». Это связано с тем, что показ какого-то результата требует стабилизации двигательного навыка, а с другой стороны, эта стабилизация препятствует повышению спортивного результата, ибо для этого требуется сформировать новый двигательный навык. Эффективный способ достижения более высокого результата, а именно, спортивная техника не может быть освоена вне условий и двигательных режимов, соответствующих данному результату.

Еще одно противоречие обучения движениям заключается в том, что вся повседневная практика использования обучающих приемов построена на формировании внутреннего содержания движений посредством попыток обучаемого подражать каким-то эталонным внешним формам спортивного упражнения, предъявляемого тренером в качестве образца.

В то же время, очевидно, что сами по себе внешние формы движений представляют собой следствие изменений их внутреннего содержания, а именно, координационного взаимодействия мышечных групп (межмышечная координация) спортсмена в конкретном спортивном упражнении. Осознанию рассматриваемого противоречия препятствовали не только укоренившаяся многовековая практика обучения на основе подражания, но и практическое отсутствие каких-либо методических средств для контроля за правильностью формирования внутреннего содержания движений. Невозможность для обучаемого сразу освоить выполнение сложного движения вынудила к использованию таких обучающих схем, в которых двигательное задание осваивалось через его упрощение и расчленение на элементы.

Другое противоречие также связано с закономерностями межмышечной координации. Это противоречие заключается в том, что наибольшая вероятность формирования рациональной межмышечной координации появляется лишь в условиях отсутствия внешних помех выполнению осваиваемых спортивных упражнений. В то же время известно, что начинающие спортсмены, выполняя свои и тренерские установки на увеличение результативности движений, повышая интенсивность их выполнения, увеличивают вероятность мешающих влияний на развитие движений прежде всего за счет нарушений межмышечной координации, недостаточной физиологической готовности и отставания в развитии физических качеств. Таким образом, получается, что освоение эффективных движений невозможно без выхода на тот режим деятельности, который осуществляется без помех, тогда как сам процесс достижения этого режима приводит к этим помехам.

И последнее противоречие заключается в том, что обучение какому-либо спортивному движению начинается, как правило, на относительно низких уровнях развития физических качеств. Вследствие этого формируемое движение не может быть эффективным. Повторения упражнений формирует и закрепляет двигательный навык. С закреплением навыка закрепляется низкая результативность осваиваемого движения. Выход из данного противоречия на основе традиционных методических путей заключается в постоянном многоэтапном переучивании, в применении специальных средств, препятствующих закреплению навыка.

В процессе формирования и совершенствования движений одним из наиболее важных внешних показателей является уменьшение вариаций характеристик движений при повышении силовых проявлений и росте кинетической энергии движений тела и звеньев тела человека.

Выход на режимы силовых максимумов мышечной работы связан с такими типичными показателями мастерства в движениях, как концентрация усилий во времени и сближение акцентов мышечной активности, динамики и кинематики. В этом проявляются черты более качественного и совершенного двигательного навыка.

Повторение биомеханически рациональных и все более стабилизируемых спортивных упражнений приводит к упрочению и закреплению стабильного двигательного навыка. Стабилизация двигательного навыка, представляющая в целом положительное явление, несет в себе одновременно отрицательное следствие в виде стабилизации спортивных результатов. В числе причин этой стабилизации могут рассматриваться противоречия, возникающие не только как следствие биомеханической рациональности, но и связанные с положительными в целом адаптационными реакциями на выполнение тренировочных упражнений. В данном случае хотелось бы обратить внимание на закономерности адаптации к повышающейся интенсивности физических напряжений и к возрастающим их объемам, рассматриваемым в качестве решающих условий приобретения более высоких уровней тренированности.

Адаптационные реакции на повышенные физические нагрузки означают не только привыкание к тяжелым тренировочным режимам и противостояние сбивающим воздействиям утомления, но и знаменуют стабилизационное упрощение всех технических компонентов осваиваемых двигательных навыков с отрицательным действием в виде стабилизации результатов.

Отрицательное влияние адаптационного приспособления организма спортсмена к большим тренировочным нагрузкам выражается и в таких противоречиях, которые лимитируют возможности дальнейшего повышения уровня спортивно-технического мастерства постоянным повторением двигательных режимов, характеризующихся околомаксимальной и средней интенсивностью. Постоянство двигательных режимов, обеспечивая набор тренировочных объемов и гарантируя закономерную результативность на уровне средних показателей и некоторую вероятность достаточно высоких результатов, закрепляет уже сформированный двигательный навык, ограничивая с каждым повторением возможности эффективного освоения более высоких уровней мастерства.

Указанные противоречия не умаляют роли любого из компонентов тренировочного процесса, а, напротив, подчеркивают их взаимосвязи и взаимообусловленность. В многостороннем процессе могут проявляться не только положительные, но и отрицательные зависимости различных компонентов. Отход в планировании тренировочного процесса от слишком прямолинейных педагогических рекомендаций, использование в процессе подготовки спортсменов диалектического метода должны способствовать переходу на более передовые позиции в управлении ею. Принципиально важной стороной данного подхода при этом станет не только учет обязательности влияния указанных противоречий, но и понимание того, что с ростом спортивных результатов возможны новые противоречия еще более глубоких уровней.

Противоречия между увеличивающейся биомеханической рациональностью спортивного или тренировочного упражнения и уменьшающейся вероятностью получения желательного физиологического последствия от его выполнения приводят к необходимости дифференцирования целей применения каждого из средств технической подготовки. Поскольку варьирование режимов выполнения тренировочных упражнений имеет целевую направленность (обеспечение дальнейшей базы роста результативности через наращивание и суммирование тренировочных эффектов), то набор средств и методов для этого должен обеспечить возможности постоянных выходов за пределы естественных двигательных режимов по целой совокупности параметров. Каждое из средств технической подготовки по своим целевым функциям может выполнять роль средства сопряженной подготовки, обеспечивая одновременно наращивание потенциала силовых или скоростных возможностей, дополняемое формированием и упрочением мысленных образов новых по своим свойствам движений.

Вариации режимов двигательного исполнения

Тренировочные упражнения как целенаправленные процессы взаимодействия с внешним силовым окружением своей внутренней сутью ориентированы на преодоление укрепляющихся при повторениях процессов адаптационного упорядочения стабилизационных процессов. Последние, несмотря на явную биологическую целесообразность (адаптационные реакции организма возникают как способ установления стабильных отношений функциональных систем организма с внешней средой), выполняют функцию ограничителей установления таких неравновесных отношений организма с внешним окружением, при которых становится возможным выход функций систем организма за пределы обычных границ.

Поскольку лишь выход из границ стабильных условий взаимодействия с внешним силовым окружением представляет собой единственно возможный путь к освоению более высоких функциональных и биомеханических уровней двигательных проявлений, то вариация режимов выполнения тренировочных упражнений приобретают принципиально решающую роль. М. Бычваров (Болгария) ставил вопрос об обязательности введения определенной «избыточности разнообразия» воздействия упражнений для предотвращения консервативной стабилизации в этих упражнениях. Это утверждение перекликается с известным в кибернетике принципом: только разнообразие рождает разнообразие.

Обычно вариации режимов выполнения тренировочных упражнений обеспечиваются, главным образом, изменением самоустановок и целевых заданий. Возможности вариаций создаются акцентированием определенных фаз движен
я (амплитудных и частотных характеристик), введением дополнительных самозаданий на расслабление и напряжение тех или иных мышц. В ряду методических средств рассматриваются и приемы варьирования, основанные на использовании разметок для ориентации правильности выполнения самозаданий, приемы звукового и светового лидирования. Все это позволяет сформировать ориентировочную основу двигательного действия.

Особое место в обеспечении вариаций режимов выполнения упражнений занимают специальные упражнения, выполняемые с отягощениями различного веса и разнообразными модификациями сопротивлений. Для создания затрудненных условий в подготовке атлетов еще со времени древних олимпиад использовали бег по песку, позднее в бег по неглубокой воде и снегу. Особой формой беговых режимов является ныне мало применяемый бег по опилочным дорожкам.

Примером вариаций режимов взаимодействия спортсмена с опорой может служить использование искусственных беговых дорожек с покрытиями, отличающимися по своим физико-техническим свойствам, в качестве средств совершенствования спортивной подготовки. Следующий этап использования спортивных покрытий для обеспечения индивидуализированных режимов взаимодействия спортсменов с внешними опорами — это применение искусственных покрытий с характеристиками, изменяемыми в соответствии с целевыми функциями тренировочных занятий.

Подобная тенденция проявляется в использовании спортивных снарядов и тренажеров с переменными, рационально перестраиваемыми свойствами. Используя спортивные снаряды с переменными свойствами, можно в более рациональных пределах изменять характер выполняемых упражнений, повышая качество тренирующих воздействий этих упражнений на организм спортсменов. В качестве примера приведем гимнастические пневматические снаряды, которые в зависимости от давления воздуха в них могут обладать различной упругостью.

Если говорить о стабилизации и вариативности навыка, то при обычном применении соревновательных снарядов достигается лишь техническая стабилизация навыка, тогда как приращения тренирующих эффектов достижимы лишь при введении вариаций в режимы выполнения попыток, либо как следствие дополнительных специальных упражнений, либо при вариативности внешних условий выполнения упражнений (снаряды с изменяемыми свойствами).

Искусственная управляющая среда

Разрешение указанных выше противоречий -сочетание традиционной схемы подготовки спортсменов с созданием специально организованной искусственной среды. Последняя реализуются в виде биомеханических стендов, тренировочных приспособлений, тренажеров, спортивного инвентаря и экипировки. В каждом конкретном спортивном упражнении они обеспечивают энергетическую, силовую, координационную помощь спортсмену, предохранение опорно-двигательного аппарата от перегрузок, улучшение управления двигательными действиями.

Если сказать более обще, то речь идет о том, чтобы отойти от процесса постоянного «обучения — переучивания», а сразу выйти на формирование упражнения с повышенным или рекордным результатом. Но для того, чтобы показать рекордный результат, спортсмен должен тренироваться на режимах, соответствующих этому рекордному результату. Но ни энергетические, ни функциональные системы, ни физические возможности и координационные кондиции спортсмена при текущем уровне его подготовленности не могут обеспечить ему возможности тренировки на рекордных режимах.

Следовательно, за счет специально организованных условий внешней среды необходимо помочь спортсмену выйти на повышенные режимы выполнения упражнения. Задача, которая ставится при конструировании искусственной среды, — дать спортсмену энергетические, силовые и координационные добавки, которые необходимы для компенсации недостающих естественных сил и функциональных возможностей тренирующегося.

Хотя в подобном подходе итоговый рекордный результат обеспечивается сочетанием естественных и искусственных сил, сами же системы движений и присущие им связи меж-мышечных координаций носят вполне естественный характер, поскольку упражнения выполняются самим спортсменом посредством своего нервно-мышечного аппарата. Спортсмен и окружающая его внешняя среда (это, как правило, комплекс технических средств) представляют собой как бы две взаимосвязанные части единого управляющего контура, активным началом в котором является именно человек. Его задача — своими двигательными действиями в ходе выполнения физических упражнений подстроиться под навязанные ему условия искусственной среды.

Поскольку характер выполнения двигательных действий человека зависит от физических свойств внешней среды, в которой он двигается, целенаправленное задание свойств среды определяет и нужную, формируемую нами двигательную реакцию человека. Последняя закрепляется при многократном выполнении набора упражнений в специально созданных внешних условиях. Поскольку условия внешней среды оказывают свое влияние прежде всего на афферентный тракт нервно-мышечной системы, то коррекции, которые через него действуют на существующую моторную программу, приводят к формированию новой моторной программы, соответствующей выполнению упражнения с повышенным или рекордным результатом.

Создаваемые вариации свойств спортивных покрытий, снарядов и тренажеров при их сочетании с вариациями индивидуальных целевых заданий приобретают функцию детерминаторов избирательно направляемых изменений определенных характеристик технических рисунков движений. Закрепление этих действий в устойчивом до определенных пределов двигательном навыке облегчается воспроизведением требуемых режимов движений в искусственных внешних условиях, которые специально конструируются профессионально подготовленными тренерами вместе с сотрудниками комплексных научных групп.

Постановкой вопроса о необходимости конструирования комплексов внешних условий не только выдвигается на первый план научно-методическая проблема управления двигательными следствиями через выбор определяющих их причин, но и подчеркивается ведущая роль факторов внешней среды, приобретающих при умелом планировании управляющие функции в тренировочном процессе по подготовке спортсменов.

Практически возможно говорить об искусственно управляющей среде не только как комплексном факторе совершенствования самой двигательной функции, но и деятельности обеспечивающих ее функциональных систем. Такое акцентирование управляющих функций искусственно подбираемых компонентов внешнего окружения способствует лучшему пониманию не только поверхностных, но и глубинных причин, могущих ускорить формирование спортивных движении с лучшими комплексами свойств и высоким спортивным результатом.

Учитывая первопричины, предопределяющие физический морфотип человека, особенности его двигательного аппарата, функциональные возможности, нельзя не признать их зависимость от условий физической внешней среды и, прежде всего, условий воздействия гравитационного поля. Очевидно, что именно данными особенностями были предопределены и верхние пределы двигательных максимумов, достигаемых человеком. Дело в том, что масштабы физических проявлений человека в ходе его онтогенеза были относительно постоянными, закрепляясь в определенных пределах как следствие видового двигательного опыта. Относительной стабильности масштабов двигательных проявлений и столь же невысоких максимумов способствовала абсолютная стабильность гравитационного поля, по крайней мере на этапе филогенеза человека. Стабильность силы тяжести в ходе индивидуального развития человека также выступает как постоянный фактор ограничения его двигательных максимумов, поскольку повторения движений закрепляют в навыке и верхние пределы их результативности.

Из особенностей стабилизирующего действия среды на детальность механизмов стабилизации двигательных навыков и спортивных результатов неизбежно следует логический вывод: поскольку естественная внешняя среда выполняет стабилизирующую роль, то при допущении возможности существования искусственно созданной среды могут появиться многообещающие перспективы освоения принципиально новых пределов двигательных проявлений. Вполне возможны определенные перестройки ряда внешних условий выполнения многих спортивных упражнений, которые по результатам будут соответствовать изменению некоторых основных компонентов внешнего силового окружения. Более того, принципиально возможны не только статические изменения этих компонентов, то и введение в число компонентов искусственной среды таких управляющих элементов, которые могут выполнять определенные целесообразные действия по отношению к естественным движениям спортсмена, способствующим доведению их до запланированной результативности.

Тренажерные комплексы, включающие большее или меньшее число компонентов искусственной управляющей среды, обладают по сравнению с обычными тренажерами рядом преимуществ. Определяются они тем, что не только создают искусственные условия для воспроизведения спортивных упражнений и их основных элементов, но и обеспечивают возможности выполнять такие рекордные варианты спортивных упражнений, на которые занимающиеся еще не способны вследствие недостаточной подготовленности.

Требование традиционной системы подготовки в виде обязательного введения стадии вариабельности навыков и использования таких специальных средств их «расшатывания», как методики для слома скоростных барьеров (Н.Г. Озолин), практически не оставляет другой альтернативы, кроме введения в процесс подготовки спортсмена упражнений на тренажерных стендах, позволяющих создавать комбинации компонентов искусственной управляющей среды.

Основная сущность методического подхода, реализуемого при использовании вариаций компонентов искусственного окружения, базируется на возможностях преодоления противоречия, связанного с необходимостью переучивания, поскольку в условиях «искусственной управляющей среды» процесс формирования и закрепления двигательного навыка может проходить при освоении сразу с самого начала обучения несколько упрощенному по второстепенным деталям мастерскому варианту спортивного упражнения.

Эта возможность обеспечивается тем, что упрощенный вариант осваиваемого и совершенствуемого упражнения по главным показателям, прежде всего, характеризующим его ритмическо-скоростную основу, может оставаться постоянным во всех попытках на протяжении всех стадий становления и закрепления двигательного навыка и соответствовать планируемым конечным уровням. Здесь необходимо подчеркнуть принципиально важные положения современной спортивной диалектики, заключающиеся в ориентации на приоритет главного перед второстепенным.

Из этого следует необходимость отказа от тех устаревших методических схем, которые предполагают постепенное усложнение упражнений. Другие методические подходы рассчитаны на самые сложные задачи, обеспечивающие освоение основного содержания спортивного упражнения, что может быть подкреплено использованием соответствующих методических средств внешнего искусственно построенного окружения. Подобная логика приводит к выводу о целесообразности первостепенного освоения не самых простых упражнений данной специализации, а наиболее сложных из них, так как лишь с их освоением открываются перспективы спортсмена именно в этой специализации. На примере спортивной гимнастики такой подход был развит Н. Г. Сучилиным.

Для реализации подобных положений следует, прежде всего, найти способы предотвращения всех возможных технических ошибок, которые в обычных условиях неминуемо должны помешать выполнению двигательного задания по избранному техническому варианту. Кроме того, следует ограничить на искусственной основе влияние основных мешающих факторов, которые в естественных условиях в наибольшей степени лимитируют реализацию потенциальных возможностей занимающегося в данном спортивном упражнении.

Установив наиболее «слабые звенья» двигательного аппарата, характерные для конкретного спортсмена в данном спортивном упражнении, следует принять меры к тому, чтобы на искусственной основе уменьшить вероятность разрушения движения, возможность отклонения от правильного варианта.

В естественных условиях двигательные задания с установкой на более высокие результаты, как правило, не выполняются из-за функциональной неподготовленности звеньев двигательного аппарата, ответственных за начальные фазы движения. В тех случаях, когда начальные фазы выполнены правильно, дальнейшее рациональное развертывание движения происходит до первого «слабого звена». Поэтому внесение в этот процесс искусственных «силовых добавок» позволяет осуществить последовательность фазных переходов в двигательных действиях без появления ошибок, уменьшающих итоговую результативность упражнения или прекращающих его выполнение.

Ограничение вероятности появления технических ошибок и устранение основных мешающих факторов позволяет полнее использовать естественные силы спортсмена и ставить перед ним задачи на освоение и закрепление в навыке таких двигательных режимов, которые практически полностью неосуществимы в обычных условиях.

Следует особо подчеркнуть принципиально важное методическое положение: максимально полное раскрытие потенциала двигательных возможностей занимающихся и достижение ими своих двигательных максимумов осуществимо лишь в специально созданных искусственных условиях. Подключение к этому естественному, по сути, процессу дополнительных помогающих внешних сил позволяет прорабатывать действие естественных функциональных и координационных механизмов в режимах, далеко выходящих за пределы текущих возможностей, обусловленных текущим уровнем функциональной подготовленности занимающихся. При любых вариациях использования искусственных факторов спортивные упражнения остаются совокупностью естественных факторов для формирования мысленных образов будущих рекордных движений, а также для становления и упрочения компонентов двигательных навыков, обусловливающих техническое мастерство.

Так как новые двигательные режимы при любых формах внешней искусственной помощи обеспечиваются естественной активностью мышц, то возможность обеспечения последовательных рациональных мышечных напряжений, возникающая при искусственном снятии внешних ограничений, является решающим условием становления и упрочения координационных отношений в системе мышц, свойственных осваиваемым ритмо-скоростным компонентам будущих двигательных навыков рекордных упражнений.

Необходимость формирования движения изнутри и освоение правильной последовательности смены ведущих элементов межмышечной координации представляет важнейшее требование современной технологии управления становления спортивного мастерства. Выполнение этого требования обеспечивает упорядочение межмышечной координации, полож

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo