Адаптивный спорт

Адаптивный спорт

С. П. Евсеев Департамент науки, инновационной политики и образования Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Россия

Рассмотрены особенности, задачи, функции и направления развития адаптивного спорта в современном обществе. Описаны три основные направления развития адаптивного спорта: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское движения. Принципиальное значение имеет выделение, определение и рассмотрение сущности моделей соревновательной деятельности в адаптивном спорте — традиционной (используемой в олимпийском, паралимпийском и сурдлимпийском спорте) и нетрадиционной (используемой в специальном олимпийском спорте).

Представлены классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом, принципы, виды, система организации и проведения медицинской и спортивно-функциональной классификаций.

Рассмотрен ряд программ специального олимпийского движения: «Объединенный спорт», «Специальная программа — приСОЕдиняйтесь!», программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями.

Выделены и описаны тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.

В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.

Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности — проблему инвалидности, привлекли к ней внимание политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

Проблема инвалидности — это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности. Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с целым рядом других причин. Все это приводит к необходимости разработки комплексных мер по социальной защите данной категории населения, создания условий для их социальной реабилитации и интеграции.

Важную роль в решении этой проблемы играет адаптивный спорт.

Особенности, задачи, функции и направления развития адаптивного спорта

Особенности адаптивного спорта

Адаптивный спорт предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья, главными из которых являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (ампутации конечностей, травмы спинного мозга, повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции. Отличительными чертами адаптивного спорта являются следующие.

В качестве основной установки деятельности в адаптивном спорте выступает стремление к максимально возможному достижению, к рекорду. Ключевым здесь является слово «рекорд», понимаемое в широком смысле: вначале повышение собственных показателей и показателей сверстников из учреждения, в котором обучаются занимающиеся адаптивным спортом, затем установление рекорда региона, страны, континента и мира.

Именно эта установка на рекордное достижение является главным отличием адаптивного спорта от других видов адаптивной физической культуры. Если занятия адаптивным спортом начинаются в раннем возрасте, эта установка проявляется у тренера (иногда родителей детей) и лишь в процессе формирования личности ребенка становится главным звеном его потребностно-мотивационной сферы.

Отличительной чертой адаптивного спорта является обязательность соревнований | процедуры сопоставления достижений различных людей; процедуры публичной, строго регламентированной соответствующими правилами. Без соревнований спорт вообще невозможен, так как именно здесь определяются и утверждаются рекордные достижения атлетов.

Главной особенностью адаптивного спорта является система классификации спортсменов, распределение их на классы для участия в соревновательной деятельности. Такое распределение осуществляется по двум направлениям — медицинскому, основанному на определении у спортсменов «остаточного здоровья» (или степени имеющегося поражения функций), и по спортивно-функциональному, предполагающему разделение участников состязаний на классы с учетом спецификации двигательной деятельности в каждом конкретном виде спорта.

Цели и задачи адаптивного спорта

Главной целью адаптивного спорта является максимально возможная самореализация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни и, как следствие, — социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.

Для самих занимающихся основная цель участия в адаптивно-спортивной (учебнотренировочной и соревновательной) деятельности состоит в приобщении их к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей спортивной культуры.

Демонстрация выдающихся достижений спортсменов-инвалидов, особенно если им удается установить рекорды мира или Паралимпийских игр, является мощным средством формирования активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и потребности в собственном физическом совершенствовании не только у инвалидов и лиц с устойчивым ограничением физических возможностей, но и у здоровых людей, ведущих пассивный образ жизни, имеющих вредные привычки.

Конкретизация целей адаптивного спорта позволяет уточнить его основные задачи, которые решаются в контексте коррекционной, компенсаторной и профилактической работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:

  • овладение высоким уровнем спортивного мастерства в избранном виде двигательной деятельности и достижение максимального (рекордного) результата в конкретном виде адаптивного спорта;
  • формирование спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере;
  • освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей спортивной культуры (например, наиболее эффективно формирующиеся в адаптивном спорте мобилизационные ценности способствуют рациональной организации своего стиля жизни, проявлению внутренней дисциплины, собранности, быстроте оценки ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении цели);
  • освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, ассоциации, выполнение функции судьи, помощника тренера, организатора соревнований и т.п.);
  • повышение уровня качества жизни лиц с ограниченными возможностями.

Одним из определяющих условий для успешного решения перечисленных задач является распространение основных положений системы дополнительного образования спортивной направленности на детей-инвалидов и детей с устойчивыми ограничениями физических возможностей. Имеется в виду обеспечение возможностей для детей-инвалидов заниматься в детско-юношеских спортивных школах и подобных учреждениях: как за счет открытия специализированных детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, так и включения отделений адаптивного спорта в обычные детско-юношеские спортивные школы.

Основные функции адаптивного спорта

Сущность адаптивного спорта выдвигает на одно из первых мест спортивную и оздоровительную функции. Поскольку соревнования — это всегда соперничество, конкуренция в проявлении физических кондиций, технического и тактического мастерства, мобилизации и саморегуляции своего состояния, данная функция адаптивного спорта позволяет сформировать у спортсменов очень важные для жизни свойства личности.

Стремление к максимальному результату, необходимость выполнять предельные и околопредельные нагрузки предполагают самое пристальное внимание к развитию всех морфофункциональных систем организма и его психических свойств. Это, безусловно, выводит в число наиболее приоритетных для адаптивного спорта развивающую функцию.

Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной реализации технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной (теоретической) и интегральной подготовки спортсмена, самым тесным образом связано с образовательной функцией. В отличие от обычных спортсменов, лица, занимающиеся адаптивным спортом, должны овладеть огромным объемом знаний о рациональном построении спортивной техники и тренировочного процесса в целом, планировании нагрузок, тактики ведения спортивной борьбы, правилах соревнований, динамике функциональной подготовленности и т.д. и т.п., причем с учетом всех своих проблем: особенностей дефекта и его влияний на все перечисленные факторы, своего класса в спортивно-функциональной классификации, особенностей соревнований по правилам гандикапа (с форой).

Все это становится возможным при наличии четко выраженной потребности в самоактуализации, сформированных мотивах и ценностных ориентациях, как отражение внутренних установок и желаний людей к столь сложному и напряженному процессу самосовершенствования. Поэтому ценностноориентационная функция играет в адаптивном спорте важную роль.

Воспитательные воздействия, оказываемые на занимающихся адаптивным спортом тренером-преподавателем, родителями, способствуют формированию соответствующих внутренних установок и желаний. Как уже отмечалось, очень важен пример людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем и добивающихся выдающихся достижений в адаптивном спорте и соответствующего признания в обществе, включая присвоение им спортивных разрядов и званий, правительственных наград, денежных вознаграждений. Данные примеры убедительно подтверждают существенную роль воспитательной функции в адаптивном спорте. Причем именно в этом виде спорта необычайно велика роль самовоспитания.

Формирование умений и навыков самоорганизации, самодисциплины, самообладания, самооценки, самоконтроля, самовнушения, саморегуляции и т.п. — непременная и важнейшая часть работы спортсмена-инвалида, без которой достичь серьезных результатов в этом виде деятельности невозможно.

Многообразие и исключительная сложность задач, решаемых в адаптивном спорте, приводит к выводу о большей значимости в этой разновидности спорта творческой функции. Здесь без творчества невозможно разработать и освоить индивидуальную спортивную технику и тактику, приспособленные к дефекту, сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям; сконструировать и изготовить вспомогательные технические средства и тренажеры для обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств и способностей; подобрать оптимальные для конкретного состязания нагрузки и программу эффективных лечебно-восстановительных и профилактических мероприятий и т.п.

Очень важно подчеркнуть, что в творческом процессе решения перечисленных проблем должны принимать участие не только сам спортсмен и тренер-преподаватель по конкретному виду адаптивного спорта, но и врач, психолог, физиотерапевт и другие специалисты в этой сфере. Кстати говоря, именно врач, работающий в адаптивном спорте, является ответственным за реализацию профилактической функции.

Адаптивный спорт представляет собой уникальные возможности для социализации и социальной интеграции. Например, в системе дополнительного образования ребенку с отклонениями в развитии предоставляется возможность выбора, исходя из своих задатков и склонностей, вида адаптивного спорта, занятие которым возможно только при наличии желания занимающегося. Все это раскрепощает детей, позволяет отвлечься от своих проблем, с головой погрузиться в творческую деятельность, постоянно взаимодействуя и контактируя со здоровыми сверстниками, тренерами, зрителями, работниками учреждений дополнительного образования, спортивных клубов инвалидов и другими людьми. Поэтому интегративная функция в адаптивном спорте столь заметна и важна.

Основные направления развития адаптивного спорта

В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.

В качестве квалификационного признака выделения этих видов до 1986 г. выступали нозологические группы (виды заболеваний, инвалидности) участвующих в них спортсменов. Так, в паралимпийском движении принимали участие лица с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения; в сурдлимпийском — слуха; в специальном олимпийском — с поражением интеллекта. Эти направления адаптивного спорта курируют: Международный паралимпийский комитет (IPC), Международный спортивный комитет глухих (CISS) и Международная организация Специальной олимпиады (SOI) (рис. 1).

Однако огромный социализирующий потенциал адаптивного спорта, его оздоровительное влияние на организм занимающегося привели к тому, что он стал активно использоваться лицами с ограниченными физическими и психическими возможностями других нозологических групп. Отсюда, как следствие, развиваются и другие направления адаптивного спорта: среди трансплантантов (лиц, перенесших операции по пересадке с последующим приживлением тканей и органов), среди лиц, перенесших инфаркт миокарда, и некоторых других. Однако количество стран, развивающих эти и другие направления адаптивного спорта, и самих участников не очень велико. По крайней мере, совершенно не сравнимо с тремя его основными направлениями — паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским.

Паралимпийское направление, до 1986 г. охватывающее лиц с поражением опорнодвигательного аппарата и зрения, включило в себя четыре группы инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и одну -незрячих ) (рис. 2):

1) лица с врожденными или приобретенными ампутациями конечностей;

2) лица, отнесенные медицинской классификацией к категории «прочие» (лица с анкилозами, артритами или артрозами больших суставов, болезнью Бехтерева, синдромом Барре-Гуилайна с постоянным парезом (параличом) рук, врожденными повреждениями опорно-двигательного аппарата (ар-трогруппоз), хондродистрофией (недоразвитостью), дисмелией, фокомелией (если не отнесены к ампутантам), обширным идиопатическим сколиозом или позвоночным анкилозом и др.);

3) лица с церебральными параличами (с нарушениями мозговой двигательной системы, в частности, с последствиями детского церебрального паралича);

4) лица с повреждениями спинного мозга (с последствиями травм позвоночника и спинного мозга);

5) лица с частичной и полной потерей зрения. Организацию работы в области адаптивного спорта (организацию проведения международных соревнований, составление календаря международных соревнований, подготовку к участиям в Паралимпийских играх и др.) для лиц первой и второй группы осуществляет Международная федерация инвалидов (для лиц с физическими недостатками) (ISOD); для лиц третьей группы — Международная ассоциация спорта и отдыха для спортсменов с церебральным параличом (с нарушениями мозговой двигательной системы) (CP-ISRA); для четвертой — Международная спортивная федерация лиц с повреждениями спинного мозга (с последствиями травм позвоночника и спинного мозга) или Международная Стоук-Мэндвильская спортивная организация колясочников (ISMWSF); для пятой — Международная спортивная ассоциация слепых (IBSA).

В 1986 г. произошло знаменательное событие для международного адаптивного спорта: была создана вторая международная спортивная организация, курирующая занятия двигательной и спортивной деятельностью лиц с поражением интеллекта — Международная спортивная федерация для людей с нарушениями интеллекта (INAS-FID).

До 1986 г. людьми с поражением интеллекта в области адаптивного спорта занималась только Международная организация Специальной олимпиады — Special Olympics International — SOI, которая разработала свою философию и модель соревновательной деятельности для таких спортсменов, существенно отличающуюся от философии и модели соревнований, принятых в олимпийском и паралимпийском движениях. Именно поэтому международные соревнования по программе Специальной олимпиады всегда проходили отдельно от соревнований по паралимпийским видам спорта.

В отличие от SOI, организация INAS-FID предлагает лицам с умственной отсталостью тренироваться и участвовать в соревнованиях, используя существующую модель спортивных соревнований для здоровых спортсменов-олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев (см. рис. 2). INAS-FID является членом Международного паралимпийского комитета, проводит свои чемпионаты мира по отдельным видам спорта, ее члены принимали и будут принимать участие в Паралимпийских играх (за исключением игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 г., Афинах в 2004 г., в Турине в 2006 г., в Пекине в 2008 г. и в Ванкувере в 2010 г.).

Все это привело к тому, что лица с одной и той же патологией могут заниматься под кураторством разных организаций и использовать разные модели соревновательной деятельности, что, в свою очередь, актуализировало проблему классификации направлений (видов) адаптивного спорта. Теперь классификационный признак разделения направлений адаптивного спорта на группы — нозология, вид заболевания, инвалидности спортсмена — оказался недостаточным. Спортсмены с поражением интеллекта теперь могут представлять разные направления адаптивного спорта — паралимпийское и специальное олимпийское.

Таким образом, современное состояние адаптивного спорта в мире требует введения еще одного основания для разделения направлений адаптивного спорта на группы (классы). Этим основанием (классификационным признаком) является модель соревновательной деятельности, реализуемая в том или ином направлении адаптивного спорта.

Исходя из принятой модели соревновательной деятельности (или организации соревнований и награждении победителей), все направления (виды) адаптивного спорта разделяются на две крупные группы:

  • виды адаптивного спорта, использующие традиционную модель соревновательной деятельности (которая применяется у здоровых спортсменов и у спортсменов-инвалидов: паралимпийцев, сурдлимпийцев и др.);
  • виды адаптивного спорта, использующие нетрадиционную модель соревновательной деятельности (которая применяется у «специальных спортсменов» — лиц с поражением интеллекта, выступающих по программе Специальной олимпиады).

Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте

Соревнование является функциональным и структурным ядром спорта, без которого он теряет свою сущность, смысл, специфику. Соревнование, которое реализуется в соревновательной деятельности, выполняет ряд функций, главными (первичными) из которых являются определение победителя и призеров состязаний, фиксация рекорда, выявление иерархии мест (ранга) участников состязаний.

Но соревнования в спорте — это не только определение победителей, но также социальная оценка спортивных результатов и достижений спортсменов, что находит свое отражение в моделях соревновательной деятельности в адаптивном спорте.

Традиционная модель

Главной целью, конечным результатом адаптивного спорта являются социализация и социальная интеграция инвалидов и лиц с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья.

Исходя из этого, организаторы паралимпийского, сурдлимпийского спорта и спорта лиц с поражением интеллекта по версии INAS-FID в качестве важнейшего условия социализации и социальной интеграции участников соревнований выдвигают условие использования той же модели (системы) соревнований, которую используют здоровые спортсмены как на крупнейших международных соревнованиях — Олимпийских играх, первенствах, чемпионатах и кубках мира, так и на региональных и национальных соревнованиях различного уровня.

Именно в этом случае, с их точки зрения, происходит реальное включение человека

с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества, усвоение опыта этой жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальные группы и свойственные им отношения. При этом, например, для организаторов паралимпийского движения принципиальными являются также вопросы использования тех же спортивных сооружений, мест проживания спортсменов-инвалидов (например, Олимпийская деревня, преобразующаяся в этом случае в Паралимпийскую), питания, получения медицинской помощи, проведения досуга; участие в торжественных церемониях награждения победителей с поднятием флага страны, открытия и закрытия игр и т.д. и т.п., которые имеют место у здоровых спортсменов, например, на Олимпийских играх. Более того, даже ставится вопрос о совмещении по времени Олимпийских и Паралимпийских игр, которые в настоящее время проводятся поочередно | вначале Олимпийские, а через две-три недели Паралимпийские игры.

Модель (систему) соревновательной деятельности, используемую в настоящее время здоровыми спортсменами, назовем традиционной моделью соревнований. Отметим отличительные черты этой модели.

Во-первых, самое главное в любом соревновании на основе этой модели — это определить победителя (чемпиона) и призеров, занявших второе и третье места. Причем практически во всех видах спорта принципиально важно определить лучшего спортсмена или команду, четко расставить по местам призеров состязаний. Даже в том случае, когда они показали одинаковый результат, вводятся дополнительные критерии, показатели для выявления победителя. Например, при равенстве очков, набранных командами в соревнованиях по футболу, учитывается разница забитых и пропущенных голов, результаты игр между этими командами и т.п. Более того, когда и по дополнительным критериям не удается определить победителя, назначается дополнительная встреча с серией пенальти. В легкой атлетике используются точнейшие способы оценки результата, например, в беге (фотофиниш), номер попытки достижения лучшего результата, например, в прыжках в высоту или длину и т.д. и т.п. Ситуации, когда спортсмены демонстрируют абсолютно одинаковые результаты и, естественно, получают медали одинакового достоинства, воспринимаются как исключения и, как правило, нежелательны.

Во-вторых, важнейшей функцией соревнований, особенно крупных, международных, на основе традиционной модели является также регистрация с последующим утверждением рекорда, абсолютно лучшего результата вообще или регионального, национального, данных соревнований и других уровней. Это, кстати, предъявляет повышенные требования к средствам и службам обеспечения соревнований (например, требования к точности регистрирующей результат соревнований аппаратуры, требование определения скорости ветра в некоторых легкоатлетических дисциплинах и т.п.).

И, наконец, в-третьих, традиционная система соревнований предусматривает обязательное распределение (ранжирование) каждого участника на основе показанных спортивных результатов от лучшего к худшему. Таким образом, традиционная модель соревнований определяет не только победителя — лучшего, но и проигравших — худших.

Это — аспекты, касающиеся собственно процессуальной стороны соревнований, ее главной (первичной) функции.

Группа аспектов, связанных с социальной оценкой результатов соревновательной деятельности, также имеет в традиционной ее модели свои особенности.

Прежде всего, следует отметить экономический аспект традиционной системы соревнований. Сегодня стало нормой внесение финансового взноса за участие спортсмена, особенно в международных соревнованиях. За победу на крупных международных соревнованиях, включая занятие второго и третьего места, спортсмены получают солидные финансовые выплаты. В некоторых видах спорта — это прямые выплаты, которые осуществляют организаторы соревнований (так называемый призовой фонд, достигающий в некоторых видах спорта сотни тысяч долларов).

За победу на Олимпийских и Паралимпийских играх, например, российские спортсмены получают материальное вознаграждение от Правительства Российской Федерации и дополнительно — от органов государственной власти регионов, которые он

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo