Административные правонарушения в спорте

Административные правонарушения, связанные с маркетингом физкультурных и спортивных мероприятий

Административные правонарушения, связанные с противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований

Одной из наиболее крупных базовых отраслей российского права, устанавливающих многочисленные виды государственного принуждения, является административное право. Это объясняется всеохватывающим характером государственного управления, понимаемого в узком смысле слова как деятельность органов исполнительной власти по реализации исполнительно-распорядительных полномочий. Особенностью административного принуждения являются следующие его черты, вытекающие из отношений в области государственного управления: 1) административное принуждение всегда реализуется вовне, т.е. в отношении субъекта, который является по отношению к государственному органу «третьим лицом» и не включен в его структуру; 2) оно, как правило, применяется органами исполнительной власти; 3) основаниями применения административного принуждения являются виновные или объективнопротивоправные правонарушения; 4) административное принуждение может применяться к юридическим (коллективным) и физическим (индивидуальным) субъектам; 5) регулируется административно-правовыми нормами.

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права и видом административного принуждения. Исходя из того, что в науке административного права уже давно устоялось понятие административной ответственности как применения административных наказаний за совершение административных правонарушений, установленных в законе, рас

смотрим вопросы административной ответственности, связанной с маркетингом подготовки и проведения физкультурных и спортивных мероприятий.

В ст. 3 Федерального закона о спорте среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте назван принцип запрета на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона о спорте противоправным влиянием на результат официального спортивного соревнования признается совершение в целях достижения заранее определенного результата или исхода этого соревнования хотя бы одного из следующих деяний:

  1. подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования (в том числе их работников), принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния или совершение этих действий по предварительному сговору с указанными лицами;
  2. получение спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями спортивных команд, другими участниками или организаторами официального спортивного соревнования (в том числе их работниками) денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование указанными лицами услугами имущественного характера, извлечение ими других выгод и преимуществ или их предварительный сговор.

Меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним предусмотрены ч. 4 ст. 26.2 Федерального закона о спорте и включают в себя:

  1. установление ответственности за противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;
  2. применение спортивными федерациями санкций к спортсменам (в том числе спортивной дисквалификации спортсменов), спортивным судьям, тренерам, руководителям спортивных команд и другим участникам официальных спортивных соревнований за противоправное влияние на результаты этих соревнований;
  3. установление запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования (для спортсменов — на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они участвуют в соответствующих официальных спортивных соревнованиях (п. 3.1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона о спорте), для спортивных судей — на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они обеспечивают соблюдение правил вида или видов спорта и положений (регламентов) о соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для тренеров — на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они проводят тренировочные мероприятия и осуществляют руководство состязательной деятельностью спортсменов, участвующих в соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для руководителей спортивных команд — на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым руководимые ими спортивные команды участвуют в соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для других участников официальных спортивных соревнований — на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они участвуют в соответствующих официальных спортивных соревнованиях), а также применение спортивными федерациями санкций (в том числе спортивной дисквалификации спортсменов) за нарушение этого запрета;
  4. включение в дополнительные образовательные программы образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов о предотвращении противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние;
  5. проведение в средствах массовой информации и в сети Интернет пропаганды, направленной на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбу с ним;
  6. взаимодействие Министерства спорта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общероссийских спортивных федераций, региональных спортивных федераций, местных спортивных федераций и правоохранительных органов в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним;
  7. осуществление международного сотрудничества в области предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним.

Пункт 6.7 ч. 3 ст. 16 Федерального закона о спорте гласит, что общероссийские спортивные федерации обязаны принимать меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним в соответствии с требованиями Федерального закона о спорте. Аналогично п. 6.1 ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона о спорте гласит, что региональные спортивные федерации обязаны принимать меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним в соответствии с требованиями Федерального закона о спорте.

В силу с ч. 7 ст. 26.2 Федерального закона о спорте общероссийские спортивные федерации, региональные и местные спортивные федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним обязаны.

  1. проводить в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбу с ним;
  2. не допускать к участию в официальных спортивных соревнованиях спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд и других участников соответствующих официальных спортивных соревнований, являющихся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступления, предусмотренного ст. 184 Уголовного кодекса Российской Федерации, до вступления в силу приговора суда в отношении указанных лиц либо до прекращения в отношении их уголовного дела и (или) уголовного преследования;
  3. применять в пределах своей компетенции после вступления в силу обвинительного приговора суда санкции к указанным в предыдущем пункте лицам (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов), а также к физкультурно-спортивным организациям, принадлежность к которым имеют эти лица, за противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;
  4. применять в пределах своей компетенции санкции к спортсменам (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов), спортивным судьям, тренерам, руководителям спортивных команд и другим участникам официальных спортивных соревнований за нарушение указанного выше запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах;
  5. информировать соответственно Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы о выявленных фактах противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований соответствующего уровня;
  6. информировать соответственно международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, соответственно Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о санкциях, которые были применены за противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;
  7. оказывать содействие правоохранительным органам, если спортивные федерации проинформировали указанные органы о выявлении фактов противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований;
  8. выполнять другие требования Федерального закона о спорте и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленные на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбу с ним.

В силу ч. 3 ст. 26.2 Федерального закона о спорте предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьба с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом о спорте, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями.

Согласно ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте организаторы официальных спортивных соревнований в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним обязаны включать в положения (регламенты) об официальных спортивных соревнованиях.

  1. требования о запрете на противоправное влияние на результаты таких соревнований;
  2. указанные выше требования о запрете на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона о спорте действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации приостанавливается Министерством спорта Российской Федерации в случае невыполнения обязанностей общероссийской спортивной федерации, предусмотренных, в частности, п. 1—6 ч. 7 и ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте. За невыполнение обязанностей, предусмотренных ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте, действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации приостанавливается в случае, если она являлась организатором или одним из организаторов официального спортивного соревнования, в положении (регламенте) о котором не содержались требования, установленные ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте, и если выявлены факты противоправного влияния на результат этого соревнования. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта возобновляет действие ее государственной аккредитации.

Согласно ч. 5.2 ст. 14 Федерального закона о спорте в случае неустранения общероссийской спортивной федерацией в течение шести месяцев со дня приостановления действия государственной аккредитации обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления, Министерство спорта Российской Федерации прекращает действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации в соответствии с Порядком проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций, утвержденным приказом Минспорттуризма России от 18 августа 2009 г. № 654.

В корреспонденции с указанными выше правилами в ч. 5 ст. 26.2 Федерального закона о спорте говорится, что Министерство спорта Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним:

  1. приостанавливает действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации в случае невыполнения ею обязанностей, предусмотренных п. 1—6 ч. 7 и ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте;
  2. прекращает действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации в соответствии с ч. 5.2 ст. 14 Федерального закона о спорте;
  3. принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации, региональной спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае прекращения действия их государственной аккредитации за невыполнение ими обязанностей, предусмотренных п. 1—6 ч. 7 и ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте;
  4. осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом о спорте.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона о спорте действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации приостанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае невыполнения обязанностей региональной спортивной федерации, предусмотренных, в частности, п. 1—6 ч. 7 и ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте. За невыполнение обязанностей, предусмотренных ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте, действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации приостанавливается в случае, если она являлась организатором или одним из организаторов официального спортивного соревнования, в положении (регламенте) о котором не содержались требования, установленные ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте, и если выявлены факты противоправного влияния на результат этого соревнования. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возобновляет действие ее государственной аккредитации.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона о спорте в случае неустранения региональной спортивной федерацией в течение шести месяцев со дня приостановления действия государственной аккредитации обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации прекращает действие ее государственной аккредитации в соответствии с Порядком государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минспорттуризма России от 20 февраля 2009 г. № 49 .

В корреспонденции с указанными выше правилами в ч. 6 ст. 26.2 Федерального закона о спорте говорится, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним:

  1. приостанавливает действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации в случае невыполнения ею обязанностей, предусмотренных п. 1—6 ч. 7 и ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте;
  2. прекращает действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации в соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона о спорте;
  3. осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом о спорте.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 6.22 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о физиче-

ской культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях. В соответствии с данной статьей невключение организатором официального спортивного соревнования, не являющимся спортивной федерацией, в положение (регламент) об официальном спортивном соревновании требований о запрете на противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования (ч. 8 ст. 26.2 Федерального закона о спорте), а также о запрете на участие спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд и других участников официального спортивного соревнования в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальное спортивное соревнование (п. 3 ч. 4 ст. 26.2 Федерального закона о спорте) влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • на должностных лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;
  • на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн руб.

За административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.22 КоАП РФ, организатор официального спортивного соревнования несет ответственность в случае, если выявлены факты противоправного влияния на результат этого соревнования.

Далее. Статья 6.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Игорный закон) определяет требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении других азартных игр.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 Игорного закона организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны.

  1. принимать ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность. Данное правило применяется при проведении любых азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с соблюдением при обработке соответствующих персональных данных законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
  2. информировать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных и законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, — Федеральную налоговую службу (ФНС России) о выигрышах, выплаченных или подлежащих выплате по результатам пари, заключенных на официальные спортивные соревнования, завершившиеся с наименее вероятным результатом или исходом. Такая информация должна быть представлена не позднее 30 дней со дня проведения соответствующего официального спортивного соревнования;
  3. вести в букмекерских конторах и тотализаторах учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, и представлять с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных данные такого учета в ФНС России при осуществлении им этого надзора. Порядок ведения учета и представления данных, их объем и содержание устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. № 60 утверждены Правила ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования (далее также — Правила).

Согласно Правилам учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования (далее — участники азартных игр) в букмекерских конторах и тотализаторах, ведет организатор азартных игр.

Учет участников азартных игр осуществляется в букмекерских конторах и тотализаторах работниками, уполномоченными организатором азартных игр, путем ведения базы данных с учетными записями об участниках азартных игр (далее —’ база данных) по следующей форме.

УЧЕТ участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования

п/п

Ф.И.О. участника азартных игр

Данные документа, удостоверяющего личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ)

Дата внесения сведений об участнике азартной игры

Дата

приема

ставки

Размер

ставки

Наименование официального спортивного соревнования и дата его проведения

Размер

выигрыша

Дата

выплаты

выигрыша

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Примечания.

  1. Информация в графы 1—4 вносится единожды при первичном оказании организатором азартной игры участнику азартной игры услуги по заключению основанного на риске соглашения о выигрыше (организации заключения основанного на риске соглашения о выигрыше).
  2. Информация в графы 5—7 вносится отдельно по каждой ставке, переданной участником азартной игры, в каждую строку вносится только одно значение показателя.
  3. Информация в графы 8—9 вносится в случае признания участника азартной игры выигравшим.

Внесение в базу данных информации об участнике азартной игры осуществляется при приеме от него ставки (ставок) на официальные спортивные соревнования. Хранение базы данных осуществляется в процессинговом центре букмекерской конторы (тотализатора).

Порядок хранения базы данных определяется организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и должен обеспечивать поддержание базы данных в актуальном состоянии, возможность восстановления информации из базы данных, в том числе информации, утраченной вследствие непреодолимой силы, а также исключать возникновение условий для порчи данных, их утраты, несанкционированного изменения или доступа неуполномоченных лиц к базе данных.

Учетные записи об участниках азартных игр, внесенные в базу данных, подлежат хранению не менее пяти лет со дня их внесения в базу данных.

Внесение в базу данных недостоверной информации не допускается. Обработка персональных данных участников азартных игр, содержащихся в базе данных, должна осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. № 60 утверждены также Правила представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования (далее также — Правила).

Согласно Правилам организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее — организаторы азартных игр) ежегодно представляют в Федеральную налоговую службу данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования (далее — данные учета).

Данные учета представляются по состоянию на 31 декабря отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного года по указанной выше утвержденной форме.

Данные учета представляются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Совместимость данных учета, представляемых в форме электронного документа, обеспечивается за счет соблюдения следующих единых организационных, методологических и программно-технических условий:

а) применение организаторами азартных игр средств электронной подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах, представляемых в электронной форме;

б) применение организаторами азартных игр систем единых протоколов информационно-телекоммуникационных сетей, форматов данных и форм документов, представляемых в электронной форме. Формат представления данных учета в форме электронного документа определяется Федеральной налоговой службой.

Согласно ч. 2 ст. 6.1 Игорного закона в случае выявления Федеральной налоговой службой фактов представления организатором азартных игр недостоверной информации о выигрышах, выплаченных или подлежащих выплате по результатам пари, заключенных на официальные спортивные соревнования, завершившиеся с наименее вероятным результатом или исходом, ФНС России уведомляет об этом общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта.

Приказом Минфина России от 12 декабря 2013 г. № 119Н утвержден Порядок уведомления общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта о фактах предоставления организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах недостоверной информации.

Порядок устанавливает последовательность действий при направлении Федеральной налоговой службой такого уведомления общероссийским спортивным федерациям по соответствующим видам спорта.

Федеральная налоговая служба в течение пяти рабочих дней с момента выявления факта предоставления организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах недостоверной информации о выигрышах, выплаченных или подлежащих выплате по результатам пари, заключенных на официальные спортивные соревнования, завершившиеся с наименее вероятным результатом или исходом, обязана уведомить общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта.

Уведомление оформляется на бланке Федеральной налоговой службы, подписывается уполномоченным должностным лицом и направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Приказом Минфина России от 12 декабря 2013 г. № 119н утверждена также следующая Форма уведомления общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта о фактах предоставления организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах недостоверной информации.

Статья 14.1.1-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр.

Так, прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, влекут наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

Нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе рассмотренного выше порядка информирования общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта и Федеральной налоговой службы о выигрышах, выплаченных или подлежащих выплате по результатам пари, заключенного на официальное спортивное соревнование, завершившееся с наименее вероятным результатом или исходом, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 50 тыс. до 70 тыс. руб.;
  • на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн руб.

Нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе рассмотренного выше порядка учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 70 тыс. до 100 тыс. руб.;
  • на ю

Видео по теме

Источник: «Спортивный маркетинг»
Автор: профессор С.В. Алексеев, 2016 год

Что предлагают интернет магазины?
SPORTGUARDIAN.RU
Logo