Спартианские игры

Спартианские игры — игровая модель интеграции спорта с искусством

Д. А. Сагалаков Московский государственный технологический университет «Станкин», Россия

Е. В. Стопникова Координационный комитет спартианского движения, Россия

Дана характеристика содержания, особенностей, а также социокультурного и педагогического значения Спартианских игр. Концепция этих Игр, разработанная в России, продолжает многовековую традицию поиска путей интеграции двух важных элементов культуры —спорта и искусства.

Идея интеграции спорта с искусством не нова, она зародилась еще в Древней Греции. Как известно, на Истмийских, Панафинейских, Пифийских, Немейских играх проводились состязания не только спортсменов, но также певцов, музыкантов, ораторов.

В последующие годы идея интеграции спорта и искусства на основе укрепления союза между ними высказывалась и поддерживалась многими учеными и общественными деятелями.

Глубоким приверженцем этой идеи был основатель современного олимпийского движения Кубертен. В своих работах он неоднократно указывал на необходимость взаимодополнения и укрепления связи спорта с искусством, усматривая в этом одно из важнейших социально-педагогических средств гармоничного развития личности, преодоления все усиливающегося разрыва между физическим и духовным развитием людей. Важную роль в укреплении связи спорта и искусства, по мнению Кубертена, должны играть Олимпийские игры. Для практической реализации идеи интеграции спорта и искусства Кубертен в 1906 г. предложил включить в программу Олимпийских игр художественные конкурсы («Penthatlon of the Muses») в пяти видах искусства: архитектуре, скульптуре, музыке, живописи и литературе. Такие конкурсы проводились на Играх в период с 1912 по 1948 г. В 1912 г. в художественных конкурсах приняли участие представители 31 страны. На Играх 1936 г. было проведено 15 художественных конкурсов.

Идея Кубертена о необходимости укрепления союза спорта с искусством находит широкую поддержку в настоящее время, в том числе со стороны ученых и видных деятелей современного олимпийского движения. Активным сторонником этой идеи был президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Неоднократно в поддержку идеи укрепления связи спорта и искусства высказывался и Федерико Майор, Генеральный директор ЮНЕСКО в 1987—1999 гг.

В последние десятилетия предпринимаются многочисленные и практические шаги по укреплению союза спорта с искусством:

  • искусство в различных его формах используется для художественного «оформления», театрализации, дополнения спортивных соревнований (речь идет, например, о торжественных церемониях открытия или закрытия этих соревнований, их музыкальнопесенном оформлении, проведении их как «спортивно-художественных представлений» и т.п.);
  • создаются театры (театральные коллективы) с участием спортсменов N например, театр ледовых миниатюр, театр спортивной пантомимы и т.п. (одна из последних инновационных акций такого рода по интеграции спорта и искусства — организация телевизионной передачи «Танцы на льду», в которой звезды кино и эстрады осваивают танцы на льду и выходят на лед в паре с суперпрофессионалами фигурного катания);
  • проводятся выставки картин, скульптур и других произведений искусства, авторами которых являются спортсмены;
  • организуются фестивали спорта и искусства, культурно-спортивные праздники и другие подобные мероприятия, программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов: танцоров, певцов, музыкантов и др.

В 1990 г. в России был разработан гуманистический проект под названием «СПАРТ» (SpArt) (автор проекта — проф. В. И. Столяров). Придуманное автором проекта слово «СПАРТ» (SpArt) расшифровывается двояко:

  • как аббревиатура из слогов трех английских слов: Spirituality — духовность, «Sport» -спорт и «Art» — искусство;
  • как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества». Основной замысел проекта — разработка и внедрение в практику таких форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления, целостного развития личности и организации досуга различных групп населения, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством. В ходе практической реализации проекта «СпАрт» разработан и апробирован на практике комплекс спартианских форм и методов. Центральное место среди них занимают Спартианские игры. Концепция этих Игр продолжает многовековую традицию поиска путей интеграции двух важных элементов культуры — спорта и искусства.

Цель данной статьи — опираясь на многолетний (с 1991 г.) опыт организации и проведения Спартианских игр, дать характеристику их содержания, особенностей, а также социокультурного и педагогического значения.

Что такое спартианские игры

Для правильного понимания Спартианских игр прежде всего важно учитывать, что они предполагают использование в играх особого (специфического) способа организации игрового соперничества.

Понятие «способ (форма, модель) организации соперничества», впервые введенное в работах проф. В. И. Столярова, характеризует принципы подхода к формированию программы соревнования, состава участников, системы выявления и поощрения победителей (тех ценностей, норм и образцов поведения, которые поощряются в ходе соревнования, характера этих поощрений и т.д.). Программа соревнований может быть сориентирована, например, на узкую специализацию способностей участников или на их разносторонние способности; система поощрения победителей может быть только моральной или также и материальной; состав участников может быть ограничен только лицами определенного пола, возраста, подготовленности, а может не иметь таких ограничений и т.д. При этом характер и особенности способа организации игрового соперничества существенным образом влияют на личность и социальные отношения.

Рассмотрим тот способ организации соперничества, который используется на Спартианских играх.

Принципы формирования программы Игр

При формировании программы Спартианских игр учитывается их уровень (районные, городские, региональные, межрегиональные, международные), продолжительность и условия проведения, цели и задачи, которые ставят организаторы, а также возраст, пол, подготовленность участников, наличие у них инвалидности и ее характер и т.д.

С учетом этих факторов и программа Спартианских игр может быть разнообразной. Но при этом в ней обязательно должны присутствовать следующие элементы:

1) спартианская увертюра (церемония открытия),

2) соревнования и конкурсы,

3) несоревновательные игры,

4) церемония закрытия.

1-й элемент программы: «Спартианская увертюра»

Спартианская увертюра — это церемония открытия Спартианских игр.

Она включает традиционные элементы такой церемонии — выступление организаторов Игр, представление гостей, жюри и т. п. Вместе с тем некоторые из них проходят по-новому, а, кроме того, в программу включаются и новые элементы.

Представление участников проходит следующим образом.

Команды поочередно входят в зал и под музыку демонстрируют заранее придуманные и изготовленные оригинальные карнавальные маски, одежду, украшения и т.д., которые символизируют разносторонние интересы участников, их увлеченность искусством, наукой, техникой, спортом и т.п.

В этой демонстрации поощряется:

  • использование театрального реквизита (маски, парики, грим, балетки и т.п.), технических устройств, спортивного инвентаря (мячи, ракетки) и т.д.;
  • сопровождение демонстрации танцами, акробатическими и др. физическими упражнениями, а также устными комментариями.

После демонстрации команда остается в зале. Один из ее участников держит табличку с названием команды и другой ее атрибутикой.

Все команды выстраиваются для продолжения церемонии открытия Игр: исполнения спартианского гимна «Спартианская страна» и подъема спартианского флага (белое полотнище с голубым окаймлением; в центре флага расположен спартианский символ (рис.).

Знак состоит из сочетания буквы «А» и символического изображения ленты Мебиуса -символа бесконечного движения, совершенствования, которая одновременно является буквой «S». Тем самым достигается сочетание «S» и «А» — начальных букв английских слов: «Spirituality» — духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство. Концы буквы «S» представляют собой также изображение беговых дорожек стадиона. В центре знака помещен круг, разбитый вертикальными линиями, что является условным изображением сцены. Напомним, что слово «СПАРТ» расшифровывается и как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества». Следовательно, знак символически изображает стремление участников спартианского движения к самосовершенствованию, гармоничному и разностороннему развитию личности, используя для этого как спорт, так и искусство, ориентированные в первую очередь на реализацию духовно-нравственных ценностей.

Наряду со знаком спартианский символ может включать в себя слова: «СПАРТ» («SpArt») или «спартианское движение» («Spartian movement»), а также спартианские девизы и лозунги, например: «Стань спартианцем — разносторонне развитой личностью и патриотом своей Родины!»; «Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!»; «Красота действий и поступков дороже успеха!»; «Быть добру!». Эти и другие спартианские девизы и лозунги имеют ярко выраженную гуманистическую направленность. Гимном спартианского движения является песня «Спартианская страна».

2-й элемент программы: «Соревнования и конкурсы»

К соревнованиям и конкурсам, включаемым в программу Спартианских игр, предъявляются следующие общие требования:

  • они должны позволять сравнивать и оценивать параметры как физического, так и духовного развития участников, их разносторонние способности, проявляемые в разных видах деятельности (спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и др.);
  • при подборе соревнований и конкурсов должен соблюдаться принцип сбалансированности тех качеств и способностей, которые необходимы для участия в них, чтобы исключить возможность достижения победы за счет одностороннего развития лишь физических или психических качеств, спортивного или художественного мастерства и т.д.;
  • соревнования и конкурсы должны соответствовать возможностям (способностям) участников и быть интересными для них;
  • соревнования и конкурсы должны быть такими, чтобы в них могли принимать участие лица разного пола, физического состояния и т.д., включая лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);
  • соревнования и конкурсы должны содействовать проявлению и развитию творческих способностей участников, их приобщению к самобытной национальной и народной культуре, патриотическому воспитанию, а также воспитанию уважения (толерантности, терпимости) к ценностям других культур, идеологий, верований;
  • запрещается включение в программу таких соревнований и конкурсов, которые противоречат идеалам и ценностям гуманизма: угрожают здоровью участников, унижают достоинство их личности и т.д.

На основе этих принципов в программу Спартианских игр с учетом условий, решаемых задач, состава участников и т.д. могут включаться различные соревнования и конкурсы. Они подразделяются на две группы:

а) спартианские соревнования и конкурсы;

б) другие (традиционные) соревнования и конкурсы.

К числу спартианских соревнований и конкурсов относятся такие соревнования и конкурсы, которые:

  • призваны содействовать проявлению и развитию творческих способностей участников и их проявлению в разных видах деятельности;
  • являются уникальными по сравнению с обычными, традиционными соревнованиями по тем или иным видам спорта, с художественными конкурсами в различных видах искусства (пение, танцы, рисование и т.д.) и другими аналогичными соревнованиями и конкурсами.

Данные соревнования и конкурсы придуманы автором концепции Спартианских игр и его коллегами и, следовательно, являются авторскими.

В ходе многолетней практики организации Спартианских игр разработаны и использовались разнообразные спартианские соревнования и конкурсы. Они подразделяются на основные (обязательные для включения в программу Спартианских игр) и дополнительные.

Основные спартианские соревнования и конкурсы

«СПАРТ-карнавал»

Данный конкурс является элементом спартианской увертюры и проходит в виде представления участников: команды поочередно входят в зал и под музыку демонстрируют заранее придуманные и изготовленные оригинальные карнавальные маски, одежду, украшения и т.д., которые символизируют разносторонние интересы участников, их увлеченность искусством, наукой, техникой, спортом и т.п. Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, художественное мастерство (эстетика, юмор и т.п.) при изготовлении масок, одежды и т.д., соответствие выступления спартианской идее целостного (гармоничного и разностороннего) развития личности.

СПАРТ-визитка

Каждая команда представляет свою «визитную карточку», но не обычную, а «спартианскую»: по произвольной программе демонстрирует разнообразные увлечения и способности, разностороннее и гармоничное развитие своих представителей — их физическую подготовленность, спортивное и художественное мастерство, ораторское искусство, техническое творчество и т.д. Девиз выступления команды: «Мы — спартианцы и гордимся этим!» В ходе выступления могут быть использованы видеоклипы. Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, художественное мастерство (эстетика, юмор и т.п.), соответствие выступления спартианской идее целостного (гармоничного и разностороннего) развития личности.

СПАРТ-атлон

СПАРТ-атлон — это конкурс фантазии, творчества, изобретательности, юмора, а также эстетики в демонстрации физических способностей и спортивного мастерства: каждый участник сам определяет, какие физические способности (силу, гибкость и т.п.) или оригинальные физические упражнения и спортивные умения (например: прыжок; бросок; удержание на голове какого-то предмета Н мяча или ракетки и т.д.), с помощью каких средств и каким способом он будет демонстрировать (это может быть поднятие и метание разнообразных предметов, подтягивание, отжимание и т.д.). Его задача состоит в том, чтобы при этом проявить как можно больше фантазии, творчества, изобретательности, юмора, эстетики. Демонстрация может быть индивидуальной или в паре. Число представителей от каждой команды и время демонстрации с учетом заявок определяет судейская коллегия.

Конкурс проводится в два этапа.

1-й этап. «Домашнее задание» участникам: придумать и продемонстрировать (с помощью предметов, приспособлений или без них) на Играх какие-либо физические качества и способности (например: силу, меткость, гибкость и др.) или оригинальные физические упражнения и спортивные умения (например: прыжок; бросок; удержание на голове какого-то предмета — мяча или ракетки и т.д.). Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

2-й этап. Импровизация. Участники выполняют полученные непосредственно на Играх задания организаторов: придумать оригинальный и эстетичный способ демонстрации физических качеств и способностей (например, силы или меткости, гибкости и др.) или оригинальные физические упражнения и спортивные умения (например, необычный прыжок, бросок, способ передвижения и т.д.) с использованием предложенных организаторами предметов (например, обруча, мячей, ракетки, и др.)- Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

СПАРТ-искусство

Конкурс проводится в два этапа.

1-й этап. Домашнее задание: «СПАРТ-мюзикл» — театрализованное выступление, в котором участники демонстрируют творческие способности, художественное мастерство (эстетика, юмор и т.п.), красоту и пластику движений, используя в единстве различные виды искусства (танец, вокал, поэтическое и ораторское искусство и т.д.) и физкультурноспортивной деятельности (аэробика, акробатика, художественная гимнастика, синхронное выполнение физических упражнений и т.д.). Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

2-й этап. Импровизация: «СПАРТ-орхестрика»*.

Возможные задания участникам:

  • слушая музыку, предложенную организаторами, продемонстрировать в движениях чувство музыки и ритма, а также способность выражать вызванные музыкой чувства и переживания;
  • создать художественный образ, разыгрывая пантомиму, клоунаду или балетную сценку на задаваемую тему;
  • слушая песню (задается организаторами), изобразить в движениях то, о чем там поется, и т.д.

Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

СПАРТ-игротека

Конкурс проводится в два этапа.

1-й этап. Домашнее задание. Участники демонстрируют придуманную ими новую или несколько модифицированную известную игру (соревновательную или несоревновательную).

Модификация может затрагивать:

  • программу игры;
  • правила игры;
  • используемые предметы, аппараты, технические приспособления;
  • систему определения победителей;
  • состав участников игры и т.д.

Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

2-й этап. Импровизация. Участники должны придумать и продемонстрировать новую игру, выполняя задание организаторов (например, использовать определенные предметы, ввести определенные правила, предусмотреть определенный состав участников и т.д.).

  • Под «орхестрикой» в Древней Греции понималось искусство движений, проявляемое в акробатических упражнениях, обрядовых, театральных и боевых танцах.

Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

СПАРТ-креатив-ярмарка

Каждый участник может представить на конкурс свои художественные произведения (авторские рисунки, карикатуры, плакаты, фотографии, кино- и видеофильмы, стихи, песни и другие литературные и музыкальные произведения и т.д.), а также технические изобретения, научные работы, новые модели одежды, спортинвентаря и т.д. Представляемые работы сдаются в жюри до начала конкурсов. Критерии оценки: содержание представляемых работ, их новизна, оригинальность, творческий характер, актуальность, художественное мастерство, юмор.

Конкурсы-номинации

Обязательным элементом Спартианских игр являются также конкурсы-номинации. В этих конкурсах по определенным критериям той или иной номинации оценивается выступление и поведение участников во всех указанных выше соревнованиях.

С учетом состава участников и решаемых задач в программу Игр могут быть включены разные номинации, соответствующие спарти-анским идеалам. Такими номинациями, например, могут быть:

  • творчество, фантазия, изобретательность;
  • юмор;
  • физическая подготовленность и спортивное мастерство;
  • художественное мастерство;
  • коллективизм и др.

Но обязательно должны включаться два конкурса-номинации.

1. Конкурс-номинация «Спартианское целостное развитие личности». Спартианское понимание целостного развития личности предполагает: гармоничное (полноценное и пропорциональное) развитие у человека разных качеств: физических, психических и духовно-нравственных; разностороннее (всестороннее, универсальное) развитие личности: проявление творческих способностей в разных видах деятельности. В соответствии с этим в данном конкурсе оценивается, проявляет ли и в какой мере тот или иной участник такие качества и способности. Данный конкурс является не командным, а индивидуальным.

2. Конкурс-номинация «Спартианское поведение в игровом соперничестве». В данном конкурсе поощряется соблюдение командами и отдельными участниками в ходе собственных выступлений и выступлений других участников нравственных норм и принципов спартианского поведения в игровом соперничестве. К числу основных нарушений этих норм и принципов относятся:

  • безнравственные поступки;
  • нереализованная возможность совершить таковые;
  • пассивность, безволие в соревнованиях;
  • сознательное нарушение правил, обман и т.д. ради достижения победы;
  • шум, разговоры, выкрики и т.п., мешающие выступлению соперников, и тем более грубость, насмешки, оскорбительные выражения и т.п. по отношению к ним, а также к судьям и другим официальным лицам, к зрителям;
  • споры с судьями, жюри;
  • чрезмерное выражение радости по поводу победы над соперниками, оскорбительное для них;
  • утрата достоинства после поражения;
  • отсутствие красоты, элегантности, эстетики, творчества в действиях, поступках, неряшливость в одежде и т.п.;
  • грубый, пошлый, безнравственный юмор;
  • провоцирование других участников или зрителей на поступки, противоречащие принципам спартианского поведения;
  • нанесение вреда инвентарю, окружающей среде, природе.

Дополнительные спартианские соревнования и конкурсы

Помимо основных спартианских соревнований и конкурсов, которые организаторы Спартианских игр обязательно должны включать в их программу, дополнительно (с учетом условий, решаемых задач, состава участников и т.д.) в нее могут быть включены и другие спартианские соревнования и конкурсы, удовлетворяющие указанным выше требованиям.

Отметим те из них, которые уже неоднократно включались в программу Спартианских игр:

1. Конкурс ораторского искусства. Варианты заданий участникам: а) приседая на одной ноге и держа на голове определенный предмет, декламировать стихи; б) реклама спартианского движения, определенного вида искусства, спорта, здорового образа жизни, олимпизма и т.д.

2. Вокальный конкурс. Возможны разные варианты. Один из них — частушки на определенную тему.

3. «Джига-дрыга». Участникам необходимо проявить творческие способности и художественное мастерство (эстетика, юмор и т.п.) на основе оригинального исполнения какого-либо традиционного танца или оригинального (нового, придуманного) танца.

4. Креатив-живопись. Участники проявляют творческие и художественные способности в рисунке (на произвольную тему) на песке.

5. СПАРТ-брэйн-ринг — конкурс знатоков: истории России; искусства, науки, техники, спорта и т.д.; всесторонне (универсально) развитых личностей в этих сферах деятельности; Олимпийских игр и спартианского движения и т.д. Вопросы задаются как организаторами, так и командами. Форма проведения брэйн-ринга, содержание и характер задаваемых вопросов определяются организаторами.

6. Мир глазами спартианца. Представление определенной страны (ее культурных традиций, национальных видов спорта, народных игр, развлечений и т.п.) в форме художественно-театрализованного выступления.

7. Спартианская книга рекордов. Участники могут продемонстрировать:

  • уникальные физические способности (может использоваться определенный инвентарь);
  • уникальные художественные способности (игра на необычных музыкальных инструментах или необычным способом, пение разными голосами, рисование необычным способом и др.).

8. Спартианская эстафета. Ее отличие от спортивных эстафет состоит в том, что она включает в себя комплекс заданий, связанных не только со спортом, но также с искусством и другими видами деятельности.

Таковы спартианские соревнования и конкурсы (обязательные и дополнительные) программы Спартианских игр.

Но в программу Спартианских игр помимо них могут включаться традиционные (обычные, общеизвестные) соревнования и конкурсы: в определенных видах спорта (например, по легкой атлетике, плаванию, футболу и др.); художественные (творческие) конкурсы в области искусства (например, конкурсы певцов, танцоров, музыкантов), конкурсы знатоков и т. п.

При этом, конечно, речь идет о таких спортивных соревнованиях и художественных (творческих) конкурсах, которые соответствуют целям и задачам (всей «идеологии») Спартианских игр.

Из спортивных соревнований к числу таковых прежде всего относятся:

  • спортивные соревнования в традиционных видах спорта (по легкой атлетике, в спортивных играх — футбол, волейбол, баскетбол и др.), но с измененными правилами, чтобы сделать эти соревнования более демократичными, гуманными, доступными для любого человека независимо от уровня физической или спортивной подготовленности, инвалидности и т.д. (например, в волейболе вводится правило, что игроки должны сидеть — «сидячий волейбол», каждой команде разрешается бить по мячу более трех раз, игроки могут принимать мяч не только руками, но также телом, головой и т.д.);
  • наиболее «эстетичные» спортивные соревнования, т.е. такие, которые проходят под музыку, требуют от спортсменов красоты телосложения и движений (например, соревнования в таких видах спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, фристайл, спортивная аэробика, спортивные танцы, джазовая гимнастика и др.);
  • соревнования в эстетической демонстрации спортивного мастерства (например, соревнование баскетболистов по умению красиво забивать мяч в корзину или среди футболистов — на самый красивый гол и т.п.);
  • эстафеты типа «веселые старты»;
  • народные игры и забавы, национальные виды спорта, способствующие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры;
  • соревнования, в ходе которых перед отдельным участником, командой или всеми участниками Игр ставится задача «превзойти (победить) самих себя» (показать результат лучше того, который они показывали раньше: до Игр, в период проведения Игр или на предыдущих Играх);
  • соревнования по туризму и в ориентировании (особенно в ориентировании по тропам, которое позволяет участвовать в этом соревновании лицам с ограниченными физическими возможностями).

Из художественных (творческих) конкурсов предпочтительны для включения в программу Спартианских игр следующие:

  • конкурсы, связанные с национальными и народными культурными традициями, обычаями;
  • художественные и творческие конкурсы (в области живописи, хореографии, пантомимы, пения, фотографии, кино, технического творчества и т.д.) спортивной тематики;
  • конкурс знатоков и ораторов на темы, связанные с искусством, культурой, спортом, олимпизмом (возможные формы проведения: ответы на вопросы об искусстве, спорте, олимпизме; рассказ с использованием фотографий, коллекций и т.д. об интересных событиях, фактах, связанных со спортом или искусством; рассказ о наиболее интересных событиях Спартианских игр; реклама или критика определенного вида спорта; комментарий по поводу демонстрируемого спортивного соревнования и т.д.).

3-й элемент программы: «Несоревновательные игры»

Один из важных принципов подхода к программе Спартианских игр — включение в нее не только соревнований и конкурсов, но также несоревновательных игр, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, акцент смещается с результата на процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество и т.д.

Для этой цели, в частности, могут быть использованы получившие широкое распространение в США, Канаде, Германии, Японии и других странах игры такого рода под названием «новые игры» (иногда для их обозначения используются другие термины — «творческие игры», «игры доверия», «Playfair» «ТРОПС» и т.д.). Примером такой игры является приведенный выше игровой ритуал спартианской дружбы. Ниже для иллюстрации приводятся другие игры, ориентированное на сотрудничество, юмор, творчество.

Несоревновательные игры, как правило, проводятся в промежутках между различными соревнованиями и конкурсами, чтобы объединить, сблизить участников, снять у них напряжение и т.д. К участию в этих играх привлекаются также зрители, члены жюри, все присутствующие на Играх.

4-й элемент программы: «Церемония закрытия Игр»

Обязательные элементы этой церемонии:

  • выступление гостей и представителей организаторов;
  • объявление результатов выступления участников;
  • исполнение гимна «Спартианская страна» и спуск спартианского флага;
  • объявление закрытия Игр.

Помимо этих элементов в церемонию закрытия включаются следующие:

а) демонстрация на экране фрагментов наиболее интересных выступлений участников Игр;

б) игровой ритуал возникновения единой спартианской семьи. После объявления закрытия Игр все участники сходят со сцены в зал и по собственному выбору образуют группы из 2-3 человек. Затем под музыку они начинают двигаться, и если одна группа сталкивается с другой, совместно образуют новую группу. Так продолжается до тех пор, пока не образуется одна большая группа, включающая всех участников. К этому игровому ритуалу могут подключаться также зрители и все другие лица, присутствующие на Играх. Такой игровой ритуал призван продемонстрировать спартианскую дружбу, объединить, сблизить участников, снять у них напряжение, создать атмосферу сплоченности, доверия, устранить причины отрицательных эмоций, как правило, сопутствующих соперничеству.

Принципы оценки и поощрения достижений участников Игр

Среди этих принципов наиболее важным является следующий общий спартианский принцип: призы и другие формы поощрения вручаются не просто за «участие» в Спартианских играх, а за определенные достижения, соответствующие указанным ниже критериям. Такой подход выбран потому, что он содействует воспитанию участников Игр, формированию и развитию у них ориентации на дальнейшее духовное и физическое совершенствование, развитие своих способностей.

С учетом целей и задач Спартианских игр указанный общий принцип конкретизируется и дополняется следующими важными положениями.

1. На Спартианских играх, концепция которых учитывает принцип гуманистической педагогики «главное — видеть и поощрять любой успех ребенка», как можно больше участников должны почувствовать себя «победителями», не должно быть обиженных, униженных, оскорбленных в игровом соперничестве.

В соответствии с этим при определении «победител

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo