Управление миграционными процессами в спорте

Управление миграционными процессами в спорте

С. Д. Неверкович Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия

А.Н. Попов Уральская государственная академия физической культуры и спорта, Россия

Рассмотрена совокупность организационно-педагогических условий протекания миграционных процессов в спорте высших достижений -высококонкурентной области человеческой деятельности и государственной социально-экономической политики. Каждая страна по-своему реагирует на миграцию в сфере физической культуры и спорта. Для экономически развитых стран характерна высокая управляемость данным процессом.

В России в последние годы усилились процессы как внутренней, так и внешней миграции населения. Естественно, данные процессы коснулись и сферы физической культуры и спорта. Миграция носит явные черты утечки умов и лучших представителей спорта высших достижений — тренеров, ученых, спортсменов.

Проблема миграции в спорте в свете национальной безопасности страны

Переход к рыночным отношениям резко усилил тяготение населения России к наиболее обжитым и «комфортным районам», что объясняется запоздалым проявлением перехода от экстенсивного к интенсивному освоению пространства. Этот переход потребовал формирования миграционной политики нового типа. Переживающая период становления, эта политика неизбежно сталкивается с такими проблемами, как неадекватность нормативной базы, неоформленность институциональных структур, хроническая и катастрофическая нехватка средств, отсутствие единои концепции и отлаженного механизма воздействия на миграционные процессы.

Миграция носит явные черты утечки умов и лучших представителей культуры, спорта и т.д. Отмеченное прежде всего касается притока населения из так называемого ближнего зарубежья. В большинстве своем это уже сформировавшиеся личности, четко осознающие свой творческий потенциал и умеющие давать оценку своей жизни в различных условиях ее протекания. То же самое касается и тех спортсменов и тренеров, которые покидают пределы страны (временно или на весь период оставшейся жизни).

В последние годы активизировалась и внутренняя (межрегиональная) миграция. Во многом она связана с высшими учебными заведениями и спортивными клубами. Определение состава и структуры организационно-педагогических условий и механизма управления миграционными процессами имеет в этих условиях решающее значение.

Реакция региональных органов управления физической культурой и спортом (ФКиС) определяется в основном двумя направлениями: работой по «сигналам» (она связана с решением «сиюминутных» вопросов) и по плану. Перспективным является программно-целевое управление миграционными процессами в спорте. Именно такое управление и взято в качестве исследуемой проблемы.

Органы государственного управления ФКиС (на федеральном и региональном уровнях) все больше внимания вынуждены уделять миграционным процессам спортсменов и тренеров. Однако уровень такого управления, и, прежде всего, в части теории и методологии, необходимо повышать (с учетом объективных закономерностей развития общества и специфических условий физкультурно-спортивного движения в регионах страны). Особого внимания требуют организационно-педагогические условия жизнедеятельности спортсменов и тренеров, во многом определяющие их поведение и место жительства.

Теоретическая модель управления миграционными процессами в спорте имеет следующий вид (рис. 1). Она определяется рядом блоков: объектом управления, управляющей подсистемой, организационными и педагогическими условиями управления. Объект управления — это миграционные процессы, а управляющая подсистема — цели, функции и механизм управления. Особо выделен и такой блок, как «результата воздействия субъекта управления на его объект». Он (результат) обычно выражается в показателях эффективности и сопоставляется с целями управления миграционными процессами в спорте.

Механизм управления — понятие довольно емкое и многогранное. Оно включает в себя субъекты управления, информационные потоки, методы и технику управления (говоря иначе, все то, что определяет принятие и выполнение управленческого решения).

Представленная на рис. 1 модель управления миграционными процессами является универсальной, поскольку отражает те связи и отношения, которые являются общими для самых разных уровней (субъектов) управления. Независимо от того, кто принимает управленческие решения, их оптимальность в принципе определяется тем, насколько полно удается осмыслить и учесть конкретную совокупность организационно-педагогических условий протекания миграционных процессов в спорте.

Каждая страна по-своему реагирует на миграцию в сфере ФКиС. Для экономически развитых стран характерна высокая управляемость данным процессом. Международное право обязывает их содействовать перемещению мигрантов, оказывать им медицинские и миграционные услуги, разрешать перевод на родину заработанных средств. Разработана концепция государственной миграционной политики Российской Федерации. Она представляет собой систему основных принципов и приоритетов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования миграционных процессов, направления и механизмы их практической реализации.

Однако следует указать на отсутствие строго отработанной системы экономического регулирования в сфере ФКиС. Сложившаяся ранее система, по мнению Л. В. Жестянникова, с большим трудом поддается преобразованиям и потому в большинстве случаев неадекватна программным направлением формирования эффективности рыночной экономики. Особая актуальность этого вопроса связана с остаточным принципом финансирования сферы ФКиС, дефицитом государственного бюджета, сокращением размеров государственного инвестирования в объекты данной сферы. В связи с этим влияние миграции спортивных кадров на национальную безопасность рассматривается в рамках комплексного подхода (табл. 1).

В 1997 г. был принят закон РФ «О безопасности». В нем сформулирована новая программа государственной безопасности. Основные ее элементы:

1) переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концентрации баланса интересов;

2) движение в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;

3) дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности.

В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угроза безопасности определена как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Различают реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие из внутренних и внешних источников опасности.

В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического и организационного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам. Принципы обеспечения безопасности следующие:

  • законность;
  • соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;
  • интеграция с международными системами безопасности.

Концепция национальной безопасности РФ исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

Различают реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие из внутренних и внешних источников опасности. Одним из таких объектов является физическое и духовное здоровье нации (особенно подрастающего поколения). Речь идет о продлении жизни россиян и демографическом кризисе русской нации. Подчеркивая отмеченное, В. У. Аге-евец обращает внимание на роль в этом деле ФКиС — приоритетной сферы деятельности, «ибо она охватывает и корректирует глубинные процессы общественного развития. Это: профилактика заболеваний и укрепление здоровья человека, сохранение его творческой работоспособности и долголетия, организация досуга, воспитание. Кроме того, эта сфера оказывает влияние на экономику, политику, обороноспособность и репродуктивность здоровой нации».

Таблица 1. Комплексный подход к обеспечению национальной безопасности

Параметры комплексности

Содержание параметров

Субъекты угроз безопасности

Государство, общество, территориальные образования

Источники угроз

Внешние, внутренние

Основные направления деятельности по обеспечению безопасности

Анализ и прогнозирование угроз, определение критериев безопасности и их пороговых значений, организация работы всех органов государственной власти, поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов

Аспекты безопасности

Экономический, социальный, политический, военный, экологический, демографический, этнокультурный, криминологический, миграционный

Объекты защиты национальных интересов

Территориальные границы, здоровье населения, материальные ценности, финансовые средства, информационные ресурсы, национальное достоинство

Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;
  • определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплексных мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;
  • организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;
  • поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого социально-экономического, политического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Существуют различные угрозы национальной безопасности России, связанные с миграционными процессами.

Во-первых, это миграция элитных кадров, их внутренние перемещения (например уход в другие сферы деятельности), создающие угрозу стабильности и прогрессу.

Во-вторых, это связанный с миграцией вывоз и перевод капитала за рубеж, что, в свою очередь, угрожает внешнеэкономическим и финансовым позициям нашей страны.

В-третьих, это расширение сферы деятельности мигрантов в теневой экономике; говоря иначе, речь идет об угрозе дальнейшей криминализации российской экономики под влиянием миграции.

В-четвертых, миграция является дополнительным фактором маргинализации и социальной дифференциации населения, еще большего ухудшения жизни некоторых его слоев.

В-пятых, это чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории, что чревато быстрым и резким обострением проблемы безработицы на региональном рынке труда.

Согласно методике, разработанной ООН, экономический ущерб для страны, вызываемый эмиграцией элитных кадров, может быть определен по формуле:

Y = (Р + П + K) N1 — (В + Э + Д)N2, (1)

где Р — расходы на воспитание, образование и повышение квалификации специалиста; П — упущенная выгода; К — косвенные потери (из-за снижения кадрового потенциала, ухудшения качества подготовки и использования элитных кадров); N1- число не возвратившихся специалистов; В — выгода, полученная в результате возвращения части эмигрантов в страну; Э — выгода от повторного включения бывших эмигрантов в экономическую жизнь страны; Д — поступления в бюджет от различного рода сборов и пошлин, выплачиваемых эмигрантами; N2 — число возвратившихся специалистов (элитных кадров).

По оценкам специалистов, экономические потери из-за утечки элитных кадров (в том числе и в сфере ФКиС) достаточно велики. А это заставляет обратить пристальное внимание на вопросы регулирования миграционных процессов в спорте.

Особую значимость здесь играет «концепция ориентации на перспективу» (рис. 2).

Однако она может быть взята за основу лишь при соблюдении интересов личности и государства — страны происхождения эмигранта. Для этого нужна разработка международных норм, что и будет осуществлено в перспективе при активном участии России, что, в свою очередь, позволит обеспечить предотвращение создаваемых утечкой элитных кадров угроз национальной безопасности.

Еще более ярко и своеобразно угрозы, исходящие от эмиграции, преломляются через проблему воспроизводства спортивной элиты в целом и ее школ в частности. До последнего времени решению этой проблемы вообще не уделялось никакого внимания. Только недавно наметились изменения в системе общественных ценностей, смысл которых заключается в признании элитарности спортивных кадров.

Между тем действующие за рубежом социальные и психологические механизмы определения статуса спортсменов и тренеров идентифицируют с такими неотъемлемыми характеристиками элиты, как вклад в развитие спорта, рейтинг, статус. Если же игнорируются эти объективные важнейшие показатели успешной личностной самореализации, то и подлинная безопасность спортсмена и тренера также не может считаться обеспеченной, что и является одной из причин эмиграции элитных кадров в России.

Важна также и судьба спортивных школ, сложившихся в России. Именно в них осуществляется профессиональное воспроизводство спортивной элиты. Эти школы возникают при оптимальном сочетании когнитивного, социально-психологического и организационного аспектов спортивной деятельности. Их атрибутом является наличие общепризнанного лидера, яркой, сильной и незаурядной по своим профессиональным и человеческим качествам личности, ролевой статус которой -генерация идей или программ подготовки элитных кадров.

В последние годы эмиграция захватила не только элиту, но и «предэлиту» — талантливых молодых спортсменов. В результате под угрозой оказался сам принцип формирования спортивных школ. Важно и иное: отток лучших кадров негативно сказался и на внутренних условиях функционирования этих школ, в первую очередь на их психологическом и моральном климате.

Конечно, эмиграция имеет и позитивные стороны. Она создает национальные диаспоры, которые могут становиться определенной опорой для страны-донора, например, способствовать приему соотечественников в спортивных клубах по временному контракту. Надо, однако, иметь в виду, что большинство позитивных последствий этого проявляются с лагом в 10-15 лет. За этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Кроме того, аналогичная ситуация может, в принципе, иметь место и на личностном уровне, поскольку далеко не всегда адаптация эмигрантов в стране въезда бывает успешной.

Следует также отметить, что мотивы миграции бывают преимущественно позитивными: мигрант в сфере ФКиС хочет раздвинуть пределы ранее достигнутой безопасности, обеспечить те ее аспекты, которые раньше были для него неактуальными или вообще не осознавались. С другой стороны, для него создаются в результате перемещения новые угрозы. Причем они могут принять такие размеры, что положительные результаты добровольной миграции не будут перевешивать ее минусы для самих мигрантов, представляющиеся неприятным попутным следствием, казалось бы, хорошо просчитанного решения.

Уровень национальной безопасности зависит от многих факторов. Одним из них является патриотизм (любовь к Родине). А это связывает рассматриваемую проблему с педагогической наукой.

Методология управления миграционными процессами в спорте

Как уже отмечалось, миграцию в настоящем органически связывают с национальной безопасностью. Так, иммиграция в Россию, способствуя повышению демографической безопасности, одновременно создает определенные экономические, социальные, криминальные и этнокультурные угрозы, что может поставить под угрозу национальную безопасность. То же самое касается и эмиграции элитных кадров. Интерес в этой связи представляет данные табл. 2, касающиеся различных отраслей национальной экономики.

Высококвалифицированные специалисты (элитные кадры) по своему экономическому содержанию представляют собой капитал, формирующую роль которого играет миграция. Данная функция миграции получает зримое выражение в ее количественных параметрах и структурных характеристиках. Она становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, специальностям ее участников.

Таблица 2. Миграция элитных кадров в различных сферах народного хозяйства

Сфера экономики

Уровень миграции (+, ++ или +++)

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

+

Атомная промышленность

+

Физическая культура и спорт (ФКиС)

-++

Информационно-вычислительное обслуживание

+++

Наука

+++

Здравоохранение

++

Культура и искусство

++

Образование

++

Некоторые авторы речь ведут об «утечке умов» и, соответственно, о критических показателях угроз национальной безопасности, взятой в экономическом аспекте. Особенно это касается России, ее все более увеличивающегося отставания в технологическом развитии. По оценкам В. Садовничего, за 1990-е гг. Россия потеряла около трети своего интеллектуального потенциала, поэтому неудивительно, что за тот же период уровень изобретательной активности в нашей стране снизился на 90%. И поскольку в условиях экономического кризиса невозможен активный импорт передовых технологий, ситуация в области научно-технологического развития в России стала критической.

«Утечка умов» имеет прямое отношение и к отрасли физической культуры и спорта. Речь, прежде всего, идет о тренерской элите и других высококвалифицированных работниках данной отрасли. Речь также идет и об элитных спортсменах, благодаря которым осуществляется не только прогресс в спорте, но и активизация национальной экономики (благодаря олимпийскому маркетингу и маркетингу профессионального спорта).

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами в нашей стране. Эти особенности связаны также с аналогичными переменами в ряде других стран мира.

На рис. 3 представлена структура миграционных потоков, характерных для нашей страны. Она характерна для любой сферы экономики (в том числе и ФКиС). Существуют самые различные причины внешней и внутренней миграции. Их можно подразделить на социально-экономические и экологические. Можно также выделить свободную и вынужденную миграцию, законную и незаконную и т.д. Для сферы ФКиС характерна, прежде всего, законная и свободная миграция (внешняя и внутренняя).

Более подробно об этом свидетельствуют данные табл. 3, 4 и 5, составленных на основе опроса спортсменов и тренеров. В них речь идет о классификации видов спорта по степени активности миграционных процессов и центрах миграции (внутренних и внешних по отношению к нашей стране).

По степени активности все виды спорта можно подразделить на три группы: очень высокая, высокая и средняя активность. К первой группе относятся такие виды спорта, как хоккей и футбол (табл. 3).

В табл. 4 названы центры международной миграции в спорте. Прежде всего это США, Западная Европа, Австралия (по въезжающему миграционному потоку) и Россия, Ближний Восток, Латинская Америка (по выезжающему миграционному потоку). Представлены также данные о положительном (+) или отрицательном (-) сальдо миграции, а также рейтинг центров по миграционной политике.

Таблица 3. Классификация видов спорта по степени активности миграционных потоков

Степень активности

Вид спорта

Очень высокая

Хоккей, футбол

Высокая

Баскетбол, гандбол, теннис, фигурное катание

Средняя

Легкая атлетика, коньки, дзюдо, волейбол, бокс, лыжи, тяжелая атлетика

Таблица 4. Центры международной миграции в спорте

Центр миграции

Занимаемое место по въезжающему потоку

Занимаемое место по выезжающему потоку

Положительное или отрицательное сальдо миграции

Рейтинг

по миграционной политике

Западная Европа

2

+

3

США

1

+

2

Австралия

3

+

4

Ближний Восток

2

Азиатско-Тихооке-анский регион

6

Латинская Америка

3

5

Африка

Россия

1

1

Страны СНГ и Балтики

Таблица 5. Аналитическая оценка параметров цены жизни личности мигранта в сфере ФКиС

Параметр

Вес

1. Денежные и материальные ресурсы

9,7

2. Профессиональный рост

8,2

3. Устойчивость, порядок, стабильность в стране

6,6

4. Социально-бытовая инфраструктура

5,8

5. Общение, социальные связи

5,5

6. Личностная культура

5,0

7. Чувство Родины

3,2

В табл. 5 представлены данные по центрам внутренней миграции в спорте. Их рейтинг по миграционной политике следующий: Челябинск, Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Уфа, Пермь и т.д.

В основе технологической характеристики организации опытно-экспериментальной работы лежат данные относительно «цены жизни человека».

Имея эти данные, можно оценить миграционный потенциал и повысить тем самым обоснованность целевых комплексных программ управления миграционными процессами в спорте. Под «ценой» при этом понимается субъективная оценка параметров, определяющих комфортность жизни человека в том или ином регионе (стране).

В процессе исследования были обоснованы параметры цены жизни человека (потенциального или реального мигранта в сфере ФКиС). Каждый из них имеет свой вес исходя из десятибальной оценки (табл. 5). И, прежде всего, это денежные и материальные ресурсы, профессиональный рост и т.д. (всего семь параметров).

Все представленные в табл. 5 параметры цены жизни (в совокупности) определяют миграционный потенциал. При этом должно выполняться следующее основное условие: ЦЖП < ЦЖБ. Здесь ЦЖП и ЦЖБ — цена жизни человека, соответственно, на прежнем и возможном в будущем месте жительства. Все люди, для которых соблюдается данное неравенство, и будут определять миграционный потенциал.

Следует, однако, отметить, что содержательная основа внешней и внутренней миграции разная. Об этом свидетельствуют данные табл. 6, построенной на основе опроса специалистов отрасли «физическая культура и спорт».

Данные этой таблицы могут быть использованы для анализа миграционных процессов в сфере ФКиС. Приведенные здесь символы, имеющие отношение ко всем параметрам цены жизни, следующие: > — больше, = — одинаково,< 1 меньше (имеется в виду в сравнении двух мест проживания — прежнего и настоящего, или настоящее и будущего). Благодаря набору этих символов можно определить «вектор» экономических интересов человека в привязке к определенному виду миграции.

Таблица 6. Матрица анализа миграционных процессов в спорте

Параметр цены жизни мигранта

Вид миграции

Внешняя

Внутренняя

Спортсмен

Тренер

Спортсмен

Тренер

1. Денежные и материальные ресурсы

>

>

>

>

2. Профессиональный рост

>

=

>

=

3. Устойчивость, порядок, стабильность в стране

>

>

=

=

4. Социально-бытовая инфраструктура

>

>

=

=

5. Общение, социальные связи

<

<

=

<

6. Личностная культура (культурный рост)

>

>

=

=

7. Чувство Родины

<

<

=

<

Например, для спортсмена с позиций внешней миграции характерно пять символов «>» и два «<». С позиций же внутренней миграции два символа «>» и пять «=». В том и в другом случае «вектор» спортсмена направлен на смену жительства (вне или внутри страны проживания). Наибольшую роль при этом играют денежные ресурсы, определяющие «страх быть бедным». Кроме того, символ «>» имеет такой параметр, как «профессиональный рост».

Для тренера также определяющим «вектором» миграции являются «денежные ресурсы» (но не профессиональный рост). Для внешней миграции определяющую роль играют и такие параметры, как «социально-бытовая инфраструктура», «культурный рост» и «устойчивость, порядок, стабильность в стране».

Как уже отмечалось, наличие «вектора» к миграции еще не означает действительную смену места жительства. Здесь еще важно, чтобы рост цены жизни был по величине не меньше определенного порога. Возможность его преодоления во многом зависит от структуры личности (рис. 4). И, прежде всего, это связано с воспитанием молодых спортсменов.

Любой мигрант испытывает чувство психоэмоционального напряжения, в основе которого лежит утрата прежних ценностей и наличие (больших или меньших) различий в культуре (столкновение двух культур — мигранта и места абсорбции — приводит к нарушениям психики).

Возникающий в процессе адаптации «комплекс мигранта» характеризуется устойчивым состоянием нервно-психического напряжения. Однако оно бывает не столь значительным, если человек уже неоднократно бывал на месте своего нового жительства ранее и точно обговорил условия своего пребывания здесь с заинтересованными лицами.

В процессе приспособления мигрантов к новой социально-культурной среде специалисты выделяют ряд стадий психологического приспособления. Среди них:

1) эйфорическая (на этой стадии у мигрантов оказывается задействованной лишь эмоциональная сфера психики. Такого рода поведение, которое можно назвать содержатель-но-пассивным, длится от нескольких дней до нескольких месяцев);

2) туристическая (эта стадия связана с познавательным фактором. Здесь происходит осмысление внешней стороны ситуации, ее взаимосвязи с собственными потребностями);

3) ориентационная (на данной стадии мигрант вынужден разбираться не только во внешнем, но и во внутреннем устройстве нового общества. А это, в свою очередь, требует расширения социального пространства личности, ее перестройки);

4) депрессивная (здесь добавляется четвертый фактор — социально-психологический. Данная стадия наступает как результат разрушения стереотипа предыдущего типа жизни, переживания чувства разлуки и ностальгии);

5) стабилизационная (она связана с изменением направленности личности, ее мотивационной структуры, жизненных установок). Для спортсменов, добровольно сменивших место жительства, данная стадия бывает не всегда явно выраженной. Отмеченное касается и четвертой стадии, что определяется отсутствием «потери привычного социального и профессионального статуса».

Однако знание относительно того, что существуют определенные стадии психологического приспособления мигрантов, могут оказать им определенную помощь. Они могут также повлиять на тех спортсменов, которые еще не приняли окончательного решения относительно смены своего места жительства (или же на тех, кто пока и не думал об этом).

Назовем далее основные характеристики программно-целевого метода управления миграционными процессами в спорте.

1. Программа является индикативной (ее мероприятия используются не всегда полностью; сроки выполнения мероприятий и ресурсы для них определяются как прогнозные).

2. Программа строится на принципе непрерывности (период ее действия — два года; но «строится» она каждый год на последующие два года).

3. Программа обусловлена региональной и общероссийской миграционной политикой и направлена на регулирование миграционных потоков.

Сложная и многогранная работа по разработке программы (ЦКП) проводится в несколько стадий. Это — определение концепции целевой комплексной программы; выявление мероприятий, необходимых для решения основных миграционных задач; разработка обеспечивающего плана, в процессе которой выявляются различные варианты ЦКП (в том числе программа «минимум» и программа «максимум»).

Миграционная программа состоит из трех частей: целевой, основной и обеспечивающей.

В основе компетенции ЦКП лежит личност-но ориентированное обучение, определяемое актуализацией у воспитанников:

  • мотивов деятельности, адекватных целям воспитания; а нравственных отношений, возникающих между участниками рассматриваемого процесса;
  • позитивного отношения к профессиональнопедагогическим личностным качествам;
  • активной самодеятельности по освоению профессионально значимых качеств личности;
  • последовательного освоения позиции наблюдателя, затем участника и организатора;
  • осознанного и добровольного перехода в процессе воспитательной деятельности от объективной позиции к субъективной. Системность управления воспитательным

процессом можно представить следующим образом (табл. 7). В основу оценки ее эффективности было

Видео по теме

«Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения».
Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год.

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo