Прекращение трудового договора со спортсменом

Прекращение трудового договора со спортсменом

Прекращение трудового договора со спортсменом может осуществляться на общих основаниях прекращения трудового договора, предусмотренных ч. 1 ст. 77 ТК РФ:

1) соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ);

2) истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и 81 ТК РФ);

5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК РФ);

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК РФ);

8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч. 3 и 4 ст. 73 ТК РФ);

9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);

11) нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).

Кроме того, в ч. 2 ст. 77 ТК РФ говорится, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами.

Следует отметить, что до принятия главы 54.1 в ТК РФ никаких особенностей прекращения трудового договора со спортсменом трудовым законодательством не предусматривалось. Теперь ст. 348.11 ТК РФ помимо общих оснований, предусмотренных ст. 77 ТК РФ, определяет следующие дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом:

1) спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев;

2) нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации.

Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона о спорте спортивная дисквалификация спортсмена представляет собой отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта, или положений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями.

В некоторых видах спорта приняты дисциплинарные регламенты, детализирующие основания применения дисквалификации. Например, п. 2 ст. 23 Дисциплинарного регламента КХЛ на сезоны 2011/12, 2012/13, 2013/14 гг., утвержденного Правлением КХЛ 30 марта 2011 г. (далее также — Дисциплинарный регламент КХЛ), предусмотрена бессрочная дисквалификация хоккеиста за участие прямо или косвенно через третьих лиц в играх и пари, как организованных, так и нелегальных, целью участия в которых является получение выигрыша от угаданного результата спортивного соревнования, проводимого КХЛ, а п. 17 ст. 23 Дисциплинарного регламента КХЛ закреплена дисквалификация хоккеиста сроком до одного года за неисполнение им обязанности прибыть в новый клуб — в установленное время и место — в случае обмена. То есть если срок спортивной дисквалификации составляет шесть и более месяцев, то работодатель может (но не должен) на этом основании уволить спортсмена по п. 1 ст. 348.11 ТК РФ.

Вместе с тем в российском законодательстве понятие «дисквалификация» используется также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 3.2, 3.11). И в частности, в п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ одним из обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в частности, не зависящих от желания работодателя), в силу которых трудовой договор подлежит прекращению, названы дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация как административное наказание заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Следует отметить, что понятие «дисквалификация» в ст. 2 Федерального закона о спорте связывается со спортивной деятельностью и применяется в отношении спортсмена. Административная же дисквалификация предусматривается далеко не только в сфере спортивной деятельности, а в сфере спорта специально предусмотрена пока только за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ст. 6.18 КоАП). В соответствии с понятием дисквалификации, закрепленным в ст. 3.11 КоАП РФ, административная дисквалификация направлена, в частности, на наказание не самих спортсменов, как при спортивной дисквалификации, предусмотренной п. 14 ст. 2 Федерального закона о спорте, а в отношении тренеров, спортивных врачей и других специалистов, осуществляющих деятельность, связанную с подготовкой спортсменов и организацией и проведением спортивных мероприятий.

Основанием наложения дисквалификации как административного наказания является совершение административного правонарушения, в то время как основанием спортивной дисквалификации, как говорится в п. 14 ст. 2 Федерального закона о спорте, является нарушение правил вида спорта, или положений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями. Таким образом, сущность дисквалификации в актах спортивных организаций и в спортивной практике связывается с нарушением специальных правил, разрабатываемых российскими и международными спортивными организациями. В ТК РФ подразумевается, что субъектом, который отстраняет (дисквалифицирует) спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, является прежде всего общероссийская спортивная федерация.

Дисквалификация как вид административного наказания назначается государственным судьей. Спортивная же дисквалификация не является мерой государственной ответственности и назначается общероссийской спортивной федерацией (союзом, ассоциацией, лигой), а ее применение базируется на признании субъектами спортивного движения регламентных актов соответствующих спортивных федераций (союзов, ассоциаций, лиг).

Как следует из указанного нормативного определения, суть административной дисквалификации заключается в полном лишении определенного права. Спортивная дисквалификация — это прежде всего полное или частичное отстранение спортсмена именно от соревнований. При этом спортсмену не запрещается участие в тренировках, и поэтому частично свою трудовую функцию спортсмен осуществляет. Между тем в спорте, прежде всего профессиональном, основное значение имеет именно соревновательный, а не тренировочный процесс. Отстраненный от соревнований спортсмен несет невыгодные имущественные последствия, которые в соответствии со ст. 348.5 ТК РФ выражаются в сохранении за ним только части заработка в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже размера, установленного ст. 155 ТК РФ. Таким образом, однозначно отнести отстранение спортсмена от участия в соревнованиях к частному случаю отстранения от работы невозможно.

Дисквалификация как административное наказание согласно ст. 3.11 КоАП РФ устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Спортивная дисквалификация может быть нескольких видов: отстранение нарушителя от участия в конкретных соревнованиях, от одного или нескольких матчей, отстранение нарушителя от участия в играх какого-либо первенства (чемпионата, кубка и т.п.), отстранение нарушителя от участия в спортивных соревнованиях на один или несколько сезонов (лет). Срок спортивной дисквалификации законодательством не определен и в соответствии с регламентными нормами спортивных организаций может устанавливаться в пределах от разового отстранения, например от одной игры, до дисквалификации на неопределенный срок и пожизненной дисквалификации.

Спортивная дисквалификация осуществляется в соответствии со специальными процедурами, определенными нормами «мягкого права» (дисциплинарных регламентов, актов спортивных арбитражных судов и т.п.) и сама по себе как санкция не имеет процедур, которые указаны в ст. 193 ТК РФ (т.е. обязательное получение письменного объяснения, составление акта в случае его непредставления, издание работодателем приказа, ознакомление с ним работника под роспись, соблюдение сроков). Спортивная дисквалификация может последовать как за виновное поведение (например, плевок в официальное лицо матча до, во время и после матча), так и при отсутствии вины (обнаружение в организме спортсмена запрещенного препарата, попавшего в него по вине третьих лиц). Кроме того, спортивная дисквалификация относится к компетенции, как правило, не той организации, где непосредственно работает спортсмен (например, спортивный клуб), а в соответствии с Федеральным законом о спорте к компетенции, в частности, общероссийской спортивной федерации, и только на основании ее решения, в случае если срок дисквалификации составляет шесть и более месяцев, работодатель может принять решение об увольнении спортсмена на основании п. 1 ч. 1 ст. 348.11 ТК РФ.

Нарушения антидопинговых правил как основания для увольнения спортсмена по п. 2 ч. 1 ст. 348.11 ТК РФ закреплены, в частности, во Всемирном антидопинговом кодексе, принятом Всемирным антидопинговым агентством 5 марта 2003 г. в Копенгагене на Всемирной конференции по допингу в спорте, а также в Общероссийских антидопинговых правилах, утвержденных приказом Минспорта России от 2 октября 2012 г. № 267 и разработанных общероссийской антидопинговой организацией (Некоммерческое партнерство «Российское антидопинговое агентство «РУСАДА»») с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, на основании положений Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в г. Париже 19 октября 2005 г. и ратифицированной Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте», и п. 1 ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона о спорте.

В ст. II Общероссийских антидопинговых правил (далее также — Правила) закреплены следующие нарушения антидопинговых правил, которые совпадают с соответствующими положениями Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового кодекса ВАДА и ст. 26 Федерального закона о спорте.

1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена.

2. Использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода.

3. Отказ спортсмена явиться на взятие пробы или неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с Правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы.

4. Нарушение требований, касающихся доступности спортсмена для внесоревновательного тестирования, включая непредоставление требуемой информации о местонахождении спортсмена и его неявку для участия в тестировании.

5. Фальсификация или попытки фальсификации на любом этапе допинг-контроля.

6. Обладание запрещенными субстанциями или запрещенными методами.

7. Распространение любой запрещенной субстанции или любого запрещенного метода.

8. Введение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену или применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопингового правила.

Для увольнения спортсмена по п. 2 ч. 1 ст. 348.11 ТК РФ нарушение спортсменом антидопинговых правил должно быть выявлено при проведении допинг-контроля. В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона о спорте и Международной конвенцией о борьбе с допингом в спорте приказом Минспорттуризма России от 13 мая 2009 г. № 293 утвержден Порядок проведения допинг-контроля (далее также Порядок), который определяет мероприятия и процедуру его проведения в спорте.

Допинг-контроль представляет собой процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Допинг-контроль направлен на:

а) противодействие нарушению общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, в том числе использованию или попытке использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

б) защита права спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга;

в) применение в отношении спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, спортивных санкций (в том числе спортивной дисквалификации);

г) содействие разработке и внедрению антидопинговых программ в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним.

Допинг-контроль осуществляется в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА, Международными стандартами ВАДА, правилами международных спортивных федераций, положениями (регламентами) спортивных мероприятий, а также антидопинговыми правилами и (или) требованиями общероссийской антидопинговой организации.

В соответствии с п. 9 ст. II Порядка для реализации вышеуказанных мероприятий осуществляются следующие действия.

1. Лаборатория, аккредитованная ВАДА, анализирует пробы в целях обнаружения запрещенных субстанций и запрещенных методов, определенных Запрещенным списком ВАДА, и других субстанций, предусмотренных программой мониторинга, осуществляет научные исследования в области разработки новых методов допинг-контроля.

2. Общероссийская антидопинговая организация:

а) разрабатывает общероссийские антидопинговые правила с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, представляет общероссийские антидопинговые правила на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и реализует их;

б) формирует в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и до согласованию с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта список спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный, так и во внесоревновательный период;

в) проводит тестирование в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

г) п
оводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, в вину которым вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта;

д) организует повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

е) разрабатывает методические и инструктивные материалы по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбе с ним;

ж) осуществляет сбор информации о местонахождении спортсменов, включенных в список спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный, так и во внесоревновательный период в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

з) передает в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, в ВАДА, в Минспорт России сведения о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в том числе для применения санкций.

3. Общероссийские спортивные федерации в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним:

а) содействуют проведению допинг-контроля во время спортивных мероприятий, организаторами которых они являются;

б) применяют санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;

в) информируют Минспорт России, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию, ВАДА о принятых в отношении спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, санкциях;

г) содействуют сбору информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;

д) предоставляют общероссийской антидопинговой организации информацию, необходимую для формирования национального списка тестирования.

4. Организаторы спортивных мероприятий в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

а) обеспечить условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействовать проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с Порядком;

б) выполнять иные требования Федерального закона о спорте и антидопинговых правил.

Согласно ст. III Порядка ответственность спортсменов и других субъектов спортивного движения за нарушение правил проведения допинг-контроля устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА и общероссийскими антидопинговыми правилами.

С учетом правил, обозначенных выше, применение спортивных санкций осуществляется в следующей последовательности.

1. Решение о применении спортивных санкций выносится общероссийской антидопинговой организацией.

2. Применение спортивных санкций (в том числе спортивной дисквалификации) на основании и во исполнение решения общероссийской антидопинговой организации осуществляется общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.

Следует отметить, что основание прекращения трудового договора со спортсменом, предусмотренное п. 2 ст. 348.11 ТК РФ, частично совпадает (перекрывается) с основанием, предусмотренным п. 1 ст. 348.11 ТК РФ. Это имеет место в случае, если нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, влечет дисквалификацию на срок шесть и более месяцев, что происходит в большинстве случаев таких нарушений. Однако в некоторых случаях за нарушение антидопинговых правил предусматривается более легкая ответственность. В частности, в силу ст. 10.4 Всемирного антидопингового кодекса ВАДА если в крови спортсмена обнаружены следы применения особых субстанций, которые не оказывают влияния на спортивные результаты, и при этом спортсмен докажет, что применение этой субстанции не предназначалось для улучшения им спортивных результатов, то при первом таком нарушении предусматривается ответственность от замечания без отстранения от соревнований до дисквалификации сроком на два года.

В соответствии с ч. 3 ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по рассмотренным выше основаниям, предусмотренным ст. 348.11 ТК РФ. Поэтому, как отмечает Н.Н. Яворчук, работодатель при расторжении трудового договора по данным основаниям должен соблюсти порядок применения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст. 193 ТК РФ. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено, по общему правилу, позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также в судебном порядке.

Расторжение трудового договора может быть осуществлено по инициативе спортсмена (по собственному желанию).

Согласно общему правилу, установленному ч. 1 ст. 80 ТК РФ, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Часть 1 ст: 348.12 ТК РФ предусматривает, что спортсмен или тренер имеют право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (по собственному желанию), предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. Согласно ч. 2 ст. 348.12 ТК РФ в трудовых договорах с отдельными категориями спортсменов, тренеров могут быть предусмотрены условия об обязанности спортсменов, тренеров предупреждать работодателей о расторжении трудовых договоров по их инициативе (по собственному желанию) в срок, превышающий один месяц, если нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим виду или видам спорта, для этих категорий спортсменов, тренеров установлены ограничения перехода (условия перехода) в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте), предусматривающие сроки предупреждения о переходе, превышающие один месяц. Продолжительность срока предупреждения о расторжении трудового договора по собственному желанию определяется сторонами трудового договора в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим виду или видам спорта. В соответствии с ч. 2.1 ст. 16 Федерального закона о спорте перечень видов спорта, для которых общероссийские спортивные федерации по соответствующим виду или видам спорта вправе утверждать нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации, устанавливается Министерством спорта Российской Федерации.

При этом возникает вопрос: насколько эти правила соответствуют требованию ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ о том, что принудительный труд запрещен? Следует отметить, что принудительный труд запрещается как российским законодательством, так и основополагающими нормами и принципами международного права, в частности Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 29 «О принудительном или обязательном труде» (Женева, 28 июня 1930 г.). Например, в Конвенции МОТ № 29 под принудительным трудом понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работа, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ по аналогичным вопросам, вводимое законодателем ограничение прав и свобод должно отвечать требованиям справедливости, быть необходимым и соразмерным конституционно значимым целям; обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, оно вместе с тем не должно посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания.

Представляется, что в отношении спортсмена, тренера федеральный законодатель вполне обоснованно установил более продолжительный срок предупреждения о расторжении спортсменом трудового договора исходя из объективно существующих особенностей характера содержания их труда и выполняемой ими трудовой функции, которая состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (спортсмены), в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (тренеры). Думается, что в таких случаях законодатель вправе предусматривать особые правила расторжения трудового договора, что не может расцениваться как нарушение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так, если спортсмен или тренер подает заявление о расторжении трудового договора накануне ответственных и важных для спортивной организации соревнований, работодатель вправе рассчитывать на то, что увольнение указанных работников не станет неожиданностью и произойдет по-возможности по окончании соревнований. Рассматриваемое ограничение в отношении работников немаловажно и для обеспечения так называемой «контрактной стабильности» в сфере профессионального спорта. Однако, как подчеркивается в литературе, сам по себе месячный срок предупреждения, установленный в ч. 1 ст. 348.12 ТК РФ, взят, что называется, «с потолка» и не имеет никакого обоснования.

Следует далее отметить, что работодатели, прежде всего спортивные клубы, нередко тратят немалые деньги на подготовку и совершенствование мастерства спортсмена, а также в соответствующих случаях на выплату компенсации за «приобретение» спортсмена его предыдущему клубу. Поэтому на случай расставания с таким спортсменом для возмещения названных затрат в соответствии с ч. 3 ст. 348.12 ТК РФ в трудовом договоре со спортсменом может быть предусмотрено условие об обязанности спортсмена произвести в пользу работодателя денежную выплату в случае расторжения трудового договора по инициативе спортсмена (по собственному желанию) без уважительных причин, а также в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям. При этом в отношении названной нормы ТК РФ не определяет, что относится к уважительным причинам. Общие для различных категорий работников уважительные причины содержатся в ст. 80 ТК РФ. Согласно ч. 3 данной статьи к уважительным причинам относятся зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию, а также случаи установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора. Причем при таких обстоятельствах работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. Однако в силу специфики спортивных отношений, особенно в сфере профессионального спорта, далеко не бесспорно применение указанных уважительных причин прекращения трудового договора по инициативе работника к положению ч. 3 ст. 348.12 ТК РФ в части обязанности спортсмена произвести в пользу работодателя денежную выплату.

В связи с отсутствием в ТК РФ перечня специальных уважительных причин по ч. 3 ст. 348.12 ТК РФ, освобождающих спортсмена от обязанности произвести денежную выплату в пользу работодателя, такие особенные сугубо для спорта уважительные причины представляется возможным юридизировать в актах спортивных федераций с учетом характерных особенностей отдельных видов спорта, других спортивных организаций, в коллективных договорах, соглашениях или в крайнем случае закрепить непосредственно в трудовом договоре со спортсменом.

В российском футболе данный вопрос урегулирован ст. 11 Регламента РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов (далее также — Регламент). Так, уважительными причинами расторжения трудового договора по инициативе футболиста-профессионала (по собственному желанию) являются:

1) существенное нарушение профессиональным футбольным клубом трудового договора и (или) локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

2) утрата футбольным клубом профессионального статуса;

3) восстановление любительского статуса футболистом-профессионалом в соответствии с Регламентом.

Существенным нарушением трудового договора и (или) локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в регламенте признается:

1) наличие задолженности по заработной плате и (или) иным выплатам, причитающимся футболисту-профессионалу, за период более двух месяцев с момента, когда соответствующая выплата должна быть произведена, а в случае возникновения спора между футболистом-профессионалом и профессиональным футбольным клубом — с момента вступления в законную силу решения по такому спору;

2) невключение футболиста-профессионала, достигшего возраста 21 года, в заявку профессионального футбольного клуба на текущий сезон, не связанное с временной нетрудоспособностью спортсмена, вызванной спортивной травмой или общим заболеванием, а также не связанное со спортивной дисквалификацией, запретом на осуществление любой связанной с футболом деятельности или переходом в другой клуб на условиях «аренды»;

3) иное существенное нарушение, допущенное профессиональным футбольным клубом, установленное и признанное таковым Палатой по разрешению споров или Комитетом по статусу игроков Российского футбольного союза.

Размер денежной выплаты, предусмотренной ч. 3 ст. 348.11 ТК РФ, определяется трудовым договором. Такую денежную выплату спортсмен обязан произвести в пользу работодателя в двухмесячный срок со дня расторжения трудового договора, если иное не предусмотрено трудовым договором.

Следует отметить, что включение в договор положения о денежной выплате в случае расторжения трудового договора по инициативе спортсмена (по собственному желанию) без уважительных причин, а также в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям, не является обязательным. Однако включение такого положения в трудовой договор позволяет заранее его сторонам конкретно определиться по поводу денежной выплаты спортсменом за досрочное ра
торжение трудового договора в указанных случаях, и стороны будут избавлены от разбирательств относительно самой выплаты и ее суммы в дисциплинарных и других юрисдикционных органах.

Обращает на себя внимание, что ст. 348.12 и другие нормы ТК РФ не устанавливают максимального размера обязательной выплаты спортсмена работодателю в случае увольнения по указанным в ней основаниям, что может привести к закреплению в трудовых договорах гиперболизированных сумм денежных выплат.

Вместе с тем нужно име

Видео по теме

«Спортивное право».
Редактор: С.В. Алексеев Изд.: Юнити-Дана, 2014

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo