Содержание
Тесты для оценки быстроты реакции
Оценка простой реакции
Время простой реакции регистрируют в условиях, когда тип сигнала и способ ответа известны заранее (например, при загорании лампочки нажать на кнопку и т.п.).
Тест в лабораторных условиях при помощи хронорефлексометра[1]
В лабораторных условиях время простой реакции на свет и звук фиксируют посредством хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 секунды. Для оценки времени простой реакции принято использовать не менее 10 попыток, по результатам которых определяется среднее время реагирования.
Reaction Timer[2]
Ещё одним доступным каждому способом определения быстроты простой реакции является онлайн тест: . По сути тест аналогичен предыдущему, для его выполнения требуется только наличие компьютера и подключения к интернету.
Методика заключается в том, что испытуемому требуется отреагировать на изменение цвета экрана нажатием кнопки мыши компьютера.
«Линейка»
Самый простой и доступный в полевых условиях способ измерении простой реакции выполняется с помощью линейки длиной 40 см (рисунок 2).
Выполнение:
Испытуемый садится на стул лицом к спинке, вытягивает прямую ведущую руку перед собой и кладёт её на спинку стула. Тестирующий держит на весу линейку таким образом, чтобы она располагалась отметкой «О см» между большим и указательным пальцами испытуемого. Когда спортсмен готов к выполнению теста, испытатель отпускает линейку. Задача испытуемого как можно быстрее сжать пальцы в кулак. Оценка скорости реакции осуществляется по длине преодолённого линейкой расстояния в сантиметрах.
Однако нужно отметить, что в хоккее практически нет простых реакций, в которых известен тип сигнала и способ реагирования.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и способ ответа на него неизвестны. Зарегистрировать время такой реакции в ходе хоккейного матча весьма трудно. Ввиду этого, в случае такой необходимости, оценивать сложную реакцию принято в лабораторных условиях путем измерения:
- реакции выбора из нескольких сигналов;
- скорости ответного действия на определенную тактическую ситуацию;
- реакции на движущийся объект.
Оценка реакции выбора из нескольких сигналов
При оценивании реакции выбора из нескольких сигналов, перед испытуемым ставится задача, к примеру, нажимать на кнопку только на зелёный цвет или на сочетание зелёного и красного (одновременное загорание двух лампочек). Могут быть также различные воспрещающие сигналы. Тесты, требующие рассуждения, ещё больше усложняют реакции выбора. В спорте нашли распространение следующие методики:
«ВАТАК»[2][6]
Примером методики для оценки скорости сложной реакции выбора из нескольких сигналов служит североамериканский тест «ВАТАК», который выполняется при помощи специальной установки ВАТАК Pro (рисунок 3).
Выполнение:
Испытуемый занимает положение основная стойка на любом удобном расстоянии от прибора. По готовности спортсмена запускается тест. В ходе выполнения упражнения в хаотичном порядке загораются лампы красного цвета. Задача испытуемого как можно быстрее дотронуться одной из рук до загоревшегося индикатора.
У данной методики существует несколько разновидностей:
а) «Аккумулятор-30» — хаотичное загорание лампочек на протяжении 30 секунд, фиксируется количество поражённых мишеней;
б) «Аккумулятор-60» — хаотичное загорание лампочек на протяжении 60 секунд, фиксируется количество поражённых мишеней;
в) «Гонка-50» — хаотичное загорание лампочек, фиксируется время поражения 50 мишеней.
Скорость реакции ног[7]
Если предыдущая методика требует проявления быстроты реакции руками, то подход, используемый в Словакии, направлен на оценку скорости сложной реакции при выполнении движений ногами.
Для проведения теста необходимо наличие четырёх тензоплатформ размером 30×30 см, соединённых с компьютером, а также подставки для компьютера (рисунок 5). Тензоплатформы устанавливаются согласно схеме на рисунке 4, компьютер размещают на расстоянии 1 метра от двух ближних тензоплатформ.
Выполнение:
Испытуемый занимает положение основная стойка, ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленях, руки на поясе, взгляд устремлён на экран монитора компьютера. По звуковому сигналу компьютера начинается тест. В ходе его выполнения в одном из четырёх углов монитора появляются синие круги, свидетельствующие о необходимости дотронуться ногой до соответствующей тензоплатформы. Фиксируется среднее время реакции из 10 попыток.
По имеющимся у автора результатам обследований 21 хоккеиста в возрасте до 21 года различных клубов Словакии для данного теста создана оценочная шкала:
Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года
Уровень подготовленности | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий |
873 мс и более | 744-872 мс | 658-743 мс | 528-657 мс | 527 мс и менее |
Оценка скорости ответного действия на определённую тактическую ситуацию[1]
Второй подход заключается в том, что испытуемому на компьютере предъявляются различные игровые ситуации. Проанализировав которую, испытуемый реагирует либо словесным ответом, либо нажатием кнопки, либо специальным действием.
Утомление сказывается на быстроте и точности реакций следующим образом:
- увеличивается время реакции;
- повышается число ошибочных действий;
- возрастает вариативность быстроты реагирования, при этом некоторые реакции становятся непозволительно длинными.
Проведение подобных тестов после тренировочного занятия позволяет выявить игроков, чья стабильность в различных игровых ситуациях значительно снижается под влиянием утомления.
Оценка реакции на движущийся объект
Измерение реакции на движущийся объект осуществляется с помощью обычного электросекундомера. Испытуемому даётся задание остановить секундомер на определенной цифре (обычно в диапазоне 10-15 секунд). Вначале выполняется 10 пробных повторений, затем регистрируются показатели 20 контрольных попыток: отмечаются как преждевременные (к примеру, -0,2; -0,4 секунды), так и запаздывающие (+0,1 сек и т.д.) реакции. Оценивается общее количество преждевременных и запаздывающих реакций, а также высчитывается общее абсолютное среднее время ошибки реакции.
Источник: «Спортивная метрология», 2016 г.