Содержание
Перенос тренированности
Переносу тренированности как научной и практически важной задаче посвящено большое количество давших результаты исследований; а множество практических примеров породило бесчисленное количество россказней, приносящих и вдохновение, и разочарование. В двух словах переносом тренированности можно назвать процесс, при котором повышение производительности при выполнении определённых упражнений/заданий влияет на результат в других упражнениях или двигательных заданиях. Конечно, эта проблема является чрезвычайно важной как для теории тренировки, так и для практики применения переноса при обучении двигательным навыкам и развитии физических качеств.
Действительно, перенос тренированности определяет, насколько полезными или бесполезными являются некоторые упражнения или двигательные задания для требуемого повышения уровня спортивной подготовленности. Научные основы переноса тренированности включают в себя ряд основных концепций, связанных с различными аспектами направленности переноса (он может быть положительным, нейтральным и отрицательным); постоянством и генерализацией реакции на тренировочную нагрузку; индивидуальными, мотивационными и социальными факторами, влияющими на перенос тренированности, и т.д.
В настоящее время, когда перенос тренированности стал неотъемлемой частью современной теории спортивной тренировки, многие исследователи рассматривают его в тесной связи с существенными вопросами физиологии упражнений, психологии, биомеханики и теории обучения. Более того, он признаётся в качестве методологической основы при внедрении передовых технологий спортивной тренировки, тренерских концепций и ноу-хау. Действительно, любая система тренировки в любом виде спорта предполагает выполнение специфических по виду спорта упражнений, а также вспомогательных, направленных на физическую подготовку и/или совершенствование технических навыков в определённом виде спорта.
В соответствии с общим апробированным подходом программа тренировки должна включать в себя упражнения и двигательные задачи, которые биомеханически и по координационной структуре отличаются от структуры выполнения соревновательного упражнения. Такая практика основывается на предположении, что подобным образом модифицированные упражнения будут положительно влиять на выполнение соревновательного упражнения, а их отличия не будут иметь негативных последствий. Эти интуитивно поддерживаемые предположения и ожидания положительного переноса тренированности не всегда оправданы.
Перенос тренированности первоначально исследовался в сфере профессионального образования. В физическом воспитании и спорте он имеет очевидные отличия как при совершенствовании двигательных навыков, так и при развитии физических качеств.
Поэтому в связи со спортивной тренировкой особый интерес представляют следующие важные типы переноса тренированности:
- перенос технических навыков, крайне важный при обучении двигательным действиям и совершенствовании техники движения, нейрофизиологические и биомеханические основы которого очень специфичны и тонки;
- перенос физических качеств, имеющий гораздо более широкие основы; он определяет процессы метаболической, гормональной и морфологической адаптации, которые формируют базу тренировочного процесса и любого вида фитнес-программ.
Учитывая изложенное выше, эти два варианта переноса тренированности обсуждались по отдельности.
Предпосылки и базовая концепция переноса тренированности
Перенос тренированности как междисциплинарная научная проблема имеет более чем 100-летнюю историю. Thorndike и Woodworth, авторы первой публикации на эту тему (1901), изложили первый осмысленный подход к этому вопросу, сосредоточив внимание, в основном, на нуждах производственного обучения и менеджмента. Авторы наметили адекватный подход к исследованиям этой проблемы и предсказали их основные направления в дальнейшем. Первоначальное определение, данное Adams (1987), звучит так: «перенос характеризуется тем, в какой степени реакция на выполнение одного задания или на поведение в одной знакомой ситуации влияет на реакцию при выполнении другого задания или поведение в незнакомой ситуации». Подобная постановка вопроса была в значительной степени связана с желанием снизить финансовые вложения в профессиональную подготовку сотрудников (по данным Американской ассоциации по развитию талантов, цит. по Paradise, 2007, годовой расход американских организаций на эти цели в 2003-2005 гг. приблизился к 125 млрд долларов).
Такая обобщённая трактовка вопроса постулирует различия между положительным, отрицательным и нулевым переносом. В своих классических публикациях Thorndike и Woodworth (1901) предположили и подчеркнули роль генерализации реакций на тренировочное воздействие. В соответствии с этой концепцией процесс тренинга должен использовать сходство подходов к обучению и стимулов к решению целевой задачи. Они также предложили концепцию дифференциации, которая определяла особенности ближайших и отдалённых задач переноса. В первом случае степень сходства между упражнением и целевым заданием высокая; во втором случае сходство меньше. Была также предложена концепция постоянства, в соответствии с которой результаты обучения сохраняются в течение долгого времени (Barnet SM, Ceci, 2002). Кроме того, было предложено дополнительно различать латеральный и вертикальный перенос (Gagne, 1965). Латеральный перенос позволяет использовать результаты учебного процесса для решения широкого спектра задач и освоения ситуаций подобной сложности и трудности (в соответствии с предыдущими установками). Вертикальный перенос характеризуется повышенной сложностью приобретённых навыков и умений; в результате слушатели курса могут достичь более высокого уровня компетентности (Barnet SM, Ceci, 2002).
Ряд факторов, определяющих перенос тренированности, был изучен и оценён на практике (Baldwin, Ford, 2006; Blume et al., 2010). Эти широко обсуждаемые и исследованные факторы были разделены на три категории: индивидуальные, мотивационные и факторы окружающей среды (Cheng, Но, 2001). Индивидуальные факторы охватывают личностные особенности, такие как самоэффективность и локус контроля. Люди, воплощающие эти черты, более уверены в себе и становятся более успешными при применении своих навыков и способностей на практике. Локус контроля как личностный фактор характеризует уровень ожиданий обучающихся касательно возможных достижений успеха в жизни, которые могут быть получены в результате их личной деятельности.
Мотивационные факторы в целом относятся к готовности личности освоить и сохранить результаты обучения, принять его цели, к желанию участвовать в принятии решений, а также к когнитивному статусу обучаемого. Они также определяются карьерными и рабочими отношениями, преданностью организации и личной инициативой.
Третья категория касается факторов окружающей среды, которые имеют сильное влияние на результаты обучения и перенос его результатов. Они включают в себя общие обстоятельства переноса, способность к постоянному самообразованию, социальную поддержку и культурный фон. Успех обучения, поведение после тренинга и дальнейшие инициативы сильно зависят от факторов окружающей среды.
Можно заключить, что не все подходы к переносу результатов тренинга, предложенные в теории управления и производственного обучения, могут быть применены для практических нужд спортивной подготовки. Некоторые из них, такие как латеральный и вертикальный перенос, могут повысить интерес исследователей, стремящихся найти перспективные темы для новых исследований. Тем не менее, творческая адаптация факторов, влияющих на процесс обучения, может сделать его и процесс совершенствования навыка более рациональным и эффективным.
Теория и практика переноса тренированности
Вообще говоря, перенос тренированности как явление и методологическая концепция занимает особое место в теории спортивной тренировки. В то же время ситуация с переносом тренированности выглядит довольно противоречивой: с одной стороны, перенос тренированности активно используется на практике и вносит значительный вклад в планирование; с другой стороны, как предмет исследования перенос тренированности не слишком популярен среди научных сотрудников, так что в мировой научной литературе по спорту можно найти относительно небольшое количество работ на эту тему (см. обзор Issurin, 2013). В любом случае и научный, и практический аспекты этого явления имеют большое значение и заслуживают особого внимания и глубокого анализа.
Перенос тренированности как фактор, определяющий подготовку спортсменов
По Зациорскому (Zatsiorsky, 1995) величина нагрузки должным образом определяется тремя основными компонентами: объёмом тренировочной нагрузки, её интенсивностью и новизной упражнений. Последний компонент жёстко ограничен теми особенностями переноса тренированности, которые определяют степень полезности каждого нового упражнения. Творческие тренеры используют большое количество технических средств тренировки, направленных на развитие физических качеств (силы, выносливости и т.д.) и/или для совершенствования технических навыков. В обоих случаях полезность упражнения зависит от его воздействия на соревновательный результат. Подводя итоги сказанного выше, необходимо должным образом рассмотреть две важные особенности переноса тренированности:
- технические навыки, которые характеризуются тонкой, специфической и правильным образом структурированной нервно-мышечной координацией, имеют гораздо большие ограничения при переносе тренированности, чем физические качества, где вклад более обобщённых физиологических механизмов значительно более выражен (Зациорский, 1969, 1995).
- перенос тренированности и при совершенствовании технических навыков, и при развитии физических качеств в значительной степени зависит от квалификации спортсмена. Для любителей, новичков и спортсменов среднего уровня характерны более генерализованные реакции на нагрузку, поэтому им приносят пользу любые тренировочные воздействия, в том числе неспецифические. Спортсмены высокой квалификации реагируют более специализированно и избирательно. Перенос тренированности у них сильно зависит от адекватности и специфичности вспомогательных упражнений и двигательных заданий (Issurin, 2008, 2013).
Судя по всему, проблема, связанная с переносом тренированности, является обычной в практике применения большого количества разнообразных упражнений. Представьте себе ситуацию, когда используются только соревновательные упражнения, а нагрузка регулируется путём варьирования их объёма и интенсивности. В этом случае проблема переноса тренированности будет заменена проблемой перетренированности, так как спортсмены быстро подойдут к верхней границе своих биологических возможностей и их физиологические резервы будут исчерпаны. Очевидно, что насыщение тренировочного процесса разнообразными упражнениями, перестройка их содержания, в том числе включение в программу новых, оригинальных упражнений весьма желательно для увеличения тренировочного воздействия без увеличения объёма и интенсивности.
Стоит отметить, что перенос тренированности при обучении является частью переноса тренированности в целом; он может быть определён как «эффект, при котором овладение одним навыком влияет на последующее освоение другого» (Kent, 2006). В техническую подготовку, которая является неотъемлемой частью тренировочного процесса в любом виде спорта, входит обучение двигательным действиям, при этом используются свои принципы и подходы. Разумеется, совершенствование технических навыков базируется на конкретных физиологических предпосылках и требует соответствующих методов и форм тренировки, а также тренерских подходов. В последние десятилетия появилась тенденция сочетать упражнения на технику с акцентированными физическими усилиями. Цель такого подхода — обеспечение синергического эффекта тренировки, направленной как на техническое совершенствование, так и на физическую подготовленность. Такой методологический подход разрабатывался профессором Верхошанским (2011) и был назван «методом сопряжённых технико-физических упражнений». Можно предположить, что такие упражнения позволяют получить весьма значительный уровень переноса тренированности на целевое упражнение.
Примеры реализации переноса тренированности в практике
Как уже было сказано, варьирование тренировочным объёмом и интенсивностью является наиболее применимым способом регулирования тренировочной нагрузки. Однако поиск новых и оригинальных специфических по виду спорта упражнений, которые могут дать более выраженную реакцию на нагрузку, всегда был частью сосредоточенного внимания выдающихся тренеров. Действительно, степень новизны упражнений строго ограничена условиями переноса тренированности. Очевидно, что каждый тренер может найти упражнения, с которыми его спортсмены незнакомы. Задача состоит в том, чтобы придумать такое новое упражнение, которое будет отвечать требованиям специфики соревновательного действия. Таким образом, новые упражнения могут быть более эффективными, чем прежние, если они соответствуют критериям специфичности и схожести с соревновательным.
Пример: Доктор Бондарчук, всемирно известный эксперт в спортивной подготовке, провел долгосрочное исследование на группе элитных метателей молота, в процессе которого он циклически изменял установки на выполнение упражнений (Bondarchuk, 1988, 2008). Как бывший успешный спортсмен, опытный тренер и креативный исследователь, он разработал отдельные серии специфических и сходных с ними упражнений, которые включались в соответствующие мезоцикловые блоки, но содержание этих серий менялось и обновлялось от одного этапа годичной подготовки к другому. Такие последовательные модификации программы позволили спортсменам поддержать высокую чувствительность к обновлённым тренировочным воздействиям и облегчить положительный перенос тренированности. Важно отметить, что спортсмены, которых тренировал Бондарчук, выполняли даже меньшие тренировочные объёмы, чем их соперники, и не страдали от травм, которые часто встречаются у других спортсменов подобного уровня квалификации. Такая система подготовки, которая использовала и блоковую периодизацию, и передовой подход в составлении упражнений, дала великолепные результаты: уникальный случай, когда олимпийский подиум (первое, второе и третье места в метании молота) заняли спортсмены одного тренера. Но этот случай потерял свою уникальность, когда ситуация повторилась ещё четыре раза: в 1976 г. в Монреале, в 1980 — в Москве, в 1988 — в Сеуле и в 1992 — в Барселоне.
Несмотря на то что проблема переноса тренированности одинаково важна как для индивидуальных, так и для командных видов спорта, ситуация в игровых видах резко обостряется такими факторами, как длительный соревновательный сезон и снижение уровня двигательной подготовленности в течение сезона из-за недостаточности тренировочного воздействия (Schneider et al., 1998; Astorino et al., 2004). Возможность компенсировать недостатки складывающейся ситуации включением дополнительных нагрузок осложняется высокой частотой участия в матчах и приоритетом командных действий. Тем не менее, изменения программы тренировки футболистов высшей квалификации, включавшие высокоинтенсивные аэробные упражнения в соответствующем мезоцикле, а также забеги с высокой скоростью в анаэробном режиме в другом мезоцикле, вызвали значительное увеличение специфических по виду спорта показателей физической подготовленности (Mallo, 2012). Такой повышенный уровень фитнеса выразился в более эффективных действиях во время матчей, и, следовательно, положительный перенос тренированности был достигнут.
Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что несмотря на то что наши знания о механизмах переноса тренированности всё ещё далеки от совершенства, творческое применение доступной информации и ноу-хау на практике обещают много преимуществ, когда реальный эффект от выполнения каждого задания и упражнения может стать более предсказуемым и детерминированным.
Перенос тренированности при освоении и совершенствовании двигательных навыков
Как упоминалось ранее, перенос технических навыков сильно ограничен их нервно-мышечной специфичностью. Здесь очевидно, что положительный перенос технических навыков может быть получен только в случаях высокого координационного сходства вспомогательных и целевого упражнений. Конечно, арсенал таких упражнений весьма ограничен, и составление каждого нового эффективного упражнения очень желательно. Именно поэтому творчески настроенные тренеры и исследователи не оставляют поиски таких упражнений. Информация, приведённая в этом разделе, может помочь им в этом.
Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность
Исследователи изучали, каким образом освоение двигательного действия одной конечностью влияет на приобретение этого навыка другой конечностью. Это явление, называемое «билатеральным переносом навыка (БПН)» имеет большое значение для спортивной подготовки. Таким образом, БПН означает, что тренировочное воздействие на конечность с одной стороны тела влияет на соответствующую конечность с другой стороны тела. Первые публикации по этому вопросу появились более 100 лет назад (Wissler, Richardson, 1900). Было выявлено, что упражнения, выполняемые с одной стороны тела, дают такой положительный перенос навыка, что он может быть успешно использован при обучении двигательному действию. Особенно популярными у исследователей (Bray, 1928; Hicks et al., 1983) были такие задачи, как двигательный тест, осуществляемый под визуальным контролем посредством зеркала. По результатам этих исследований известно, что перенос тренированности между билатеральными конечностями (т.е. от руки к руке или от ноги к ноге) оказывается более эффективным, чем перенос между ипсилатеральными конечностями (т.е. от руки к ноге одной стороны тела) и перенос по диагонали от руки к ноге испытуемого (Kumar and Mandal, 2005).
Зависимость билатерального переноса от возраста испытуемых была хорошо изучена. Byrd с соавторами (1986) изучали билатеральный перенос на группе 96 девочек в возрасте от 7 до 17 лет, выполнявших тест на сохранение контакта указки (которую держали в руке) и специального пятна на вращающемся с разной скоростью диске, и выявили значительно более высокий эффект такой нагрузки у более старших девочек по сравнению с младшими.
Аналогичное исследование было проведено на группе взрослых мужчин и женщин с применением того же теста с контролем движения через отражение в зеркале (Conroy, 2001). Протокол исследования включал проведение предварительного тестирования недоминирующей рукой, а дальнейшая работа осуществлялась доминирующей. В группе взрослых среднего возраста (40-65 лет) был отмечен более низкий начальный уровень точности по сравнению с более молодыми (19-39 лет). Соответственно, более старшие по возрасту достигли большего прироста в развитии точности, чем их младшие коллеги. Тем не менее, обе возрастные группы показали одинаковый билатеральный перенос тренированности, оценённый по времени выполнения упражнения.
Ряд исследований был проведён в связи с потенциальным гендерным эффектом. O’Boyle and Hoff (1987) использовали зеркально отражённые задания и действительно обнаружили превосходство взрослых испытуемых женского пола в точности и времени выполнения упражнения. Эти выводы не были подтверждены в более позднем исследовании, в котором мужчины выполнили задание с меньшей точностью, но быстрее, чем женщины (Conroy, 2001). Противоположный гендерный эффект был получен в исследованиях на группе молодых испытуемых. 160 мальчиков и девочек в возрасте 6-12 лет участвовали в программе по изучению билатерального переноса точности бросков мяча, где мальчики смогли добиться гораздо лучших результатов (Liu and Wrisberg, 2005). Такое превосходство детей мужского пола может быть связано с их большим двигательным опытом; результаты исследований на группе взрослых показали противоположную тенденцию, однако схема использованного в исследовании движения была им менее привычна, чем броски мяча детям.
Можно предположить, что эффект обучения зависит от направления билатерального переноса (от предпочитаемой стороны тела к другой и наоборот). Результаты исследования Kumar и Mandal (2005) показали, что перенос с доминирующей стороны на другую значительнее, чем в противоположном направлении. Эти данные, однако, не согласуются с более ранними, которые продемонстрировали превосходный билатеральный перенос от недоминирующей руки к доминирующей (Marx, 1996; Thut et al., 1997). Этот эффект был подтверждён выводами и других исследователей, которые отмечали его появление как у леворуких, так и у праворуких испытуемых (Brown et al, 1994).
Нервные механизмы, лежащие в основе билатерального переноса двигательного навыка, остаются в стадии обсуждения. С обобщённой точки зрения это можно объяснить тем, что афферентный сигнал, полученный при выполнении произвольного двигательного задания, вызывает перекрёстный эффект на корковых, подкорковых, проприоцептивных и сегментных уровнях (Kristeva et al., 1991; Hortobagyi et al., 2003). Предполагалось, что выполнение двигательного задания конечностью с одной стороны туловища вызывает изменения в тех областях коры мозга, которые связаны с командной импульсацией и активацией контралатерального импульса задействованной конечности полушария. Более того, активированные контралатеральные двигательные центры вызывают изменения на уровне двигательных нейронов на нетренированной стороне (Cramer et al, 1999; Schultze et al., 2002).
Практика современного спорта даёт много примеров асимметричной структуры движения, свойственной различным техническим навыкам, таким как дриблинг, броски в играх с мячом, метания и прыжки. Результаты углублённых исследований и знания о билатеральном переносе навыков могут помочь в творческом процессе составления, подбора и разработки оригинальных упражнений, которые способны обогатить традиционную тренировочную программу и в значительной степени способствовать повышению технического мастерства спортсменов.
Эффект упражнений, отличающихся по координационной структуре от соревновательного навыка
Основной фактор, ограничивающий перенос технического навыка, — это нервно-мышечная специфика техники движений разных видов спорта. Чтобы максимизировать положительный перенос навыков, упражнения должны чётко соответствовать координационной схеме вида спорта. Вот почему положительный перенос (т.е. положительный эффект для улучшения техники движений) обеспечивается относительно узким кругом упражнений. Таблица 1 представляет обобщённые ситуации, в которых происходит положительный или отрицательный перенос навыков.
Таблица 1. Некоторые типы переноса навыков в зависимости от выполненных упражнений
Тип переноса технических навыков | Типичные подходы и/или упражнения | Пример из практики спорта |
Высокий положительный перенос | Акцентирование определённого технического элемента или детали в общей схеме движения | Облегчение достижения максимальной частоты шагов при беге на спуске. Акцентирование положения руки с высоко поднятым локтем при плавании |
Низкий или средний положительный перенос | Имитация специфических по виду спорта движений и технических элементов на специально разработанных тренажёрах и/или устройствах | Имитация броска копья в закрытом помещении на инерционном тренажёре. Имитация прыжков в фигурном катании в спортзале с дополнительной поддержкой и помощью |
Отсутствие переноса | Любые упражнения, не похожие на соревновательное по нервно-мышечной координации | Жим лёжа и тяга лёжа, выполняемые бегунами, гребцами, пловцами и т.д. |
Отрицательный перенос | Упражнения, сходные с соревновательным по некоторым кинематическим характеристикам, но сильно отличающиеся по нервно-мышечной координации | Броски утяжелённого копья или диска. Гребля в каноэ с чрезмерным дополнительным сопротивлением движению лодки |
Общим правилом получения положительного переноса является использование упражнений, весьма сходных с основным с точки зрения нервно-мышечной координации. Как правило, такие упражнения могут быть разработаны путём специальной модификации или акцентирования некоторых технических деталей, элементов и/или специфических по виду спорта требований. Один из применимых подходов в процессе внесения таких изменений — создание условий искусственного облегчения или утяжеления выполнения основного упражнения. Такой подход особенно популярен при создании упражнений, повышающих ши снижающих скорость передвижения спортсмена и способствующих росту скорости или, наоборот, требующих приложения больших усилий при выполнении обычных двигательных заданий.
Проектирование оригинальных тренажёрных устройств и разработка специально модифицированных упражнений — традиционная прерогатива тренеров и учёных в области спорта. Очень часто такие нововведения призваны стимулировать развитие специальных физических качеств в рамках специфической по виду спорта координационной структуры. Обычно проблема заключается в том, чтобы получить желаемый эффект без искажения техники движения.
Например, утяжеление копья позволяет спортсменам увеличить силу, но может исказить технику движения, если вес копья является чрезмерным. С другой стороны, положительный перенос навыка достигается выполнением любого облегчённого движения, искусственно упрощающего, но не искажающего технику. Гребной тренажер «Концепт», например, позволяет спортсменам развивать специфическую по виду спорта мышечную выносливость при существенно упрощённой двигательной задаче (нет взаимодействия с водой, обычных условий работы), однако гребля на этом тренажёре имеет координационную структуру, сходную с греблей на воде.
Подготовка спортсменов включает широкий спектр упражнений, которые улучшают работоспособность мышц и не влияют на техническое мастерство. Это относ
Видео по теме
Источник: «Теория спортивной тренировки».
Учеб. для ВУЗов. Авт.: проф. В.Б. Иссурин, 2016