Спорт и искусство

Спорт и искусство

Е. М. Солодовникова Редактор раздела «Общество» Международного журнала о лидерах и для лидеров «VIP-Premier»

Спорт и искусство — главные составляющие звенья современной культуры. Основная проблема в понимании взаимоотношения спорта и искусства касается определения степени их приближенности или разобщенности.

Через плавное проникновение практически во все сферы жизни и отношения людей спорт неизбежно обогащается пестротой мира. Поэтому благодаря спорту можно понять приоритеты в обществе и пути его развития. Международный спорт помогает судить о состоянии социально-культурной системы, о здоровье нации в целом. Естественно, спорт влияет на общественную жизнь и культуру.

Искусство тоже многогранно и трудно поддается абсолютно четкой градации. Искусство — это мастерство, требующее большого умения и вкуса. Датский физик, лауреат Нобелевской премии мира Нильс Бор говорил о способности искусства вызывать в памяти гармонию, неподвластную никакому анализу, объясняя это чудо свободой игры и фантазии, способствующей развитию личности. При этом занятия парусным и лыжным спортом поддерживали в форме физический и интеллектуальный потенциал этого величайшего мыслителя прошлого века. Как укреплять здоровье и продлевать жизнь, учит и древнее искусство фэн-шуй. Система, владеющая этими знаниями, называется гимнастика Великого предела. На данный момент по статистике ею занимаются свыше 300 миллионов человек в мире. Являясь единственной в своем роде и, естественно, наследием китайской цивилизации, гимнастика Великого предела в наши дни служит высочайшей своей цели. То есть искусство способствует ориентации человека в окружающем пространстве, воздействуя на него через эмоции.

Также искусство — отрасль практической деятельности с присущей ей системой приемов и методов, в которые входит еще и тонкое знание предмета. Если углубиться в осмысление искусства как художественного творчества, то частью этого определения является способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. На таком умении преподнести художественный образ акцентированы и художественные конкурсы в театре, кино, балете. Подобного рода соревновательность заимствована из игровых видов спорта. И хотя последние относятся к спортивным соревнованиям, в формировании общественной оценки спорта огромную роль играют комментаторы спортивных состязаний, настойчиво сближающие спорт с искусством, используя такие выражения, как «художественная гимнастика», «художественные виды спорта».

Художественный образ несет в себе эстетическое удовольствие. В эстетически законченном предмете явно просматривается содержание, выражаясь в его качестве, функциях. Таким образом, вещь или явление должны соответствовать не только многогранности своей системы координат, но и быть в ладу с человеком. Восприятие искусства не подвластно возрасту, роду занятий и любым факторам идентификации человека. Каждый склоняется к варианту, нашедшему отголосок в его душе.

Следовательно, этическое и эстетическое влияние искусства на личность происходит постоянно.

Жак-Ива Кусто все хорошо знают как человека мира искусства и как спортсмена. На самом деле, в начале творческого пути он создал киностудию для конспирации, чтобы завершить изобретение автономного подводного дыхательного аппарата. По сути Кусто и инженер Ганьян вырастили новый орган для человеческого тела, который надо было привить. Свою любовь к океану Кусто показал в фильмах «Мир тишины», которому присвоен Оскар, и «История Красной рыбы» уже со вторым Оскаром в 1959 г. Подчас очень трудно провести грань между искусством, коммерцией и бескорыстным энтузиазмом. Документальные сериалы Кусто, безусловно, эстетически красиво пропагандировали дайвинг, но снаряжение производили фирмы, основанные им же. Кроме аквалангов экипаж «Калипсо» впервые опробовал гидрокостюмы, электроскутеры и многие другие новинки для того времени. Зато благодаря искусству кино люди узнали об этих изобретениях для спорта.

Таким образом, спорт и искусство не только отличаются друг от друга, но и тесно связаны по многим аспектам. Разница, связанная с самой их природой, не поддается преобразованию, но есть другие стороны, которые могут содействовать сближению этих элементов культуры. Как в любом серьезном споре, помимо двух диаметрально противоположных точек зрения о связи спорта и искусства, замечены и промежуточные, признающие наличие как общих моментов, так и разных черт. Тем не менее, заимствуя у искусства какие-то приемы, есть устойчивая и преобладающая убежденность среди аналитиков, что спорт искусством все равно не может стать. Возлагая на искусство ответственность по отражению действительности в художественных образах, спорт не вписывается в эту категорию.

Учитывая природные особенности искусства, мы сможем подойти к проблеме взаимодействия его со спортом более рационально. Сначала надо понять, насколько рассматриваемый вид спорта или общее понятие о спорте близко подходит к эстетической культуре и достигает ли верхней планки мастерства. Затем следует проанализировать приближенность к художественно-образному показу действительности. Те виды спорта, которые отвечают этим требованиям, способны воздействовать на личность приблизительно в той же степени, что и искусство.

При сравнении спортмена и человека от искусства, то есть людей, практически расставляющих приоритеты в споре, выявляются более четкие очертания в сближении и разъединении этих двух элементов культуры.

Если речь идет о почти единении спорта и искусства, то мы применяем термин «интеграция». Актуальность этого явления продиктована реалиями сегодняшнего дня. От успешного продвижения интеграции зависит духовно-интеллектуальный уровень спортсменов и физическая форма представителей мира искусства. Тогда общество, соответственно, продолжает свое развитие уже в новых условиях. Если абстрагироваться от многих моментов в спорте, то явно вырисовывается в определенных видах спорта тенденция к сближению с эротикой, а не искусством, хотя эротика может быть искусством, но в данном варианте ее нарочито низкопробный характер далек от такого определения. Поэтому успешность практических шагов интеграции, безусловно, важна для общества, и интеграция может стать своеобразной его глобальной идеей, объединяющей и развивающей физически и интеллектуально людей.

Сейчас среди других крупных деятелей искусства в поддержку идеи интеграции спорта и искусства активно выступает бывший Генеральный директор ЮНЕСКО, испанский ученый, общественный деятель, поэт и писатель Федерико Майор Сарагоса. С 1999 г. и по настоящее время он руководит Фондом культуры мира.

Спорт — это искусство?

Эстетические возможности спорта

Мы начинаем рассуждать о красоте, когда форма и содержание гармоничны друг с другом. В примере со спортсменом одна из составляющих красоты — мастерство, а другая непосредственно зависит от направленности мастерства. Таким образом, красота в спорте зависит от вида спорта, и поэтому к ней разные требования.

Иногда, чтобы улучшить параметры своего тела, люди делают неожиданный выбор в пользу бодибилдинга. И они действительно добивались тех внешних данных, о которых мечтали, и даже становились профессионалами, но при этом лишались нормального функционирования организма. Чтобы получить четкие очертания мышц, культурист снижает уровень жира в организме с 15 до 5-6%. Воду тоже выгоняет до отказа. На соревнования выходят больные люди, которые переживают истощение и обезвоживание, а кроме того, и деминерализацию организма. Мы восхищаемся богатырским видом, а за этим скрывается масса проблем со здоровьем. Временное облегчение приносят лекарства, но так как их много, то, естественно, дают о себе знать побочные эффекты. В этом случае, скорее всего, искусство приобрести сомнительную красоту требует жертвы в виде здоровья. Актеры тоже вынуждены, но не по собственной воле, набирать вес либо сильно худеть, если в контексте роли заложен персонаж в определенной весовой категории. Да и многие роли представляют серьезный риск для жизни, и особенно если не подменять себя каскадером, кстати, спортсменом, вовлеченным в кинопроизводство.

Бывает и так, что спортсмены жертвуют жизнью, чтобы найти собственный вариант гармонии. В 1950-1960-х гг. XX в. Марлон Брандо в фильме «Дикарь» создал свой стиль для байкеров, который переняли молодые жители сегодняшней Калифорнии. Да, они спортсмены, но из своих мотоциклов делают по собственному вкусу произведения искусства из разрозненных деталей. Поиск гармонии для них заключается в нахождении составляющих компонент для мотоциклов. Живут они исключительно одним днем, потому что, эксплуатируя свои шедевры, постоянно рискуют жизнью. Люди могут увидеть мельком их творения в экстремальном действии и подробно в деталях на фотографиях, с гордостью выставляемых в художественных галереях.

Так видоизменяются понятия красоты. Ведь еще Ле Корбюзье подчеркивал необходимость для эстетического восприятия продуманности изначально всего до мелочей, что явно противоречит приведенным выше отклонениям, но они диктуются законами изменившегося времени. Тем не менее эстетическая составляющая присуща всем видам спорта, правда, в разной степени, и позволяет некоторые из них приближать к искусству. Особенно это касается видов спорта, где спортсмены проявляют в полной мере свое техническое мастерство.

В совершенстве техники заложен артистизм, который ничего общего с искусством не имеет. Но, тем не менее, более артистичные спортсмены чаще одерживают победы. В спорте прослеживается уверенная тенденция к повышению роли и значения эстетического фактора, даже у штангистов и боксеров. Так, боксер, показывая мастерство на ринге, внедряет нужные качества в жизнь, тренируя волю и закаляя характер, чтобы воспитать в себе надежность и целеустремленность. Отточенность движений, даже гибкость спортсмена восхищают болельщиков. Возможности эстетического потенциала спорта часто направлены в сторону больших масс людей, чтобы они сопереживали игре и активно сами занимались спортом. Так они находят отклик в эстетической составляющей культуры человека.

Техническое и тактическое мастерство спортсмена находятся под жестким влиянием тренера, спортивных организаций, обеспечивающих условия для раскрытия его потенциала. Но изначально они должны иметь четкую направленность действий, во время которой спортсмен забывает обо всем на свете, кроме того, что он делает в данный момент, и это дарит ему и зрителям состояние, близкое к эстетическим переживаниям.

Американский ученый Лоу уверен, что если у живописца есть холст, то у спортсмена есть тело, и он либо самовыражается, либо следует корыстным целям, которыми могут быть как признание, так и деньги. Поль Фрайссине соотносит спорт с категорией прикладного искусства, стоящим в одном ряду с музыкой, поэзией или танцем. Он также опирается в своем суждении на эксплуатацию тела в спорте, тенденцию, имеющую последователей и во многих видах искусства. Известный деятель хореографического искусства Касьян Ярославович Голейзовский полностью разделял точку зрения А. Я. Таирова в отношении воспитания «синтетического» актера. Он предлагал предоставить актеру возможности развивать свои физические данные на занятиях по пластике, «балетной гимнастике», фехтованию, акробатике, жонглированию. Так актеры подпитывались эстетикой со стороны спорта.

Но неоспорим и факт, что в далеком будущем останутся только произведения искусства. А спортсмен, когда время рекордов придет к концу, может лишь, пользуясь мастерством, продолжать эстетическое воздействие на своего зрителя.

Художественное отображение действительности в спорте

Как считает известный российский ученый В. И. Столяров, если под искусством понимать высокий уровень профессионального мастерства в какой-то (в том числе в спортивной) деятельности или ее эстетический характер, осуществление «по законам красоты», то, разумеется, спорт можно оценить как искусство. Но принципиальное отличие спорта от искусства состоит в том, что здесь не ставится задача создавать и не создается художественный образ.

Спортсмен высокого уровня старается раскрыть образ самого себя, внося в элементы программы как можно больше личного. Но он не перевоплощается как творческая личность. Найденный контакт спортсмена с публикой приносит им обоюдные эстетические переживания.

Аналитик футбола Джефри Грин выявляет общность спорта и искусства в присущих им сводах законов и правил, и, конечно, в креативном их влиянии на эмоциональный фон, исходящий от зрителей и участников действия. Реакция зрительской аудитории в спорте и искусстве, также и по мнению польского философа Збигнева Кравчика, относится к творчеству. Философ из Германии X. Ленк придерживается этих же взглядов.

Им вторят и официальные лица от спорта. То, что спорт — искусство, не вызывает никаких сомнений у Николаоса Ниссиотиса, и он это объяснял на открытии 26-й сессии Международной олимпийской академии. Кстати, тогда же при подведении итогов выступил канадский ученый Фернанд Ландри, заявив, что спорт высших достижений -не что иное, как одна из форм художественной деятельности, то есть искусство, и сделал акцент на его способности с давних пор постоянно привлекать людей к обучению и совершенствованию своей личности. И почетный вице-президент Олимпийского комитета России B.C. Родиченко считает, что спортивное соревнование, как творческий процесс, задействовано в принятии решений и создает творческие ценности как для самого процесса, так и для его болельщиков.

В закрытом мире боевых искусств были всегда свои правила, но при современном переходе на спортивные ринги появились существенные ограничивающие рамки, которые, конечно, сильно сдерживают изначально заложенную в этих видах спорта агрессию. Понятие боевых искусств наделяется собственным смыслом. Главное теперь — это победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков, достижение гармонии с собой, окружающим миром, природой и космосом. Эти желания связаны с определенными общественными идеалами, отражают силу характера человека, его нравственное величие, могущество духа. Гранд-мастер рыцарь-командор Мальтийского ордена, ниндзя с воинским титулом посвящения ИЭМОТО — хранитель древних традиций и боевого дзэн-буддийского имени Сирой Хоси-Белая Звезда, обладатель именного меча Мастера Сергей Трофимов говорит о том, что в клан ниндзя не могут попасть неуравновешенные люди, и для них лучший бой — это тот, который не состоялся. В нем самом укоренилось «нельзя, не должно, не можно убивать!». Свои глубокие профессиональные знания он несет поколению XXI в. в собственной школе. Любая форма современного боевого искусства состоит из приемов разных школ. Так, резкость и динамика идут из каратэ, плавность — из айкидо. Но соревновательный подтекст везде преобладает. А это — тактика и стратегия. Наставник прививает ученикам культуру духа, концентрацию ментальных сил, без которых не только любое боевое искусство будет бесполезным, но и реальная жизнь сильно проиграет.

Гармония боевого искусства кроется в философском подходе и сохранении традиций. Для самой идеи пренебрежение какой-либо из этих составляющих губительно. В одной из тюрем штата Нью-Мексико судья в качестве наказания посылает заключенных учиться восточному искусству самозащиты тайцзы, объясняя это тем, что тогда к ним придет гармоничное восприятие мира. Их учат держать под контролем импульсивность и убеждать своего собственного внутреннего врага. Так сила гармонии уже поставила на путь истинный многие заблудшие души.

Неотъемлемые звенья борьбы сумо те же: «дух — техника — тело». В раннем Средневековье турниры по сумо были частью придворных торжеств. В период феодальной раздробленности сумо становится средством воспитания духа и тела воинов-самураев. С XVI в. турниры описывают в художественной литературе, показывают сами борцы в театре Кабуки, сюжеты со схватками борцов украшают гравюры. Этот вид спорта популярен не во всех странах с одинаковой интенсивностью. Бесспорно, существенное влияние на распространенность оказывает менталитет общества, но ситуация меняется, как только организаторы добавляют красочности в представление. Кто-то находит эстетическ
е совершенство даже в женских поединках. Кстати, в Японии, родине этой национальной борьбы, пока от такой оценки чересчур объемных женщин воздерживаются.

Спортсмен и артист

Художественный образ и эстетическое мастерство

Итак, взятые из жизни актер и спортсмен — в чем их основное различие? В спорте мы сопереживаем игре, которая проходит непосредственно при нашем наблюдении за ней. Игрок участвует в ней как в продолжении своей жизни. Поэтому и надежды на спасение в неожиданно возникшей ситуации дублером второго состава, как в театре или кино, у спортсмена нет. В искусстве все части творческого процесса охвачены личностью творца, в основном его опытом, из которого он вычленяет мотивы, близкие другим людям. Актер своей игрой увлекает зрителя в этот иной мир, оставляя его с воспоминаниями там надолго и после просмотра. Актер живет своим мастерством/ только на сцене. Актер может сыграть игрока^ и остаться актером. Игрок никогда не сыграет актера, да еще и так, чтобы остаться при этом игроком.

В фигурном катании и художественной гимнастике в движении создаются образы, благодаря эксплуатации эстетики тела и мастерству спортсмена. Вторая оценка ставится за оригинальность, артистичность, хореографию, музыку, и она позволяет судить об искусстве спортсмена, до этого усиленно нарабатывающего мышцы в зале, что расценивается как спортивные занятия. Вроде бы дело обстоит как в искусстве, но без воспроизведения художественного образа. В фигурном катании и художественной гимнастике объектами красоты становятся спортивная техника и совершенство исполнения, тогда танец под музыку раскрывает всю гамму скрытых возможностей пластики тела человека. Чем выше класс спортсмена, тем ощутимее его эстетическое мастерство.

Наслаждаясь настоящим театральным действием, вы никогда не думаете о соревновательном моменте, который может и имеет место среди отдельных актеров, но для увлеченного игрой зрителя остается незамеченным. В то же время в спорте можно обойтись без любознательных наблюдателей, чтобы побить чей-то рекорд. Легкость при выступлении дается нелегким трудом, который должен оставаться в памяти только спортсмена. Спортсмен тоже чувствует радость от своих побед и предъявляет больше требований к себе, потому что достигнутую планку опускать уже нельзя. Спорт горячит кровь, заставляет учащенно биться сердце, убеждает, требует, приказывает, зовет помериться силой и преодолеть себя. Здесь свои правила и оценки. Выводы часто напрямую следуют за предпочтениями тренеров, судей, от политики и экономики страны. В балете, брейк-дансе, танцах на паркете тоже без хороших мышц не преодолеть нагрузок, но эти составляющие культуры входят уже в категорию искусства.

Некоторые жанры циркового мастерства, такие как жонглирование, дрессировка животных, акробатика и гимнастика, силовые номера, эквилибристика, мастерство канатоходцев, не в силах априори создать художественный образ. При этом мастерство исполнителя эстетическими составляющими привлекает зрителя.

Стиль и музыкальное сопровождение

Рассмотрим необычный ракурс, связанный со сменой стилей. Что происходит в фигурном катании? Другой чемпион — другой стиль, а предыдущему будут знакомить на страницах учебных пособий новичков в спорте. Часто смену содержания вида спорта диктуют законы красоты. Так произошло с преображением танцев на льду. В 1999 г. появился список обязательных элементов для танцевальных дуэтов, и последовали существенные изменения стиля в угоду новым критериям красоты. В искусстве же новые стили созревают годами и сосуществуют с прежними длительное время, создавая разные художественные характеры. В спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании, акробатике, прыжках в воду, синхронном плавании, батуте говорят чаще, чем в других видах спорта, об эстетических составляющих и о стиле исполнителей. Иногда спортсмены в своих действиях идут на поводу у чисто символического образа, не всегда необходимого для общей концепции, и тогда они несут потери в спортивных показателях.

Важность музыкального сопровождения для формирования законченного образа неоспорима. Но полноценные произведения в некоторых видах спорта не всегда удается сохранить. Это относится и к фигурному катанию. Во-первых, трудно согласовать ритм и скорость передвижения, сильно отличающуюся, например, от балетной. Далее, музыка подбирается под рисунок выступления, монтируется и препарируется, и, в общем, остается произведение, сильно отличающееся от первоначального замысла композитора, в котором им руководило желание вывести именно художественный образ.

Яркий пример максимального совпадения спортивных и актерских черт со своим стилем в одном человеке у Мухтара Гусенгаджиева из Дагестана. В 1998 г. голливудская телекомпания «FOX-11» подписала контракт на показ его возможностей всему миру, с последующим занесением в «Книгу рекордов Гиннесса» как «самого гибкого мужчины планеты». Мухтар с двадцати шести лет в прямом смысле слова завязывает свое тело в узлы, обладая, по мнению специалистов, немыслимой человеку гипермобильностью во всех суставах и позвоночнике. Манипуляции с телом при наличии неподражаемого стиля покорили зрителей крупнейших международных цирков и спортивных состязаний. Выступление длится пять минут под тщательно подбираемое музыкальное сопровождение, но подготовка к нему занимает всю жизнь. Спорт дает уверенность в силах, и Мухтар учит этому других, в том числе в своей уникальной школе. Благодаря спортивным качествам и колоритной внешности, он сыграл порядка 30 ролей в кино, выступает в крупнейших театрах мира, демонстрирует в передачах на телевидении возможности человеческого организма. Спортсмен, артист, художник, поэт, философ, педагог считает, что гармония с миром в человеке состоит из духовного, физического и материального направлений. Об этом он написал книгу, которая опубликована в Москве в 2010 г.

Очень близко подходит искусство к спорту в КЮРе. Каждое выступление — это театральное представление, в котором актеры, то есть лошадь и всадник, практически всегда телепатически общаются между собой. В любой программе максимальные претензии относятся к эстетическому впечатлению и стилю. Гармония в партнерстве между всадником и лошадью столь же важна, как и между спортсменами в бальных танцах, парном фигурном катании или синхронном плавании. В хорошем КЮРе пара «спортсмен Ц лошадь» гармонично танцует под музыку. Достичь великолепия в выступлении можно при идеальной дисциплине и эффектности элегантных движений. В КЮРах оценивается техническая часть и артистизм, но последний все же важнее. Поэтому так ответственен выбор музыки, чтобы она соответствовала внешнему поведению партнеров. Здесь, как и в хореографии, слышна музыкальная маленькая история.

Стадионы — театры без занавесей

Спорт призывает мечтать, сметь и дерзать. Чаще всего, говоря о тождественности искусства и спорта, имеются в виду такие виды, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание. Они в наибольшей степени соответствуют принятой концепции определения искусства. Как правило, они проводятся на больших спортивных площадках и стадионах.

Действующие лица фигурного катания — актеры и спортсмены. В спортивных выступлениях есть побежденные и победители, а на показательных выступлениях наши сопереживания связаны уже с реалиями постановочного шоу. Важность роли режиссера превалирует и в организации спортивных праздников, парадов, цирковых представлений, где критериями служат мотивы, близкие восприятию зрителем. Ведь не секрет, что каждый может увидеть только то, что захочет. Поэтому интересы лучше направлять в запланированном ракурсе, не забывая при этом об участниках игры.

Французский ученый Анри Пурэ с постоянной регулярностью в своих выступлениях доказывал, что искусство и спорт являются лишь частями универсального языка. Общение на этом языке происходит в шахматах и футболе. При этом такой брутальный вид спорта, как футбол, ассоциируется с захватывающими дух театральными спектаклями. Красивые энергичные движения, диктуемые правилами, наряду с творческим подходом к игре, рисуют эстетически полную завершенность игры. Часто можно услышать о футболисте, что он «танцует с мячом», «настоящий артист!», и поэтому на его игру собираются стадионы.

Лоу, при встречающейся у него иногда непоследовательности в высказываниях, вполне аргументированно ставит знак равенства между спортсменом и человеком творческой профессии. И, сравнивая спорт с театром, он вводит понятие «сценарий» для удара по мячу, метания копья, бега на одну милю или для поднятия штанги.

Стадионы, заполненные ликующими болельщиками и сопереживающими зрителями, были местом паломничества еще у древних греков. Олимпийские игры, эллинские национальные праздники проходили в Олимпии. Женщинам, кроме жрицы Деметры, смотреть на них запрещалось. Народу собиралось много, и все вокруг кишело от торговли и разных сделок, а поэты и художники в этом хаосе рекламировали себя. С 582 г. до н.э., когда управление Играми отдали Совету двенадцати греческих племен, вторыми по значимости стали Пифийские игры. Пифийские игры с пением под аккомпанемент кифары проводились в честь бога красоты и покровителя искусств Аполлона. Позднее выбор музыкальных инструментов расширился, так как появились атлетические соревнования, состязания на колесницах и верховая езда. Театральное действие, предваряющее шесть — восемь праздничных дней, прославляло победу Аполлона над Пифоном. Помимо наград, почета и уважения, при оказании особых почестей участнику соревнований ставили памятник в виде искусно сделанной статуи.

Отображение спорта в искусстве

Поиски путей по взаимодополнению между спортом и искусством приводят к бесконечным формам выражения. Спорт находит свое отражение в моде, танцах, поэзии, музыке, кино, фотографии, скульптуре, полотнах живописцев.

Эпические произведения древности, такие как «Илиада», «Махабхарата», воспевали боевые искусства. О тактике и стратегии боевых искусств писали в литературе Древнего Китая. Идея даосизма о том, что мягкость побеждает грубость, стала основой некоторых боевых искусств. В азиатских культурах боевые искусства почитались как религиозные сокровища. Показать силу, которой владеешь, было престижно на любом празднике. Среди них выделялся эмоциональный китайский танец львов, когда в костюмах этих царственных зверей борцы завоевывали симпатии зрителей.

Жрецы Древней Индии открыли для себя чудотворное влияние картин на душевное и физическое состояние человека. В Государственном Русском музее есть большая коллекция полотен о спорте. Среди них работы «На стадионе» Александра Самохвалова, «Спортивные игры на стадионе» Сергея Луппова, плакаты «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» Петра Караченцова, картины «Работать, строить и не ныть…» Александра Дейнеки. В советскую эпоху тема спорта стала одной из основных в русском искусстве. «Девушка в футболке» и «После кросса» Самохвалова, «Физкультурница» Ивана Куликова восхваляли новые эталоны женской п ри влекател ьности.

В 20-30-е гг. прошлого века тренированное тело олицетворяло государство, у которого сильный народ всегда готов к любым подвигам. Для скульпторов изображения античных атлетов были идеалом, достойным подражания. Картины с обнаженной натурой в «Физкультурнице после плавания» Абрама Браиловского, «Серафим Знаменский» Сары Лебедевой, «Борцы» Матвея Манизера, «Бег», «Пловчиха» и «Дискобол» Самохвалова сразу заняли свою нишу в истории спорта и искусства.

Тогда же появились более лиричные «Пейзаж с красным деревом» Леонида Чупятова, «Лыжники» Сергея Лучишкина, «Стрелки из лука» Алексея Пахомова. К концу войны спортивная тема с заметным пафосом возродилась. На 1950-1960-е гг. приходится всплеск многообразия видов спорта, совмещаемых с досугом. Некое сходство с телерепортажем о футбольном матче можно увидеть в автолитографии «Стадион» Бориса Ермолаева. Сопричастная спорту романтика спортивных достижений вдохновляла изготовителей фарфоровых статуэток, ваз, чайников, кружек и кубков. В 1960-е гг. возрос интерес к личности спортсмена. Классикой можно считать работу Дмитрия Жилинского «Гимнасты СССР», где изображены многократные олимпийские чемпионы Полина Астахова, Борис Шахлин, Юрий Титов. Позже представители «альтернативного» искусства отдали предпочтение пародийным мотивам. Это и «Регбисты» Владимира Видермана, и «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика.

Современный выдающийся художник из Филадельфии Дик Перес последние три десятилетия специализируется исключительно на бейсболе. Историю бейсбола можно проследить в галерее, которая носит имя художника. Теперь он использует в своем творчестве новейшие технологии печати жикле. Все чаще современные художники ловят мгновение игры с помощью разных уникальных новых возможностей и цифровой оптики. Так, профессиональные фотографии американских любителей спорта Майкла Джордана или Кобе Брайнта с баскетбольных матчей отражают даже дух интенсивного времени и напряжение игры. Другие художники украсили американский город разрисованными статуями из стеклопластика со спортивной направленностью. Но все эти ультрамодные течения не подвергают сомнению ценность полотен о спорте, созданных живописцами предыдущих поколений. Печальным, но тоже подтверждением такого факта послужило недавнее похищение серии портретов Энди Уорхола со спортивными суперзвездами, в том числе Мухаммедом Али, Пеле, Дороти Хемилл. Как правило, преступления подобного рода редко раскрываются.

Великая сила искусства состоит в том, чтобы оставлять потомкам память о спортивных триумфах. В том числе в миниатюрных бесценных произведениях, марках. Для первых Оли

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo
Включить регистрацию в настройках - общий